Проекты победителей
Программа
«Организация коррекционно – развивающей
работы с детьми старшей группы с учетом комплексно – тематического планирования
в рамках ФГОС ДО»
В
связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования изменяется подход к образовательной деятельности, а
именно происходит изменение ориентации системы обучения – с конкретных знаний и
умений на развитие личности ребёнка.
Возраст 5 – 6 лет называют базовым, так как 90 % всех черт личности
ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким
будет человек в будущем. Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в
познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка,
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте
ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда
в жизни. Детям 5 – 6 лет интересно все, что связано с окружающим миром. В
возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует
себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он
выглядит, что говорит. Дети 5 лет на все имеют свое мнение и часто его отстаивают.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или
на площадке дети могут заниматься общим делом. В пятилетнем возрасте нужно
помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим
малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или
стесняться подойти к группе детей, завести с ним разговор или начать игру. Дошкольный
период является сенситивным для развития многих психических процессов.
Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения,
приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть
превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития
новых форм поведения, правил и норм. Так,
к концу завершения дошкольного образования педагог должен стремиться к
формированию у детей социально-психологических характеристик: ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности; проявляет самостоятельность и активность в разных видах
деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, активно
взаимодействует со сверстниками; способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать; обладает развитым воображением; умеет подчиняться
правилам; хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; у
ребенка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями;
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками; проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными
связями, способен к принятию собственных решений.
Анализ имеющихся программ, методических пособий по работе с детьми 5-6 лет, позволяет сделать вывод, что принципам ФГОС ДО соответствуют не все представленные программы.
Таким образом, обозначилась проблема создания методического пособия для работы с детьми старшей группы с учетом требований ФГОС ДО. Отметим, что данная программа позволит организовать коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с учетом комплексно – тематического планирования воспитателей и лексических тем учителей – логопедов.
При создании пособия мы постарались учесть требования, предъявляемые стандартом дошкольного образования и подобрать формы, приёмы и методы, которые создадут условия для формирования УУД и их предпосылок в ведущих для дошкольника видов деятельности – игре и общении.
Реализация содержания методического пособия должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности, и соответственно решать задачи всех образовательных областей.
- Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации, развитие воображения, формирование представления об объектах окружающего мира.
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря, развитие связной речи.
- Художественно – эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- Физическое развитие предполагает развитие двигательной деятельности, формирование крупной и мелкой моторики обеих рук, укрепление физического и психического здоровья детей.
Цель занятий: создание психологически комфортных условий для гармоничного развития личности детей 5-6 лет в условиях ДОО.
Задачи:
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Развитие речи, обогащение активного словаря.
- Способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения с взрослыми и сверстниками.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
- Способствовать развитию мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Развивать познавательные процессы – восприятие, память, внимание, воображение.
Организация занятий:
Занятия проводятся в групповой форме, число детей в группе не более 6 – 7 человек, продолжительность занятия – 25 минут. Объем образовательной нагрузки – 2 занятия в неделю.
В пособии представлено 47 занятий. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя, педагога-психолога.
Для занятий необходим специальный демонстрационный и раздаточный материал, прилагаемый к занятиям.
Принципы методического пособия
Представленное методическое пособие соответствует:
- принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие компетенции, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Ритуал приветствия. Позволяет настроить детей на занятие.
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
учитывает принцип индивидуализации - занятия выстраиваются с учетом психического, интеллектуального уровня развития каждого ребёнка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп выполнения и уровень сложности определяются индивидуально;
поддерживает принцип связи с жизнью - предусматривает установление взаимосвязей между процессами, нахождение аналогий в реальной жизни, окружающей среде.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
2.Основной этап. Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
3. Итог. Прощание. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.
Условия реализации программы
Основой для успешной развивающей работы является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физического здоровья детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Педагог, работающий с детьми по представленной программе, будет стремиться к достижению у детей следующих характеристик:
- Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).
- Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).
- Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.
- Развитые творческие способности, развитая устная речь.
- Хорошо развитая крупная и мелкая моторика.
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
- Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Диагностический блок
Для отслеживания эффективности работы по данному методическому пособию, позволяющее увидеть динамику и характер изменений, перед началом проведения занятий и в конце проведение диагностического обследования. Для диагностики используются классические методики, которые позволяют выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы, представленные в комплекте "Экспресс - диагностика в детском саду" Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. - М.: Генезис, 2009. в комплекте представлена процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.