Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2828
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Информационная карта проекта. Общее описание целей и задач.

Полное название проекта

Проект по созданию условий, обеспечивающих

доступность дошкольного образования

«Первые шаги в маленький мир»

Автор

Г.Н.Калиненко, старший воспитатель;


Территория

Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Снежногорск

Юридический адрес организации

184682, Российская Федерация, Мурманская область,

г. Снежногорск, ул. Октябрьская, д. 20

Телефон (факс)

8 (81530) 6-21-78; 6-02-59 (6-10-56)

Электронный адрес

yakorek80@mail.ru

Адрес сайта в Интернете

http://dou-8-yakorek.edusite.ru/

Цель проекта

создание системы раннего развития детей, поддержка и сопровождение семьи в условиях создания детско-родительских сообществ

Задачи:

- повышение уровня педагогической компетенции родителей;

- создание семейных клубов, как ресурса социокультурного развития личности ребёнка раннего возраста; вовлечение родителей в образовательный процесс;

- обеспечение активного взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) детей, не посещающих детский сад;

-оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, формирование механизмов поддержки, социального и психолого-педагогического сопровождения семей и детей раннего дошкольного возраста;

- создание системы раннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием; обогащение опыта социализации ребенка на этапе раннего развития;

- оказание раннего содействия в социализации, адаптации, обучении и воспитании детей с ОВЗ

Специализация проекта

Социально - ориентированный

Срок реализации проекта

Сентябрь 2016 – май 2017 года

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Якорек»

Официальный язык

Русский

Условия участников проекта

Добровольное желание родителей (законных представителей) воспитанников

Ожидаемые результаты

- увеличение количества семей, получающих консультационно-методические услуги в условиях функционирования семейных клубов;

- увеличение количества детей раннего возраста, охваченных услугами дошкольного образования в рамках реализации Проекта;

- активное участие родителей в процессе обучения и воспитания детей раннего возраста, увеличение количества семей, вовлечённых в образовательный процесс;

- повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ребенка раннего возраста;

- гармонизация детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия;

- повышение уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

- развитие творческой активности работников учреждения, использование эффективных социальных практик, новых технологий и методик в работе с семьёй.

Подробная инструкция

Введение

Одной из наиболее актуальных и значимых проблем дошкольного образования на современном этапе является обеспечение его доступности и качества. Эти задачи являются стратегическими ориентирами развития нашего учреждения.

Реализуя государственную политику в области дошкольного образования, в учреждении открыты и функционируют группы разной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей), Центр игровой поддержки ребёнка, Консультативный центр. Вместе с тем, проблема доступности дошкольного образования по-прежнему остаётся актуальной.

Анализ социального заказа ставит перед нами важные задачи: внедрение новых форм дошкольного образования, поиск наиболее эффективных форм работы с семьёй, создание системы раннего сопровождения семьи и активного вовлечения родителей в процесс воспитания и развития детей на раннем этапе.

Понимая значимость данной проблемы, учитывая интересы и потребности семьи, наше учреждение разработало и включилось в реализацию проекта по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования, раннее сопровождение и адресную поддержку семьи - «Первые шаги в маленький мир».

Мы выбрали проектный метод, который позволяет увидеть конечный результат, спрогнозировать стратегию развития и тактику деятельности по его достижению.

Одно из ключевых направлений этого проекта – активное вовлечение родителей (законных представителей) в воспитание и развитие детей раннего возраста, создание детско-родительских сообществ. Ведьсемья – это первая школа воспитания растущего человека. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Заниматься воспитанием детей - дело сложное, требующее много терпения, времени, знаний.Ранний возраст - совершенно особое, специфическое время, во многом определяющее индивидуальность, будущую социальную успешность ребенка.

Осознавая важность раннего развития ребёнка, понимая, насколько велика ответственность, родителей за будущее ребёнка, мы определили следующие направления работы в рамках реализации проекта: ранняя поддержка и сопровождение семейного воспитания, оказание адресной помощи семье, вовлечение родителей в совместную деятельность, профилактика семейного неблагополучия.

