Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2213
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа
«Детский сад № 65 «Гномик»

Цикл тренинговых групповых занятий

с родителями и детьми, с участием педагогического коллектива

«ТРЕНИНГ – ИГРА»

Педагог-психолог

Баканова Татьяна Александровна

Петрозаводск 2016 год

Актуальность

Одними из основных задач ФГОС ДО являются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Стандартом утверждаются принципы полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Семья, с ее культурно-историческим наследием, прививает первые ценностные и нравственные навыки.

Семья, защищает, оберегает и при этом воспитывает в ребенке уверенность в собственных силах, что помогает ему легче социализироваться в обществе.

Эмоциональное благополучие семьи является важным фактором и показателем психического здоровья ребенка.

Двигаться со скоростью ребенка. Трудная задача для родителя. Куда спешим?

Детский сад – первый социальный институт. Здесь никто не спешит, здесь все двигаются со скоростью ребенка. Научить родителей, нет, скорее показать, что можно, не смотря на все сложности современного мира, притормозить бег. Посмотреть со стороны, вспомнить что семья – это не только материальные блага, но и духовные ценности. Вспомнить свое детство, счастливое и не очень. Остановиться на мгновение и вздохнуть, передышку сделать и вспомнить о детях. Для них важно, когда их слышат и слушают внимательно, интересуются их делами, участвуют в их жизни.

А если родитель не может, не видит, что надо остановиться?

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско-родительских отношений. Рост числа разводов, увеличение количества неполных семей, повторные браки, отрицательно влияет на психику детей.

Но все выше перечисленное влияет не только на психологическое здоровье ребенка, но и сами родители испытывают изнуряющие эмоциональные нагрузки.

Разве общество имеет право судить? Разве может общество знать, как надо лучше именно этой семье?

Нет! Но и отказывать в помощи нельзя. Помочь родителю увидеть проблему, прийти к пониманию, что она существует, а возможно и самому, своими силами решить ее, но с помощью специалистов детского сада. Общение в неформальной обстановке, в форме игры, с детьми, взрослыми, возможность передохнуть, получить заряд положительных эмоции, просто отвлечься и не о чем не думать хоть какое то мгновение.

Родитель является полноправным участником воспитательного процесса, значит надо объединить усилия на пути к общей цели – воспитанию полноценной личности и помочь родителю обрести внутреннее эмоциональное благополучие.

Лев Семенович Выготский ввел понятие социальная ситуация развития, считая что это те неповторимые и единственные связи взаимоотношения ребенка с взрослым и с социальной средой в целом, которые жизненно необходимы для развития ребенка, для развития высших психических функций.

«Игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» Л.С. Выготский, «Психология Развития»

Как помочь родителям? Играть!? А, почему нет.

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Задачи:

  • Объединить усилия детского сада и семьи в создании условий для укрепления психического и физического здоровья детей.
  • Обозначить значимость гармоничных отношений в семье, благополучие родителей.
  • Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития эмоционального благополучия детей.
  • Закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком.
  • Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком.
  • Способствовать формированию навыков эмоциональных разгрузок.

Срок реализации программы:

Девять месяцев, учебный год.

Участники программы:

Родители (законные представители и родственники), дети, педагогический коллектив

Формат занятий:

Цикл групповых занятий в формате тренинга:

  • Счастливая мама
  • Жизненный сценарий
  • Эмоциональное выгорание
  • Поиграем с мамой
  • Поиграем с папой
  • «Большая» игра
  • Родословное дерево
  • Семейные традиции
  • Сказки на ночь

Предполагаемый результат

Родители в ходе групповых занятий познакомиться с педагогическим коллективом. Научатся новым способам снятия напряжения. Обогатят свои познания игровой деятельности с детьми. Расширят свои знания в семейных традициях и культурно-историческом эпосе своего края. Повысят уровень компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Ребенку тренинг в игровой форме совместно с родителями позволит снять напряжение, увидеть родителей с необычной творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношениях с родителями. Педагогический коллектив имеет уникальную возможность посмотреть на своих воспитанников в иной ситуации и открыть каждого ребенка по новому, узнать особенности семьи, их взаимоотношения в неформальной обстановке. Найти новые методы и формы работы с семьей

