Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1218
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Авторская общеобразовательная программа "Сказка-музыка-игра". Педагог дополнительного образования Елецкая В.Г.

Цель – создание средствами искусства условий для творческого развития личности ребенка; формирование ключевых компетенций дошкольника (технологической, информационной, социально-коммуникативной) и подготовки его к дальнейшим образовательным маршрутам (музыкальному, хореографическому, театральному искусству и др.)

Задачи:

образовательные

  • формирование представлений об окружающем мире, пространственных и временных отношениях;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • овладение навыками грамотной и выразительной речи (монолог, диалог);
  • получение представлений о живописи, её жанрах, эмоциональном содержании;
  • знакомство с поэзией, поэтическим словом;
  • овладение различными видами музыкально – творческой деятельности (слушание музыки, пение, ритмопластическая двигательная импровизация);
  • овладение основами музыкальной грамотности.

развивающие

  • развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
  • развитие воображения, фантазии, развитие музыкально–образного, ассоциативного мышления;
  • развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии;
  • развитие умения находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности;
  • развитие специальных музыкальных способностей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха.
  • развитие способности адекватной интерпретации музыкального произведения;
  • формирование эмоциональных основ художественной деятельности и художественного восприятия, как учебных форм эмоционального познания мира в системе искусств;

воспитательные

  • воспитание самостоятельности, воли;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства;
  • воспитание слушательской, зрительской культуры.

Ведущей деятельностью возрастного периода, для которого разработана программа «Сказка, музыка, игра» является игра.

В ходе игры формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребёнка. В каждую сказку, а это тема каждого занятия, мы играем, разыгрываем сценки, импровизируем, имитируем разные действия человека, животного или сказочного персонажа. Занятия ведутся на простейшем уровне, предусматривают овладение элементарными базовыми знаниями и навыками, социальным взаимодействием и речевым общением, сочетаются с музыкально-пластической импровизацией и всевозможными подвижными играми. Приоритетным направлением программы является опора на элементарный, житейский опыт детей, предоставление детям достаточной свободы действий на занятиях с целью создания благоприятной развивающей среды, стимулирующей активность ребенка.

На занятиях приветствуется присутствие родителей моих воспитанников, т.к. я понимаю пробелы в воспитании этого поколения 30 летних, уткнувшихся в гаджеты.

Поддержки образовательного процесса, для возможности нахождения времени для общения с ребенком, я даю родителям и детям совместные домашние задания. Для этого мною создан личный сайт «Мы любим музыку» http://funnyclassic.ru/

Подробная инструкция
Уровень освоения программы – ознакомительный, направленность художественно-эстетическая. Дополнительная образовательная программа может быть реализована не только на базе учреждений системы дополнительного образования, но и на базе дошкольных учреждений в качестве дополнительной образовательной программы.
Реализация программы рассчитана на три года обучения. Возраст обучающихся от 4 до 6 лет. Группы 1-го года обучения формируются из детей младшего дошкольного возраста без предварительного отбора. В группу возможно включение 1-2 детей, не достигших 4 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В течение года – 72 учебных часа. В их числе: групповые занятия, утренники, календарные праздники, концерты, семейные вечера, конкурсы, посещение концертов в филармонии и детских спектаклей в музыкальном театре. Итоговые занятия, тестовые задания, диагностика проводятся в течение учебного года по окончании изучения каждого раздела. Организация образовательного процесса предусматривает возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся в работе объединений без включения их в списочный состав групп.
Для эффективной реализации образовательной программы создан учебно-методический комплект, в который помимо самой программы входят: учебное оборудование, методические разработки, дидактические материалы, библиотека научно-популярной и учебной литературы, видеотека, фонотека, диагностические методики, выставка творческих работ обучающихся.
Материальное и информационное обеспечение образовательной программы:
1. учебный класс (оборудован детской мебелью и ковровым покрытием);
2. видео и аудиотехника (музыкальный центр, телевизор, видеокамера, фотоаппарат);
3. ноутбук;
4. фонотека и видеотека;
5. дидактические средства (карточки-задания, репродукции картин художников, творческие работы обучающихся и др.);
6. детские игрушки, мячи, ленты и др;
7. учебная литература;
8. детские книги с иллюстрациями;
9. выставочный стенд.

Психолого-педагогическое обоснование программы.

