Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1604
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Методический проект

Система работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры

Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, в СМИ, на улице — дети окружены в основном современным сленгом, современным ритмом жизни, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. На сегодняшний день, актуальным является привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народной культурой. Как сказал К. Ушинский: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Произведения народного искусства и народных ремёсел всегда были близки природе ребёнка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности [17,4].

Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремёсла, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

В играх, песнях, сказках, игрушках отражается жизнь и деятельность людей многих поколений. Долголетнее их использование позволяет им стать, образцами норм поведения, отношений,языковой, художественной и музыкальной культуры.

Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению Д.С. Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Данной проблемой занимались ряд авторов, в том числе К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина, Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина [4, 16,18]. Однако, в настоящее время не нашла отражение система работы, реализующая комплексно-тематический принцип планирования, разделяющая совместную и самостоятельную деятельность и интеграцию образовательных областей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Система работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры».

Цель исследования – создание системы работы по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры.

Объект исследования – особенности приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

Предмет исследования – процесс приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
  • Изучить особенности приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
  • Выявить уровень ознакомления дошкольников с национальной культурой.
  • Выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
  • Определить степень эффективности данной системы приобщения дошкольников к национальной культуре.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, анализ воспитательно-образовательной работы, эксперимент, анкетирование родителей.

Подробная инструкция

Проблема приобщения дошкольников к русской народной культуре актуальна, она освещена в ряде трудов О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой, А.Е. Писаревой, В.В. Уткиной, М.В. Тихоновой, Н.С. Смирновой, Е.К. Ривиной, Т.А. Поповой, А.Я. Чабан, Л.Л. Бурлаковой.

В учебно-методической литературе русская народная культура рассматривается как действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Используются различные направления: обычаи, традиции, праздники, игры, народные промыслы, фольклор, музыка, которые воздействуют на эмоциональную сферу детей и остаются в их памяти. Проблема приобщения детей к истокам русской национальной культуры является актуальной, исследована педагогами, психологами. Апробированы и имеют положительные результаты предложенные авторами разработанные методики, программы, однако в настоящее время не нашла отражения система работы, реализующая комплексно-тематический принцип планирования, не разделяется совместная и самостоятельная деятельность, не всегда находит отражение интеграция образовательных областей. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) познавательного и изобразительного характера (лепка, рисование, аппликация), объединённые общей тематикой дают возможность дошкольникам лучше усвоить материал.

Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога.

Средства нравственно-патриотического воспитания можно объединить в несколько групп: группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок.

Успех приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, песни, хороводы, праздники). Например, важным средством приобщения является пословица.

Пословица – «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Нравственную идею отражают и загадки. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Загадки способствуют развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Особое место занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребёнка [11;7,8].

В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Причину успеха сказок у К детей.Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы» [18,160].

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к народной культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения

фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Практическая часть

Сегодня всё проблема более явственно обнаруживается возрождение национального духа, традиций и национальной культуры, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Проанализировав ситуацию (по проблеме разрыва связи поколений и времён, воспитание детей вне культурных исторических событий), мы пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующе:

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Проанализировав уровни ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, в нём воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством

Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Мы уделяем внимание произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России. Но этого недостаточно. Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Живём в «Ладу» (А.Е. Писарева, В.В. Уткина),«Красна изба» (М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова) и методические разработки Е.К. Ривиной «герб и Флаг России», «Российская символика», Т.А. Поповой «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», А.Я. Чабан, Л.Л. Бурлаковой «Знакомим дошкольников с народной культурой», целью которых является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с фольклором, праздниками, обычаями, бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Имея в своём распоряжении различные программы и методические пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения

Мониторинг эффективности работы с детьми и родителями нашей группы по направлениям этнокультурного образования проводим в процессе бесед, наблюдений, игр, анкетирования. Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга (см. приложение 1)

Фактическую работу начали с детьми средней группы. На начальном этапе использовалидиагностику Коломийченко, с целью выявления первоначального уровня сформированность представлений по разделу «Человек в культуре» (см. приложение 2)