Программно-методическое обеспечение

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 527 с.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1999.- 360 с.
  • Добсон Дж.. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ. Чигиревой М. Б. , Чупровой Л. М.) - 587 с., СПб: Мирт, 2000.
  • Крафт А. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: Пер. с анг. / А. Крафт, Г. Лэндрет. – М.: Изд-во МПСИ, 2000. – 196 с.
  • Чижова С. Ю., Калинина О. В.. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские "почему?" - 160 с., Яр-ль: Академия развития /Академия и К /Академия-Холдинг, 2001.
  • Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы: Как нам договориться?: Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов (пер. с нем. Эйвадиса Р. С.) - 128 с., СПб: Светлячок /Речь, 2001.
  • Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002.
  • Плешаков В.А. О тренинге как психолого-педагогической технологии// Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. Вып.34/ Под ред. В.А. Сластенина и Е.А. Левановой. М.: МПГУ, МОСПИ, 2009.
  • Е.А. Леванова, А.Н. Соболева, В.А. Плешаков, Г.С. Голышев Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

Запланированные на учебный год тренинги:

«Счастливая мама»

Основная задача тренинга позволить мамам и педагогическому коллективу, женской половине, вспомнить, что они не только мамы, но и женщины. Все игры и упражнения направлены на возможность заглянуть внутрь себя, вспомнить себя в детстве, ощутить себя маленькой девочкой рядом с мамой. Проговорить вслух все лучшие качества женской половины человечества. Сравнить чем отличается женщина-мама и женщина. Будет возможность отдохнуть и порисовать, по вырезать и даже поработать кисточкой. Составить коллаж желаний, погадать на кофейной гуще. Продолжительность тренинга 3 часа.

Одна из игр: «Нарисуй идеал»

Группа делиться по пять человек и за 10 минут рисует «идеальную женщину» по тем признакам, которые выделила группа. Необходимо суметь договориться, кто будет рисовать и что будет в приоритете. При сравнении рисунков можно задать вопросы:

  • Легко было рисовать?
  • Сумели ли договориться?
  • Что легче рисовать «идеальную женщину» или быть ею?

«Жизненный сценарий»

Тренинг рассчитан на участие родителей и педагогический коллектив. Продолжительность 3 часа. Основная задача вспомнить свои жизненные стремления, желания, мечты. Посмотреть совпадают ли они с желаниями окружающих. Подумать, что можно сделать для достижения цели. Составить самому собственный гороскоп на неделю, месяц, год. Потанцевать, по вальсировать или послушать спокойную музыку и окунуться в мир грез. Порисовать гуашью абстрактные картинки и познакомиться с техникой скрапбукинг.

«Эмоциональное выгорание»

Тренинг предназначен для родителей и педагогического коллектива. Продолжительность по времени 3 часа.

Задача тренинга познакомить участников с понятием «эмоциональное выгорание». Научить распознавать первые признаки и рассказать о способах борьбы с такими состояниями. Поговорить по душам со своим телом, написать ему записку и подарить картину. Познакомиться с упражнениями из телесно-ориентированной техники. Попробовать подобрать музыку для души и тела, сочинить свою мелодию.

Игра «собери семь нот»:

Участникам предлагается выбрать или задумать ноту, а потом собраться группками по семь человек и сочинить мелодию из тех нот, которые попали в группу (помощь музыкального руководителя). Мелодию придется пропеть, можно просто озвучить выбранные ноты.

