Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1980
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект "Наш дом-Южный Урал"

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края Южного Урала.

Задачи:

-знакомить с окружающей природной средой родного края, её своеобразием;

-расширять представления о взаимосвязи деятельности человека и состоянием окружающей среды;

-учить экологически грамотному поведению в природе (бережному, ответственному).

-воспитывать любовь к природе Южного Урала;

-вызывать положительные эмоции от общения с природой.

Методы и формы работы с детьми и родителями:

-практические (экспериментирование, ручной труд);

-наглядные (наблюдение, демонстрация (рассматривание) наглядных пособий);

-словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы),

-игровые (дидактические игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-путешествия).

Подробная инструкция

Срок проекта: долгосрочный (один учебный год).

План-график мероприятий

  • Предварительный этап

Мониторинг индивидуального развития детей

В процессе исследования выявляются:

  • представления о характерных особенностях живой природы Южного Урала (растительного и животного мира);
  • представления о характерных особенностях неживой природы Южного Урала;
  • отношение к миру природы.

В результате получены следующие данные:

  • имеют обширные представления о природе родного края 32% детей, 49% детей имеют некоторые представления и 19% имеют слабые представления;
  • отношение к миру природы: 46% детей любят природу, способны сопереживать ей и любоваться ею, стараются беречь; 49% любят природу, любуются ею и 5% не проявляют интереса к природе.

Анкетирование

родителей

Анкетирование на темы:

  • «Экологическое воспитание в семье»
  • «Ваше отношение к природе»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

53% опрошенных родителей осведомлены об экологическом воспитании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

37% недостаточно компетентны в данном вопросе и желали бы получать консультации и рекомендации от детского сада.

10% не считают экологическое воспитание важным направлением работы.

Цель: выявить уровень экологической культуры родителей воспитанников.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

5% родителей ведут активную деятельность по защите и охране природы;

67% любят природу, но не проявляют активности по её сбережению;

28% пассивны по отношению к природе, не задумываются о существующих экологических проблемах

Изучение

литературы

-Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

-Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Под ред. Е. Бабуновой. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.

-О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.

-Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. программа и методические рекомендации. Для детей от 2 до 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

-Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. -2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014.

-Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: учеб.-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы/ Л. П. Молодова. – М.: Ассар, 1997

  • Основной этап

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

Работа в Центре поисково-исследовательской деятельности

1.

Экспериментирование в экологической лаборатории «Эврика!».

Задачи: познакомить со свойствами объектов живой и неживой природы, учить устанавливать взаимосвязи, причинно-следственные связи в природе

Картотека экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Схемы проведения опытов.

Схемы по безопасному поведению во время работы в лаборатории

Работа в Центре природы

2.

Рассматривание и обсуждение альбомов, макетов, дидактических, наглядных пособий на тему «Природа Южного Урала».

Задачи: расширять представления о растительном и животном мире Южного Урала, его природных ископаемых; знакомить с правилами поведения в природе

Задание: семейное творчество: изготовление макета «Уральский лес». Составление альбома «Лекарственные растения»

Альбомы «Животные Южного Урала», «Редкие животные Южного Урала», «Растения Южного Урала», «Лекарственные растения», «Сокровища Уральских гор», «Родная природа»

Макеты: «Уральский лес», «Подворье», «Юрта».

Наглядные пособия: «Природные явления Южного Урала», «Деревья Южного Урала», «Правила поведения в природе»

3.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель: познакомить детей с теми природными объектами и явлениями, которые могут быть недоступны для наблюдений, которые пробуждают познавательный интерес

Творческое задание: разработка маршрута (карты) путешествия по Южному Уралу

Иллюстрации, фотоматериал, карта путешествия по родному краю

4.

Цикл наблюдений и труд в природе:

-в Зимнем саду;

-в теплице;

-на Экологической тропе.

Цели:

-расширять представления детей о жизненном цикле растений, особенностях жизни птиц, насекомых, аквариумных рыб;

-учить ухаживать за растениями и животными;

-воспитывать трудолюбие и бережное, заботливое отношение к природе

Совместный уход за растениями, птицами, рыбками в детском саду

Картотеки наблюдений.

Схемы по уходу за растениями.

Правила кормления аквариумных рыб (схема)

Экскурсии

5.

Экскурсия в Лимонарий.

Цель: познакомить детей с разнообразием растений, вызвать познавательный интерес.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Цель: расширять представления детей о флоре и фауне Южного Урала.

Экскурсии в городской парк.

Цели:

-расширять представления о городских птицах, растениях; учить видеть красоту природы, вызывать желание любоваться природой

Помощь родителей в организации экскурсий, совместное посещение экскурсий

Оформление фотоотчётов.

Альбом впечатлений «Удивительные растения», «Прекрасен мой Урал!», «Любимый город»

Работа в Центре книги

6.

Выставка книг уральских писателей и поэтов «Сказочный Урал».

Цель: познакомить с уральскими писателями и поэтами (П. Бажов, Д. Мамин-Сибиряк, Л. Татьяничева) и их произведениями, произведениями, воспевающими красоту природы родного края, вызывающими сопереживание и любовь к ней

Консультация: «Как вызвать у ребёнка интерес к книгам».

Творческое задание: совместно с детьми нарисовать иллюстрации к произведениям уральских писателей и поэтов

Книги уральских писателей и поэтов

Работа в Центре художественно-эстетической деятельности

7.

Выставки детского творчества:

«Седой Урал»

«Серебряное копытце»

«Река Урал»

«Снегири на рябине»

Рисование с натуры «Уральская осень».

Цель: побуждать детей любоваться природой, рассматривать её красоту разнообразие красок и форм

Конкурс семейного творчества (рисунков) «Красота Урала».

Конкурс творческих работ из бросового материала «Диковины Урала»

Иллюстрации, фотоальбомы:

«Перелетные и зимующие птицы Южного Урала».

«Озеро Банное».

«Виды Абзаково»

Экологические праздники

8.

Цель: расширять кругозор, вызывать чувство эмпатии к миру природы, воспитывать ответственность за неё.

-День Земли;

-День защиты животных.

-Фольклорные праздники: Масленица, Троица, День Ивана Купала

Участие родителей в праздниках:

-День земли (готовят атрибуты).

-День защиты животных (шьют костюмы, играют роли).

-Масленица (пекут блины, участвуют в играх)

Костюмы животных (белки, рыси, лося, медведя)

Работа в экологической мастерской

9.

-Изготовление экологических знаков «Не мусори», «Не ломай ветки», «Не разоряй муравейник», «Не рви цветы», «Не разводи огонь в лесу», «Не лови насекомых».

-Изготовление «Экологического календаря».

-Изготовление брошюр, листовок, макетов, атрибутов для мероприятий проекта

Совместный труд в мастерской:

-изготовление кормушек для птиц;

-изготовление экологических знаков;

-изготовление атрибутов для экологических праздников

Экологические знаки, макеты, брошюры, листовки, атрибуты

Природоохранные акции

10.

«Помогите птицам перезимовать!»

Цель: расширить знания о способах заботы о птицах, воспитывать любовь к птицам и ответственность за них; вызвать внимание общественности к проблеме зимующих птиц.

«Не мусори!»

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды

Творческие семейные задания:

-изготовление кормушек для птиц (организация «Птичьей столовой»).

-изготовление и креативное оформление урн.

Семейный труд «Чистый двор»

Альбом «Зимующие птицы Южного Урала».

Стенгазеты по итогам акций

Экологические игры

11.

1.Дидактические:

-«Построй домик для животного»

Цель: закреплять знания об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют.

-«Зимние запасы»

Цель: закреплять знания о жителях леса и их образе жизни.

-«Кому нужна тень, а кому нужен свет»

Цель: знакомить детей с любимым местожительством различных растений. Знакомить с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания.

-«Приготовь лекарство»

Цель: знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения.

-«В гостях у Мудрой Совы»

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

2. Подвижные игры народов Южного Урала:

Цель: показать связь человека с живой и неживой природой, передать уважительное, любовное отношение к ней, помогают создать взаимную гармонию.

-«Пчёлы»

Цель: воспитывать интерес к родной природе.

-«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

-«Ласточка»

Цель: развивать интерес к родной природе.

- «Татарский плетень»

Цель: воспитывать бережное отношение к родной природе.

-«Ласточки и ястребы»

Цель: продолжать развивать интерес к родной природе.

-«Веночек»

Цель: воспитывать положительные эмоции от общения с природой.

- «Грачи летят»

Цель: закреплять знания о фауне родного края.

3. Сюжетно-ролевые:

-«Пожар в лесу»

Цель: закрепить представления детей о природном бедствии – пожаре и способах его предотвращения.

-«Ветеринарная клиника»

Цель: закрепить знания о профессии ветеринара, вызывать желание помогать животным.

-«Лесное происшествие»

Цель: закрепить представления о возможных опасностях, угрожающих природе.

4. Игры-путешествия:

-«Приключения в подводном мире»

Цель: познакомить детей с обитателями водоёмов Южного Урала.

-«В поисках сокровищ Уральских гор»

Цель: познакомить с полезными ископаемыми Уральских гор.

-«Заповедные места Южного Урала».

Цель: расширять представления детей о разнообразии и красоте природы Южного Урала

Родители готовят дидактический материал для указанных игр.

Практикум «Подвижные игры народов Южного Урала»

Настольно-печатные игры.

Атрибуты для игр

  • Заключительный этап

Организация и проведение итогового мероприятия – открытое педагогическое мероприятие с детьми «Покорим вершины Уральских гор!»

Цель: закрепить и продемонстрировать экологические знания и умения.

Ожидаемые результаты

Дети:

-обладают знаниями о живой и неживой природе Южного Урала;

-имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и состоянием окружающей среды (о воздействии негативных факторов на природу);

-любят родную природу, испытывают положительные эмоции от общения с ней;

-умеют заботиться, ухаживать за объектами природы.

Родители:

-компетентны в вопросах экологического воспитания ребёнка;

-активно участвуют в жизни ребёнка в детском саду.


Анализ результатов проекта и выводы
  • Систематическая и поступательная работа с детьми и родителями по предложенному плану, чёткое следование обозначенным целям и задачам привело к успешной реализации проекта: ожидаемые результаты достигнуты. Оценка результата проходила в форме итогового мониторинга и итогового мероприятия.

Итоговый мониторинг показал:

  • увеличился процент детей, имеющих обширные представления о природе родного края 86% (увеличение на 54%); не стало детей со слабыми представлениями; 14 % имеют некоторые представления.
  • отношение к миру природы: увеличился процент детей, любящих природу, способных сопереживать ей и любоваться ею, старающихся беречь природу - 92% (увеличение на 46%); не стало детей, которые на начальном этапе не проявляли интереса к природе; 8% любят природный мир, готовы сопереживать природе, любоваться ею, но не стремятся к деятельной помощи, природосбережению.

Итоговое мероприятие (открытое педагогическое мероприятие с детьми) продемонстрировало:

  • высокий уровень знаний детей об объектах живой и неживой природы Южного Урала;
  • практическую значимость проделанной работы - дети умеют применять полученные знания и навыки в разных видах деятельности;
  • отношение детей к родному краю: добре, чуткое, оберегающее.
  • значимость проекта как метода не только получения знаний и навыков, но и метода командной работы, сплочённости коллектива единомышленников.