Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1177
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект «Создание единого образовательного пространства с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Вид проекта: творческо-информационный

Длительность проекта: долгосрочный (2015-2016 уч. год)

Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели групп, родители воспитанников

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, интеграция образовательных областей – социально-коммуникативное, познавательное развитие

Цель проекта:

Художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие дошкольников посредством создания целостной социокультурной системы взаимодействия МДОУ ЦРР - д/с №6 "Синяя птица" (ДОУ) с Малоярославецким музейно-выставочным центром им. И. А. Солдатенкова (ММВЦ)

Задачи проекта:

1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с Малоярославецкий музейно-выставочным центром для создания единой социокультурной педагогической системы;

2.Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель»;

3.Способствовать развитию духовно-нравственной культуры дошкольников.

Методы реализации проекта:

Содержание проекта реализуется посредством серий образовательных проектов, в реализации которых задействованы научные сотрудники музея, педагоги, родители и дети.

Дети

Родители

Педагоги ДОУ

Научные сотрудники ММВЦ

Занятия Познавательные

Праздники, развлечения, досуги

Экскурсии

Мастер-классы

Выставки детского и детско-родительского творчества

Участие в Малоярославецком пленэре

Консультации

Открытые мероприятия

Экскурсии

Мастер-классы

Выставки совместного творчества

Участие в Малоярославецком пленэре

Занятия Познавательные

Праздники, досуги, развлечения

Экскурсии

Мастер-классы

Организация и проведение Малоярославецкого пленэра

Разработка положений экскурсий

Мастер-классы

Выставки совместного творчества

Организация встреч с художниками Малоярославца


Подробная инструкция

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Цель и задачи

Содержание деятельности

Результат

Цель: определение целей и форм взаимодействия с музейно-выставочным центром

Задачи:

1.анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2.установление контактов с организацией;

3определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Создание творческой группы, определение характера взаимодействия, позитивного и негативного потенциала среды ДОУ и ММВЦ.

Определение возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач, определение зон ответственности.

Творческая группа:

Сотрудники ММВЦ

Специалист по изобразительной деятельности

Воспитатели подготовительных групп

Организационный

Цель: проектирование совместной деятельности

Задачи: Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка модели взаимодействия; совместная разработка парциальной программы «Ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края», разработка пакета диагностического инструментария для оценки динамики прогнозируемых результатов.

Программы совместной деятельности ММВЦ им Разработка. И. А. Солдатенкова и МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»

Практический

Цель: реализация модели взаимодействия посредством совместной реализации программы «Ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края» в старшей и подготовительной группах ДОУ

Задачи:

1.Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и музейно-выставочным центром;

2.Составление плана совместных мероприятий на учебный год.

Сотрудники музея и педагог по изобразительной деятельности. Разработка положений экскурсий, мастер-классов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия (проведение Малоярославецкого пленэра с дошкольниками).

Воспитатели ДОУ.

Проведение занятий с детьми, специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в ММВЦ и т.д.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение занятий с детьми педагогами на базе ДОУ в соответствии с совместно разработанной программой с сотрудниками ММВЦ.

Экскурсии в ММВЦ один раз в неделю для подготовительных групп. Посещение мастер-классов на базе музея.

Организация и проведение выставок детского и детско-родительского творчества.

Организация и проведение Малоярославецкого пленэра.

Заключительный

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи:

1.проведение анализа проделанной работы;

2.определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с музейно-выставочным центром.

Анализ результатов, оценка эффективности модели, подведение итогов. Проведение итогового мероприятия (Малоярославецкого пленэра). Награждение участников (родителей) благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Модель взаимодействия социокультурных институтов – ДОУ и музейно – выставочного центра разработана. Появление новых творческих групп родителей и детей. Обретение опыта педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты

Предполагаемый результат:

•появление новых творческих образовательных проектов, инициаторами которых станут педагоги, родители и воспитанники;
•возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групповых субъектов взаимодействия: творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности;
•для дошкольников и родителей расширение возможностей участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых;

•в ходе взаимодействия для педагогов - приобретение опыта, ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов

Для анализа результатов, достигнутых в ходе построения и реализации модели взаимодействия и оценки ее эффективности, были использованы показатели, позволяющие диагностировать отдельные характеристики воспитательного пространства, развивающегося в процессе взаимодействия ДОУ и ММВЦ:

- в содержании взаимодействия (появление новых творческих образовательных проектов, инициаторами которых стали педагоги, родители и воспитанники);

- в структуре взаимодействия (возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групповых субъектов взаимодействия: творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности);

- в позиции детей, родителей (для родителей и дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых);

- в позиции педагогов (отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения).

Были получены также следующие результаты:

− разработана модель взаимодействия социокультурных институтов – ДОУ и ММВЦ, описан процесс ее реализации;

− определены условия, обеспечивающие эффективность реализации модели взаимодействия ДОУ и ММВЦ как фактора развития воспитательного пространства;

− разработаны новые формы совместной деятельности в решении воспитательных задач, основанные на максимальном использовании возможностей историкокультурной среды города и района.