«Поиграем с мамой»

Приглашаются мамы и женская половина педагогического коллектива, дети с трех летнего возраста. По времени тренинг проводиться 1 час. Подобраны игры совместно с детьми для разного возраста. Подвижные игры, сменяются спокойными. Игры сопровождаются музыкой, элементами пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастикой. Задача научить родителей занимать детей с пользой для здоровья, вместе с детьми научиться снимать мышечные зажимы, играя. Напряжение и тревога накопившаяся в течении дня может легко сниматься в форме легкой интеллектуальной игры:

«Продолжи фразу»

Мама или педагог называет фразу из двух простых слов, а ребенок должен ее продолжить подобрав два подходящих слова по смыслу. Например: Шла корова = по дороге = еле волочила ноги = в выме много молока = не подоил ни кто с утра.

«Большая игра»

На тренинге собираются родители и дети, весь педагогический коллектив. Продолжительность 1 час. Основная задача осознать значимость каждого участника воспитательного процесса. Предлагается всем поменяться местами, примерить на себя чужие роли, дети станут взрослыми (старшие дошкольники), родители станут детьми или воспитателями, а может быть, кто-то захочет стать музыкальным руководителем или физкультурным работником. Ну и педагогический коллектив может выбрать для себя роль по желанию. Продолжительность игры зависит от желания и возможностей участников.

«Родословное древо»

Данному тренингу предшествует домашнее задание. Опросить всех родственников, выяснить основные черты характера объединяющие всех членов семьи и отличительные черты характера каждого родственника. Подготовить вырезки из журналов о главных, знаменательных событиях семьи. Продолжительность тренинга 1,5 - 2 часа. Присутствуют родители и дети, бабушки и дедушки, братья и сестры, педагогический коллектив. Основная задача объединить и сблизить членов семьи, раскрыть коммуникативные способности каждого участника. Игра называется «Портрет»:

Задача участников создать альбом из рисунков членов семьи и вырезок из журналов. Основа альбома может состоять из папки или склеиных листов бумаги. Можно украсить альбом гербом семьи или просто символикой. Украсить альбом, используя различные техники АРТ терапии.

Разные упражнения – разминки, релаксационные перерывы, позволят расслабиться и снять напряжение, а так же заглянуть в детство, окунуться в приятные воспоминания.

«Семейные традиции»

Задача данного тренинга помочь участникам вспомнить для чего создаются семьи и почему мужчины и женщины принимают решения жить вместе. Что связывает их друг с другом? Какие трудности возникают и как можно их решать? Каким образом поддерживать горманичные отношения в семье и воспитывать здоровое подрастающее поколение? Требуется ли чья то помощь?

Участники тренинга родители и педагогический коллектив. Продолжительность тренинга 3 часа.

Чтобы легче было ответить на вопросы, участникам предлагается поиграть в игры на взаимодействия друг с другом, на умение договориться, побыть на месте другого и посмотреть на себя со стороны, сочинить семейную историю будущего. Нарисовать свою семью, свой дом. Рассказать о семейных традициях и об их сохранении для будущих поколений. Рисунок несуществующего животного, как символ обид и терзаний.

Игра «чужие тапочки»: участники на протяжении всего тренинга носят тапочки мужа или жены, женщины в мужских тапках, а мужчины в женских. В конце тренинга рефлексия: - Удобно ходить в чужих тапках?

- Какие чувства испытывали?

- Что труднее всего переносить?

«Сказки на ночь»

Участники тренинга родители, дети, педагогический коллектив. Продолжительность 1,5 – 2 часа. Основная задача тренинга научиться с помощью техники сказкотерапии снимать напряженность и тревогу накопившуюся в течение дня. Отработать навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом.

