Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2161
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Образовательный тематический проект

«Смотрим, учимся, играем…»

Общая характеристика проекта. Работа с детьми в рамках проекта включает тематический цикл вариативных форм взаимодействия и содеятельности, включающий в себя просмотр мультфильмов, продуктивно-художественную и игровую театрализованную деятельность. Содержание содеятельности в рамках образовательной темы недели определяется на 3 дня.Концепция дней недели: среда – социально-личностное открытие темы (области познания).Осуществляется через просмотр мультфильма и беседы по его содержанию.Четверг –создание художественных образов темы познания (в т.ч. по мотивам мультфильма). Осуществляется в продуктивной содеятельности: изготовление атрибутов, элементов костюма героя для театрализованной игры по мотивам мультфильма; рисование, лепка, возможно - аппликация. Пятница – эмоционально-образное проживание роли в играх по содержанию мультфильма; практика высказываний, ответов на вопросы педагога; составление коротких рассказов по мотивам сюжета; театрализованная деятельность (игры –имитации, элементы игры драматизации), рефлексивная практика.

Актуальность проекта. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации. Важным для ребёнкаявлением медиа-пространства являются мультипликационныефильмы.Это не только способ времяпрепровождения, но и, при грамотном подходе - средство воспитания.Мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У них еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, мир они познают преимущественно через зрительные образы и ощущения. Мультфильмы, языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных цветом и музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания множество нужной и актуальной возрасту информации.

Содержание мультфильмов оказывает большое влияние на развитие детей. Они формируют первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, окружающий мир, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость в разных областях жизни, развивать мышление и воображение, формировать начала мировоззрения.

Идея проекта: формирование у детей информационной культуры, посредством совместного просмотра мультипликационных фильмов и интеграции вариативных видов содеятельности. В процессе освоения культуры совместного просмотра мультфильмов, детей привлекает смена эпизодов, яркие красочные герои, динамика сюжета. Мы учимся беседовать о содержании мультфильма, выделять главное, наиболее запомнившееся, отвечать на вопросы, выполнять правила совместного просмотра фильма. В старшем возрасте дети не только смотрят мультфильм, но и осваивают практику выражения своего отношения к увиденному, своего мнения, учатся слушать и «слышать» собеседника. Для детей 5-7 лет достаточно значимым процессом остается перцептивно – образное восприятие мира. Процесс трансформации образа восприятия (героя, явления, события, сюжета) в продукт игровой и\или продуктивной деятельности создает условия для разноаспектного освоения, более яркого «проживания» ребенком образов мультфильма.Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа, что, безусловно, влияет на развитие и обогащение сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми явлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Посредством обогащения практики диалогов, полилогов, предметных разговоров, развивается речь, память.

Таким образом, в интеграции разных видов деятельности с целью трансформации ярких впечатлений от просмотра фильма в авторских продуктах, формируется не только культура восприятия мультфильма, но и информационная культура, позволяющая открывать новые значения и смыслы фильма как притчи, сказки, рассказа, формы отражения реальных, знакомых событий и пр.

Новизна проекта: модель формирования информационной культуры старших дошкольников; подходы к организации регулярных совместных «умных» просмотров мультфильмов, которые опосредуют развитие творческой, игровой и продуктивной содеятельности детей и отдельного ребёнка. Целенаправленный выбор медиа материала опосредован тематикой недельного познавательного проекта, реализуемого в группе детского сада, конкретными образовательными задачами дня.

Цель:условия становления информационной культуры детей старшего возраста, посредством просмотра мультипликационных фильмов и интеграции вариативных видов деятельности в рамках темы познания (смотрю, учусь, играю).

Задачи:

  • организовать целенаправленную воспитательно- познавательную содеятельность с детьми старшего дошкольного возраста посредством просмотра мультфильмов (в рамках темы недели);
  • разработать и апробировать модельорганизации вариативных форм содеятельности с детьми старшего дошкольного возраста, используямедиаматериалы в рамках темы недели и интеграцию продуктивных, игровых и познавательных видов деятельности;
  • подобратьи систематизировать комплекс игровых упражнений и прочих средств психолого-педагогической сопровождения работы с детьми в обозначенном направлении.

Сроки реализации:сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Подробная инструкция

Фрагмент план реализации проекта

(*по плану проекта, **дополнительные мультфильмы к теме)

Тема и сроки недельного проекта

Информация о мультфильме

Аннотация

*Вопросы по содержанию мультфильма

*Игровая деятельность

Сентябрь: 1неделя

«Мои друзья в детском саду, во дворе»

«Кубик и Тобик»

Годвыпуска:1984год
Жанр:мультфильм, короткометражка
Продолжительность:9мин.
Режиссер: Владимир Арбеков

После всех ссор щенок, котёнок, козлёнок и гусенок пришли к заключению, что лучше играть всем вместе.

-Вам понравился м /ф?

- Про кого м /ф? Что с ними произошло? Их можно назвать друзьями? Почему? К какому заключению пришли герои? Почему?

Изготовление масок – героев мультфильма, кубиков.

