Наверх

Проекты победителей

Заявка № 626
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект Приобщение детей к ценностям православной культуры, как средство социального развития духовно-нравственной личности дошкольника

Цель Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Задачи проекта:

  • Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность и др. у детей дошкольного возраста);
  • Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;
  • Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
  • Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
  • Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  • Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
  • Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.

В основе нашей работы заложены принципы:

  • добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта;
  • социальное партнерство ДОУ, храма и гимназия № 5;
  • учет мнения родителей;
  • систематичность;
  • комплексность, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, игровой деятельности.

Отличительная особенность – совместная работа детского сада и храма свт. апп. Петра Павла. Соисполнителем проекта является настоятель свт апп. Петра и Павла.

Методы, используемые в работе:

- открытые занятия;

- предварительные беседы с детьми;

- встречи с родителями;

- чтение тематической литературы, сказок, преданий;

- постановка пьес, литературных произведений, моделирование сказок, а также конкурсы, викторины;

- художественный труд;

- наблюдения;

- музыкальные занятия;

- физкультурные досуги;

- посещение музеев;

- экскурсии различной направленности;

- знакомство с народными ремеслами; декоративно-прикладным искусством;

- выставки рисунков и поделок детей.

Формы работы с детьми:

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

- проведение совместных праздников;

- просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;

- экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и др.

- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- постановка музыкальных фестивалей сказок духовно-нравственного содержания;

- творческие вечера.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- экскурсии,

Направления работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Подробная инструкция

Глава 1 Этапы и сроки реализации инновационного проекта

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективен при использовании следующих педагогических условий:

  • активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенкомдуховно-нравственных ценностей;
  • формировании представлений о доброте, любви, милосердии средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;
  • разработке и внедрении методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, направленной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, предусматривающего формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознаниинравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственнымнормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственногоповедения в ситуации морального выбора, нравственнойнаправленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Наименование этапов и мероприятий

Сроки выполнения

Этап I Диагностическо-проектировочный

Цель: Определение основных направлений работы

Задачи:

  • Изучить мнение родителей, педагогов.
  • Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
  • Создание инициативной группы для разработки Проекта.
  • Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.

Прогнозируемые результаты.

  • Разработка проекта

Декабрь 2010г.

Этап II Организационный

Цель: создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению основ православной культуры.

Задачи:

  • Обеспечить нормативно-правовую базу проекта.
  • Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
  • Разработать программу инновационной работы.
  • Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
  • Разработать учебный план, расписание занятий.
  • Обеспечить программно-методическое сопровождение.
  • Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
  • Выявить затруднения педагогов.

Прогнозируемый результат:

  • Пакет нормативно-правовых документов;
  • Методические рекомендации.

Декабрь 2010 –

май 2011

Этап III Практический

Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно-ориентированного подхода.

Задачи:

  • Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по внедрению основ православной культуры.
  • Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.
  • Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания программы Потаповской О.М. «Подарок к празднику».
  • Открыть семейный клуб.
  • Апробация вариативных форм работы с детьми (занятия, кружок, праздники, развлечения и др.).
  • Разработка дидактических игр, пособий.
  • Подбор демонстрационного материала

Прогнозируемый результат:

  • научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
  • разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей проекта;
  • разработка методических рекомендаций;
  • коррекция нарушений в поведении детей;
  • создание клуба для родителей.

Май 2011 –

май 2012

Этап IY Обобщающий

Цель: Подведение итогов инновационной работы по внедрению и апробированию программы

Задачи:

  • Проанализировать результаты, деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
  • Дать оценку эффективности и целесообразности реализации программы.
  • Определить приоритетные формы работы с детьми и родителями.

Прогнозируемый результат:

  • Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций;
  • Аналитическая справка;
  • Анализ результатов, полученных в ходе проекта:

- достижений – что сделано;

- трудностей как возможностей, что можно было сделать;

- анализ процесса – между фактическим и необходимым;

  • Распространение опыта среди ДОУ города в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры (к 2013 г.)

