Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1172
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект

«Лекотека как новая форма социализации и образования

детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность

В настоящее время существует достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д.

Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Актуальность функционирования такой услуги как лекотека (служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития), объясняется необходимостью непрерывного сопровождения ребёнка- инвалида на ранних этапах развития. Посещение лекотеки непременно усилит эффективность развития ребёнка.

Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки его семьи.

Задачи

1.Осуществление социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей).

2.Реализация образовательной программы исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Проведение психопрофилактики и психокоррекции, средствами игры у детей с ограниченными возможностями здоровья .

4.Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оказание помощи родителям в подборе адекватных средств в общении с ребёнком.

5.Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

6.Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах.

7.Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Формы и методы работы с детьми:

* диагностический игровой сеанс;
* игровые психокоррекционные сеансы;
* игровой терапевтический сеанс (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия и др.)
* игровой обучающий сеанс;
* специальные упражнения и тренинги (развитие коммуникативных умений, эмоциональное развитие, взаимодействие),
* здоровьесберегающие техники (дыхательные техники, двигательные, контактные, специальные профилактические упражнения).
организованные формы взаимодействия ( развлечение, досуг, праздник и др.)

Формы взаимодействия с семьей.

* консультация плановая или по запросу родителей;
* лекторий;
* проблемно - ориентированная родительская группа;
* диагностический сеанс (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа и др.);
* мастер-класс;
* детско –родительский клуб;
* тематический обучающий семинар;
* групповой тренинг родителей;
* участие в творческой мастерской, в проектной деятельности;
* повышение педагогической компетенции родителей (оформление информационно –тематических папок, альбомов, выставок, подборка литературы для родителей и др. наглядные материалы)


Подробная инструкция

При создании программы мы опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а через него и общекультурными общественными достижениями рассматривается как основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом совместно-разделенное со взрослым действие. В трудах Л.С.Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживаетпроцесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребёнка. Учёт соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе целостной системы коррекционнопедагогического воздействия.

Коррекционная работа в нашей группе основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоциональноволевой, мотивационной.

Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка. При проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка развивающего маршрута и психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность развивающих мероприятий.

Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.

Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.

Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.

Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.

Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.

Развивающий характер коррекционно-педагогического воздействия. Взаимосвязи развития речи, познавательных процессов, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Использование технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;

Проведение оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр и других видов деятельности детей.

Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Всё это требует расширения спектра традиционно используемых методов и приёмов, появились новые технологии, сберегающие здоровье, которым определена роль и найдено место в обучающем процессе среди них арт-терапевтические методы, оздоровительные кинезиологические упражнения, различные виды гимнастик, массажа, самомассажа, применение приёмов Су-Джок, ДиаДЭНС-терапии.

Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки его семьи.

Общность основных законов развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, которые обеспечивают целостность и гармоничность психического развития дошкольника посредством развития:

коммуникативных способностей и речи;
эмоционально-личностной сферы;
когнитивной сферы;
деятельности (исследовательской, игровой, познавательной, продуктивной и др.);
физической сферы;
социальной адаптации;
музыкально – эстетических представлений.

Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.

Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.
Принципы взаимодействия специалистов и семьи:

Усилия специалистов направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка составляется совместно с родителями, с учетом особенностей развития ребенка.

Родители знакомятся с необходимым коррекционно- развивающими материалами (игровыми и дидактическими пособиями, игрушками литературой), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.

Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством игры.

Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.

Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме. Совместно с родителями составляется социальный паспорт семьи. Родители включаются в работу творческих мастерских и проектов, взаимодействуют с педагогами при подготовке детских досугов, прогулок и экскурсий, праздников и др.

Каждым специалистом проводится групповое и индивидуальное консультирование родителей. При необходимости, например, когда ребенок долго болеет, консультации могут проводиться дистанционно (по телефону, электронной почте). Вид связи определяется техническими возможностями в семье и её подготовленностью для такой формы общения.

Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме. Совместно с родителями составляется социальный паспорт семьи. Родители включаются в работу творческих мастерских и проектов, взаимодействуют с педагогами при подготовке детских досугов, прогулок и экскурсий, праздников и др.

Каждым специалистом проводится групповое и индивидуальное консультирование родителей. При необходимости, например, когда ребенок долго болеет, консультации могут проводиться дистанционно (по телефону, электронной почте). Вид связи определяется техническими возможностями в семье и её подготовленностью для такой формы общения.

Специалисты, участвующие в реализации программы

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре и плаванию

Воспитатель

Инструктор ЛФК

При планировании и проведении занятий различными специалистами используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой. Организация совместной работы специалистов с конкретным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материала по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной разнообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидактизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.

Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка и семьи.
В программе реализуются следующие направления

* Развитие и коррекция познавательной сферы:
Сенсорное развитие (глазомер, восприятие, цветоощущение);
Ознакомление с окружающим миром;
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений;
Ознакомление с художественной литературой;

* Развитие и коррекция коммуникативно-речевой сферы:
Развитие речевой коммуникации;
Развитие и обогащение словаря;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа;
Коррекция произносительной стороны речи; Работа над слоговой структурой слова;
Развитие связной речи ;

* Социальное развитие
Развитие мотивации и навыков участия в коллективных играх;
Формирование умения удерживать правила и следовать им;
Формирование адекватного поведения в условиях группового игрового сеанса;
Формирование способности положительно реагировать на других детей; Расширения круга предметно-игровых действий;
Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
* Развитие двигательной сферы, профилактика и укрепление здоровья:
ЛФК;
Плавание;
Развитие крупной моторики и пространственной ориентации, формирование схемы тела;
Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации; Развитие интереса к подвижным играм;

* Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы:
Развитие представлений о себе, своих эмоциональных состояниях, потребностях и желаниях;
Развитие эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Развитие первых нравственных эмоций. Развитие самоконтроля и самосознания.

* Абилитация ребенка через развитие творческой деятельности:

Инсценировки сказок, воспроизведение по подражанию действий отдельных героев;

Формирование положительного отношения к изобразительной деятельности и её результату, побуждение к участию в создании совместных поделок;

Ознакомление детей со свойствами материалов (солёного теста, пластилина, глины, красок, бумаги, картона, клея) и оборудования для изобразительной деятельности;

Развитие фантазии и креативности;

Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.
Принципы взаимодействия специалистов и семьи:
•Усилия специалистов направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.
•Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка составляется совместно с родителями, с учетом особенностей развития ребенка.
•Родители знакомятся с необходимым коррекционно- развивающими материалами (игровыми и дидактическими пособиями, игрушками литературой), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.
•Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством игры.
•Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.
Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме. Совместно с родителями составляется социальный паспорт семьи. Родители включаются в работу творческих мастерских и проектов, взаимодействуют с педагогами при подготовке детских досугов, прогулок и экскурсий, праздников и др.
Каждым специалистом проводится групповое и индивидуальное консультирование родителей. При необходимости, например, когда ребенок долго болеет, консультации могут проводиться дистанционно (по телефону, электронной почте). Вид связи определяется техническими возможностями в семье и её подготовленностью для такой формы общения.

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

-специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности;

-игрушки для развития тактильного восприятия;

-игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

-игрушки для развития слухового восприятия;

-игрушки для развития мышления;

-игрушки для развития речи и языка;

-игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

-игрушки для игры с водой;

-материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки;

-книги для детей;

-фонотека;

-видеотека;

-компьютерные игры;

-книги для родителей;

-средства для развития невербальной коммуникации;


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты Программы:

В результате реализации Программы будет совершенствоваться модель совместной деятельности медико-психолого-педагогического коллектива и родительского сообщества, которая поможет ребенку легко адаптироваться и жить в современном обществе.

  1. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
  2. Повышение эффективности лечения двигательных заболеваний и общего оздоровления детей;
  3. Обеспечение условий для сохранения здоровья детей и успешной адаптации их в социуме;
  4. Обогащение предметно-развивающей среды и материально-технического обеспечения;
  5. Повышение уровня воспитанности дошкольников личностное развитие каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
  6. Четкое отлаженное взаимодействие педагогического, родительского и детского коллективов;
  7. Повышение приоритета семьи среди жизненных ценностей различных возрастных групп населения;
  8. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
9. Расширение поддержки населением деятельности ДОУ по лечению, воспитанию и обучению детей с ДЦП


Анализ результатов проекта и выводы

Оценка результативности программы осуществляется путем сопоставления состояния ребенка по всем направлениям работы на момент составления индивидуального маршрута и по окончании учебного года, выявленного при помощи наблюдения, диагностических проб, опроса родителей. Данные обследования заносятся в стандартные формы, позволяющие оценить качественные и количественные изменения в состоянии ребенка и родительско-детского взаимодействия

Критерии оценки ожидаемых результатов:

I параметр – уровни физического, психического и социального здоровья детей.

II параметр – уровни развития и психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

III параметр – повышение уровня педагогического мастерства педагогов.

IV параметр – создание условий для психологической комфортности всех участников оздоровительного, образовательного и воспитательного процессов в ДОУ.

Выводы:

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы специалистов Лекотеки проявляется в создании условий для реабилитационной работы с детьми целевой категории путём социально-психологической адаптации ребёнка с использованием игротерапевтических приёмов; в проведении реабилитационной работы с детьми, направленной на улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей.

Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей ребёнка достигается благодаря анализу информации, проводимому после первичного обследования. Это даёт начало коррекционно-развивающим воздействиям, осуществляющимся в рамках реализации индивидуальной коррекционной программы в ситуации взаимодействия всех специалистов Лекотеки.

Формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве, формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей происходит на занятиях различных специалистов. Информацию для организации этого процесса специалисты получают анализируя данные первичной и (позже) вторичной (промежуточной) диагностики. Результаты обследования дают возможность определить познавательные, моторные и эмоциональные ресурсы ребёнка, на которые опираются специалисты в процессе коррекционно-развивающей работы.