Выводы

Таким образом, можно сделать выводы о том, что воспитательный потенциал социокультурных институтов в решении воспитательных задач может быть более эффективным как раз за счет организации их взаимодействия, которое рассматривается как процесс активного взаимного влияния всех субъектов друг на друга, являясь результатом их общих целенаправленных усилий. Взаимодействие социокультурных институтов может выступать фактором развития воспитательного пространства, которое, в свою очередь, обладает всеми условиями для объединения разного рода ресурсов, необходимых для решения современных проблем воспитания.

Данный проект помогает воплотить нашу основную идею - формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа; позволяет заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной.

В основу нашей работы мы заложили тезис о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, той маленькой частички огромной России – нашего города.


Видео-интервью
https://cloud.mail.ru/public/HPa6/NX5Hp6YaP Видеоинтервью «Разговор с родителями воспитателя, руководителя изобразительной студии «Цветик-семицветик», Портянко Светланы Владимировны» Портянко Светлана Владимировна: - Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Портянко Светлана Владимировна. Я – воспитатель и художественный руководитель изобразительной студии «Цветик-семицветик». Очень часто вы задаёте мне вопросы и сегодня я готова ответить на некоторые из них. Вопрос 1. Зачем нужно изобразительное творчество в жизни детей? Ответ. Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью. Вопрос 2. Где вы занимаетесь с детьми изобразительным творчеством? Ответ. Изобразительным творчеством я занимаюсь в изобразительной студии, горнице, Музейно-выставочном центре, компьютерном классе. Всё это осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием детского сада «Синяя птица». В программу художественного развития детей внедрено планирование образовательной деятельности, связанной с изучением культурного наследия родного края. Детский сад «Синяя птица» эффективно взаимодействует с расположенным недалеко от нашего детского сада Малоярославецким музейно-выставочным центром. Вместе мы разработали учебный план по художественному развитию детей. Старшие и подготовительные группы с начала учебного года каждый месяц посещают Малоярославецкий музейно-выставочный центр. Экскурсии проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием нашего дошкольного учреждения. Основная цель – приобщение дошкольников к изобразительному искусству, обеспечение интеллектуального, эстетического и личностного развития детей, воспитание в них чувства любви к родному краю, причастности к его прошлому, настоящему и будущему. Вопрос 3. Как вы занимаетесь изобразительной деятельностью с детьми? Ответ. Я провожу познавательные занятия, праздники, досуги, развлечения. Обязательными в моей деятельности являются экскурсии в Малоярославецкий музейно-выставочный центр. Организовываю выставки детского и детско-родительского творчества. • выставки рисунков детей от 4 до 7 лет о временах года: «Краски осени», «Зимушка-зима», «Весенняя сказка», «Солнечное лето»; • выставки, связанные с праздниками: ко дню Матери «Мы с мамой идём в детский сад», ко дню Защитников Отечества» - «Папа и я», к Международному Женскому дню – «Мамочки любимой портрет», дню Космонавтики – «Космическое путешествие», дню Великой Победы «Салют Победы»; • эстетическое воспитание детей плодотворно осуществляем, приобщая родителей: организовываем творчество детей и родителей (выставка «Мой город», конкурс семейного творчества «Украсим группу своими руками», конкурс на лучшую книжку-самоделку и т.д.). Выставки детских и детско-родительских работ осуществляются как в изостудии, в группах, а также в Музейно-выставочном центре. Вопрос 4. Зачем нужны выставки детско-родительского творчества? Ответ. В совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ). Вопрос 5. Зачем для детей нужен музей? Ответ. Музей является фондом историко-культурного наследия нашего края. Музейно-выставочный центр им. И. А. Солдатенкова имеет коллекцию предметов быта, изделий декоративно – прикладного искусства Почетного гражданина г. Малоярославца художника И. А. Солдатенкова. Дети знакомятся с историей, традициями, бытом, прикладным искусством родного края. Здесь дети имеют возможность знакомиться с жанрами изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство; с изобразительными материалами, с творчеством Малоярославецких художников, скульпторов, народных мастеров, воспитанников детской художественной школы им. Афанасия Куликова). Вопрос 6. Какую деятельность вы организовываете в музее? Ответ. Вместе с научными сотрудниками музея мы организовываем и проводим ряд познавательных экскурсий, мастер-классов, знакомимся с художниками города Малоярославца, а также организовываем Малоярославецкий пленэр с дошкольниками. Уважаемые родители! Мы приглашаем вас к совместной деятельности. Это интересная и увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Вопрос 7. Какие результаты вы получаете в вашей деятельности? Ответ. Я считаю, что наши результаты очень хорошие. Но какими бы хорошими не были мы, педагоги, работающие с вашими детьми, вашего внимания и заботы вашим детям не заменит никто. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без вашей поддержки, без вашего участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!