Декабрь 2013

Условия проведения инновационного проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение;
  • организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта;
  • социальное партнерство (храм, ЮФУ, учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).

Работа служб в рамках реализуемого проекта:

Методическая служба обеспечивает:

  • координацию планирования работы;
  • отслеживание нагрузки на детей;
  • координацию деятельности специалистов в ДОУ;
  • координацию взаимодействия с социальными партнерами;
  • подготовку методического обеспечения;
  • разработку перспективно-тематического планирования, методических разработок; отбор методов и приемов;
  • подготовку материалов по результатам деятельности;
  • организацию обмена опытом;
  • ведение отчетной документации.

Психологическая служба обеспечивает:

  • сопровождение детей;
  • выявление и коррекцию внутреннего психологического состояния ребенка (уровень тревожности, агрессивности, наличие и отсутствие страхов, другие личностные проблемы);
  • организация психологической помощи по запросам родителей;
  • составление психологических экспериментальных заключений.

Педагогическая служба обеспечивает:

  • координирование нагрузки на детей
  • подбор и изготовление дидактических игр, пособий, демонстрационного материала, литературы;
  • осуществление работы с детьми по программе.

Участники реализации инновационного проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;
  • социум.

На первом «Диагностическо – проектировочном этапе» - работа началась с изучения мнения родителей и педагогов, изучения нормативно-правовых документов, опыта работы различных территорий, заключения договоров.

Работая в инновационном режиме изучила:

Духовно-нравственное воспитание. Материалы интернет и мультимедиа (с аннотацией материалов).

Опыт работы Октябрьского района Ростовской области, опыт работы МДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Ростовской области.

"Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.)

Программу преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Т. Г. Феоктистова совместно с Челябинским педагогическим университетом).

Программу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности «Подарок к празднику» - О.М. Потаповской

Программу «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста, под ред. О.К. Харитонова, протоиерея В. Дорофеева.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, провела опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы Православной культуры в ДОУ, и что они считают главной целью духовно-нравственного развития ребенка. Мной были, разработаны опросники для родителей, а также использовали анкеты, предоставленные Администрацией г. Волгодонска и Управлением образования г. Волгодонска с целью выявления осведомленности родителей по данной теме, выяснения существует ли социальный запрос родителей на введение изучения основ православной культуры в ДОУ.

В рамках изучения социального заказа на внедрение основ православной культуры провела анкетирование родителей, в котором приняли участие 160 человек: разного возраста, разного семейного положения, разного социального статуса. Было выявлено существование интереса у разных поколений к духовно-нравственным традициям.

На вопрос: Что вы считаете главной целью духовно-нравственного развития ребенка?

29,8% - считают развитие общего интеллекта;

42,9% - считают культуру поведения;

24,5% - считают развитие творческих способностей;

30,7% – приобщение к культурным национальным традициям.

На вопрос: Личное отношение к вопросам веры?

55% – соблюдают религиозные традиции;

8,7% – верят в сверестественные силы;

0% – убежденные атеисты;

26,3%– нет четкой позиции;

10% – не знают.

На вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что в России наблюдается рост правонарушений и преступности – ответили «Да» 94,7%

На вопрос: Согласны ли вы, что в условиях продолжающегося обострения социально-экономических и нравственных проблем только традиционные религиозные, исторические и национально-культурные ценности народа могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества – ответили «Да» 83 %.

На вопрос: Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок познакомился с основами православной культуры, духовно-нравственными ценностями в ДОУ – ответили «Да» 82,4%

Результаты анализа анкет родителей показали:

  • родители имеют скудный запас знаний по данной теме;
  • проявляют активный интерес к данному вопросу;
  • готовы оказать помощь в создании условий по внедрению основ православной культуры.