Наш город Снежногорск – один из самых молодых, уютных, красивых и малых городов Кольского Заполярья. Город с развитой инфраструктурой, со своим социальным микроклиматом свойственным малым городам, со своими традициями. Несмотря на это, в нём остро ощущается нехватка ресурсов для самых маленьких жителей, а именно, для детей раннего возраста и их молодых родителей.Очевидно, что большие города насыщены развивающими центрами, игровыми комнатами, клубами для молодых семей, с благоприятными условиями для эмоционального комфорта, где оказывается консультационная помощь специалистов, направленная на укрепление культуры родительства и формирование компетенций родителей, где, кроме того, устанавливается партнёрство между самими родителями, расширяется их круг общения. Учитывая все факторы, мы решили организовать работу по оказанию помощи родителям: поддерживать, развивать, направлять, помогать, учить. Традиционные воспитательные методы и подходы, которые были эффективны в прошлом, для современных семье не подходят.

Мы решили меняться в соответствии со временем,и поэтому выбрали такую форму работы, как семейные клубы, основанные на принципах добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважения.

Наши семейные клубы это маленький мир, где педагоги и родители могут поддерживать маленьких первооткрывателей, и куда малыши приходят с большим желанием! Почему именно клуб? Потому что такая форма взаимодействия привлекательна для родителей и продуктивна:

- свободное участие (родитель может выбрать мероприятие и направление клуба, в котором он больше заинтересован);

-разнообразие мероприятий и форм их проведения (клубная форма не ограничивает выбор тематики, способа и места проведения, количества участников и т.д.);

-сходство интересов,проблем семей, возможность открытого обсуждения и общения;

-психологическая поддержка, развитие организаторских и коммуникативных способностей родителей;

-получение новой информации по конкретным запросам (совместное планирование работы);

-развитие детей и подготовка ребёнка к поступлению в детский сад.

На базе Консультационного центра функционируют семейные клубы:

- «Крепыш» (спортивно-игровой направленности);

- «Маленький академик» (познавательной направленности);

- «Мы вместе» (клуб раннего сопровождения детей с ОВЗ);

- «Родители родителям» (открытое родительское сообщество по интересам).

Открыта дистанционная родительская гостиная«Я+мама. Я+папа», данная форма работы функционирует в рамках Консультационного центра, основное направление - защита прав и достоинств ребёнка.

Механизм реализации проекта

Проект предполагает подготовительный этап, этап реализации и аналитический этап.

1 этап: подготовительный (сентябрь 2016 г. – октябрь 2016г.)

Первый этап включает в себя создание инфраструктуры, подготовку нормативной базы, подбор специалистов (изучение и подбор литературы по обучению, воспитанию и развитию детей раннего возраста; разработка положений, анкет и опросников для родителей (законных представителей) для наиболее высокой эффективности работы учреждения; формирование планов мероприятий; оформление стендов, страницы на сайте «Родительская гостиная»; подготовка специалистов).

2 этап: реализация проекта (2016г. –2017г.)

Организация работы семейных клубов осуществляется по направлениям работы.Занятия каждого клуба проводятся 1 раз в месяц. Занятия проводятся в виде:

- обучающих игровых сеансов;

- видеоуроков;

-презентаций;

- семинаров;

-обменом опытом (форум);

-игровых занятий;

-лекций;

- консультаций (как реальных, так и виртуальных);

- разработка методического материала, памяток и т.д.

3 этап: аналитический (май2017г.)

На заключительном этапе проводится оценка эффективности и результативности реализации проекта. Вносятся необходимые коррективы и изменения в план мероприятий семейных клубов. Составляется план работы на следующий период.

Описание комплекса мероприятий, проводимых дошкольной организацией в рамках реализации проекта.

Работа клубов начинается в сентябре с организационных занятий в форме «Родительской беседки». На этих занятиях родители получают информацию о функционировании клубов, направлениях работы и мероприятиях, которые будут проводиться в рамках семейных клубов.