Результат констатирующей диагностики на начало года: детей с высшим уровнем нет, 64%имеют средний и 36 % низкий уровень (см. приложение 3)

Проанализировав данные констатирующей диагностики родителей ианкетирование (см. приложение 4), сопоставив с программой «Мир открытий» (по которой работает наш детский сад), пришли к выводу, что необходимо уделить особое внимание проблеме приобщения детей к народной культуре

Проанализировав свою деятельность, мы увидели, что дети недостаточно знают русский фольклор,и народные промыслы игры, песни, быт, народные инструменты, игрушки и недостаточно проявляют творческую активность при исполнении фольклорных произведений.

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы не формируются соответствующие умения или являются поверхностными. Это доказывает, необходимость разработки системы работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры и её включение в целостный процесс воспитания и обучения детей

Мониторинг среди родителей проводим с помощью анкет. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что «родители считают важным приобщать детей к национальной культуре», но некоторые «не знают, как это сделать без специальной литературы». Одни родители «в домашних условиях не могут в полной мере дать необходимые знания, практические умения и создать необходимые условия для развития и поддержания у детей интереса к народной культуре и традициям», а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом

Поэтому мы спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставили цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Работая по данной теме, поставили перед собой следующие задачи

создать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру

познакомить детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством

развивать интерес и воспитывать у детей уважение к культурным традициям русского народа

привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям

организовать образовательную деятельность с соответствующим дидактическим и наглядным материалом

разработать систему работы по приобщению к народной культуре

составить перспективное планирование

Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным традициям были выбраны следующие направления



Ожидаемые результаты

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ и методик по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- создание условий, окружающих ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребёнка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей в ходе НОД, игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Анализ результатов проекта и выводы

Заключение

Проведённая нами работа позволила сделать ряд выводов.

Во-первых, мы поняли, что самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Во-вторых, анализ педагогической и методической литературы показывает, что дети 4-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования ответственности за своё поведение.

В - третьих, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ и методик по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- создание условий, окружающих ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребёнка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей в ходе НОД, игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Нас радует, что дети научились слушать и помогать друг другу, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. У детей появились сравнительные характеристики работ, они научились оценивать свои работы и работы других. Дети стали больше заботиться друг о друге, помогать и уступать. Проводимая нами работа находит отклик у родителей. Мамы стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными, более терпимыми,как к ним, так и к бабушкам и дедушкам.

Созданные условия позволяют детям приобретать новые знания, умения, навыки, представления о народном календаре, земельном труде, обрядах и праздниках, знание народных примет, народных календарных игр, пословиц и поговорок, загадок.

Дети умеют петь, рассказывать сказки, с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях, т.е. происходит их познавательно и речевое развитие.

У воспитанников расширен круг общения, создана положительная среда развития каждого ребёнка, каждый ребёнок полноценный член общества, самореализуется, происходит социально-личностное развитие детей. Наши выпускники, уходя из детского сада, посещают школу искусств, районный центр детского творчества, где в какой то мере, начатая нами работы продолжается.

Т.о., поставленные в ходе исследования задачи мы решили. Благодаря проделанной работе с детьми прошлого выпуска, по приобщению детей к истокам народной культуры, достигнуты следующие результаты:

  • У детей сформированы представления о культуре своего народа;
  • У детей развиты творческие способности, творческое воображение;
  • Развита активность, самостоятельность в поиске решений творческих задач.

Т.о., проанализировав свою деятельность, мы считаем, что достижения наших воспитанников свидетельствуют о правильно выбранном нами пути, проведённая работа даёт положительные результаты, созданные условия обеспечивают приобщение детей к истокам русской культуры.

В настоящее время мы продолжаем работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, перестроили систему работы с учётом возникших проблем с детьми прошлого выпуска.

Обобщая выше сказанное, можно сделать заключение, что приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Видео-интервью
insert_drive_file WIN_20170214_12_23_12_Pro.МР4 rotate_right Отменить insert_drive_file WIN_20170214_12_23_12_Pro.МР4 rotate_right Отменить