Исследование результатов педагогов показало:

  • положительное отношение к проведению курса основ православной культуры – 90 %;
  • готовы пройти курсы повышения квалификации по предмету основы православной культуры - 40%;
  • хотели бы вести занятия по основам православной культуры ОПК в ДОУ – 33%.

На вопрос: Как вы думаете, для чего нужно в дошкольном возрасте изучать основы православной культуры?

Ответы распределились следующим образом:

  • культурологический – 42 % (чтобы узнать культуру России, культуру своего народа; чтобы узнать о других важных праздниках; чтобы узнать об иконах, храмах);
  • религиозный – 37 % (чтобы знать правила поведения в храме; чтобы узнать про Иисуса Христа; чтобы узнать, как Бог сотворил мир; чтобы узнать о своих ангелах-хранителях);
  • эстетический – 21 % (чтобы знать правила поведения, быть воспитанным, терпеливым; чтобы уметь справляться со своими чувствами; чтобы воспитывать в себе лучшие качества смирение, покаяние, милосердие).

Аналитическая работа по изучению мнения родителей, педагогических работников ДОУ выявила, что детский сад испытывает потребность в изучении основ православной культуры. Внедрение идеи изучения основ православной культуры, просвещения и педагогического сопровождения семьи по данному вопросу обусловлено требованиями жизненной практики (глубокий нравственный социо-культурный кризис, кризис семьи, нарушение социальных навыков и норм поведения у детей, влияние агрессивной информационной среды, воспитание детей в неполных семьях, снижение педагогической компетентности родителей и педагогов) и противоречием, сложившимся в данном направлении деятельности (имеется потребность, но отсутствуют содержательно-организационные условия).

Основная идея эксперимента – разработать систему деятельности ДОУ по реализации программы и учебно-методического комплекта, определить формы работы с детьми по ознакомлению с основами православной культуры.

Исследования показали, что большая часть родителей считают, что наша культура, традиции и образ жизни всегда неразрывно были связаны с Православием.

На основе диагностики был разработан проект, реализация которого осуществлялась в течение двух лет.

Результат первого этапа:

  • Инновационный план-проект «Апробация форм и методов православного воспитания детей дошкольного возраста», который получил высокую оценку на экспертном заседании Управления образования г. Волгодонска.
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 31.12.2010 г. № 1879 «О присвоении статуса областных экспериментальных и пилотных площадок образовательным учреждениям».
  • Приказ ДОУ от 02.02.2011 г. № 32 «Об организации деятельности областной экспериментальной площадки в ДОУ».

Второй этап «Организационный»

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает организацию предметно-развивающего пространства в группе. Оформлены православные уголки для детей.

Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей.

Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Храмы г. Волгодонска», «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые».

Для родителей оформлены православные уголки в приемных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

Разработаны памятки и консультации по темам «Правила поведения в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие.

В соответствии с инструктивно-методического письма МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», с целью защиты воспитанников от перегрузки, переутомления в образовательном процессе разработан учебный план, расписание занятий:

- социальный мир (1 раз в неделю);

- комплексные (1 раз в квартал);

- музыкальные занятия (1 раз в неделю);

- изо деятельность (1 раз в неделю);

- интегративные (1 раз в месяц).

Творческой группой, в которую входят специалисты ДОУ, разработан перспективно-тематический план, в основу которого взята программа «Подарок к празднику» Ольги Михайловны Потаповской.

Перспективно-тематический план адаптирован на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в нем отражена интеграция всех видов деятельности, прописаны методические приемы проведения занятий, что упрощает работу воспитателя. По каждому занятию подобран дополнительный материал, который помогает закрепить, расширить знания детей по данной теме.

В методическом кабинете собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы: «Архитектура храмов», «Иконы», «Устройство храма», «Православные песни», «Электронная библиотека»;

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- иллюстрации.

В ДОУ имеются технические средствами обучения – мультимедиа аппаратура, DVD, телевизоры, музыкальный центр.

В процессе работы были разработаны методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с основами православной культуры.

