Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2381
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема: «Проектные технологии

в организации деятельности по восприятию детьми дошкольного возраста

художественной литературы»

Подготовила: старший воспитатель - Зайцева Т.Б.

Проектные технологии заслуженно занимают в современном образовательном процессе одно из центральных мест. Их основное преимущество – большие интегративные возможности, находящие свое применение во всех видах деятельности, обеспечении целостного подхода к решению образовательных, воспитательных и исследовательских задач. Участие в реализации проектов способствует развитию личности ребенка, познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.

В условиях введения ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является активное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе проектную.

«3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Проектная деятельность органично влилась в деятельность дошкольных учреждений и часто используется в нашем детском саду. Мной была инициирована и организована реализация фронтального проекта «Литературный калейдоскоп».

Актуальность. Психолого-физиологические особенности ребёнка в первые годы жизни говорят о том, что на первое место выходят предметно - манипулятивная деятельность и образное восприятие. Но реалии показывают, что обеспечив малыша яркими игрушками, у современных родителей исчезла возможность, а может быть и желание, живого общения. Зачастую, современные мамы и папы просто не знают, как привить нравственные понятия, знания, развить правильную речь детей.

Вместе с тем, жизнь современного ребёнка-дошкольника полна ярких телевизионных картинок, компьютерных игрушек, кнопок и лёгких сенсорных контактов современных гаджетов. Конечно, это интересно и важно для него, но не заменит общения с книгой: простого, правильного языка, который доступно, согласно пониманию малыша на каждом этапе его детства, может рассказать о простых истинах, воспитать нравственные эталоны, научит сострадать, помогать, отличать доброе от дурного, хитрое от простого…

Чтение предполагает открытие новых знаний, разговор со взрослым и сверстниками при обсуждении содержания прочитанного. Встреча с литературным произведением - это первые рассуждения: «А что будет, если?...», «А как бы я поступил?...»

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы правильной речи.

Ребенок-дошкольник не умет читать, поэтому важное значение в привитии интереса к чтению играем мы - взрослые. Сначала ребёнок слушает, как читает мама или воспитатель, рассматривает иллюстрации. Вместе они могут обсудить содержание сказки, рассказа, стихотворения. Затем малыш сам пытается вспомнить, то о чём говорилось в произведении, пересказывает сюжет, а может быть и изменяет его, проявляя выдумку и фантазию. Если сюжет особенно заинтересовал ребенка, он может его воспроизвести в рисунке, поделке, выразив свое отношение к героям произведения.

Важность раннего приобщения дошкольника к миру художественной литературы подчеркивается в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.А. Ветлугиной, А. В. Запорожца и других исследователей. Многие из них указывают на то, что ранний эмоциональный опыт восприятия произведений фольклора, прозы и поэзии формирует эталоны общечеловеческих ценностей и эстетической культуры.

Из первых книг ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, постепенно его речь обогащается эмоциональной лексикой. Л.С. Выготский установил, что «ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности».

Ребенок в том случае усваивает значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. Произведения художественной литературы дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Важно также помнить, что у ребёнка-дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, поэтому речевые образы важно дополнять зрительными, уделяя большое внимание поощрению самостоятельности, разнообразным импровизационным формам, что способствует формированию творчества. Наглядный метод направлен на развитие памяти, стимулирование воображения.

Гипотеза проектной деятельности заключается в том, что правильно подобранные методы и способы восприятия дошкольниками произведений художественной литературы будут способствовать интеграции сотрудничества родительской общественности и возникновению интереса к чтению, формированию речевой активности, развитию творческих способностей детей.

Исходя из гипотезы, сформулированы цель и задачи проекта.

Цель активизация роли педагогического коллектива и родительской общественности в приобщении воспитанников детского сада к восприятию художественной литературы.

