Наверх

Проекты победителей

Заявка № 837
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: представить опыт применения движущихся игровых моделей артикуляционно-пальчиковой гимнастики как эффективного средства коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста.

задачи:

  • Описать использование сопряженной артикуляционно-пальчиковой гимнастики в логопедической коррекции.
  • Разработать технологию работы с авторскими наглядно-игровыми моделями.
  • Диагностировать эффективность применения движущихся игровых моделей в коррекции звукопроизношения.

Педагогические средства, методы:

Наряду с традиционными общепедагогическими и специальными методами и средствами (показ, демонстрация, отраженное повторение, упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика) в опыте предложена сопряженная артикуляционно-пальчиковая гимнастика с предметами (авторскими игровыми моделями).

Подробная инструкция

Работа по коррекции звукопроизношения с использованием движущихся игровых моделей артикуляционно-пальчиковой гимнастики проводится в несколько этапов. Продолжительность каждого этапа является условной и определяется учителем-логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

1 этап.

На первом этапе учитель-логопед осуществляет знакомство детей с органами артикуляции и основным комплексом артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика проводится по традиционной методике. На данном этапе движущиеся игровые модели используются в двух аспектах:

  • Как наглядный образ артикуляционного упражнения.
  • Как тренажер для пальчиковой гимнастики. Игровые модели закрепляются на зеркале с помощью текстильной липкой ленты или располагаются на столе или в руках ребенка Учитель-логопед демонстрирует ребенку правильные манипуляции с игрушкой, ребенок выполняет соответствующие движения по подражанию преимущественно пальцами ведущей руки. Исключение составляют модели «Блинчик», «Лягушка», «Киска», «Чашечка»- работу с которыми легче начинать с движений двумя руками. Количество используемых игрушек для пальчиковой гимнастики на одном занятии определяется логопедом самостоятельно.

Условно продолжительность 1 этапа составляет 2-5 занятий.

Результат: освоен основной комплекс артикуляционной гимнастики и способы действия с игровой моделью.

2 этап.

Для каждого занятия использование той или иной игровой модели определяется учителем-логопедом в зависимости от комплекса артикуляционных упражнений, необходимых для выработки артикуляционного уклада корректируемого звука. Игровые модели закрепляются на зеркале с помощью текстильной ленты. Логопед демонстрирует ребенку способ одновременного выполнения знакомого артикуляционного упражнения с игрушкой. Приложение 2. Ребенок выполняет упражнение, логопед осуществляет речевое сопровождение. Для сопровождения выполнения данного вида упражнений предлагаются авторские стихотворные тексты, отражающие связь движений языка с пальцами. Приложение 3.

По мере повторения упражнений могут быть использованы другие пальцы ведущей руки. При выполнении артикуляционно-пальчиковых упражнений ребенок осуществляет зрительный контроль качества артикуляционных движений и единого направления движений пальцев рук и языка (губ).

Продолжительность: условно 5-10 занятий.

Результат: освоение сопряженного действия артикуляционного аппарата и ведущей руки при зрительно-кинестетическом контроле.

  • этап.

Самостоятельное выполнение упражнений сопряженной артикуляционно-пальчиковой гимнастики с опорой на кинестетические ощущения, зрительный контроль осуществляется по мере необходимости. Ребенок использует пальцы обеих рук.

Продолжительность: условно 3-5 занятий.

Результат: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата и тонких движений пальцев рук.

По мере ослабления необходимости в проведении артикуляционной гимнастики для автоматизируемого звука, постепенно вводятся дополнительные игровые модели для подготовки артикуляционного аппарата к постановке следующего звука. Работа с новой игровой моделью может начинаться с первого, второго или третьего этапа или продолжительность первого и второго этапа может быть сокращена до 1-2 занятий, так как основные принципы проведения сопряженной гимнастики у ребенка уже сформированы.

Ожидаемые результаты

1. Будет создана и описана новая технология логопедической коррекции.

2. Наглядно представлена эффективность внедряемой технологии.

3.Дети, выполняющие артикуляционно-пальчиковую гимнастику с движущимися игровыми моделями, достигнут более высокого уровня развития артикуляционной моторики, что позволит сократить время постановки и автоматизации отсутствующих звуков. У некоторых детей возможно появление ранее отсутствующих звуков без специальной постановки, что свидетельствует о высокой степени сформированности моторики артикуляционного аппарата.

4. Повысится мотивация к проведению сложных артикуляционных упражнений.

Анализ результатов проекта и выводы

В данном методическом проекте нами впервые раскрыта возможность сочетания работы по синхронизации движений артикуляционного аппарата и пальцев рук на подготовительном этапе работы по постановке звуков с применением движущихся игровых моделей.

Представленный педагогический опыт получил широкое распространение среди учителей-логопедов г. Волгограда, а также был представлен на открытых педагогических мероприятиях различного уровня

  • Дидактическая игра «Артикуляционный чемоданчик»/ Районный конкурс методических разработок, победитель
  • «Занимательный чемоданчик. Артикуляционная гимнастика» / II Международный научно-практический семинар «Специальное и интегрированное образование». Стендовый доклад
  • Дидактическая игра «Артикуляционный чемоданчик»/ Районный уровень. Школа передового опыта «Авторская дидактическая игра: от идеи, разработки до внедрения в педагогическую практику дошкольного образования»,
  • «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»/ Региональный уровень. Мастер-класс

Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике.

Представленный опыт работы может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами в коррекции звукопроизношения, а так же частично родителями, воспитателями, педагогами-психологами при выполнении пальчиковой гимнастики.

Видео-интервью