Наверх

Проекты победителей

Заявка № 693
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс педагогических условий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.

Задачи:
  • Изучить научно-методические основы организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • Обосновать педагогические условия, способствующие развитию креативности старших дошкольников в процессе двигательной деятельности.
  • Выявить эффективность комплекса педагогических условий и разработать рекомендации по развитию креативности и речи детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ результатов творческой деятельности старших дошкольников, формирующий эксперимент, опрос педагогов.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс развивающих занятий в организованной двигательной деятельности может быть использован как в индивидуальной работе с ребенком, так и в различных вариантах группового педагогического процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений, и в системе дополнительного образования.

Составлен и проведен комплекс мероприятий по развитию компетентности педагогов ДОО в образовательной области «Физическое развитие».

Разработаны и апробированы тесты для определения уровня креативности детей в двигательной деятельности «Передай мяч разными способами» и для определения уровня развития речи в двигательной деятельности «Диагностика речедвигательного развития»

Разработанные материалы могут использоваться при проведении лекций, тематических и проблемных семинаров в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Подробная инструкция

Наше исследование показало, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, поэтому двигательная деятельность превращается в развивающую среду, которая становится средством развивающего обучения. В двигательной деятельности, благодаря ее многофункциональности, осуществляется всесторонний воспитательно–образовательный процесс, направленный не только на физическое, но и на умственное, речевое, креативное развитие дошкольника.

Реализация задач по развитию креативности и двигательной деятельности невозможна без комплексного подхода - взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их компетентность, основанная на умении методически правильно организовать и провести занятия, применить нестандартные формы и средства их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Работа по развитию креативности, речи и двигательной деятельности детей строилась на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а физкультурно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Были созданы следующие педагогические условия:

1. Для мотивации воспитанников применялись следующие приемы:

  • - детям предлагались игровые двигательные задания, такие как «Я танцую», «Шалтай-болтай» направленные на самостоятельный поиск образов, формирование умения передавать через движение характер музыки. - подвижные игры, направленные на развитие умения ориентироваться на действия других при построении индивидуального действия, развитие находчивости, сообразительности, сноровки. Пример: «Паук», «Найди ошибку», «Король», «Бездомный заяц», «Волшебные превращения». Игры на развитие слухового внимания, коммуникативных навыков и речи: «Фигура», «Норка», «Делай наоборот», «Светофор». - спортивные развлечения, игры-аттракционы. Широко использовались игры разных народов, например, «Посадка картофеля» (белорусская), «Колдун» (украинская), «Прыжки в мешке» (немецкая) и др. Воспитатели, были нацелены на творческую совместную деятельность с детьми, протекающую в форме их живого эмоционального контакта, что является хорошей мотивацией к двигательной деятельности. Мы соблюдали принципы двигательно-творческой работы с детьми: - Развитие творческого воображения, главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при организации двигательной деятельности и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Развитие воображение возможно через особые формы двигательной деятельности детей, которая имеет оздоровительную направленность.Так, имитируя позу кошечки, образная память ребенка воспроизводит яркие кошачьи черты, они преломляются через детское воображение, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе кошечки ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно. - Формирование осмысленной моторики. А.В.Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В традиционной практике физического воспитания вопреки этому исповедуется принцип управляемости без ощущаемости и осмысленности. Для пояснения приведем пример: при формировании правильной осанки взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо – значит сидеть красиво, но почему это так- для детей остается далеко не очевидным, если не сказать, бессмысленным. Этот способ формирования здоровой осанки не редко приводит к тому, что она, не успев закрепится, перерастает в патологическую (лордическую, кифотическую и др.) Постановку осанки у ребенка мы предваряли формированием ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп- кадр» (имитация фотографических изображений -«Лошадка перед прыжком», «Тяжелоатлет в рывке»), «Скульптор и глина», имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-перевертышей «Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке», «Пассажир в чемодане», «Стояние на потолке».
  • - Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Например, перед занятием по изобразительной деятельности воспитатели использовали игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности материалов (руки), за тем каждый пальчик, придавая ему особый характер. Он создают воображаемую семью ведь только крепкая семья может решать сложные задачи уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После этого он оценивает свое творение. Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображение, уверенности себе, создание положительного эмоционального настроя, эмпатии. Оно воздействует на биологически активные точки кожи.
  • -Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Пример: делая массаж друг другу дети обмениваются тактильными посланиями. Один ребенок рисует на спине другого какие- либо фигуры которые он должен отгадать и рисуя в воздухе такую же фигуру показать другим ребятам, которые называют вслух эту фигуру.

