Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2075
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цели: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Развитие познавательно-поисковой деятельности через технологии интенсивного обучения: беседы, дискуссии, игровых приемов, проведению опытов, экспериментов. Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире.

Задачи: Содействовать развитию:

*познавательных мотивов ребенка, его самостоятельности, активному отношению к окружающей действительности и способам ее изучения
* более полному и глубокому восприятию, пониманию окружающего мира
*созданию в каждый режимный момент благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности (экспериментирования и др.)
*совершенствованию ориентировки в окружающем мире, обогащению сенсорного развития
*овладению новыми предметными, предметно-орудийными действиями
* самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
Подробная инструкция

Практическую работу с детьми и родителями можно посмотреть во вложенном документе - презентация "Поисково-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста"

Ожидаемые результаты

Ребенок проявляет:

* Наблюдательность по отношению к часто повторяющимся явлениям природы, влияющим на его жизнедеятельность
* Интерес к экспериментированию
* Готовность к логическому познанию
* Активный интерес к окружающему миру
*Овладел представлениями о специфических свойствах предметов, предметов-орудий, некоторых новых доступных орудийных действиях
*Усвоил сенсорные эталоны для обозначения формы предметов, не имеющих деталей
Анализ результатов проекта и выводы

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

•сформированы начала экологической культуры у детей
•сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление
•детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте
•развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
•у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
•дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
•повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
•повысилась коммуникативность родителей.
Видео-интервью
- Ольга Викторовна мы знаем, что в группе ведется углубленная работа по экспериментальной деятельности. Скажите пожалуйста: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» - действительно, в своей группе я уделяю большое внимание поисково-исследовательской деятельности. Мы все с вами знаем, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование. Детское экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. -Скажите, в чем главное достоинство метода экспериментирования? - Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. • Развивается речь. • Происходит накопление фонда умственных умений. • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. • Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. - Скажите, пожалуйста, как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию Для поддержания интереса к экспериментированию проявляю заинтересованность, расспрашиваю. Стараюсь сотрудничать, т.е. включаюсь в детскую деятельность. Оказываю эмоциональную поддержку каждому ребенку, одобряю. Задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши, Почемучки. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, о том, что может утонуть, а что не тонет., какой дом прочный, а какой не подойдет для жилья. - Как вы организуете занятия по экспериментальной деятельности? Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию. Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов. В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели: • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций; • подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; • развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; • развивать коммуникативные навыки; • помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы; • способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; • развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности; Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 9 до 14 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения - А скажите, пожалуйста, какие приемы вы используете для формирования навыков самостоятельного экспериментирования? - Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются такие приемы: - Выполняю работу по указанию детей. Когда дети, обучая меня, проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, проговаривая все свои действия. - Следующий прием это - Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку. В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. - Какие методы и приемы Вы используете в работе с родителями? Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования. - Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Также, для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к подбору материала для детских презентаций. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями. - В чем заключается помощь родителей детям в поисково-исследовательской деятельности?? Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными. Поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций как в детском саду. В ходе рассуждения предположения у детей могут быть как правильными, так и ошибочными, а иногда они могут быть противоречивыми. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, учитывая при этом его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить свой вариант. Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Родители должны заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации. -Что вы может порекомендовать родителям для проведения экспериментов в домашних условиях? Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. В заключении хотелось бы сказать: Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Большое спасибо за интересные вопросы.