Ни при каких обстоятельствах не лишать себя и ребенка сказки на ночь. Если родители отсутствуют, записывать прочтение сказки на диск и включать ребенку на ночь, но только в крайних случаях, ни что не сможет заменить тепло маминого или папиного тела, ласковых рук и добрых, все понимающих глаз. Даже если сказка прервется на задушевный разговор, это будет отличным знаком доверия со стороны ребенка. Только не стоит решать глобальные проблемы перед сном, сказка должна заканчиваться счастливым концом. Так как на протяжения всего цикла тренинговых занятий использовалась техника сказкотерапии, то на последнем занятии сказку играли в мини спектакле. Участникам предлагалось выбрать сказочного героя который нравиться больше всего. После того как все определились с выбором, участники делятся на группы сказочных героев более всего подходящих для сочинения сказки. Если кто-то остался один, то он может выбрать любую группу или показать спектакль одного актера. Можно использовать имеющиеся декорации и костюмы или придумать что-то свое, а можно импровизировать

Групповое занятие – тренинг «Счастливая мама»

Целевая аудитория: мамы воспитанников, педагогический коллектив

Количество участников: 12-18

Тип аудитории: женщины

Временной ресурс: 3 часа

Задача тренинга позволить мамам и педагогическому коллективу, женской половине, вспомнить, что они не только мамы, но и женщины.

Требования к организации пространственно-предметной среды:

  • Зал музыкальный или физкультурный
  • Свободно двигающиеся столы и стулья

Минимально необходимые требования к оборудованию:

  • Стул для каждого участника
  • Маты физкультурные, гимнастические коврики
  • Доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт)
  • Проектор
  • Цветные карандаши, фломастеры, краски (гуашь), восковые мелки на каждого участника
  • Листы плотной бумаги в достаточном количестве (формат А4, А3)
  • Цветные журналы, вырезки из журналов
  • Музыкальное сопровождение, произведения

Первый этап: Создание рабочей атмосферы

Приветствие (15 мин)

Каждый по кругу, по очереди, говорит, начиная со слов: «Я сегодня….»

и «Я жду от встречи….»

Оговорка правил поведения (10 мин):

  • С уважением относиться к высказываниям участников
  • Не перебивать говорящего
  • Отвечать на вопросы по желанию
  • Выполнять упражнения по желанию
  • Занятие можно покинуть в любой момент
  • Не комментировать высказывания других, выражать только собственную точку зрения

Упражнение « Женщина, это кто?» (30 мин)

Участникам предлагается на листе бумаги раскрыть с помощью прилагательных, понятие женщина. Каждый участник озвучивает написанное и на общем ватмане выписываются слова без повторений. Обсуждается, почему именно эти понятия были выбраны участниками. На втором листе предлагается раскрыть понятие «Мама, это кто?», используя прилагательные. Выписать на ватман слова без повторений. Обсудить с участниками, почему выбраны были именно эти слова. Сравнить слова прилагательные понятия «женщина» и «мама», провести параллели.

Релаксационное упражнение (7-10 мин)

«Женщина внутри меня»

Второй этап: Основной

Упражнение «Я хорошо умею….» (30 мин)

Участники по очереди должны без слов, только жестами, движением тела, показать что они делают лучше всего. Остальные должны будут угадать, что это. После показа всеми участниками, обсудить легко ли общаться без речи, только жестами? Что мешало раскрыться полностью? Удалось ли показать что было задумано или выбрали для показа что полегче? Можно ли научить этому ребенка?

Упражнение «Идеальная женщина» (20 мин)

Участники по кругу, каждый говорит одно слово, характеризующее понятие «идеальная женщина».

Все слова записываются на ватман и согласовываются. Если возникают спорные понятия, разбираем почему и находим консенсус.

Упражнение «Портрет» (20 мин)

Участники делятся на команды, количество команд зависит от количества участников. В одной команде не должно быть больше четырех человек. Задание, нарисовать портрет идеальной женщины по тем параметрам которые написаны на ватмане с предыдущего упражнения.

Упражнение «Идеальная мама» (20 мин)

Участники по кругу, каждый говорит одно слово, характеризующее понятие «идеальная мама».

Все слова записываются на ватман и согласовываются. Если возникают спорные понятия, разбираем почему и находим консенсус.