2. Вторым педагогическим условием развития креативности и речи в процессе двигательной деятельности мы назвали – педагогическое обеспечение смены одного этапа формирования двигательного навыка другим, последовательное продвижение от простых движений к сложным и к двигательному творчеству. Это условие соблюдалось не только во время физкультурных занятий, но и при организации подвижных игр, утренней гимнастики, физических упражнений после дневного сна, на физкультурных прогулках, физкультурных досугах, спортивных праздниках.

Разрабатывая комплексы двигательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста нами учитывался накопленный ребенком опыт двигательной и игровой деятельности, возросшие интеллектуально-творческие возможности детей, достаточно высокий уровень развития произвольности движений ребенка.

Для работы по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности мы определили общие приоритеты:

  • Развитие символической функции движения, развитие способности к разработке и воплощению композиции движений;
  • Формирование способности к созданию и передаче через движение эстетических образов;
  • Развитие способности к двигательной импровизации;
  • Воспитание двигательной находчивости;
  • Развитие у детей умения координировать действия при совместном решении творческих двигательных задач;
  • Активизация и развитие познавательного интереса к собственному телу и его возможностям;
  • Развитие эмоционального сопереживания другим людям;
  • Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.

Упражняя детей в освоении основных движений, например – ползании и лазании, детям давалось задание, изобразить реку, медленно текущую под мостом (проползание под дугами), огибающую деревья и дома (проползание между предметами) или изображение быстрого ручейка. При метании вдаль, детям предлагалось игровое упражнение «Соревнуются руки» (правой и левой рукой). Во время прыжков дети изображали образ, его особенности, (Какой я? – молодой-старый, веселый-грустный, легкий-тяжелый и т.д.)

Во время утренней гимнастики, использовался речевой материал, стихи помогали задать определенный ритм упражнениям и с учетом сюжета, подбирать движение.

3. Организация подвижных игр – это третье педагогическое условие, которое мы определили для развития креативности и речи детей старшего дошкольного возраста. Цель этих игр: развитие находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться, ориентироваться в пространстве и на слово при построении действия, формирование выразительности и произвольности движений и поведения.

Для выбора ведущего в игре использовались считалки, что активизирует речь и память детей. Для развития сообразительности, быстроты реакции и сноровки, детям предлагалось поиграть в игры «Наоборот», «Птицы в клетке», «Жмурки» и др. В играх часто использовался прием разрыва двигательной деятельности, т.е. смена игрового образа (волка в зайца потом в лису и т.д.) на начальном этапе детям было сложно быстро перестроиться, но потом они очень быстро превращались в разных животных, в эмоции и даже в неодушевленные предметы. Подвижные игры всегда эмоционально заряжены, поэтому детям интересны они, а интерес, как известно, стимулирует все психические процессы, в том числе речь и креативность.

В качестве примера приведем описание игры «Волшебные превращения». По считалке выбираются двое водящих, остальные играющие образуют большой свободный круг. Предварительно ребята договариваются, герои какой сказки начинают игру (волк и заяц, Иван-царевич и Кощей Бессмертный и др.). Игра ведется под музыкальное сопровождение. По сигналу: «раз, два, три – игру веди!» - заяц убегает – волк догоняет. Чувствуя, что волк может схватить его, заяц быстро встает перед одним из игроков, образующих круг. Тот должен придумать свой образ. Вместо зайца он может превратиться в охотника, который «выхватывает ружье» и начинает догонять волка. Волк, убегая тоже может встать перед любым игроком круга, и тогда новый игрок, может начать преследовать или убегать в другом образе. Игра может продолжаться до тех пор, пока догоняющий игрок не осалит убегающего или пока не закончится музыка. По окончании игры взрослый спрашивает детей какой образ был наиболее яркий и запомнился.