Методологические подходы:
Возрастной подход - учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
Культурно-исторический подход - как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский).
Психологические особенности возраста раннего детства 4-6 лет.
Специфика каждого периода развития ребёнка определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для его психического и личностного развития и обеспечивает переход к новому возрастному этапу, к новой ведущей деятельности.
Ведущей деятельностью возрастного периода, для которого разработана программа «Сказка, музыка, игра» является игра.
В ходе игры формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребёнка.
Дошкольный период развития связан с ориентацией ребёнка на мир людей. Поэтому в игре внимание ребёнка направлено на процессы взаимоотношений между людьми (героями сказок и иными персонажами, наделенными человеческой сущностью) и связанные с этим способы осуществления этих процессов. Так, в первой игре по программе «Карнавал животных» дети ставятся в ситуацию обучения (лесные звери идут в школу). При этом происходит усвоение норм поведения и формирование качеств, которые позволят учиться.
Например, в ролевых играх «Котенок и хозяйка», «Лягушачья семейка» дети выстраивают свои взаимоотношения в связи с предлагаемой ситуацией, действуют сообразно с необходимостью, придумывают сюжетное развитие игры. Детский коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, решает, что можно и что нельзя делать в каждом конкретном случае.
В игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться. Так, в игре по музыке Ж. Бизе «Маленькая жена и маленький муж» (у нас «дамы и кавалеры») дети учатся работать в паре, смотреть друг другу в глаза, чувствовать партнера, соответственно у них развивается умение взаимодействовать (управлять друг другом и подчиняться другому). В игре «Волчок» - нарабатываются умения соблюдать очередь, сдерживать свои желания, выполнять правила игры.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение. В Колыбельной для куклы расширяется словарный запас ребёнка путём «наговаривания» разных хороших, добрых, ласковых слов для куклы. Затем действие переносится на кого-либо из взрослых. Игра помогает ребенку учиться сочувствию, которое он проявит затем в играх-драматизациях.
В образовательном процессе реализуются разнообразные игровые формы учебной деятельности:
• игровые манипуляции с предметами, игрушками;
• «зачин», который вводит в игру (сказка, история, волшебная игрушка,
секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);
• выполнение определенной роли;
• соревнование (коллективное и индивидуальное);
• особые игровые движения: хлопки, прыжки, пластическое интонирование, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое;
Для того чтобы во время игр успешно решались поставленные задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения:
• объявление названия игры;
• сообщение о месте проведения игры (сидя на ковре, выполняя движения по залу);
• о порядке использования игрового материала;
• объяснение хода игры (индивидуально каждый, все по очереди, объединяясь в группы и т.д.);
• показ определенных действий педагогом;
• подведение итогов игры.
На протяжении всего дошкольного периода и отчасти начального школьного, где игра присутствует в не менее активной форме, происходит последовательная смена пяти видов игр: режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игры с правилами и снова режиссерской игры, но на качественно новом уровне развития.
Так, для того чтобы задать сюжетно-ролевую игру, надо предложить детям две дополнительные по отношению друг другу роли (например, хозяйка и котенок, маленький лягушонок и его старший брат, бабочки и кузнечик). Такие игры есть практически в каждой теме программы.
Игра с правилами задается правилом (коллективная игра с мячом, кто из черепах медленнее ползает, кто из лягушат дальше прыгает и др.).
Образная игра начинается с задания образа, воплощающегося в своеобразии движений, позы, звучания, интонации, выражающих внутреннее состояние персонажа (игра в скульптуры, все игры на пластическое интонирование). Образная игра присутствует в каждой теме и подтеме, на каждом занятии.
Режиссерская игра возникает при соединении этих различных аспектов в рамках единого смыслового контекста.
Одним из ключевых понятий детской психологии является введенное
Л. С. Выготским понятие психологического возраста. Психическое развитие ребенка определяется двумя уровнями. Во-первых, это актуальное развитие, которое характеризует "вчерашний день " развития ребенка, а во-вторых, это зона его ближайшего развития. Именно в рамках ведущей деятельности ребенок действует в зоне своего ближайшего развития. Социальную же ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности" задает для ребенка новообразование. Каждый возрастной период имеет два возрастных новообразования. Это новообразование стабильного периода и новообразование кризиса. Новообразованием стабильного периода дошкольного возраста, с которым мы работаем, является воображение.
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, сказок, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения ребенка, а также с его знаниями и опытом. Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Творческое воображение – это то, к чему мы стремимся в личностном развитии наших воспитанников.
Воображение развивается в игре. Действуя с реальными предметами, ребенок воображает нереальную ситуацию. Например, игра «Костер» проходит под музыку А. Вивальди «Времена года». В ней красные, желтые, оранжевые ленточки в руках детей превращаются в костер, который, то разгорается, то гаснет. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, в теме «Шахерезада» по музыке А. Римского-Корсакова, для игры используются флакончики от духов разной конфигурации. Дети могут сами выбрать флакон для образа. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придается новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.
В каждом возрастном периоде в центре развития стоит одна, какая либо функция. По мере того как она становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции.
Развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. Однако если сопоставить основной смысл понятия центральной функции в концепции Л. С. Выготского с данными А. Н. Леонтьева, изучавшего становление произвольной памяти, то пик развития произвольной памяти приходится на младший школьный возраст. Таким образом, память оказывается центральной функцией не дошкольного, а следующего за ним младшего школьного периода развития. Исследования же ближайшего ученика Л. С. Выготского - А. В. Запорожца - красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции. Действительно, как указывал Л. С. Выготский, в игре ребенок плачет как маленький беспомощный лягушонок и радуется как играющий. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь воображения и эмоций очевидна. Именно это и делает игру школой эмоций. Развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.
Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению. Воображение позволяет получать разнообразный опыт музыкальных переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый человек получает возможность с помощью музыки прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
К настоящему времени вопрос об отражении музыкой объектов, явлений, ситуаций достаточно глубоко разработан в музыкознании. Исследования музыковедов показывают, что музыка способна моделировать явления, предметы действительности, свойства которых доступны для ощущения не только посредством слуха, но и посредством других анализаторов. Большинство свойств окружающего мира (визуальные и осязательные характеристики предметов, масса, величина, форма, нахождение в пространстве, характеристики самого пространства) моделируются музыкальным искусством опосредованно. Музыка с легкостью воплощает такие жизненные ситуации как монолог, диалог, игра, борьба, мыслительный процесс, созерцание, танец, шествие и т.п. В целом, механизм отражения их в звуковой материи сходен с механизмом отражения предметной действительности. И в том, и в другом случае моделируются несколько существенных признаков – свойств того, что воплощается.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате освоения программы у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции дошкольника (технологическая, информационная, социально-коммуникативная), а также специалные художественно-творческие компетенции.