Для успешной реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей разработана модель взаимодействия с социумом:

  • Храм свт. апп. Петра и Павла;
  • Центральной библиотекой.

Южным Федеральныы университетом: осуществляется тесный контакт с кафедрой дошкольной педагогики в области организации образовательного процесса и методики обучения детей, проведения научно-методических конференций и семинаров. Научным руководителем проекта является заведующая кафедры дошкольной педагогики кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Абдульманова. В 2010 г. педагоги ДОУ принимали участие в конференции по обмену опытом по проблеме духовно-нравственного воспитания детей в городе Ростове-на-Дону;

Волгодонским художественным музеем;

Волгодонским эколого-историческим музеем;

«Радуга» - центр дополнительного образования;

Для детей подобраны методики и тесты:

- для изучения нравственных норм «Закончи историю», «Сделаем вместе»;

- для оценки эмоционального состояния «Цветовой тест отношений»;

- для исследования самооценки «Лесенка»;

- тест «Ценностные ориентиры для дошкольников».

Для родителей:

- «Опросник и уровень интереса к изучению ОПК»;

- тест «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми».

Результат второго этапа

в ДОУ созданы организационно-методические условия:

  • Создан пакет нормативно-правовых документов;
  • Обучились на курсах повышения квалификации по духовному воспитанию:

- заведующий МБДОУ д/с «Калинка» - катехизаторские курсы;

- старший воспитатель;

  • Заключены договоры с социальными партнерами о совместной деятельности;
  • Разработан учебный план, расписание занятий, кружка;
  • Подобран диагностический материал;
  • Разработан календарно-тематический план по реализации программы О.М. Потаповской «Подарок к празднику».
  • Разработаны методические рекомендации для педагогов;
  • Подобрана методическая литература для педагогов, родителей;
  • Составлена картотека видиофильмов, песнопений, архитеркура храмов, инокопись.

Третий этап «Практический»

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности при ознакомлении детей с основами православной культуры широко используются игры на развитие эмпатии, на умение выражать свои эмоции, направленные на сплочение коллектива. Используя игровые ситуации, определенные сюжеты, в ходе игры формируют социальные чувства дошкольников, создаются условия для этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства; используем любые моменты в играх, общении для формирования в характере, уме, душе, сердце ребенка доброту, послушание, скромность, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.

Православное воспитание в детском саду не стоит в стороне от всестороннего развития ребенка; интегрировано в воспитательно-образовательную работу ДОУ; задачи духовно-нравственного воспитания органично соединены с задачами умственного, физического, художественно-эстетического воспитания.

Используются различные формы работы, что позволяет формировать представления о важных духовно-нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним:

  • Кружковая работа;
  • Праздники, развлечения;
  • Театрализация «Фестиваль православной сказки»;
  • Творческие мастерские;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Просмотр видиофильмов, мультфильмов, видеофайлов;
  • Занятия:

Особенность организации занятий по духовно-нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Каждое занятие предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм; практической деятельности и обыгрыванию ситуаций.

Структура занятия:

Цель 1 –ой части - создание атмосферы доброжелательности, доверия, любви.

Формы: пожелания и благодарения, приветствия, игры-шутки.

Во второй части главной целью становится осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта. В этой части занятия детей знакомят с историями, сказками, притчами. Этот процесс сопровождается демонстрацией иллюстраций, слайдов, репродукций, звучанием музыки.

Затем задаются вопросы для обсуждения.

В 3-ей части занятия: игры, разыгрывание этюдов, ситуаций, сценок.

В 4-ой части занятия: практическая изобразительная деятельность (поделки, рисунки). Структура занятия обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста

Занятия в экспериментальной группе проводятся воспитателем один раз в неделю.

Знания, полученные на занятиях по социальному миру, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. Художественно-продуктивная деятельность, как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста важна для воспитания добродетели и трудолюбия. Дети выполняют соответствующие по возрасту творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре; мастерят подарки к праздникам, поздравительные открытки.