4. Четвертое педагогическое условие в практике дошкольного образования это здоровьесберегающие технологии - технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОО: детей, родителей, педагогов.

Цель (применительно к ребенку) -обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью

Цель (применительно к взрослым) – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от многих факторов: от типа ДО, от программы, конкретных условий ДОО, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей здоровья воспитанников.

В нашем ДОУ большинство детей с нарушениями речи, характерными особенностями их развития являются низкие уровни показателей: координационных способностей; скоростных и скоростно-силовых качеств; психических процессов (память, внимание, мышление). Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с нарушением речи при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

Изучив современные здоровьесберегающие технологии, обобщив результаты исследования, выбрали наиболее интересные и приемлемые в нашем детском саду и на этой основе разработали программу по логоаэробике «Задоринка». Она позволяет максимально развивать не только общую моторику детей, но и их психическую сферу, творческое воображение, умение понимать речь окружающих, развивать собственную, активно познавать окружающий мир. Но вместить в режим непосредственно образовательной деятельности эти технологии в полной мере невозможно, т.к. нужно придерживаться регламента и решать задачи общеобразовательной программы детского сада.Поэтому мы решили разработать дополнительную программу скоординированной деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда, направленную на коррекцию речевого развития детей.

Дети посещают занятия по логоаэробике 2 раза в неделю.

Программа включает в себя цикл игровых комплексов, направленных на развитие речи и двигательного творчества дошкольников. Комплексы - это уникальное сочетание физических и дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, проговаривания стихов в ритм движений и музыки, что способствует развитию у детей речи и коммуникативных навыков, координации движений, правильной осанки, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. На занятиях ярко проявляются коммуникативные качества детей, так как у них постоянно возникает необходимость вступать в контакт со сверстниками, находя оптимальные варианты согласования действий с товарищами.

Целью данной программы является развитие речи и креативности ребенка в процессе организованной двигательной деятельности.

Задачи:

1.развитие умения детей старшего дошкольного возраста согласовывать движение и речь;

2.развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового и зрительного внимания;

3.обучение правильному речевому дыханию;

4.развитие физических качеств и формирование правильной осанки;

5.развитие коммуникативных и творческих способностей детей;

Занятие состоит из следующих частей:

Структура занятия.

Части занятия

Содержание

продолжительность(мин)

1 часть.

Вводная

Разминка: ходьба, бег;

ОРУ с элементами степ – аэробики и танцевальными движениями;

10

2 часть. Основная

физкультурная

Проговаривание стихотворений в сочетании с упражнениями на фитболах;

Подвижная коммуникативная игра;

Ходьба по массажным дорожкам;

15

логопедическая

Дыхательная гимнастика (речевое дыхание);

Пальчиковые игры;

Артикуляционная гимнастика;

Артикуляционный массаж;

20

3 часть.

Заключительная

Упражнения на растяжку, развитие гибкости;

Сказка – релаксация.

5

Первую и вторую части проводит инструктор по физической культуре, третью и четвертую - учитель-логопед.

Разминка включает в себя разные виды ходьбы и бега и общеразвивающие упражнения с элементами степ-аэробики. Также степ-платформа используется для подвижных коммуникативных игр.

Вторая часть включает в себя:

1. Упражнения на фитболах с элементами логоритмики. Например, с детьми выполняется упражнение с фитболами для дифференциации звука «о».

Не под окном, а около

Каталось «О» и охало.

Сесть, спрятаться за мяч и встать. Поднять мяч над головой и опустить.

