Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1897
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель программы – овладение действием наглядного моделирования детей дошкольного возраста, как предпосылкой универсального учебного действия для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы

  • Создать условия для накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками З. Дьенеша, «Дарами Ф.Фребеля»
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, мелкой моторики, формированию обследовательских навыков.
  • Способствовать развитию действий замещения, кодирования, декодирования, способности наглядного моделирования
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию контрольно-оценочной деятельности, умению сотрудничать совместно.

Методическая основа программы

Проблемные игровые ситуации:

Создание моделей реальных объектов, которые необходимы персонажу;

Действие по заданной персонажем схеме;

Передача схемы объекта с помощью знаков

Игровые технологии:

  • Проблемные игровые ситуации;
  • Пальчиковые игры;
  • Коммуникативные малоподвижные игры;
  • Хороводные игры;
  • Художественное слово (стихи, потешки);

Использование наглядных сенсорных стимуляторов:

  • Сенсорные эталоны;
  • Карточки, схемы, чертежи;
  • Незаконченные схемы
  • Схемы с отрицанием признака;
Подробная инструкция

Механизм реализации проекта.

Содержание проекта по развитию способности моделирования в дошкольном возрасте на дидактическом материале «Блоки Дьенеша» может быть реализовано как:

1. Программа дополнительного образования дошкольников, в целях развития их способностей к обучению в дальнейшем;

2. Инструментарий для повышения эффективности непрерывной образовательной деятельности воспитателя в группе.

Таким образом, требования к реализации проекта могут несколько отличаться от реализации обычных программ.

В первом случае необходимо создать условия для занятия группы детей в детском саду:

  • помещение,
  • расписание занятий с соблюдением режимных требований.

Кроме того, педагог должен владеть:

  • методикой проведения занятий по программе,
  • пройти обучающий семинар.

Важным требованием к проведению занятий является понимание педагогом значения игровой деятельности в реализации данной программы, понимание теории о развитии умственных способностей, процесса становления способности моделирования в дошкольном возрасте. Педагогическая мастерская реализатора программы должна быть оснащена игровыми методиками, малыми формами художественного слова и народного фольклора.

Педагог должен владеть: методикой проведения коммуникативных игр, упражнений и ритуалов, помогающим создать доверительную, доброжелательную атмосферу в группе.

В кабинете, где дети занимаются должна быть создана определенная предметная среда:

  • наборы Дьенеша,
  • набор «Дары Фребеля», либо другой материал, его заменяющий,
  • терапевтическая песочница,
  • демонстрационный и раздаточный материал к занятиям: карточки, игрушки,
  • цветные карандаши, восковые мелки.

Чтобы занятия проходили эффективно и динамично, необходимо подготовить материал для игровой деятельности детей: природный материал, музыкальное сопровождение игр, мягкие игрушки.

Компетенция педагога, который проводит занятия, должна включать такую способность, как режиссура детской деятельности. Умение быть организатором мыслительной деятельности детей, а не оценивающим и контролирующим субъектом.

Во втором случае те же требования предъявляются к педагогу и предметной среде, но игровые упражнения проводятся не по расписанию и не всегда с одной и той же группой. Они используются педагогом, чтобы привлечь внимание детей к дидактическому материалу, активизировать мыслительную деятельность детей, мониторинг усвоения определенных предпосылок универсальных учебных действий

Ожидаемые результаты

Результатом учебной программы для детей 3-4 лет следует считать:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака: цвет, форму, величину, классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
  • Развитие способности действия замещения, кодирования, декодирования, использования готовых наглядных моделей, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
  • Развитие способности действия замещения, кодирования, декодирования, использования готовых наглядных моделей, построение моделей с помощью принятых условных обозначений.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей, использовать усвоенные умения в другом содержании.

Результатом учебной программы для детей 4-5 лет следует считать:

  • Развитие способности действия замещения, кодирования, декодирования, использования готовых наглядных моделей, построение моделей с помощью принятых условных обозначений.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей, использовать усвоенные умения в другом содержании.

Результатом учебной программы для детей 5-6 лет следует считать:

  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей, использовать усвоенные умения в другом содержании.