Формы работы:

Форум «Мой первый шаг», знакомство участников, гостей и приглашенных с программой проекта. Каждая семья может найти занятие по душе: посмотреть видео презентацию о работе клубов,принять участие в практических семинарах, посетить творческие мастер-классы, игровые сеансы и т.д.Во второй части форума проходит акция «Вместе по жизни», основная цель акции - гармонизация детско-родительских отношений и повышение чувства собственной значимости детей и родителей.

Игровые занятия«Папин день»/ «Мамин день»: как быть, когда папа с мамой имеют разные взгляды на воспитание?Как примирить разные взгляды на воспитание? Эти игровые занятия и предполагают объединение усилий мамы и папы для гармоничного развития малыша.

Игровое занятие «Мой маленький мир», занятие предполагает погружение родителей в атмосферу детской игры:вместе с ребёнком шагаем, ползаем, прыгаем, танцуем, рисуем и т.д.

Описание различных форм работы семейных клубов.

Семейный клуб - « Крепыш»- спортивно-игровое направление (первая неделя месяца).

Совместные занятия физической культурой ребенка и взрослого способствует раскрепощению, более эффективному эмоциональному общению взрослого c детьми.Основная идея работы данного клуба заключается в том, что родители являются личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка.Занятие в семейном клубе состоит из 2 частей:

1часть - Информационная - с целью ознакомления родителей со здоровьесберегающими технологиями и мероприятиями для оздоровления детей: специалисты проводят консультации, мини-семинары. Также организована обратная связь с родителями – каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся развития его ребёнка.

2 часть -организация спортивно-игровых занятий, которые включают в себя мероприятии детей раннего возраста: оздоровительная и дыхательная гимнастика, массаж, занятия оздоровительной физкультурой, спортивно-оздоровительные праздники, марафоны, эстафеты на улице и т.д.

Формы работы: игровые занятия, спортивные марафоны и эстафеты спортивные праздники.

Тема

Форма проведения

Участники

Месяц проведения

«Эстафеты на колясках»

Игра-занятие

Родители, специалисты, дети

Октябрь

«Чемпионат малышей по метанию»

Развлечение

Родители, специалисты, дети

Ноябрь

«Закалялки»

Игровой сеанс

Родители, специалисты, дети

Декабрь

«Кенгурёнок» (игры для родителей, с ребёнком на руках)

Игра-занятие

Родители, специалисты, дети

Январь

«Конкурс ползунов»

Мини-марафон

Родители, специалисты, дети

Февраль

«Спорт с пелёнок, здоровый ребёнок»

Игровое занятие

Родители, специалисты, дети

Март

«Маленькие Крохи»

Игровое занятие

Родители, специалисты, дети

Апрель

«Если Я родитель»

(серия занятийна тему, как заботиться о здоровье ребёнка)

Серия занятий

Родители, специалисты, дети

В течение года

Семейный клуб - « Маленький академик» - познавательное направление (вторая неделя месяца).

Работа в семейном клубе рассчитана на совместные игровые развивающие занятия, с целью демонстрации отдельных приемов работы. Занятия помогают взрослым лучше понимать своего малыша, договариваться с ним, получать больше удовольствия от ежедневного взаимодействия.Для работы клуба используется созданная инфраструктура учреждения:

1. Развивающий центр «Фиолетовая сказка » -это сказочная и уникальная в своём роде развивающая сенсорная среда нового поколения направлена на интенсивное развитие различных областей познания детей: внимания, памяти, логического и творческого мышления, воображения, математических способностей, умения анализировать, рассуждать, выстраивать диалогическую и монологическую речь. Фиолетовый лес включает в себя различные игровые зоны и состоит из нескольких сказочных областей: Чудесная поляна, Озеро Айс, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Фиолетовое дерево. Вся комната населена удивительными персонажами, с которым дети играют и развиваются.

2. Конструкторское Бюро «Мистер Самоделкин» -комната заполненная образовательными конструкторами. Все детали конструктора находятся в свободном доступе, дети могут строить такие конструкции, которые пожелают, это позволяет обучать детей через игру образному мышлению, развивать их творческие способности, а также логику.

3. Театральная гостиная «Мечтатели» - это мультифункциональное современное пространство, главная цель которого - познание и развитие средствами искусства, главным образом, средствами театра.