Упражнение «Портрет» (20 мин)

Участники делятся на команды, количество команд зависит от количества участников. В одной команде не должно быть больше четырех человек. Задание, нарисовать портрет идеальной мамы по тем параметрам которые написаны на ватмане с предыдущего упражнения.

Рефлексия (15 мин)

Обсуждение полученных результатов:

  • Легко ли было рисовать «идеальную женщину» и «идеальную маму»?
  • Чем они похожи и чем отличаются?
  • Надо ли придерживаться данных «идеалов»?
  • По вашему мнению, важно ли для ребенка, идеальная его мама или нет?
  • Для Вас важно чужое мнение, какая Вы мама или какая Вы женщина?
  • Будете ли Вы прислушиваться к чужому мнению?

Упражнение «Люлька» (20 мин)

Участники делятся по парам, садятся на гимнастические коврики или маты. Один из участников пары садиться спиной к партнеру и облокачивается о него, а второй участник обнимает его и прижимает к своей груди как маленького ребенка. Звучит колыбельная или спокойная мелодия и пары начинают покачиваться, имитируя укачивание ребенка на руках. Участник которого обнимают, старается расслабиться, закрыть глаза, вторить движениям партнера. Потом участники меняются местами.

После выполнения упражнения обсуждение:

1. Какие чувства испытывали во время упражнения?

2. В какой роли ощущения были приятнее?

3. В какой роли ощущения были неприятными?

Третий этап: Заключительный

Упражнение «Передай другому» (5 мин)

Участникам предлагается встать в круг, ведущий предлагает сложить ладошки в вместе и с пожеланием для всех участников передает предмет, символизирующий женщину мать следующему участнику. Который в свою очередь передает предмет со своими пожеланиями следующему участнику.

Подробная инструкция

Цикл тренинговых групповых занятий на которых мы будем много рисовать (различные техники АРТ терапии, проективные методики), слушать разную музыку, танцевать, петь (музыкотерапия, дыхательная гимнастика, методы телесно-ориентированной терапии, релаксы) . Будем вырезать из журналов много разных картинок и приклеивать их ( коллаж ожиданий, скрапбукинг, семейный альбом, родословное дерево). Мы пригласим бабушек и дедушек и будем вспоминать семейные традиции. С братьями и сестрами поиграем в «игры детства». Будем меняться ролями и сочинять сказки. Позовем всех на праздник и угостим домашними сладостями приготовленными всей семьей.

Ожидаемые результаты

Родители в ходе групповых занятий познакомиться с педагогическим коллективом. Научатся новым способам снятия напряжения. Обогатят свои познания игровой деятельности с детьми. Расширят свои знания в семейных традициях и культурно-историческом эпосе своего края. Повысят уровень компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Ребенку тренинг в игровой форме совместно с родителями позволит снять напряжение, увидеть родителей с необычной творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношениях с родителями. Педагогический коллектив имеет уникальную возможность посмотреть на своих воспитанников в иной ситуации и открыть каждого ребенка по новому, узнать особенности семьи, их взаимоотношения в неформальной обстановке. Найти новые методы и формы работы с семьей

Анализ результатов проекта и выводы

Предложенные темы тренингов могут меняться на протяжении реализации проекта по причинам:

-Тренинг предполагает что участники при взаимодействии будут лучше узнавать друг друга и какие то темы тренингов будут более актуальны в данный момент.
-Педагогический коллектив может вносить свои идеи новых методов и форм работы с родителями.
-Игры и упражнения не всегда воспринимаются на 100%, поэтому для отработки задачи поставленной на тренинге необходима корректировка и повторное проведение на последующих тренингах(незаконченные игры и упражнения, по разным причинам, требуют законченного действия).
-Тренинги проводимые совместно с детьми непредсказуемы и ограничены по времени, поэтому, возможно проведение тренинга по одной теме в несколько встреч.
Видео-интервью