Анализ результатов проекта и выводы

Благодаря нашей программе «Цветная логика», становление способности моделирования по программе «Цветная логика» происходит поэтапно, по возрастам, учитывая возрастные особенности дошкольников, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого возраста. Освоение способности моделирования начинается с действия замещения. Трехлеткам не предлагаются готовые заместители, малыши входят в игровую ситуацию, благодаря которой, сами выбирают средство для обозначения признаков геометрических фигур. Цветные блоки Дьенеша – уникальный дидактический материал для становления способности моделирования с младшего дошкольного возраста. Наблюдая за действиями детей, мы убедились, что трехлетние дети способны удержать одновременно три признака: цвет, форму, величину, считывая эту информацию, предъявленную в знаково-символической системе. Благодаря игровым технологиям, дети вступают в коммуникации в организованных педагогом играх, знают правила коммуникации, принятые в группе. Уже с этого возраста дети способны оценить выполненную работу партнера по игре, отобразить свою оценку принятым знаком (хлопнуть в ладоши, поднять большой палец руки вверх). Выполняя оценивание, происходит процесс закрепления, отработки освоенного действия замещения, использования готовой модели.

Выполняя задания проблемных ситуаций, мы выяснили, что четырехлетние дети умеют выделять одновременно четыре признака: цвет, форму, величину, толщину, осваивать действия кодирования и декодирования, освоение знаков отрицания. Главным результатом становится построение моделей с помощью принятых условных обозначений. Дети в игровой ситуации составляют рецепт пирога для матрешек, «пропалывают» грядки от сорняков, сверяя набор фигур с заданной моделью. Мы пришли к выводу, что дети этого возраста уже способны выполнять совместную деятельность, работая в паре. Создав игровую ситуацию, украсить узором варежки Снеговика, мы и не предполагали, что получим ситуацию, в которой дети сами смогут договориться о правильности выполнения задания. Дети, получив одну карточку на пару с моделью узора, включающую знаки отрицания, составляют разные узоры. Почему? В модели зашифрована фигура не красная, квадратная, большая, тонкая. Результат: один из игроков выбирает желтую фигуру, а другой, синюю. Сверив узор на варежках, дети понимают, что узоры на варежках оказались разные. И тогда дети поняли, что им необходимо договориться о выборе цвета фигуры. Так дети учатся вступать в коммуникации, договариваться о правильном выборе.

Задачи другой возрастной ступени продолжают свое развитие. Благодаря освоенным действием замещения, использования и построения наглядной модели, мы наблюдаем, как пятилетки оттачивают свое мастерство на любых других материалах. Здесь главное, что бы этот материал имел признаки. Игровой материал «Дары Фребеля» - отличный тренажер для закрепления освоенных действий. Ведя наблюдения, мы увидели, что они легко осуществляют замыслы построек, конструкций, составляют карты-схемы своих замыслов. И совместная деятельность также продолжает свое развитие. Пятилетки уже способны работать в малой группе из 3-4 человек, выполняя заказы различных героев игровых ситуаций.

Делаем выводы, что наша программа способна развивать предпосылки универсальных учебных действий уже с младшего дошкольного возраста по разным областям, проходя поэтапное усложнение.

В области социально-коммуникативного развития: Ребенок вступает в коммуникации в организованных педагогом играх. Знает правила коммуникации, принятые в группе. Старается соблюдать их, повторяя за взрослым. Владеет определенными вербальными и невербальными средствами общения; развиты умения:

- осуществлять действие по заданному правилу;

- сохранять заданную цель;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- контролировать свою деятельность по результату, деятельность партнера по игре; владеет принятыми знаками оценивания.

- работать по инструкции взрослого;

- удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения игрового упражнения;

- обращаться за помощью;

- договариваться в совместной деятельности.

В области познавательного развития: Ребенок умеет выделять в геометрических фигурах одновременно четыре признака: цвет, форму, величину, классифицировать геометрические фигуры по заданным и не заданным признакам; умеет конструировать предмет, ориентируясь на схему.

- Развита способность действия замещения, кодирования, декодирования, использования готовых наглядных моделей, построение моделей с помощью принятых условных обозначений; владеет действием опосредованного сравнения предметов по величине.

В области речевого развития: Ребенок дает развернутую словесную характеристику геометрических фигур (блоков), называя цвет, форму, размер, толщину. Передает словесно выполненные изменения фигуры по заданным правилам; выразить словесную оценку действиям другого ребенка.

В области художественно-эстетического развития

- Овладевает средствами графики при передаче основных структурных характеристик геометрической формы – блока, пользуясь действием опредмечивания цветового пятна, контуры геометрических форм.

Участвует в конструировании нескольких взаимосвязанных многопредметных композиций (4-5) по сюжету задуманной сказки, конструкций, выстраивая графическую модель.