Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2658
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

( видео НОД В гостях у сказки)

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования.

Проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того, чтобыдошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Цель проекта: взаимодействие ДОО и семьи в усвоении начальных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологий развивающего обучения.

Снижение интереса воспитанников к изучению основ математики, трудности у педагогов и родителей в оказании помощи детям при формировании элементарных математических представлений.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений.

Нас заинтересовала проблема: как повысить педагогическую компетентность родителей в формировании элементарных представлений о математике через использование универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям цветных счетных палочек Кюизенера, вовлекая их в совместную деятельность.

Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого – в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.

Задачи проекта:

1.Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».

2.Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.

4.Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера».

5. Разработать систему работы с педагогами.

6. Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.

Методы:

-практические (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты);

-наглядные;

-словесные.

Основное усилие педагогов и родителей было направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Подробная инструкция

Грамоты, благодарности

Участники проекта:

  • педагоги;
  • дети;
  • администрация ДОУ;
  • родители;
  • социум.

Ресурсы проекта:

  • знания и опыт квалифицированных педагогов;
  • знания родителей;
  • дидактический материал по проблеме;
  • материально- техническая база и развивающая среда ДОУ;
  • электронные библиотеки, образовательные и научные порталы.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

2. Основной. (Практический).

3.Подведение итогов (Презентация).

1 этап – Подготовительный

  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • уточнение представлений детей и родителей о палочках Кюизенера, с приемами руководства играми, методикой их проведения.
  • набором цветных палочек Кюизенера;
  • дидактическими играми и пособиями.

Комплектация центра математики:

С целью выявления знаний по развитию математических представлений была проведена диагностика в форме олимпиады индивидуально с каждым участником проекта. (Приложение №1) Главная цель: получить не столько качественные новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве.

Результаты олимпиады: показали, что из 20 детей:

1.-50 % детей владеют счетом, но счет - неосознанно правильный, 80 % детей не соотносят количество предметов к числу, у детей абстрактное понятие,

2. -20 % детей различают количественный и порядковый счет в пределах первого десятка,

3. -70%- не ориентируются по числовому ряду,

4. -80%- не владеют обратным счетом от 10 до 1,

5. -70%- не знают отношения между числами,

6. -90%- не знают состав числа из меньших чисел,

7. -90%- не знают действия сложения и вычитания,

8.-50%- не умеют измерять с помощью условной мерки,

9.- 40%- не умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве.

Проведенная олимпиада помогла установить определённый объём знаний в умственном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания, обучения; показала, что дети не в полном объёме владеют счетом, недостаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами.

Для анализа внутренней ситуации было проведено анкетирование родителей

(Приложение №2).Были получены следующие результаты.

Опрошено 20 человек.

Результаты анкетирования:

1. Да -18 человек – 94% Нет - 2 человек – 6%

2. Да - 5 человек – 26%Нет - 15 человек – 74%

3. Да - 10 человек – 25%Нет - 5 чел. – 25%, затрудняюсь ответить-5 человек – 25%

4. Да -16человек – 90% Нет - 4 человек -20%

5. Высокие – 90%, средние – 10%

Анализ анкетирования:

В ответах родителей преобладают варианты ответов:

в дошкольных учреждениях следует реализовать современную образовательную технологию, отличным средством в обучении основам математики является дидактическое пособие – цветные палочки Кюизенера, но не все родители считают необходимым их участие в образовательном процессе.

2 этап – Основной (практический).

Повышение компетентности педагогов и родителей по данной проблеме.

Формы и план работы с педагогами

№ п/п

Мероприятия с педагогами

Срок

1.

Ознакомление с новой технологией – Цветные палочки Кюизенера. Методические советы по использоавнию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера».

Сентябрь 2015г.

2.

Просмотр видеофильма «Страна умных игр», ООО «Корвет», Россия, Санкт-Петербург».

Октябрь 2015г.

3.

Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера».

Ноябрь 2015г.

4.

Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома».

Ноябрь 2015г.

5.