Драматизация м/ф «Кубик и Тобик»

2неделя

«Врачи. Животноводы»

«Кем быть»

Годвыпуска: 1948год

Жанр: мультфильм
Продолжительность: 10.05мин

Режиссер: Дмитрий Бабиченко

Экранизация стихотворения Владимира Маяковского о том, какая профессия лучше.

-Вам понравился м /ф?

-Кто главные герои м/ф?

-Кем хотят стать мальчик и девочка, когда вырастут?

- Почему мальчику и девочке нравятся все профессии?

-Какой совет дают мальчик с девочкой? Почему?

Изготовление из бросового материала атрибутов для игры «Больница»

3 неделя

«Горы, лес, пустыня, льды ты на карте их найди»

«Мульти – Россия»

Год показа: 2007год
Режиссёры: Степан Бирюков, Алексей Почивалов, Сергей Меринов
Сценаристы: Степан Бирюков, Алексей Почивалов, Сергей Меринов
Продолжительность серии: 1мин.
Количество серий: 104

Видеоэнциклопедия о нашей стране.

-Вам понравился м /ф?

- Кто главный герой м/ф? Почему?

- Чем богат каждый край нашей страны?

- Чем мы можем гордиться?

- Что нового вы узнали из м/ф?

Макеты «Кто, где живет?» (лес, пустыня, льды)

Д/игра «Животный мир»

4 неделя

«Осень, она какая?»

«Сказка про чужие краски»

Годвыпуска:2006год
Общая продолжительность: 01:05:22

**Зверюшки-Добрюшки 2 «Сердце осени»

«Времена года от тетушки Совы»(13 видео)

Сказка про человечков-осенников, раскрашивающих листья в цвета осени, и про мальчишку по прозвищу Кузьма-никаплиума, который украл эти краски.

- Вам понравился м/ф?

- Как вы думаете кто главный герой фильма?

- Где родился наш осенник? Под листом, какого дерева?

- Чем занимался осенник летом?

- Что делают осенниики с приходом осени?

- Смог кленовый осенник раскрасить листья клена? Почему?

- Кто ему помешал? Как вы думаете, хорошо поступил Кузьма? Почему?

- Что случилось с рисунками, которые Кузьма нарисовал чужими красками? Вам бы хотелось помочь осеннику? Как можно ему помочь?

Сюжетно – дидактическая игра «От какой ветки детки»

Игр.атрибуты: корзинки, листочки разных деревьев, осенники (грустный и веселый), плакат с деревом клена

Октябрь 1 неделя

«Семья»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Год выпуска:1953годСоюзмультфильм

Продолжительность:10.11мин.

Режиссер: Ольга Ходатаева

По мотивам русской народной сказки. Главные герои – Аленушка и ее братец Иванушка, который, не послушав сестру, пьет водицу из лужи и превращается в козленочка.

- Вам понравился м/ф?

-Как звали детей?Куда отправились дети?

- Чье копытце с водицей увидели на дороге Алёнушка и Иванушка?

- Почему Алёнушка не разрешила Иванушке напиться из этого копытца?

- Что случилось после того, как Иванушка выпил воды из козьего копытца?

- Что сделала Алёнушка, когда увидела козлёночка?

- Кого встретила Алёнушка?

- Что сказал купец, увидев Алёнушку?

С/игра «Семья»

Генеалогическое дерево семьи

Д/игра «Кто в домике живет?»

Лепка герое сказки

2 неделя

«Семьи и семейства зверей»

«Мама для мамонтенка»

Год выпуска: 1981

Продолжительность: 8мин.

Режиссер: Олег Чуркин

О судьбе мамонтенка, который случайно избежал вымирания мамонтов (замерз в вечной мерзлоте, а потом оттаял) и теперь ищет маму.

- Вам понравился м/ф?

-Где оказался мамонтенок, что он решил? Почему он принял такое решение?

- Кто ему помогал? Как медвежонок и тюлень помогли мамонтенку?Куда отправился мамонтенок? Почему?

-Кого встретил мамонтенок? Как помогли ему обезьянка и бегемотиха?

-Что сделал мамонтенок, когда нашел маму?

- Как вы думаете, какие чувства переживали звери?

Плоскостной театр (выбор из театра тех героев, которые есть в мультфильме)

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

  • методический комплект, включающий конспекты вариативных форм содеятельности педагога с детьми,система используемых видеоматериалов, план по использованию мультфильмов в воспитательно-образовательной деятельности,
  • обогащённые профессиональные компетенции педагогов в области содействия становлению информационной культуры детей старшего дошкольного возраста и использованиюмедиаматериалов в образовательном процессе;
  • условия формирования зрительской культуры детей старшего дошкольного возраста (умения обсуждать и высказывать свое мнение, слушать других, самостоятельно воплощать яркие впечатления в продуктах творческой, продуктивной и игровой деятельности).
Анализ результатов проекта и выводы

В старшем возрасте дети не только смотрят мультфильм, но и осваивают практику выражения своего отношения к увиденному, своего мнения, учатся слушать и «слышать» собеседника, выполняют правила совместного просмотра фильма.

Видео-интервью