4. Сенсорная комнатас интерактивным оборудованием.Цель занятий–пробуждение интереса детей к окружающему миру, стимулирование исследовательских действий, способствование развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, развитие эмоциональных ощущений.

Формы работы семейного клуба: игровые развивающие и коррекционные занятия.

Тема

Форма проведения

Участники

Месяц проведения

Развивающий центр «Фиолетовая сказка»/ Сенсорная комната (по подгруппам)

Игровые развивающиезанятия:

-«ЦВЕТное путешествие»
-«Вверх по радуге»
- «Квадратные чудеса»

- «Страна маленьких гномов»/

игровые коррекционно-развивающее занятия

Родители, специалисты, дети

Октябрь

Конструкторское Бюро «Мистер Самоделкин»/Сенсорная комната (по подгруппам)

Развивающие занятия:

«Разберём и соберём»

-«Коробочка с секретом»

-«Кубик, где ты, покажись»/

игровые коррекционно-развивающее занятия

Родители, специалисты, дети

Ноябрь

Театральная гостиная «Мечтатели»/«Каляки-маляки»

Театрально-игровые занятия/ игровые занятия по художественно-эстетическому развитию

Родители, специалисты, дети

Декабрь

Театральная гостиная «Мечтатели»

/«Маленькие искусники»

Театрально-игровые занятия/ игровые занятия по сенсорному развитию

Родители, специалисты, дети

Январь

«Играем рядом»

Серия игровых занятий по познавательному развитию

Родители, специалисты, дети

Март,

Апрель

Семейный клуб - «Мы вместе» - раннее сопровождение детей с ОВЗ (третья неделя месяца).

Одна из самых уязвимых категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Поэтому главная задача семейного клуба: научить эффективному способу взаимодействия родителей и детей, вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии, сформировать адекватную самооценку.

Цель мероприятий, проводимых в рамках семейного клуба – гармонизация детско-родительских отношений, формирование благоприятного микроклимата в семье.

Одной из ведущих форм работы семейного клуба является использование экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей «Лонгитюд» и организация специальных психологических занятий с родителями и детьми.

Формы работы: дискуссия, решение проблемных ситуаций,психотехнические упражнения, игровые сеансы, презентации

Тема

Форма проведения

Участники

Месяц проведения

«Мама и малыш. Или как понять своего ребёнка?»

Тренинг, просмотр видеоматериалов, презентаций

Родители, специалисты

Октябрь

«Волшебная комната»

(посещение сенсорной комнаты)

Индивидуальные и групповые занятия

Родители, специалисты, дети

Ноябрь

«Школа понимания»

Решение проблемных ситуаций

Родители, специалисты, дети

Декабрь

« Маленький Круг»

Игровой сеанс ( арттерапия)

Родители, специалисты, дети

Январь

«Мой закрытый мир»

Психологический тренинг общения

Родители, специалисты, дети

Февраль

«Чудеса бывают» (игры с песком)

Игровые занятия(песочная терапия)

Родители, специалисты, дети

Март

«Моё душевное здоровье»

Тренинг

Родители, специалисты

Апрель

Открытое родительское сообщество по интересам«Родители родителям» (четвёртая неделя месяца).

Каждый из родителей уникален, имеет свои увлечения и интересы. Задача данного семейного клуба раскрыть и продемонстрировать таланты родителей и обменяться опытом семейного воспитания. В работе семейного клуба родители демонстрируют приемы и методы воспитания из личного опыта, делятся своими идеями, проводят мастер-классы друг для друга, демонстрируют свои увлечения. Такие общие занятия делают жизнь намного интереснее и сближают людей. Если есть общее увлечение, то и тем для разговора больше, родители становятся дружнее, присутствует понимание.