Мастер-классы «Улица разноцветных палочек»

Декабрь 2015г.

6.

Групповые и индивидуальные консультации «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера».

Январь 2016г.

7.

Открытое занятие «В гостях у сказки» - для молодых специалистов.

Февраль 2016г.

8.

Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор».

Апрель 2016г.

9.

Творческая мастерская «Альбом с рисунками, придуманных из цветных палочек Кюизенера»

Март 2016гг.

10.

Презентация проекта.

Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели.

Май 2016г.

Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

План работы с родителями

№ п/п

Форма работы

Цель

Срок

1.

Анкетирование

Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии.

Сентябрь -2015г.

2.

Еженедельная информация для родителей

Оформление еженедельной информации для родителей «Наши успехи и наши открытия в области математики».

Сентябрь 2016 -май 2016г.

3.

Групповое родительское собрание

Познакомить с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников.

Октябрь -2015г.

4.

Рекомендации

Рекомендации для родителей, «Какие альбомы приобрести для работы детьми при работе с палочками Кюизенера?»

Октябрь -2015г.

5.

Наглядно- информационная

Папка «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Октябрь -2015г.

Апрель 2016г.

6.

Консультация

Консультация для родителей «Палочки Кюизенера ».

Ноябрь 2015г.

7.

Буклет

Буклет для родителей «С палочками играем-ребёнка развиваем»

Декабрь 2015г.

8.

Лучший семейный опыт

Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера.

Январь 2016г.

9.

Видеофильм

Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург.

Февраль 2016г.

10.

Семейный досуг КВН

КВН с участием родителей и детей

Апрель 2016г.

11.

Творческая лаборатория родителей

Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.

Май 2016г.

12.

Презентация

«Познавательный мир цветных счетных палочек» Презентация проекта. Подведение итогов работы. Анализ степени достижения поставленной цели.

Май2016г.

Организация игр с цветными палочками Кюизенера в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности

Месяцы

Игровые задания

Основные дидактические задачи

Игровые задачи

I. Блок. Игры подготовительного этапа.

сентябрь

1.«Найди и покажи»

Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.

-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.

-Отбери по одной палочке разного цвета.

-Перечисли все цвета всех палочек на столе.

-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки

был одинаковым (разным).

-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.

Сравнить палочки и цвет.

Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.

Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).

октябрь

2.«Море волнуется»

Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.

Дети изображают волны по словесной инструкции.

II.Блок. «Что какого цвета? » Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.

сентябрь

1.«Строим дорожки»

Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д.развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки

Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.

октябрь

2.«Ленточки в подарок»

Задачи повторяются.

Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-

палочки.

3.«Подбираем ленточки к фартучкам»

Задачи повторяются.

Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек

Кюизенера.

ноябрь

4.«Моделируем квадрат»

5.«Моделируем прямоугольник»

Развивать представления о квадрате, прямоугольнике.

Дети составляют разные квадраты и прямоугольники.

декабрь

6.«Подбираем к домику крышу»

Закрепить эталоны цвета и их названия.

Предлагается детям выложить

домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу- палочку.

январь

7.«Дом и мебель для матрёшки»

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы.

февраль

8.«Собачка»

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.

Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.

9.«Белочка и Ёжик идут на день рождения»

Учить выбирать палочки указанного цвета,

учить составлять изображения предметов простой формы.

Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» - «коврик», «торт», «платочек».Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками.

март

10.«Коврик для кошки»

Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.

Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета).

апрель

11.«Улица разноцветных палочек»

Принцип окраски палочек.

Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д.

Затем дети сравнивают, чем они похожи.

май

12.«Слонёнок»

Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине.

Обозначать словами результат сравнения.

Дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево.

III. Блок. Изучаем понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый»

сентябрь

1.«Поезд»

Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.

Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: скороткого).

октябрь

2.«Заборы низкие и высокие»

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

Каждый ребёнок строит забор: начиная с самого длинного (или наоборот: скороткого).

ноябрь

3.«Лесенка высокая и низкая»

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы.