«О» Охало, «О» охало,

Не под окном, а около.

Стоя, мяч над головой, наклоны всторону в соответствии с ритмом слов.

2. Коммуникативную, творческую подвижную игру. Например, это игра «Найди ошибку».

Часть детей надевают маски (кошки, зайчика, медведя и др.) и договариваются кого они будут изображать, причем их действия не будут соответствовать избранной маске. Дети без масок должны определить, кто из детей ошибается. После окончания игры группы меняются местами.

3. Упражнения – стретчинг, способствующие развитию координации движений и чувства равновесия. Например, упражнение «Аист». И. п. - стоя на одной ноге (правой, затем левой); руки в сто­роны - «аист расправил крылья»; медленно поднять руки вверх -«взлетел в небо»; опустить руки перед грудью (ладони соедине­ны) - «аист опустился на землю».

Третья часть включает в себя:

1. Дыхательные упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание. Например, следующее упражнение: энергично поднимаем обе руки через стороны вверх и на опускании рук через стороны вниз 5—6 раз производим длинный фиксированный выдох: пфффффффффффф.

Читаем со звуками: ссс…, шшш…, жжж…, ззз…

Затем подключаем слогосочетания: бала-бала-бала-ба. Затем — фразы и стихи:

Резиновую Зину

Купили в магазине

Каждая строчка стихотворения произносится на одном движении рук сверху вниз. Движение рук вверх без текста

Резиновую Зину

В корзине принесли.

производится энергично, а движение рук вниз с текстом медленно

2. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихами. Например, комплекс игровых упражнений «Теневой театр» - проецирование на подсвечиваемый экран подвижных комбинаций сложенных пальцев. Изображаются персонажи сказок, предметы, характер персонажа (усталый, бодрый, веселый, озорной и т.д.)

3. Артикуляционная гимнастика, например,

«Заборчик» (широко улыбнуться, показать сомкнутые зубы);

«Слоник» (вытянуть губы вперед трубочкой, зубы сжаты) и другие.

В четвертой, заключительной части занятия, направленной на расслабление мышц и релаксацию детей, рассказываем сказки, например, «Солнечный зайчик».

«Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним»

Программа по логоаэробике позволяет стремиться к следующим целевым ориентирам возможных достижений ребенка:

- У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

- Ребенок активен в разговорном общении, проявляет интерес и самостоятельность в речевых играх, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

- У ребенка развито творческое воображение, он может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата.

5. Предметно развивающая среда – это следующее педагогическое условие, способствующее развитию креативности и речи детей старшего дошкольного возраста в процесс двигательной деятельности.

В практике детских садов накоплен большой опыт применения традиционного и нетрадиционного оборудования. Нами были изготовлены различные атрибуты из природного, бросового материала в физкультурный уголок в группе и физкультурный зал. Массажные дорожки, массажеры, атрибуты для дыхательных упражнений, для подвижных игр. Дети часто используют это оборудование в совместных и самостоятельных играх в группе и на улице.

  • Одновременно проводилась работа по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов детского сада в образовательной области «Физическое развитие»- это шестое педагогическое условие, способствующее развитию креативности старших дошкольников.

Выстраивая работу с педагогами ДОУ, был составлен цикл мероприятий, в который входили:

