Наверх

Проекты победителей

Заявка № 411
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании единого образовательного сообщества детский сад-ребенок-родитель

«Путь навстречу друг другу».

Актуальность темы.

Государство начинается с семьи, а тема семьи в сфере образования выходит на первое место. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Проблема сохранения единого образовательного пространства остается актуальной на протяжении всего периода социальных и экономических преобразований в России. Постоянно возрастающие требования к качеству образования налагают особую ответственность на родителей и работников дошкольных учреждений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе дошкольного учреждения способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.

Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, не всегда помогают организовать активное взаимодействие детского сада и семьи.

Результаты анкетирования показали, что, несмотря на активное вовлечение родителей в работу дошкольного учреждения, большую часть информации по воспитанию и развитию детей, родители, всё таки, получают из сети «Интернет». Что, без сомнения, ближе современному молодому человеку.

Проблема состоит в том, что некоторые из них не могут дифференцировать всю доступную для изучения информацию, слепо доверяют непроверенным советам и рекомендациям, что влечет за собой необратимые процессы в развитии ребенка.

Так же недостатком всей получаемой информации является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребёнка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя.

87% родителей, при анкетировании, отметили проблему занятости, как основную преграду во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, большая занятость современных родителей, нехватка времени, их личные проблемы являются основной преградой во взаимодействии детского сада и семьи.

Именно поэтому возникла необходимость создания проекта по использованию информационно-коммуникационных технологий для достижения нового уровня отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности, сформировав единое сообщество: родители - дети - педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях.

Гипотеза проекта: Правильно организованное взаимодействие с родителями путем использования информационно-коммуникационных технологий, повысит интерес и качество совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Цель: создание единой системы использования

информационных компьютерных технологий по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.

Задачи проекта:

  • Повысить правовую и педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
  • Изучить семьи детей.
  • Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе группы.
  • Расширить использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
  • Создать открытое информационное пространство группы через информационно-образовательную сеть.

Задачи, поставленные для реализации проекта – сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому планируется их выполнение в течение трех лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш проект завершён.

Подробная инструкция

Информационная карта проекта:

http://bb.rusbic.ru/photo/job/job_56960_1.jpgТип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: 3 года.

Возраст детей :5-7 лет

Участники проекта:

Воспитанники и их родители, педагоги детского сада.

Условия для реализации проекта:

Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.

Непрерывная связь с родителями с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Формы подведения итогов:

• Подбор иллюстративного материала к оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация)

• Создание презентаций в программе PowerPoint для для повышения педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе проведения.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker). Особенно нравится это направление работы родителям;

• Создание медиатек;

• Создание электронной почты, ведение личного сайта, где родители могут найти всю информацию по жизни группы;

• Создание группы «Затейники» в социальной сети « В контакте».

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный - подготовка проекта

Срок реализации: сентябрь 2014 года – январь 2015 года

Цель: создание научно-методических и организационных условий для реализации проекта «Путь навстречу друг другу».

2 этап: реализация проекта.

Срок реализации: февраль 2015 года – январь 2017 года

Цель: выстраивание сотрудничества с родителями посредством ИКТ; совершенствование модели взаимодействия воспитателей и родителей группы.

3 этап: контрольно-оценочный.

Срок реализации: февраль 2017 года – май 2017 года

Цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по созданию единой системы через использования информационных компьютерных технологий по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.

1 ЭТАП:

Задачи:

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2. Определение содержания и форм работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для: определения направлений взаимодействия; разработки программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Содержание работы:

Работа педагога:

1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;

2. Разработка структуры внедрения ИКТ как средства взаимодействия с семьей;

3. Формирование банка методических идей по теме проекта;

4. Мониторинг «Заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ».

Работа с родителями:

1. Проведение анкетирования «С компьютером на «ты»! »

2.Проведение собрания на тему: «информационно-компьютерных Использование технологий в дошкольном учреждении» (с показом занятия с использованием ИКТ).

3. Организация консультаций по проблемным вопросам.

4.Собрание родительского комитета по вопросам использования новых форм работы.

5.Создание в группе семейного клуба «Затейники».

2 ЭТАП.

Задачи:

1)Внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:

а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

2) Создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с образовательной организацией.

Содержание работы:

Работа педагога:

1. Повысить компьютерную грамотность ;

2. Организовать консультации по проблемным вопросам.

3. Создание поздравительных. тематических мультимедийных презентаций (с помощью программы Майкрософт PowerPoint) ;

4. Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду (с помощью программы как DVD - студия для Windows) ;

5. Создание медиотеки учебных и методических пособий групповой, видеофильмов, презентаций.

6. Создать сайт группы (с помощью конструктора сайтов);

7. Организовать совместную исследовательскую проектную деятельность детей и родителей;

8. Реализовать подпроект «Электронное портфолио наших воспитанников».

Работа с родителями:

1. Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)

2. Познакомить с программным обеспечением ПК (печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации).

3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ и группы, с его структурой, правила размещения комментарий, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;

4. Научить разрабатывать презентации, видеоролики, слайд-шоу, буклеты, визитки, календари в различных компьютерных программах, точка питания, киностудия:

5. Познакомить с созданием «Семейной медиатеки».

6. Познакомить родителей с технологией создания электронных портфолио воспитанников.

7.Создать группу «Затейники» в социальной сети «В контакте».

3 ЭТАП

Задачи:

Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов;

Обобщение опыта работы;

Трансляция педагогического опыта внутри дошкольного учреждения и на уровне города;

Разработка программы действий на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Содержание работы:

1. Провести сравнительный мониторинг уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с ДОУ (путём анкетирования);

2. Продолжать создавать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;

3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей ДОУ;

4. Организовать презентацию сайта группы «Затейники».