декабрь

4.«Мосты через реку»

Развивать представления о ширине и длине.

Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.

январь

5.«Конструирование плотов на реке"

Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.

Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).

февраль

6.«Книги на полке"

Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще - тоньше».

Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов,газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета - журналы, желтого цвета - газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.

март

7.«Выставка собак»

Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами.

Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собакаи что умеет делать.

апрель

8.«Стулья для семьи»

Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения(выше – ниже, шире - уже, больше - меньше).

Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья.

май

9.«Твой любимый цветок»

Учить находить в изображаемой конструкции сходствос выбранным цветком (в строенииЭ,, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать

меньшее количество из большего.

Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?

IV. Блок. Развитие у детей количественных представлений

сентябрь

1.«Цвет и число»

Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесномууказанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается

узнать,сколько меств каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

октябрь

2. «Число и цвет»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

Педагог строит вагончик из 4 белых палочек и предлагает отгадать, палочкойкакого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке. После этого дети строят

вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный).

ноябрь

3. «Путешествие на поезде»

Закреплять понятие: «которыйпо счёту».

Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?

Вагонкакого цвета стоит четвертым?

Какого цвета вагон левее желтого?

декабрь

4. «Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».

Учить записывать и читать записи:

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагаетвзять в левую руку палочку красногоцвета, а в правую – голубую.

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

январь

5. «Ковер самолет»

Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера.

Инсценировка сказки«Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1

февраль

6. «Весы»

Закреплять понимание отношениймежду числами натурального ряда «больше, меньше, больше на…,меньшена…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.

Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.

март

7. «К сказочным героям»

Продолжатьформировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели и полоски радуги:

понедельник-красный, вторник - оранжевый, среда -желтый, четверг-зелёный, пятница -голубой, суббота- синий, воскресенье -фиолетовый.

апрель

8. «Игра сВинни-Пухом»

Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.

Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».

май

9.«Мы с Тамарой ходим парой»

Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Истрия: «Однаждыдети пошлинапрогулку, все встали в пары, а Тамарене хватило пары. Её друзья посоветовали взять в пары игрушечного мишку»,дети расставляют палочки согласно тексту–парами(в парах могут быть палочки разного или одного цветов).

-Сколько пар получилось?

10.«Чёт-Нечет»

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

На одних столах лежат «четные палочки», на других - «нечётные». Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах.

V. Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).

ноябрь

1.«Состав числа»

Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу,число жильцов - единиц соответствует № дома. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж.

декабрь

2. «Как ещё растут дома из чисел»

Учить составлять число из 2 меньших чисел.

Детям предлагается выбрать подходящие карточки с числами и заселить каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Какие это должны быть цифры?

3. «Покажи, как растут числа»

Продолжать учить детей увеличивать , уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа, Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

Возможно проведение дополнительных упражнений:

-Перед каждой своей числовойкарточкойребёнок должен положить палочку, выражающую число.

-Выкладывать карточки с цифрами в возрастающем порядке и назватьих. Затем предлагается взять карточки с числами и построить их отменьщего числа к большему.(Такое же задание выполняется с палочками Кюизенера.)

- Дети строят числовую лесенку из палочек по принципу «чем выше ступенька, чем больше число».

-Дети могут записать числа в порядке возрастания(1,2.3,4,5…),или убывания(7,6,5,4,3…),выделить отношения между числами 1<2<3< 4 < 5 <6,7 > 6>5>4>3>2

-Назвать числа не больше 8,но не меньше 4,

-Назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2,

-Назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6.

-Назвать числа, которые стоят до числа 10, но после 5.

-Назвать числа до 9, которые стоят после 5.

-Какие палочки ты будешь использовать, чтобы ответить на вопросы: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на 2 руках, ногах? Сколько ног у курицы? Сколько ног у 2 куриц, кошек? Сколько дней в неделю? Сколько вершин у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно брать, чтобы нарисовать радугу?

январь

4.«Кто в домике живёт?»

Учить составлять число из 2 меньших

чисел.