  • Педсовет «Профессиональная компетентность педагога». Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
  • Консультация для воспитателей «Нетрадиционное физкультурное оборудование». Профилактика плоскостопия у детей. Консультацию проводила инструктор по физической культуре. Воспитатели обсудили, возможности средств физической культуры в рамках режима дня в детском саду, как проводить профилактику, и какие условия создать для укрепления свода стопы и всего организма детей. Воспитатели получили буклеты с комплексами упражнений и решили, что эти упражнения будут проводить после дневного сна.
  • Семинар-практикум для воспитателей «Формы работы с детьми по физической культуре в режиме дня»: «Динамические паузы», «Игры на асфальте», «Речевое дыхание на физкультминутках»
  • Креативная игра. Проектирование как технология повышения физической культуры дошкольников.
  • Деловая игра «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Цель игры: обогатить профессиональную компетентность воспитателей и специалистов ДОУ в ходе ознакомления с современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на воспитание культуры здоровья у детей дошкольного возраста. На мероприятии были раскрыты основные идеи здоровьесбережения у детей дошкольного возраста в детском саду. Проанализировано понятие «культура здоровья» и содержание работы в каждой возрастной группе по воспитанию культуры здоровья дошкольников. Воспитатели в активной форме познакомились с инновационными подходами к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Подводя итог, было отмечено, что такая форма обучающего мероприятия эффективна, т.к. очень интересна педагогам. Во время деловой игры не только сообщается информация, но и происходит коммуникация педагогов, обмен мнениями при выполнении заданий.
  • Семинар - практикум для воспитателей, обсуждение проектов. «Биоэнергопластика»; «Логоаэробика». Педагоги презентовали свои совместные проекты, показывали некоторые упражнения, которые выполняли воспитатели. Педагоги получили сборники игр и упражнений для организации совместной деятельности с детьми. Выступающие педагоги внедрили проекты в работу с дошкольниками и по окончании учебного года получили хорошие результаты, которые озвучили на итоговом педсовете ДОУ.
  • Семинар. Проекты старших групп «Музей мяча», «Юные олимпийцы» . Воспитатели продемонстрировали презентации проектов, планируемых совместно с детьми и родителями. Работа по проектам началась, и будет продолжаться до октября 2016 года, завершат проекты культурно массовые мероприятия. Остальные педагоги одобрили и поддержали коллег и решили организовать долгосрочный проект «Музей мяча» во всем детском саду.
  • Круглый стол. Подведение итогов. Планирование проектной деятельности с детьми на следующий учебный год.

На педсовете был проведен анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ, намечен план мероприятий, помогающих педагогам повысить свою компетентность в образовательной области «Физическая культура»

Тематический план мероприятий для педагогов по образовательной области «Физическое развитие» на 2015-2016 г.

Дата

Тема

Продукт события

Ответственные

Сентябрь

Педсовет «Профессиональная компетентность педагога»

План мероприятий

Методист и инструктор по физкультуре

Октябрь

Консультация для воспитателей

Нестандартное оборудование. Профилактика плоскостопия у детей.

Картотека упражнений.

Массажные дорожки для детей

Инструктор по физкультуре.

Ноябрь

Педагогические чтения «Формы работы с детьми по физической культуре в режиме дня»: «Динамические паузы», «Игры на асфальте», «Речевое дыхание на физкультминутках»

Картотека игр для динамических пауз, картотека упражнений на речевое дыхание во время физкультминуток.

Инструктор по физкультуре, логопед, воспитатели.

Декабрь

Креативная игра. Проектирование как технология повышения физической культуры дошкольников.

Разработка совместных проектов повышения физической культуры дошкольников.

Инструктор по физической культуре, методист.

Январь

Деловая игра

«Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Сборник «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Методист, воспитатели.

Февраль

Семинар - практикум для воспитателей, обсуждение проектов.

«Биоэнергопластика»;

«Логоаэробика»

Проект взаимодействия педагогов по развитию двигательной и речевой деятельности детей.

Инструктор по физкультуре, логопед, музыкальный руководитель

Март

Семинар. Проекты старших групп «Музей мяча», «Юные олимпийцы»

Музей мяча.

Воспитатели.

Апрель

Круглый стол. Подведение итогов. Планирование проектной деятельности с детьми на следующий уч.год.

План мероприятий на 2016 – 2017 уч.год.

Инструктор по физической культуре, методист.

На семинаре воспитатель старшей группы сделала сообщение о динамических паузах в детском саду. Это подвижные, хороводные игры, упражнения для профилактики осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и др.