Реализация проекта:

Совместная деятельность: родители-дети-воспитатели

Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов с использованием ИКТ:

1) Интернет-викторины «Защитники Отечества»; «Всё обо всем»; «Магия сказки», «В волшебном лесу»

2) Дистанционные конкурсы: Международный конкурс «Радуга-малышка», «Муравей», Всероссийская олимпиада по окружающему миру «Мир вокруг нас».

Создание группы "В контакте"

В процессе реализации данного проекта нам необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, с помощью которой была бы видна их заинтересованность.

Мы создали страницу на официальном сайте ДОУ с предоставлением информации о нашей группе.

Там мы выкладывали фотоотчеты с проведенных мероприятий, советы родителям, видео с утренников.

Однако полного удовлетворения от организованных действий мы не получили в силу отсутствия обратной связи от родителей. Поскольку возможности официального сайта для общения непосредственно родителям группы ограничены только разделом "отзывы и предложения". Блог воспитателя тоже не дает возможности полноценного общения, поскольку носит больше профессиональный, а не бытовой характер и, тем самым, также не является популярным у родителей. К тому же мы не могли отследить, посещает ли кто-нибудь из родителей созданную страницу и читает ли данные рекомендации.

Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, с помощью которой была бы видна их заинтересованность.

Проанализировав создавшуюся ситуацию, мы решили прибегнуть к помощи сайта «В контакте», на котором зарегистрировано большое количество родителей и который является более доступным и известным.

Мы создали на сайте «В контакте» закрытую группу «Затейники», в которую принимаются участники только после проверки администратора группы (воспитателя группы). Закрытость группы и наличие администратора предупреждает рассылку спамов в сети Интернет, нецензурных выражений и т.д.

В данной группе расположены документы, регулирующие работу группы, ссылки на официальный сайт ДОУ и полезные страницы в сети Интернет, фото - и видеоматериалы группы, рекомендации, советы, ответы на интересующие вопросы и др.

Группа недавно создана, но эффективность ее стала сразу ясна всем. Прежде всего, это обусловлено простотой размещения информации. На официальном сайте фотографии нужно был загружать в определенном формате, что отнимало много времени, видео файлы не загружались из-за большого объема. Созданная группа позволяет показать родителям проводимые в детском саду праздники, развлечения, провести мастер-классы по проведению игр с детьми в домашних условиях.

Родители с явным энтузиазмом откликнулись на наше нововведение, стали вступать в группу и задавать интересующие вопросы как на странице, так и в личную почту администратора.

Учитывая потребности родителей, в дальнейшем планируем размещать в группе подборку мультипликационных фильмов и песен, соответствующих возрастным особенностям детей, развивающих сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, снятых воспитателями в своей группе с пояснениями «Как играть?», обучающих компьютерных развивающих игр, адаптированных для детей данного возраста.

Благодаря идее создания группы в социальной сети «В контакте» мы стали ближе к родителям и их потребностям. Теперь каждый родитель, не выходя из дома, или находясь в дороге, посредством телефона, может общаться с сотрудниками детского сада и оперативно получать необходимую информацию. Немаловажным здесь является индивидуальный подход к родителям воспитанников.

Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей.

На сегодняшний день для родителей и при непосредственном участии родителей:

• Созданы фильмы «Как мы прожили год.» (средняя группа) ;

«Наши детки» (средняя группа)

клипы: «Юные олимпийцы»

«Моя мама - самая-самая!»

видео - ролики « К нам стучится Новый год»

«Что нельзя делать на дороге»

(по ПДД)

мастер классы

«Волшебная изонить»,

«Лепим с мамой»,

«Лепим с папой»,

«Досуг с ребенком: Дерево с яркими пуговицами»,

«Открытка своими руками»,

«Два кольца, два конца»

(учимся вырезать),

« Дерево. Учимся рисовать»,

«Осенняя пора, очей очарованье.

(рисуем сюжет).

Создание медиатеки:

Учебных и методических пособий

Видеофильмов, посвященных праздникам Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День матери и т.п.

Занятий с детьми

Тематических обучающих видеофильмов: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «С чего начинается Родина», «Маленькие граждане» и др.

Проведены конкурсы презентаций семейных проектов

«Счастливый выходной день»;

«Электросталь - это мой город»;

«Папа, мама, я - спортивная семья»;

«Прадедушка, прадедушка - он всю прошел войну»;

Ожидаемые результаты

Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.

  • Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с ДОУ.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
  • Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семьи.
  • Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов для создания единого образовательного пространства воспитатель-ребенок-родитель.
  • Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
Реализация личностно- профессионального роста педагогов
Анализ результатов проекта и выводы

В результате реализации проекта качественно изменилась работа в группе. Мы смогли более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей благодаря активному взаимодействию с родителями наших воспитанников.

У родителей уже сейчас появился неподдельный интерес к работе детского сада и воспитанию детей.

Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, выросли их педагогические интересы и знания.

100% родителей вступили в группу "Затейники" на сайте в социальной сети «В контакте».

Начинает проявляться интерес к активному включению в планирование образовательного процесса.

Уже сейчас мы с радостью можем констатировать то, что наша группа - это одна большая семья:

педагоги-дети и родители!

Выводы:

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что средства информационно-коммуникативных технологий помогают и педагогам, и родителям решать самую главную и важную задачу: воспитание полноценной, гармонически развитой личности.

Использование ИКТ в работе с родителями позволяет сделать взаимодействие педагога с родителями более эффективным, познавательным и значительно разнообразить процесс общения.

Информатизация образования – огромная область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения и общения.

В условиях развития современного общества еще не все педагоги активно используют ИКТ в организации работы с родителями воспитанников (сайты, блоги, электронную почту, использование личной веб-страницы). Реализация данного проекта показала эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в работе с семьями дошкольников с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Видео-интервью