Формы работы: мастер-классы, обмен опытом, практикумы

Тема

Форма проведения

участники

Месяц проведения

«Секретысчастливой семьи»

Семейные презентации

Родители, специалисты, дети

Октябрь

«Тепло игры» или «Копилка игр»

Семейные презентации

Родители, специалисты, дети

Ноябрь

«Подарки своими руками»

Мастер-класс

Родители, специалисты, дети

Декабрь

«Лавка чудес»

Мастер-класс

Родители, специалисты, дети

Январь

«Играем в сказку»

Семейный опыт

Родители, специалисты, дети

Февраль

«Бумажная пластика»

практикум

Родители, специалисты, дети

Март

«Игрушки своими руками»

мастер-класс

Родители, специалисты, дети

Апрель

На базе Консультационного центра функционирует родительская гостиная в дистанционной форме «Я+мама. Я+папа». Дистанционная гостиная создана на официальном сайте нашего учреждения на странице «Структурные подразделения»в разделе «Консультационный центр». Основная задача родительской гостиной- оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов. В разделе демонстрируются социальные и рекламные видеоролики,специалистами проводятся виртуальные консультации и лекции по предупреждению проявления жестокого обращения с детьми, оформляются электронные буклеты, анкеты, тесты.

Формы работы: лекции, консультации, анкеты, тесты, электронные буклеты, рекламные и социальные видеоролики

Название рубрики

Форма

« Окружающий мир»

Социальные и рекламные видеоролики о случаях жестокого обращения с детьми

«Свободный микрофон»

Ответы на вопросы родителей

«Уроки счастливого родителя»

Тематические лекции и виртуальные консультации по профилактике случаев жестокого обращения с детьми

«Гармония»

Анкеты, тесты

«Дружеские руки»

Размещение телефонов доверия, социальных служб города

«Искусство общения»

Уроки психологии по профилактике насилия

Ожидаемые результаты

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

В качестве кадровых ресурсов в реализации проекта задействованы сотрудники учреждения, которые имеют свои обязанности:

Заведующий – осуществляет подбор и расстановку кадров, организацию работы, контроль за работой Клубов в соответствии с нормативно-правовой базой; обеспечивает оснащение материально-технической базы современными техническими средствами.

Старший воспитатель– осуществляет методическое руководство, повышение профессионального уровня специалистов и профессиональную поддержку; обеспечивает учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил СанПиН, ведёт учётно-отчётную документацию, принимает непосредственное участие в работе клубов.

Педагог-психолог – обеспечивает психологическую поддержку семей, консультирует, обеспечивает психологический комфорт участников клуба.

Воспитатель – участвует в организации мероприятий клубов, повышает уровень педагогической компетенции родителей.

Учитель- логопед – организует работу по повышению компетентности родителей в освоении ребенком речевой культуры.

К информационным ресурсам относятся: буклеты, газеты, информационные стенды, освещение проекта на официальном сайте учреждения, видеоролики, презентации, электронные буклеты.

К материально-техническим ресурсам относятся: оборудованные развивающие центры, интерактивное оборудование, музыкальное и спортивное оборудование.

Социальное партнёрство: для успешной реализации проекта к работе клубов привлекаютсяквалифицированные специалисты в области воспитания и обучения детей, специалисты органов правовой защиты, специалисты медицинской организации (по согласованию).

Эффективность проекта определяется сравнительным анализом результатов анкетирования в начале реализации проекта и по его окончанию, самоанализом семейной ситуации.

Семейный клуб – это:

- понимание и умение общаться с ребёнком,

- умение разнообразить семейный досуг,

- применение новых и эффективных подходов и средств в воспитании, оздоровлении и развитии детей.

Анализ результатов проекта и выводы

Результативность работы (2015-2016 уч.г.):

- численность родителей (законных представителей), обратившихся в Консультативный центр и получающих консультационно-методические услуги в условиях функционирования семейных клубов – 33 человека;

- общее число проведённых мероприятий – 102;

- увеличение количества семей, вовлечённых в совместные занятия с детьми, количество проведённых совместных занятий со специалистами – 66;

- количество детей раннего возраста, охваченных услугами дошкольного образования в рамках реализации Проекта - 27;

- количество разработанных индивидуальных программ организации психолого-педагогического сопровождения ребенка – 8;

- повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ребенка раннего возраста, гармонизация детско-родительских отношений.