«В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найтиэтих жителей и рассадить по этажам.

5. «Как белочка и Ёжик играли числами?»

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, устанавливать логические связи.

Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка - голубая палочка показывает минуты, а короткая -розовая показывает часы. Показать на часах любое время.

февраль

6. «Как узнать номер домов на новой улице?»

Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Педагогговорит о том, что строители построили дома на новой улице, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новосёлам узнать нумерацию своих домов. Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше.

март

7. «Полосатая салфетка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.

Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и желтой, розовой и красной и т. д.).

8. «Сломанная лесенка»

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа.

Под каждую ступеньку «сломанной лесенки» дети выкладывают соответствующую карточку с цифрой и находят пропущенную палочку. «Потерянная» ступенька возвращается на место.

апрель

9. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания

Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.

май

10. «Время»

Развивать умение детей моделировать часы, определять время по часам.

Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка –голубая палочка показывает минуты, а короткая –розовая показывает часы. Показать на часах любое время.

VI. Блок. Математические действия с палочками Кюизенера

декабрь

  1. «Палочки можно складывать»

Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочкив сумме равные двум данным.

Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую- красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и жёлтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9.

январь

2.«Палочки можно вычитать»

Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел.

Педагог просит дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2.

V. Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера

ноябрь

  1. «Измерь дорожки шагами»

Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать, формировать у детей навык самоконтроля.

« Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки-5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина доржки-10 шагов» Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

-Дети измеряют длину и ширину комнаты, ковра и т.д.

декабрь

2.«Узнай длину ленты»

Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.

Педагог предлагает измерять длину ленты с помощью мерки- розовой палочки. Дети приходят к выводу: в длиннойленте мерка уложилась 7 раз, а в короткой- 5 раз. Лента, в которой мерка уложилась 7 раз, длиннее, потому что 7 >5.Лента, в которой мерка уложилась 5 раз, короче, потому что 5< 7. Ленты разные по длине.

январь

3.«Измеряем разными мерками»

Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи.

У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка,тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число.

-Дети измеряют длину и ширину комнаты, крышки стола, сиденья стула,подоконникаодинаковыми и разными мерками.

февраль

4.Г. Остер « 38 попугаев и четверть слоненка» сказка

Чтение сказки и разыгрывание сказочной ситуации, используя палочки Кюизенера.

Упражнять детей в измерении.

март

5.«Телевизор»

Закрепить умение измерять с помощью условной мерки,моделировать предметы в ограниченном пространстве.

Педагог предлагает сделать экран телевизора, одна сторона экрана состоит из одной палочки,а другаяиз нескольких. Докажите, что палочки одинаковой длины. Затем дети выкладывают из палочек любую картину «2 футболиста с мячом», «водное поло», «соревнование пловцов» и рассказывают, что происходит на канале.

апрель

6.«Кораблик»

Закрепить умение измерять с помощью условной мерки,моделирование по замыслу.

Предлагается детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличился от первого. Найти различия между кораблями, что можно сказать о длине мачты на ваших кораблях?

Различаются ли мачты?

май

7.«Строим мост через реку»

Учить детей моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, наход

ить соответствие цвета и числа.

Предлагается построить из палочек реку: узкую в начале - у истока, широкую - в середине, сужающуюся - в конце. Через реку проложить мосты, равные по длине голубой, жёлтой, бордовой палочкам. Сравнивают мосты по длине и по ширине, добавляют палочки, равные ширине любого моста.

VII. Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера.

ноябрь

1.«На цветовую последовательность»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.

1.Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

2.Расставь палочки так, чтобы белая была междукрасной и розовой,а розовая была рядом с фиолетовой.

Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.

январь

2.«Детская железная дорога»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

1.Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовыйне является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый-в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой.В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит:в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

март

3.«Делаем забор»

Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.

На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа - розовая по горизонтали, следующая - голубая по вертикали и розовая - по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечкибыли одинаковой высоты.