Специальные художественно-творческие компетенции:

1. умение слушать музыку, петь несложные детские песенки, выражать свои музыкальные впечатления в ритмопластической двигательной импровизации;
3. знание прослушанных в рамках курса музыкальных произведений (на уровне узнавания);
4. развитые на начальном уровне музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
5. приобретение общих знаний о живописи, её жанрах, колорите, эмоциональном содержании;
6. сформированное представление о поэтическом слове;
7. способность эмоционального переживания музыки, поэзии, живописи, речевое выражение эмоции;
8. развитая способность эстетического восприятия действительности (проявление личного отношения к объекту внимания).

Анализ результатов проекта и выводы

Достигнутые результаты реализации программы основаны на поэтапном контроле, отслеживании результатов образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами.

С целью выявления результативности педагог использует следующие диагностические методики: специальные тестовые задания; диагностические карты; педагогическое наблюдение; анализ результатов проведенных исследований; контрольные занятия; концертные выступления. Основной диагностической методикой является педагогическое наблюдение и анализ.

1.Диагностика ключевых компетенций в программе «Сказка, музыка, игра» разработана по методическим пособиям «Педагогическая диагностика компетенций дошкольников». Под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. «Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста»: учебно-методическое пособие/О. В. Дыбина [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009.

Стержневым является определение, что компетенция – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих деятельность ребенка, способность реализовывать на практике свою компетентность.

Компетентности не противопоставляются знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Следовательно, понятие компетентности будет объединять не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Отбор базовых компетентностей является одной из центральных задач для обновления содержания на всех ступенях образования.

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:

ключевые компетентности многофункциональны и к ним относятся только те, овладение которыми позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

ключевые компетентности метапредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;

ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;

ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу–хау», а также здравый смысл Опыт умения слушать музыку, степень адекватного её восприятия, общие знания о живописи определяется высказываниями обучающегося, ответами на вопросы педагога в беседе;
Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение хоровых произведений, выразительное чтение стихов демонстрируются в ходе концертных выступлений;
Определение на слух (узнавание) прослушанных в рамках курса музыкальных произведений определяется в ходе игровых тестов «угадай мелодию», «музыкальные загадки» и пр.;
Уровень развития музыкальных способностей: звуковысотного слуха, ритмического, тембрового и динамического определяется специальным исследованием (см. диагностику №4);
Развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества определяется в ходе беседы с педагогом;

Видео-интервью