Наверх

Проекты победителей

Заявка № 29
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель проекта: воспитание толерантности как нравственного качества, позволяющего уважать права и достоинства людей иных групп, конструктивно взаимодействовать с ними в условиях поликультурного общества, осознавая конечный результат этого взаимодействия.

Основные задачи:

- подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды;

- формирование умений общаться и сотрудничать с людьми различных национальностей, рас, вероисповеданий;

- формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам.

Основное содержание проекта.

С учетом возрастных особенностей, реальных представлений детей и определенных уровней сформированности положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения была разработана модель формирования толерантного отношения у детей к людям различных национальностей.

Работа необходимо осуществлять в трех взаимосвязанных направлениях: совершенствование профессиональной подготовки воспитателей к работе по данной проблеме; вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; апробация модели формирования положительной ориентации у детей дошкольного возраста на людей ближайшего национального окружения.

Первое направление осуществляется путем проведения индивидуальных бесед, семинаров-практикумов, круглых столов, тренингов с воспитателями ДОУ.

Второе направление необходимо реализовывать путем вовлечения родителей в разнообразные формы работы ДОУ. Для того чтобы работа с родителями была плодотворной, необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т. д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями.

Этo:

- клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш дет­ский сад — многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан Крыма», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература крымских авторов для детей»;

- дни открытых дверей в национальных группах;

- дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях, обычаях, культуре;

- вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители могут принимать самое непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может быть разнообразной: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;

- организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии;

- организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);

- пошив национальных костюмов к праздничным мероприятиям;

- информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей...», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;

- встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети — дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей.

Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения — необходимый элемент педагогической работы. Однако важно найти правильные формы взаимодействия с семьей: : наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные. Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.

Целенаправленное вовлечение родителей в процесс воспитательно-образовательной работы позволяет активизировать их педагогическую позицию, укрепить союз «педагог-ребенок-семья», обогатить знаниями этнографического характера, способствовало пересмотру некоторыми из них собственного оценочного суждения о представителях разных национальностей, элементах их культуры и отношения к ним.

Третье направление работы реализуется в соответствии с положениями:

- воспитание симпатии, доброжелательного отношения к представителям разных народов;

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, элементы трудовой, изобразительная, музыкальная, при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную, подвижную и дидактические игры);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, декоративно-прикладного, танцевального) при опоре на фольклор;

- насыщение педагогического процесса формами активного приобщения ребенка к культурному наследию народов (экскурсии, целевые прогулки, народные праздники и развлечения;

- осуществление воспитательной работы на основе идей народной педагогики;

- использование метода сравнения, способствующего закреплению и углублению представлений детей;

- активизация процесса формирования доброжелательного отношения к людям разных национальностей с учетом национальных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- использование союза «воспитатель-ребенок-родители», поскольку семья является одним из основных институтов социализации детей, влияющих на становление личности;

- организация содержательного, непринужденного общения детей, родителей и педагогов, предполагающего активное включение в совместную деятельность;

- обеспечение активности ребенка на всех этапах формирования толерантного отношения.

Подробная инструкция

План реализации проекта. Формирование толерантного отношения у детей на людей других национальностей осуществляется в соответствии с разработанной поэтапной моделью. Эта модель реализуется посредством наиболее доступных детям по своему содержанию, формам, и эмоциональной насыщенности компонентов народной педагогики: языка народа, общения, устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, пляски, песни), природы, быта, ремесел, пищи, декоративно-прикладного искусства. Работа проводится в четырех направлениях: «Что такое Земля»; «Какие люди живут на Земле»; Как Люди заселили Землю»; «Твоя страна, твой народ».

На первом этапе у детей формируются конкретные представления о человеке, как о жителе планеты Земля, его отношениях и способах взаимодействия с окружающими людьми. Внимание детей направляется на сопереживание и сочувствие своим близким, стремление к положительному контакту с ними.

На втором этапе у дошкольников формируются более точные представления о городе и его жителях, о своей национальности, о родном крае.

На третьем этапе дети сначала приобщаются к элементам родной культуры, а затем – к культуре других народов. Такое построение способствует подведению детей к первоначальному осознанию своеобразия этнонациональных культур, к общечеловеческим ценностям.

В процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества обращается внимание на нравственные качества героев, в результате чего дети сопереживают им, проявляют эмоционально-положительный настрой по отношению к понравившимся персонажам. Сказка используется в сочетании с малыми фольклорными формами, народной музыкой и декоративно-прикладным искусством, с помощью чего и создается национальный колорит. Прослушивание музыкально-литературных инсценировок на аудиозаписи, участие в играх-драматизациях содействует развитию и обогащению речи детей, накоплению словарного запаса, запоминанию сказочных оборотов, выражений, сравнений.

В результате этого у детей возникает интерес и симпатия к сказочным героям, происходит первоначальное осмысление того, что сказка является элементом культуры и ее создают представители разных народов, в результате чего появившийся интерес к культуре начинает перерастать в эмоционально-положительное отношение к ее создателям.

Закреплению доброжелательного отношения к людям своего и других народов, появившемуся в процессе ознакомления с элементами их культуры, способствуют непосредственные контакты с представителями разных национальностей. Участие детей в народных праздниках «Масленница», «Навруз» обеспечивает не только развитие эмоционально-чувственной сферы, но и содействовует переносу положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения в различные жизненные ситуации.