Концепция проекта

Методическое содержание

Дидактический материал Цветные счетные палочки Кюизенера, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек двенадцати цветов (табл.1). Все они, имея одинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются в ряды разными спо­собами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая па­лочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соот­ветствуют три кубика или белый кубик и розовая палочка. Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Изготавливаются полоски из плотного цветного картона или пластика. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.

Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палоч­ками и полосками можно «играть» и на полу.

Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление воз­можности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.

табл.1

Белая

1

Розовая

2

Голубая

3

Красная

4

Желтая

5

Фиолетовая

6

Черная

7

Бордовая

8

Синяя

9

Оранжевая

10

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. Очень важно, что занимаясь со счетными палочками Кюизенера, дети на примере собственной деятельности понимают, что число появляется в результате счета и измерения. То есть ребенок получает базовые представления о числах и математики, с которыми он будет в дальнейшем работать. Во многих странах мира, и в России в том числе, цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка, как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования"). Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний. Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Одно из самых удачных вариантов – «Цветные счетные палочки» Кюизенера.

Методика работы с палочками Кюизенера

Работать с палочками Кюизенера не сложно! Начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Выкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

(Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)

Эффективное применение палочек X. Кюизенера даёт возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе ( найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата помогут альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» и «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город», которые сослужат нам добрую службу, очень важна комплектация дидактического стола: набором цветных палочек Кюизенера, дидактическими играми, «блоками-играми», комплектами иллюстративного материала, методическими пособиями и «методическими советами» по использованию комплектов игр и упражнений, наличие «мультимедийных презентаций».

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.

I Блок. «Найди и покажи»

II Блок. «Что какого цвета?»

III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.

V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).

VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера.

VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера,

VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

Надеюсь, что реализация проекта «Познавательный мир цветных счетных палочек» с помощью палочек Кюизенера» даст положительный результат.

-Дети усвоят эталоны цвета;

-Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;

-Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;

-Свободно ориентируются по числовому ряду;

-Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;

-Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;

-Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;

-Совершенствуются представления о геометрических фигурах;

- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

-Повысится уровень знаний области счёта;

-Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.

Сроки выполнения проекта: проект долгосрочный, реализация в течение 2016года

Анализ результатов проекта и выводы

3. этап - Подведение итогов

Мониторинг проекта

Для мониторинга проекта проведена диагностика (олимпиада) уровня развития детей в начале года и в конце года, использовано анкетирование родителей.

Проведенная диагностика помогла установить определённый объём знаний в интеллектуальном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания, обучения; показала качественные новые результаты в развитии, возможности ребёнка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами.

Полученные результаты подтвердили значимость проведённой работы и эффективность проекта

В начале года:

1. - владеют счетом 50 % детей,

2. - 20 % детей различают количественный и порядковый счет в пределах первого десятка,

3. - 30%- ориентируются по числовому ряду,

4. - 20%- владеют обратным счетом от 10 до 1,

5. - 30%- знают отношения между числами,

6. - 10 % - знают состав числа из меньших чисел,

7. - 10%- знают действия сложения и вычитания,

8. -50%- умеют делить целое на равные части, измерять с помощью условной мерки,

9. -60%-умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве

В конце года:

1. - владеют счетом 90 % детей,

2. - 80 % детей различают количественный и порядковый счет в пределах первого десятка,

3. -70%- ориентируются по числовому ряду,

4. -80%- владеют обратным счетом от 10 до 1,

5. -80%- знают отношения между числами,

6. -60 % - знают состав числа из меньших чисел,

7. -50%- знают действия сложения и вычитания,

8. -70%- умеют делить целое на равные части, измерять с помощью условной мерки,

9. -90%-умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве

Анкетирование проведено 2 раза: перед началом проектной деятельности и после реализации проекта и помогло определить эффективность совместной работы с родителями и педагогами и возможность достижения поставленной задачи.

Выводы

На своем опыте работы, мы убедились, что детям интересно и полезно играть с палочками. А также позволяет ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие.

Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных педагогов, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

«Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника»

Л. С. Выготский

Видео-интервью