Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2526
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Программа «Организация коррекционно – развивающей работы с детьми старшей группы с учетом комплексно – тематического планирования в рамках ФГОС ДО»

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменяется подход к образовательной деятельности, а именно происходит изменение ориентации системы обучения – с конкретных знаний и умений на развитие личности ребёнка. Возраст 5 – 6 лет называют базовым, так как 90 % всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем. Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5 – 6 лет интересно все, что связано с окружающим миром. В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит. Дети 5 лет на все имеют свое мнение и часто его отстаивают. Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В пятилетнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ним разговор или начать игру. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Так, к концу завершения дошкольного образования педагог должен стремиться к формированию у детей социально-психологических характеристик: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет самостоятельность и активность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать; обладает развитым воображением; умеет подчиняться правилам; хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными связями, способен к принятию собственных решений.

Данные сформированные у детей характеристики позволят быть социально успешным в обществе. Личностные характеристики складываются постепенно, начиная с самого рождения, сначала в семье, а затем, переступив порог детского сада. Поэтому перед современными педагогами стоит важная задача – развитие личности ребенка.

Подробная инструкция

Анализ имеющихся программ, методических пособий по работе с детьми 5-6 лет, позволяет сделать вывод, что принципам ФГОС ДО соответствуют не все представленные программы.

Таким образом, обозначилась проблема создания методического пособия для работы с детьми старшей группы с учетом требований ФГОС ДО. Отметим, что данная программа позволит организовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с учетом комплексно – тематического планирования воспитателей и лексических тем учителей – логопедов.

При создании пособия мы постарались учесть требования, предъявляемые стандартом дошкольного образования и подобрать формы, приёмы и методы, которые создадут условия для формирования УУД и их предпосылок в ведущих для дошкольника видов деятельности – игре и общении.

Реализация содержания методического пособия должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности, и соответственно решать задачи всех образовательных областей.

  • Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации, развитие воображения, формирование представления об объектах окружающего мира.
  • Речевое развитие включает владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря, развитие связной речи.
  • Художественно – эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Физическое развитие предполагает развитие двигательной деятельности, формирование крупной и мелкой моторики обеих рук, укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель занятий: создание психологически комфортных условий для гармоничного развития личности детей 5-6 лет в условиях ДОО.

Задачи:

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • Развитие речи, обогащение активного словаря.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения с взрослыми и сверстниками.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Способствовать развитию мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Развивать познавательные процессы – восприятие, память, внимание, воображение.

Организация занятий:

Занятия проводятся в групповой форме, число детей в группе не более 6 – 7 человек, продолжительность занятия – 25 минут. Объем образовательной нагрузки – 2 занятия в неделю.

В пособии представлено 47 занятий. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя, педагога-психолога.

Для занятий необходим специальный демонстрационный и раздаточный материал, прилагаемый к занятиям.

Принципы методического пособия

Представленное методическое пособие соответствует:

  • принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие компетенции, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
    1. Ритуал приветствия. Позволяет настроить детей на занятие.

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

учитывает принцип индивидуализации - занятия выстраиваются с учетом психического, интеллектуального уровня развития каждого ребёнка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп выполнения и уровень сложности определяются индивидуально;

поддерживает принцип связи с жизнью - предусматривает установление взаимосвязей между процессами, нахождение аналогий в реальной жизни, окружающей среде.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

2.Основной этап. Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

3. Итог. Прощание. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.

Условия реализации программы

Основой для успешной развивающей работы является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физического здоровья детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей.


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Педагог, работающий с детьми по представленной программе, будет стремиться к достижению у детей следующих характеристик:

  • Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).
  • Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).
  • Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.
  • Развитые творческие способности, развитая устная речь.
  • Хорошо развитая крупная и мелкая моторика.
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
  • Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.


Анализ результатов проекта и выводы

Диагностический блок

Для отслеживания эффективности работы по данному методическому пособию, позволяющее увидеть динамику и характер изменений, перед началом проведения занятий и в конце проведение диагностического обследования. Для диагностики используются классические методики, которые позволяют выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы, представленные в комплекте "Экспресс - диагностика в детском саду" Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. - М.: Генезис, 2009. в комплекте представлена процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.

Видео-интервью