Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1917
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель проекта:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе познания и осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
-расширить знания детей путем наблюдений, проведением эмпирических исследований, изготовлением инструментов своими руками;
Òсохранить и приумножить любознательность детей;
-Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи:

-продолжать устанавливать связь между человеком и природой;
-воспитывать заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом
-поддерживать интерес применять знания в новых ситуациях и получать их в неизвестном окружающем мире;
-развивать способность работать не только индивидуально , но и коллективно;
-развивать и поддерживать способы поддержания здоровья,
-развивать самостоятельность, активность и важность личного опыта
-расширить знания детей о физических и химических свойствах окружающего мира;
-познакомить с основными характеристиками движения;
-развивать представления о физических явлениях (магнитное, преломление света ) и т.д;
-формировать элементарные географические представления;
-учить продрожать применять навыки выполнения правил техники
Подробная инструкция

В ходе познавательной деятельности дети путем проб и ошибок достигают результата. Иногда результат фиксируется в рабочие листы и по желанию выдается на обсуждение и рассматривание с родителями. Воспитанники путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде,, в Африке и на севере), исследовали свойства воздуха, магнита, измеряли рост. Путешествовали по организму человека и создавали макеты органов из бросового материала. Необходимо сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

работа строилась по взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений. Узнали как происходит распространение семян и как приспособились растения; проращивали семена. Обогатили знания о зверях( как живут, зачем люди приручили). Кто такие птицы? Кто такие рыбы? ( делали макет плавательного пузыря рыбы). Кто такие насекомые? ( делали макет, как происходит поднятие и опускание крыльев)

неживая природа

Воздух- откуда берется ветер, как увидеть ветер просмотр видеофильма.

Вода- путешествовали с капелькой, узнали откуда в наш дом приходит и куда уходит вода, куда текут реки

Почва- что такое почва, утилизировали отходы, увидели как приспособились черви, сделали макеты

Свет- встреча с солнцем и польза от него, провели опыты со светом, наблюдали преломлении света

Узнали о частях света, изготавливали макеты часов

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) . Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус). Изучили сердце (макет работы сердца), кровеносную систему( готовили кровь), изучили и сделали макет мышц костей, узнали о строении зубов, ушей

Большой блок был отдан безопасности, опытам
Ожидаемые результаты

В группе были созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами исследовательской деятельности.

в отношении детей:

  • положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;
  • повышение уровня развития любознательности;
  • обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

- в отношении родителей:

  • вовлечение семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности.
  • повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.
  • повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Анализ результатов проекта и выводы

Я убедилась, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения