Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2146
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

«Исследовательская активность ребенка».

Цель: определение педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагога в области познавательного развития и в процессе детского исследования.

Задачи:

  • Дать теоретическое обоснование на основе анализа научно-методической литературы педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагога в области познавательного развития и в процессе детского исследования;
  • Анализ состояния работы МАДОУ по исследуемой проблеме;
  • Разработка и апробация теоретической модели формирования интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в процессе детского исследования;
  • Создание методического обеспечения по проблеме формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского исследования с учетом выделенных педагогических условий.
Подробная инструкция

В ходе работы по данному направлению, педагогом изучена литература, в том числе программа Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников», технология Урадовских Г.В. Педагогом создана оптимальная модель предметно-пространственной среды для реализации исследовательской деятельности. Педагогом подобраны материалы для экспериментирования в разных видах деятельности. Создана картотека занимательных опытов, обучающие презентации «Радуга», «Подводный мир», «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», и др. Создана стенгазета «Скажи кока коле нет!» и выставка рисунков «Что значит имя моё!». Распространены методические рекомендации «Как организовать исследовательский поиск», «Построения занятия по познавательному развитию», «Этапы исследовательской деятельности детей», «Алгоритм действий при формировании у детей делать выводы и умозаключения», «Построение в образовательном процессе познавательной деятельности через дидактические игры». Были разработаны тематические альбомы, коллекции и пособия по темам:

  • Чудо магниты
  • Полезные ископаемые
  • Круговорот воды в природе
  • Вода вокруг нас
  • Свойства воды и др.

Развитие исследовательской активности детей осуществлялось по вопросам формирования исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.

Разработаны:

  • Структура исследовательской деятельности, Этапы исследовательской деятельности детей,
  • Правила для педагогов занимающихся исследовательской деятельностью с дошкольниками,
  • Алгоритм подготовки и структура проведения экспериментирования. Алгоритм действий при формировании у детей делать выводы и умозаключения.
  • Повышение профессиональной компетентности педагога осуществлялось через форму методической работы - фестиваль методических находок «Учимся работать по новым стандартам»
  • Педагогическая мастерская «Лаборатория неживой природы»;
  • Мастер класс «Методические рекомендации построения занятия по познавательному развитию в младшем дошкольном возрасте»;
  • Семинар-практикум «Исследовательская деятельность старших дошкольников в проектной технологии»;
  • Мастер-класс «Как организовать исследовательский поиск дошкольников»;
  • Мастер класс «Методические рекомендации построения познавательной деятельности «Знакомство детей с единицей измерения времени «Неделя» через дидактические игры»;
  • Практикум «Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте;
  • Мастер-класс для педагогов по проведению родительского собрания в форме деловой игры. Тема родительского собрания «Формирование познавательного интереса у детей посредством математических игр в семье».
  • Произошло включение родительской общественности в образовательный процесс через образовательные проекты
  • Мастер-класс для родителей на собрании по теме: «Опыты и эксперименты с детьми дома»;
  • Мастер-класс для родителей на собрании по теме: «Делаем домашний календарь природы»;
  • Мастер-класс для родителей на собрании по теме: «Математические игры в повседневной жизни»;
  • Мастер-класс для родителей на собрании по теме: «Детская игрушка своими руками «Капитошка».

Материалы работы методической площадки распространялись на сайте учреждения.

Ожидаемые результаты
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
  • Создание программно методического обеспечения по вопросам формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского исследования.
  • Положительная динамика интеллектуальной компетентности старших дошкольников.
Анализ результатов проекта и выводы

Вывод: педагогический процесс формирования интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в процессе детского исследования будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:

  • поэтапное формирование поисково-исследовательских умений и способов познания окружающей действительности у дошкольников;
  • включение экспериментирования в разные виды детской деятельности (проектная, игровая, художественно-творческая и др.)
  • проектирование предметно-пространственной развивающей среды в группах, способствующей проявлению детской любознательности и познавательной активности (огород на окне, мини лаборатории, уголок природы и экспериментирования, выставочные экспозиции гербариев и коллекции семян, полезных ископаемых и др.)

Формирование интеллектуальной компетентности детей через экспериментирование в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Считаем, что поисково-исследовательская деятельность дошкольника дает ему возможность напрямую удовлетворять присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.

Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям. Развивая интеллектуальную сферу ребенка – дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Видео-интервью