Задачи:

- побуждать педагогических работников ДОУ к использованию эффективных технологий при организации работы с детьми и их родителями по приобщению к художественной литературе;

- создавать условия для формирования речевой активности и интереса детей к восприятию литературных произведений;

- способствовать развитию у воспитанников творческих способностей, памяти, речи, внимания;

- формировать у родительского сообщества устойчивый интерес к чтению художественных произведений с детьми через совместные мероприятия;

- активизировать влияние семейного воспитания на эстетическое развитие дошкольников, приобщать родителей к решению проблем детского чтения.

Для реализации проекта были использованы методы и приемы:

- словесный (слушание произведений, беседы, рассказы, пересказ, заучивание, ситуативный разговор);

- наглядный (рассмотрение книг, показ приемов практической творческой деятельности, иллюстрации, схемы, мнемотаблицы, медиа-презентации, медиа-игры);

- практический (выполнение игровых и практических заданий, драматизации, реставрация и изготовление книг, продуктивное творчество (выполнение поделок, рисунков), репетиции, изготовление атрибутов, театральные этюды и упражнения);

- исследовательский (деятельность по изучению истории появления книг, знакомство со строением книги);

- поисковый (мнемотехника, словотворчество при составлении загадок, изменение сюжета литературных произведений).

Подробная инструкция

Проект бал реализован в 4 этапа, работа велась в трёх направлениях: организация со стороны старшего воспитателя, деятельность педагогов и работа с родителями.

На первом этапе были выдвинуты, цель, задачи проекта, проведена диагностика деятельности по приобщению дошкольников к художественной литературе, дано теоретическое обоснование выбора методов и способов реализации, спланирована деятельность воспитателей на этапах реализации проектов. В группах проведены родительские собрания, консультации и анкетирование родителей.

Результаты начальной диагностики деятельности

по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Группа

Уровни развития

1 - критический

(большинство компонентов недостаточно развиты)

2 - низкий (отдельные компоненты не развиты)

3 - средний (соответствует возрасту)

4 – высокий (некоторые компоненты развиты выше нормы)

Средний балл по ДОУ

2 %

58%

40%

-

Диагностика деятельности по приобщению дошкольников к художественной литературе показала, что воспитанники групп раннего и младшего дошкольного возраста эмоционально реагируют на короткие поэтические и фольклорные тексты, их сопровождение кукольным или плоскостным театрами, рассматривают иллюстрации. Дети редко проговаривают слова. Воспитанники младшей группы при пересказе простого сюжета быстро теряют интерес и односложно отвечают на вопросы педагога.

Воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста с интересом слушают произведения, рассматривают иллюстрации, принимают участие в инсценировках. Ребята испытывают затруднения при заучивании текста, высказывании своего мнения о произведении, не могут аргументировать свой ответ, оценку, затрудняются в определении жанра произведения.

Таким образом, педагоги диагностировали недостаточный интерес воспитанников к восприятию литературных произведений. Воспитанникам сложно удерживать внимание более нескольких минут при отслеживании сюжетной линии, наибольший интерес вызывает рассматривание иллюстраций или альтернативный просмотр мультфильмов. А вместе с тем именно слушание литературного произведения, его пересказ – это, те формы работы с детьми, которые позволяют развивать воображение, образное мышление, память.

Анализ анкетирования родителей показал:

- 84% детей любят слушать чтение книг, эмоционально воспринимают сказки, простые поэтические образы;

- у более 70 % семей детей, посещающих детский сад, дома созданы условия для чтения, есть небольшая подборка детской литературы;

- 53% родителей регулярно читают детям;

- 25% обсуждают прочитанные литературные произведения с детьми, побуждая к пересказу;

- 5% детей в домашних условиях выполняют рисунки по сюжету прочитанного произведения;

- 3% семей посещают с детьми детскую библиотеку.