Использование поэтапной модели формирования положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения у дошкольников должно способствовать гуманизации отношения детей в группе с многонациональным составом, постепенному приобщению к миру общечеловеческих ценностей, формированию толерантного отношения к людям другой национальности, поскольку оно возникает на основе эмотивности и, опосредуясь нравственными эталонами, нормами и социальными ценностями, постепенно внедряясь, превращается из внешних требований во внутренние, собственные мотивы поведения и параметры оценки окружающих.

В современной социокультурной ситуации наблюдается потребность в формировании высокой культуры и сотрудничества между различными народами. Доброжелательно отношение к людям разных национальностей определяется в настоящее время как одна из общечеловеческих и социальных ценностей общества.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта появится методическая разработка: «Модель формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к людям ближайшего национального окружения;толерантное отношение у детей к людям ближайшего национального окружения

Анализ результатов проекта и выводы

Формирование толерантного отношения у детей на людей других национальностей осуществлялось в соответствии с разработанной поэтапной моделью. Эта модель реализовывалась посредством наиболее доступных детям по своему содержанию, формам, и эмоциональной насыщенности компонентов народной педагогики: языка народа, общения, устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, пляски, песни), природы, быта, ремесел, пищи, декоративно-прикладного искусства. Работа проводилась в четырех направлениях: «Что такое Земля»; «Какие люди живут на Земле»; Как Люди заселили Землю»; «Твоя страна, твой народ».

На первом этапе у детей формировались конкретные представления о человеке, как о жителе планеты Земля, его отношениях и способах взаимодействия с окружающими людьми. Внимание детей направлялось на сопереживание и сочувствие своим близким, стремление к положительному контакту с ними.

На втором этапе у дошкольников формировались более точные представления о городе и его жителях, о своей национальности, о родном крае.

На третьем этапе дети сначала приобщались к элементам родной культуры, а затем – к культуре народов, представители которых посещают нашу группу: азербайджанцы, армяне, белорусы, евреи, осетинцы, украинцы, узбеки. Такое построение способствовало подведению детей к первоначальному осознанию своеобразия этнонациональных культур, к общечеловеческим ценностям.

В процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества обращалось внимание на нравственные качества героев, в результате чего дети сопереживали им, проявляли эмоционально-положительный настрой по отношению к понравившимся персонажам. Сказка использовалась в сочетании с малыми фольклорными формами, народной музыкой и декоративно-прикладным искусством, с помощью чего и создавался национальный колорит. Прослушивание музыкально-литературных инсценировок на аудиозаписи, участие в играх-драматизациях содействовали развитию и обогащению речи детей, накоплению словарного запаса, запоминанию сказочных оборотов, выражений, сравнений.

В результате этого у детей возникали интерес и симпатия к сказочным героям, происходило первоначальное осмысление того, что сказка является элементом культуры и ее создают представители разных народов, в результате чего появившийся интерес к культуре начинал перерастать в эмоционально-положительное отношение к ее создателям.

Закреплению доброжелательного отношения к людям своего и других народов, появившемуся в процессе ознакомления с элементами их культуры, способствовали непосредственные контакты с представителями разных национальностей. Участие детей в народных праздниках «Масленница», «Навруз» обеспечило не только развитие эмоционально-чувственной сферы, но и содействовало переносу положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения в различные жизненные ситуации.

Использование поэтапной модели формирования положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения у дошкольников гуманизировало отношения детей в группе с многонациональным составом, способствовало постепенному приобщению к миру общечеловеческих ценностей.

К последнему году пребывания в детском саду воспитанники уже хорошо усвоили на примере своей группы, что есть разные правила, что их следует выполнять, что они едины для всех детей группы, что нарушение правил приводит к недоразумениям и даже сложностям в жизни. Опираясь на опыт детей, я знакомила их с важным документом, принятым людьми нашей планеты, и рассматривала случаи нарушения прав человека (ребенка) в мире. Конкретное содержание для таких бесед брала в книгах Андрея Усачева «Всеобщая Декларация прав человека (ребенка) для детей и взрослых» и «Приключения зеленого человечка».

Сопоставительный анализ уровней сформированности толерантного отношения у детей к людям других национальностей в начале и в конце работы выявил наличие положительных результатов.

Уровни

Начальный этап

Формирующий этап

высокий

20%

78,3%

средний

43%

15%

низкий

37%

6,7%

Представленные в таблице данные показывают, что к концу работы значительно увеличилось количество детей с положительным отношением к людям других национальностей и элементам их культуры. Соответственно уменьшилось число дошкольников с индифферентным отношением. Только двое детей (близнецы-мальчики) остались на низком уровне, по-прежнему проявляя недоброжелательное отношение к представителям разных народов. Изучение их характеристик позволило заключить, что причиной тому послужили негативное отношение родителей к людям других национальностей и невысокий уровень психического развития детей.

Таким образом, проведенная работа подтвердила, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к людям ближайшего национального окружения, поскольку оно возникает на основе эмотивности и, опосредуясь нравственными эталонами, нормами и социальными ценностями, постепенно внедряясь, превращается из внешних требований во внутренние, собственные мотивы поведения и параметры оценки окружающих.

В современной социокультурной ситуации наблюдается потребность в формировании высокой культуры и сотрудничества между различными народами. Доброжелательно отношение к людям разных национальностей определяется в настоящее время как одна из общечеловеческих и социальных ценностей общества.