Наверх

Проекты победителей

Заявка № 434
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Актуальность проекта обусловлена тем, что изменения в системе дошкольного образования касаются не только детей с ОВЗ, но и здоровых детей, которые совместно обучаются и воспитываются в дошкольных образовательных организациях.

По данным статистики: каждый год число детей с ОВЗ возрастает на 5%. Они нуждаются в специальных условиях образования и воспитания, отвечающих их особым образовательным потребностям.

Проект «Я – такой же, как ТЫ» предназначен для решения сложной проблемы толерантного отношения к детям с ОВЗ. В тоже время, реализация проекта будет способствовать включенности родителей в процесс инклюзии в дошкольных организациях, повышению степени интеграции детей с трудностями развития в социальную среду.

Цель проекта: создать условия для формирования и развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  • создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ через налаживание взаимодействия со здоровыми детьми и их родителями, педагогами, специалистами;
  • разработка и внедрение программы мероприятий направленных на повышение компетентности родителей в области инклюзии, формирование и развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • обеспечение мониторинга изменений отношения детей и взрослых к детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

Методологической основой разработки выступают положения теории компенсации психических функций на основе совместной деятельности (Л. С. Выготский). Взгляд на воспитание ребенка с нарушением развития, предполагающий интеграцию его в жизнь.

Методами работы в реализации проекта выступают основные формы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации. А именно: информационно-аналитическая форма необходима для анализа ситуации отношения к детям с ОВЗ путем анкетирования; познавательные (мастер-классы, семинары практикумы, тренинги для повышения компетентности родителей, получения обратной связи); досуговые формы выбраны для взаимодействия в игровых ситуациях, на тематических прогулках и т.д.

Реализация проекта рассчитана на период внедрения программ по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в системе дошкольной образовательной организации 2016-2017гг. В рамках подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов выделены отдельные, более мелкие задачи.

Основная работа по реализации проекта осуществляется ее разработчиком (магистранткой Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева - Холодцевой Е. Л.), администрацией образовательного учреждения «Детский сад №144 компенсирующего вида» в лице заведующей Гришачевой Е. Ю и старшим воспитателем Ю Гребеньковой. И.

Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, воспитатели и педагоги-дефектологи

Подробная инструкция

Этапы проекта (подробная инструкция):

На первом организационном этапе нами был проведен мониторинг общественного мнения по изучению отношения родителей здоровых детей к детям с ОВЗ.

Выявленные проблемы определили наши дальнейшие исследования в данном направлении. По результатам была написана курсовая работа.

Новые условия (внедрение в практику работы детского сада АОП для детей с особыми образовательными потребностями) позволили дополнить задачи в планируемый проект.

На основном этапе - разработанный тренинг реализовывался по мере набора в группу родителей, заинтересованных тематикой проекта.

Работа в данном режиме проводилась в течение 2015-2016 учебного года с периодичностью 1 раз в месяц. Итого 8 тренингов продолжительностью по 2 часа.

В ходе тренинга решались поставленные задачи.

В период реализации проекта насыщался информацией сайт детского сада, на родительских собраниях рассказывали об особенностях детей с ОВЗ.

Заключительный этап позволил сделать вывод о том, что возможно изменить отношение к детям с ОВЗ, направить родителей к пониманию создания сообществ, приобретению педагогических компетенций.

Родительская поддержка инициатив детского сада позитивно отражается на микроклимате в педагогическом коллективе. Дети чувствуют психологический комфорт и безопасность.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • толерантное отношение к инклюзии в дошкольной образовательной организации «Детский сад компенсирующего вида №144»;
  • психологически комфортная и безопасная образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • тренинги для родителей и их детей с целью понимания трудностей детей с ОВЗ в образовательном процессе и взаимодействии;
  • сообщество родителей (клубы, Советы, интернет-сообщества для сетевого взаимодействия);
  • научная статья;
  • программа тренинга по формированию и развитию толерантных отношений;
  • методические рекомендации по работе с родителями.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет организовано психологически комфортное и безопасное образовательное пространство для детей с ОВЗ в дошкольной организации.

Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей к участию в проекте. Они становятся не только более осведомленными в вопросах внедрения ФГОС и инклюзии, но и меняют негативные установки на данный процесс, развивают толерантность к детям с ограниченными возможностями здоровья, выступая образцом поведения для своих детей.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы:

Создание проекта «Я – такой же ка ТЫ» на первом этапе реализации позволило систематизировать не только теоретической материал по проблеме отношения к детям с ограниченными возможностями, но и выдвинуть предположения о том, что это отношение может динамически развиваться в сторону позитивного, при правильной информационно-аналитической работе в детском саду.

Первичный мониторинг показал, что родители здоровых детей относятся к детям с ОВЗ в большей степени неравнодушно (53% опрошенных) или проявляют «недовольство» (18%), остальные респонденты не могут определиться с отношением (29%).

В ходе целенаправленной работы по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ повышается информированность, заинтересованность родителей в приобретении педагогической компетентности по отношению к своим детям.

В ходе совместных тренингов родителей и детей заметно изменяются взаимоотношения детей в группе. Наблюдается проявление уважения, эмоциональной открытости и направленности на взаимодействие.

На этом фоне психологическая устойчивость участников воспитательно-образовательного процесса повышается. Как показали наши исследования, проведенные в детском саду, синдром эмоционального выгорания начинает формироваться только у воспитателей и специалистов логопедов, дефектологов возраста 50 лет и старше. Творческие педагоги эмоционально сохранны, удовлетворены работой.

Сформированные сообщества родителей «Клуб продвинутого родителя» и интернет сообщество в каждой группе проявляют активную жизненную позицию, инициативу, готовы помогать в трудовых десантах по уборке территорий сада, строительстве горок, культурных походах. Отношения между родителями в группах улучшаются, они коллективно решают совместные задачи.

Таким образом, можно заключить, что не только отдельный тренинг «Я такой же как ТЫ», направленный на формирование и развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ, но и в целом организационная, исследовательская, методическая работа в дошкольной образовательной организации изменяется в направлении инноваций, активности и ответственности.

Полученный опыт может быть полезен воспитателям, психологам, дефектологам, методистам, работающим по АОП с детьми, имеющими как ограниченные возможности здоровья, так и инвалидность.