Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2455
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель: оптимизация детско-родительских отношений детей с задержкой психического развития.

Задачи:

  • Способствовать осознанию родителями особенностей и закономерностей развития ребёнка с задержкой психического развития.
  • Формирование у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком
  • Формирование у родителей детей с задержкой психического развития активной позиции в воспитании и развитии детей.
  • Выработать навыки адекватного и равноправного общения, укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

Методы

Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, игротерапия

Подробная инструкция

Подробная инструкция

принципы построения работы с родителями:

общедидактические - принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью, коррекции, сознательности, активности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода;

  • специальные принципы построения коррекционной работы: принципы гуманистического подхода; включения родителей (и лиц их замещающих) в коррекционно- развивающий процесс; использования родителями гармоничных моделей воспитания; формирования культурно-нравственных ценностей; единства социально-педагогического воздействия семьи, образовательной организации.

Технология представлена 4 модулями:

Целевой - диагностика и помощь в преодолении личностных проблем во взаимоотношениях ребенка и его родителей; формирование у родителей детей с ЗПР активной позиции в воспитании и развитии детей; раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению детей с ЗПР и личного участия в исследовании его возможностей.

Диагностико-результативный -изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия; выработке эффективного стиля общения с ребенком; обученности родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка; эмоциональной поддержке родителям, снятие у них напряжения и тревоги; привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.

Содержательный -- обеспечивает реализацию коррекционно-развивающей программы по направлениям:

  • информационно-аналитическая деятельность, устанавливающая сферу трудностей личности ребенка и его родителей во взаимоотношениях в процессе обследования, а также определяющая прогноз, планирование программы помощи, поддержки детско-родительских отношений детей с ЗПР. Диагностика строилась на принципах: комплексного изучения развития детско-родительских отношений детей с ЗПР; системного подхода к диагностике; учета возрастных качественных новообразований; изучения актуальных и потенциальных особенностей в развитии детско-родительских отношений детей с ЗПР; прогнозирования развития детско-родительских отношений детей с ЗПР по результатам диагностического изучения.
  • информационно-просветительская деятельность направлена на расширение и систематизацию представлений родителей об уровне развития различных сторон психики детей с ОВЗ (умственной отсталостью), а также разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей.

• коррекционно-развивающая деятельность позволяет создать социально-педагогические условия развития и воспитания детей с ЗПР в семье, оптимизировать внутрисемейную атмосферу, способствует преодолению дисгармонии в межличностных отношениях.

Процессуально-деятельностный модуль, включающий в себя этапы работы:

1 –мотивационный - формирование мотивации у родителей к процессу развития и обучения ребенка с ЗПР;

II этап – коррекционный- формирование у родителей детей с ЗПР активной позиции в воспитании и развитии детей; обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры, демонстрация эффективного общения с ребенком; овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка; повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей; информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей.

III этап– завершающий- раскрытие перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению детей с ЗПР и личного участия в исследовании его возможностей.

Формы и методы организации коррекционно-развивающего процесса оптимизации детско-родительских отношений детей с ЗПР определяются в зависимости от направлений коррекционной работы (игра, занятия, тренинги, участие в выставках, организация тематических фестивалей, конкурсов, совместных с родителями спектаклей, праздников; проектная деятельность, тренинги, антистрессовая кинезиология и др.)

Использование этих технологий в едином коррекционно-развивающем процессе определялось необходимостью психолого-педагогической помощи в обеспечении оптимизации детско-родительских отношений детей с ЗПР.

По организации они подразделяются на индивидуальные, подгрупповые и групповые.

Участники процесса: дети с ЗПР, родители, интеграция деятельности специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Особую координирующую функцию выполняет воспитатель.

Формы организации: индивидуальная, групповая, подгрупповая работа с родителями.

Ожидаемые результаты

Оптимизация детско-родительских отношений детей с задержкой психического развития:

  • Способствовать осознанию родителями особенностей и закономерностей развития ребёнка с ЗПР.
  • Формирование у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком,
  • Формирование у родителей детей с ЗПР активной позиции в воспитании и развитии детей;
  • Выработать навыки адекватного и равноправного общения, укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.
  • Укрепить уверенность родителей в эффективности собственных воспитательных возможностях.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ исследования детско-родительских отношений детей с задержкой психического развития показал ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей; характер их взаимоотношений с ребенком; состав семьи, психолого-педагогическая компетентность родителей при наличии ребенка с ЗПР; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; несоответствие требований родителей возможностям ребенка.

Вместе с тем, проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Изучение детско-родительских отношений с целью их оптимизации является чрезвычайно важным для организации психолого-педагогической практики дошкольной организации. Участники проекта технологии оптимизации детско-родительских отношений рассматривают благополучие ребенка в семье как одну из важнейших функций семьи — создание условий для успешной социализации ребёнка с ЗПР.

Видео-интервью