Воспитатель поделилась своим опытом по организации динамических пауз и предложила картотеку с упражнениями и играми. Динамические паузы используются в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

Прослушав сообщение воспитателя средней группы педагоги решили, что в игры, предложенные для прогулки, можно играть и в группе. Решили с помощью самоклеющейся пленки на полу разместить рисунки для игр, в которые можно играть, когда плохая погода. Эти игры у детей вызвали живой интерес, они самостоятельно организовывали и с удовольствием играли во время самостоятельной деятельности.

Во время сообщения учителя – логопеда воспитатели практиковались в организации игр, направленных на развитие речевого дыхания. После изготовили атрибуты и предлагали детям играть и в группе, и на прогулке. Особенно детям понравились игры с водой и мыльными пузырями.

Методист детского сада провела интерактивную лекцию по теме «Проектирование образовательного процесса в ДОУ» на которой воспитатели и специалисты обобщили свои знания о проектировании, активно отвечали на вопросы. По предложенному алгоритму составили план проекта «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» план представлен в таблице 10 приложение 3. В заключении воспитателям и специалистам было предложено разработать и внедрить проекты по развитию физической культуры и потребности в здоровом образе жизни дошкольников.

Во время круглого стола, педагоги выдвигали множество идей по проектированию, вносили предложения по организации мероприятий в следующем учебном году. Был составлен план физкультурных мероприятий, в который вошли: дни здоровья, КВН для родителей детей подготовительных групп, спортивные соревнования и консультации для педагогов и родителей.

Таким образом, мы внедрили в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста модель, разработанную нами. Создали все педагогические условия, определенные как способствующие развитию креативности и речи детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.

Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах образовательной программы ДОУ:

  • У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
  • Ребенок активен в разговорном общении, проявляет интерес и самостоятельность в речевых играх, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
  • Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели, способен к анализу и синтезу.
  • Ребенок способен к обнаружению и постановке проблемы, способен продуцировать разнообразные идеи, усовершенствовать объект, добавляя детали.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области "Физическое развитие"


Анализ результатов проекта и выводы

Применяя критерии Д. Гилфорда, мы в некоторых видах деятельности измерили количество и качество творческого компонента.

В нашем эксперименте для диагностики креативности детей старшего дошкольного возраста использовался метод наблюдения и анкетирования по следующим методикам:

  • Методика Вартега «Круги»,
  • Методика, предложенная Бочаровой Н.И. «Оценка двигательного творчества»
  • «Диагностика детской креативности по шкале Вильямса» анкетирование воспитателей.
  • «Передай мяч разными способами» составлена автором.
  • «Диагностика рече-двигательного развития» составлена автором.

В период 2015-2016 учебного года работа была нацелена на внедрение в практику подобранных методик, нетрадиционных приемов, разработанных мероприятий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста, формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для повышения качества педагогической деятельности и роста ее эффективности в области физического развития дошкольников. Одновременно велась работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей, их уровня активности и самостоятельности.

В результате методической работы с педагогами произошло обогащение предметно – развивающей среды детского сада, в работу с детьми по физическому развитию включены инновационные педагогические технологии.

Наблюдения за детьми показали, что дети научились самостоятельно создавать варианты известных движений в новые сочетания. Дети могут импровизировать, разыгрывать темы или сюжеты без предварительной подготовки, в форме двигательной импровизации, могут придумывать и реализовывать варианты известных подвижных игр и новые игры и упражнения, могут грамотно использовать разное спортивное оборудование и физкультурный инвентарь. Движения их разнообразны по технике выполнения.

Уровень развития креативности и речи у детей существенно повысился, значит работа по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста обеспечивает полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, стабильную работу педагогического коллектива, а также повышение эффективности образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Проведенная опытно-поисковая работа позволила установить, что выполнение сформулированного в гипотезе комплекса педагогических условий обеспечивает развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности, так как прослеживается положительная динамика, но не все дети имеют высокий уровень креативности, значит необходимо совершенствовать работу в данном направлении.