Из анализа анкет, наблюдения ситуации и в ходе бесед с родителями выяснилось, что интерес к домашнему чтению у детей пропадает ближе к 6-7 годам, т.е. к школьному возрасту. Родители это объясняют тем, что современные технологии, попавшие в поле зрения ребёнка, своей зрелищностью и простотой использования значительно заменяют книгу, а мамам и папам часто не хватает сил и времени систематически заниматься чтением и обсуждением прочитанного.

Таким образом, мы видим, что почти у всех детей-дошкольников заложен интерес к литературным произведениям в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями восприятия, но у родителей нет понимания того, как необходимо работать с книгой так, чтобы эта деятельность приносила положительный результат.

Для эффективности проекта проделана работа по выбору методов и способов его реализации, которая основывалась на психолого-физиологических особенностях детей дошкольного возраста и продиктована необходимостью обновленного подхода к решению выявленной проблемы.

В связи с этим для реализации проекта наряду с традиционными методами: словесным, наглядным и практическим, была определена важность исследовательской работы по знакомству дошкольников с книжным творчеством и поисковая деятельность при расширении работы со словом, текстом и сюжетом произведений.

При выборе форм взаимодействия приоритет отдан интеграции всех видов деятельности дошкольников и взаимодействию участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

На втором этапе были проведены консультации, организована выставка методической литературы, велась индивидуальная работа.

Организованы консультации и практикумы с воспитателями по использованию мнемотехники при работе с текстами и придумыванию загадок.

В ходе совместной деятельности воспитателя с детьми проведены беседы о прочитанных произведениях и авторах, организованы выставки детской литературы.

Музыкальный руководитель разработала сценарий развлечения «Литературная гостиная», между педагогами и детьми распределены роли.

Педагогический коллектив направил большую часть усилий на вовлечение родителей в реализацию проекта. Важно отметить, что мамы и папы с удовольствием приняли участие в творческом процессе. Родителям было предложено создать работы по произведениям детских авторов, оказать помощь при заучивании текстов, подготовке костюмов и атрибутов к театрализованным постановкам.

На третьем этапе проведена совместная работа по воплощению замыслов.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по знакомству дошкольников с историей возникновения и значением книги для человека значительно расширили кругозор и вызвали интерес у старших дошкольников. На основе впечатлений дети создавали «пластилиновые манускрипты», используя схематичные изображения, зашифровывали свои послания друг другу.

Воспитатели активно использовали мнемотехнику при обсуждении прозаических текстов, заучивании стихотворений. Воспитанники старшего дошкольного возраста научились создавать мини-схемы по прочитанным произведениям. Дети начали проявлять творчество при составлении загадок, а порой и мини-стихов. Это свидетельствовало о том, что воспитанники не просто понимают текст, определяют его жанр, могут его структурировать, но и проявляют заинтересованное отношение к его преобразованию, появились элементы словотворчества и ростки поэтического мастерства.

В группах организованы выставки семейного творчества по любимым сказкам. Мамы и папы создавали поделки, рисовали вместе с детьми по сюжетам литературных произведений. Многие включились в акцию «Пять минут сказки на ночь!». Воспитатели совместно с родителями и воспитанниками оформили выставки работ и фото-отчёты.

Начался репетиционный процесс - увлекательный, весёлый и интригующий. Игровые упражнения превращались в театральные этюды. Малыши привыкали к залу, старшие дошкольники осваивали пространство, учились двигаться согласно сюжету, пластикой и мимикой передавать характер героев, взаимодействовать друг с другом. Воспитатели совместно с детьми готовили декорации и атрибуты.

На четвёртом итоговом этапе проекта ярким мероприятием стала «Литературная гостиная».

Первая попытка - взаимные представления ребят друг другу по группам: малыши смотрели небольшие постановки воспитанников средней группы, и наоборот. Дети среднего дошкольного возраста были приглашены на выступления детей старших и подготовительной групп. Маленькие артисты старались и были вознаграждены аплодисментами.

