Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1537
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Одна из основных целей – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

- Создание условий для развития социально-коммуникативных и творческих способностей детей через театрализованную деятельность;

- Способствование развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;

- Содействие побуждению детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

- Способствование формированию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения и

воспитания:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы решения);
  • наблюдение;
  • упражнения;
  • личный пример;
  • поощрения;
  • объяснение;
  • использование ИКТ.
Подробная инструкция

Театрализованная деятельность в нашем детском саду проходит кружковой работой, в вечерние часы, а также органично включена в другие области непосредственно образовательной деятельности старших дошкольников (музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, познание, коммуникации).

Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, в ДОУ создана современная предметно-развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка.

Использую технологию организации театрализованных игр А. И. Бурениной. В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности:

-мотивация к игре;

-определение темы и цели игры;

-выбор игровых средств, распределение ролей;

-апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов)

-достижение игровой цели;

-осознание результатов игры.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

игры - драматизации;

упражнения по формированию выразительности исполнения;

упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

игры - превращения;

упражнения по на развитие детской пластики;

упражнения на развитие выразительной мимики;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

пальчиковая гимнастика для развития моторики рук;

знакомство не только с текстом произведения, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями;

сказкотерапия с элементами импровизации.

Система работы по театрализованной деятельности строилась в соответствии со следующими принципами:

принцип системности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса;

принцип последовательности, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным;

принцип развивающего обучения - обучение должно вести за собой развитие ребенка;

принцип наглядности - осуществляется на восприятии наглядного материала;

принцип успешности - ребенок получает знания, которые он способен успешно выполнить;

принцип доступности - учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

принцип проблемности - направлен на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы условия:

имеются различные виды театра: теневой, кукольный, настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, театр "варежка", театр "мягкой игрушки", магнитный, бибабо;

костюмы, маски, шапочки для игры - драматизаций;

театральный уголок, ширма, набор декораций;

аудиотека классической и релаксационной музыки, "звуки природы";

детские рисунки по сказкам, потешкам, природный и бросовый материал;

альбомы - загадки, кроссворды, считалки;

"тихий уголок".

Для реализации своей деятельности составила программу: Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Сказка», используя литературу авторов и статьи интернета.

Работу строю по схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и ребенок имеют возможность реализовать свою деятельность;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности

Определила для себя основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого "типичного" образа в театрализованной игре.

Дети старшего возраста более самостоятельны, уже появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре, могут самостоятельно выбрать роль по своим возможностям или с помощью считалки, более разборчивы в тематике игры, в развитии сюжета. Дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, совершенствуют образные исполнительские умения.

Проанализировав работу, убедилась, что театрализованная деятельность детям интересна, материал доступен и понятен, дети с интересом исполняют роли, помогая друг другу. Таким образом, развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, умения общаться друг с другом, с взрослыми способствует организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - либо роли.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты:

Имеют понятие:

1.О театре и его видах.

2.Об элементарных технических средствах сцены.

3.Об оформлении сцены.

4.О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеют:

1.Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.Образно мыслить.

3.Концентрировать внимание

4.Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают навыки:

1.Общения с партнером.

2.Элементарного актёрского мастерства.

3.Образного восприятия окружающего мира.

4.Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

5.Коллективного творчества.

Анализ результатов проекта и выводы

В конце года проводится диагностирование развития детей по результатам освоения программы. Используются критерии, разработанные А. И. Бурениной.

Диагностический инструментарий выглядит следующим образом:

1.Желание участвовать в игре, активность и инициативность.

2.Отношение к выбранной или порученной роли.

3.Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности(общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело

и роль до конца).

4.Эмоциональность и выразительность исполнения ( в движении, речи).

5.Развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности.

6.Способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т. д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).

Результаты диагностики показали положительную динамику в развитии творческих и коммуникативных способностей:

У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.

Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

Расширились представления детей об окружающей действительности.

Обогатился и активизировался словарь детей.

Повысилась интонационная выразительность речи.

Улучшилась память, мышление, воображение, внимание детей.

Дети научились правильно оценивать свои и чужие поступки.

Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие творческих и коммуникативных способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.