Работы носят индивидуальный и коллективный характер. Дети знакомятся с репродукциями, иллюстрациями, произведениями декоративно-прикладного искусства, иконами, храмовой архитектурой.

Важную роль в реализации перспективно-тематического плана играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. На музыкальных занятиях, которые проводятся один раз в неделю, дети знакомятся с классической музыкой, духовным пением, русским фольклором.

В детском саду проводится кружковая работа с детьми подготовительных групп по программе «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста» О.К. Харитоновой, рекомендованной Министерством образования РФ. Занятия кружка проводит библиотекарь храма свт. апп. Петра и Павла два раза в неделю, по заявлению родителей.

Специалист центра дополнительного образования «Радуга» на базе детского сада ведет кружок «Родник» по изобразительной деятельности.

В детском саду празднуются православные праздники: Пасха, Рождество, День Матери, Троица, Масленица. Во всех праздниках принимают участие дети Воскресной школы храма свт. апп. Петра и Павла.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

Дети совместно с воспитателями сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда. Праздник дает положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе детей, педагогов и родителей.

Традиционными стали фестивали православных сказок. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в театрализации сказок по тематике духовно-нравственного воспитания: «Монах и казак», «Перед Рождеством», «Пылинка и капелька», «Колокольчик», «Пасхальный колобок», «Паломники». Разыгрывание детьми сюжетных сцен способствуют психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных, межличностных отношений и духовно-нравственных качеств личности.

Творческая мастерская – это выставки рисунков, поделок с использованием природного материала, декоративно-прикладного искусства. В детском саду организуются выставки детских работ, совместных работ с родителями. Выставки способствуют приобщению семьи к художественному творчеству и проведению совместных досугов детей и взрослых.

Для развития познавательного интереса к родному городу, знакомству с достопримечательностями, совместно с родителями организуются экскурсии: в храмы города Волгодонска, к историческим памятникам, в музеи города: «Казачий курень», эколого-исторический музей, на обрядово-этнографические мероприятия – «Покров», «Масленица», «Пасха».

Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.Дети посещают музей в период ожидания праздника и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Это неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Целевые прогулки по улицам города, наблюдения, короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте.

Знакомя детей с архитектурой храмов, объектами современного города, педагоги прибегают к сравнениям, чтобы помочь ребенку видеть общее в архитектурных строениях и их различие.

Большую роль в воспитании детей играет воспитатель. Он должен сам проникнуться этой проблемой, идеей. И от того, как выглядит педагог в глазах детей, насколько он глубоко владеет вопросом, в значительной мере будет зависеть и результативность.

Реализация поставленных задач проектной деятельности осуществляется в нескольких направлениях.

Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические и практические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, («Основы православной педагогики», «Духовно-нравственное воспитание», «Профилактика экстремизма в молодежной среде города Волгодонска», «Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой»), изучение методической и православной литературы. Педагоги ДОУ подбирают и анализируют материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизируются в методическом кабинете по разделам:

- православные праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

В детском саду проведены открытые показы занятий, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровая: проведение пальчиковых игр «Хочу быть православным», «Храм»; дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

В духовно-нравственном воспитании ребенка большое значение имеет взаимодействие детского сада с семьей, которая рассматривается как малая церковь, поэтому многие мероприятия проводятся совместно с участием детей и родителей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки к спектаклям (изготовление родителями афиш, атрибутов, костюмов, декораций) и участия в них.

Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях. Просветительское направление реализует проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве выступающих православных

педагогов, священнослужителей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Святые источники»), Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, рисуют герб, придумывают девиз, составляют родословную своей фамилии. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

При организации взаимодействия с семьей осуществляется проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Для привлечения внимания родителей к процессу формирования представлений у детей по данной теме были использованы разные формы:

  • анкетирование и тестирование;
  • тематические родительские собрания: «В каждом доме свои традиции», «Семья – остров любви, терпения, послушания, спасения», «Роль матери и отца в воспитании ребенка»;
  • консультации, встречи с интересными людьми города Волгодонска;
  • дни открытых дверей (осенью и весной);
  • информационные стенды, папки-передвижки, буклеты;
  • целевые экскурсии в музеи, выставочные залы города;
  • фольклорные праздники, конкурсы и викторины;
  • совместное творчество детей и родителей;
  • фотовыставки;
  • оказание помощи в приобретении новинок литературы и материалов для детского творчества, изготовление атрибутов для народных игр.

Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Поэтому воспитатели объясняют родителям необходимость для детей не только знаний о православной культуре, но и их духовной жизни в Церкви. Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с духовным наставником протоиереем отцом Владимиром, настоятелем Храма Петра и Павла.

Для педагогов он раскрывает сущность православного воспитания и православной культуры, повышает духовно-нравственный потенциал педагогов. Встречи с родителями направлены на знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания

Отец Владимир делится опытом семейного воспитания, раскрывает важность посильного детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим, уважения к родителям. Дети встречают батюшку в храме и на праздниках в детском саду, задают ему вопросы, делятся впечатлениями.

Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Поэтому, в детском саду ведется коррекционная работа педагогом-психологом. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Психокоррекционная работа, включающая распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, рисование или изготовление поделок по мотивам сказкок, помогает смягчить поведенческий негативизм у ребенка, снять эмоциональное напряжение.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка живет, и играет огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. Сложная картина жизни пред­ставляется детям в сказке в виде про­стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи­тельности.


Ожидаемые результаты
  • В чем мы видим главные результаты своей работы: 1. Снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе; 2. Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса. 3. Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка. 4. Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка;

Анализ результатов проекта и выводы

В воспитании духовно-нравственных ценностей можно выделить несколько критериев. Первый – воспитание будет тем успешнее, чем профессиональнее и качественнее осуществляется духовное развитие личности педагога с учетом аксиологического компонента, содержащего в своей основе необходимость приобщения педагога к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях, а также о профессионально-педагогических ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного педагога. Второй критерий - связан с учетом особенностей среды (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов и др.), состоящий из следующих показателей: морально-психологический климат детского коллектива в группе; морально-психологическая атмосфера семей воспитанников; круг общения детей вне детского сада. Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Его эффективность можно оценивать по непосредственной и отсроченной реакции воспитанников на проводимое воздействие. Чем выше мера воздействия, тем адекватнее будет восприятие и тем эффективнее единичное взаимодействие и процесс духовно-нравственного воспитания в целом.

Для повышения мотивации педагогов, расширения круга заинтересованных лиц, сторонников проекта в детском саду проводятся разные формы работы с педагогами:

  • Консультации:
  • Работа творческой группы;
  • Семинары, семинары - практикумы;
  • Педагогические чтения, лектории;
  • Встречи с работниками социума;
  • Круглый стол;
  • Мастер - класс;
  • Димитровские чтения. Ежегодно педагоги детского сада принимают участие в Димитриевских чтениях, которые проводятся Ростовской – на - Дону Епархией совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

Главным продуктом совместного труда педагогов является перспективно-тематический план по всем видам деятельности с подборкой практического материала.

Коллективом ДОУ осознается актуальность и необходимость работы по духовно-нравственному воспитанию. Так же осознается необходимость взаимодействия в этом направлении со школой с целью создания единого образовательного пространства, реализующего принципы гуманистического характера образования, что в целом обогатит ценностные установки подрастающего поколения.

У родителей постепенно меняется отношение к введению основ православной культуры в дошкольном возрасте, расширяется круг заинтересованных лиц, сторонников проекта.

Проведённая работа позволила сделать два основных вывода:

  • во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала православной культуры;
  • во-вторых, поддержание интереса к православной культуре, традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.