Большим событием стало развлечение «Литературная гостиная», которое собрало в зале родителей и родственников юных артистов. Присутствующие приняли участие в викторинах, конкурсах, медиа-играх, отгадывали загадки о сказочных персонажах, демонстрировали свои знания русских народных и авторских сказок, рисовали и даже танцевали задорный танец с Бабой-Ягой.

Постановки каждой возрастной группы стали частью общего сюжета. Самые маленькие ребята покорили зрителей инсценировкой стихотворения «Зоосад» по произведению С.Я. Маршака.

Выступление детей средней группы пригласило в путешествие по далекой Африке с доктором Айболитом. Актёры голосом и пластикой имитировали повадки героев стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».

Любимым мамам было посвящено выступление дошколят старшей группы «Лучики». Они драматизировали произведение С.В. Михалкова «А что у Вас?».

Самые старшие воспитанники нашего детского сада, ребята подготовительной группы, читали стихи о книгах, перевоплощались в трёх девиц и царя из сказки А.С. Пушкина.

Заключительным аккордом стало яркое выступление старшей группы «Непоседы» с современным прочтением сказки «Гуси-лебеди».

Ожидаемые результаты

Ожидаемы результаты:

  • активная роль и заинтересованное отношение педагогических работников в реализации проекта, слаженные действия педагогического коллектива при организации совместных мероприятий и реализации фронтальных задач;
  • повышение интереса к восприятию художественной литературы среди детей, их осознанное участие в проводимых мероприятиях, проявление речевой активности и творческих способностей;
  • активизация родительской общественности при приобщении воспитанников к детской литературе, проблемам воспитания детей, организации и участию в проводимых мероприятиях.
Анализ результатов проекта и выводы

Для обобщения и выявления результативности работы был проведен анализ деятельности. Глубокое изучение истоков проблемы снижения интереса детей к восприятию художественной литературы, поиск методов и средств ее решения, позволили мобилизовать усилия педагогов и родителей.

Результаты итоговой диагностики деятельности

по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Группа

Уровни развития

1 - критический

(большинство компонентов недостаточно развиты)

2 - низкий (отдельные компоненты не развиты)

3 - средний (соответствует возрасту)

4 – высокий (некоторые компоненты развиты выше нормы)

Средний балл по ДОУ

-

12%

56%

32 %

Итоговая диагностика деятельности по приобщению дошкольников к художественной литературе показала, что воспитанники чаще проявляют интерес к литературным произведениям, значительно обогатились словарный запас, интонационная выразительность речи. Дети лучше запоминают и пересказывают текст, объясняют поступки тех или иных героев, рассуждают над смыслом произведений. Ребята проявляют инициативу при работе с текстом: предлагают для прочтения новые сказки, активно участвуют в драматизациях, импровизируют при обыгрывании сюжета.

Результаты реализации проекта:

- возросла активность, инициативность и компетентность педагогов при использовании технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками;

- педагогические работники продемонстрировали слаженность действий при организации совместных мероприятий и реализации фронтальных задач;

- повысился интерес к восприятию художественной литературы среди детей, их осознанное инициативное участие в проводимых мероприятиях, проявлении творческих способностей;

- дети стали лучше запоминать и более эмоционально, выразительно рассказывать стихотворения, проявлять воображение и фантазию при работе с текстом;

-активизировалась родительская общественность при приобщении воспитанников к детской литературе, организации и участии в проводимых мероприятиях, решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей.

Повторное анкетирование родителей показало:

- более 70% родителей теперь не просто читают книги, но и обсуждают их содержание с детьми;

- 45 % воспитанников совместно с родителями выполняют рисунки к прочитанным произведениям;

- 75% родителей отмечают более внимательное, бережное отношение к книгам.

Деятельность педагогов и родителей в реализации проекта способствовало повышению значимости художественной литературы в жизни ребёнка-дошкольника.

Таким образом, можно наглядно увидеть, что используемые методы и приемы, выбранные формы взаимодействия были эффективны при реализации проекта, т. к. имели положительный результат.


Видео-интервью