Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1511
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Особенность Проекта заключается в том, что программа направлена на формирование у детей и молодежи патриотические чувства, чувство гордости за героизм, проявленный ветеранами в годы Великой Отечественной Войны в процессе преемственности поколений, через совместные мероприятия дошкольников структурного подразделения д/с №11 и студентов ОГТ. Вовлечение студентов ОГТ СПО в информационно-просветительскую и проектно-образовательную деятельность по укреплению в сознании детей дошкольного возраста и у своих сверстников духовно- нравственных ценностей на основе традиционных российских устоев.

Для дошкольников молодые люди –студенты ОГТ СПО являются хорошим примером почитания подвига соотечественников. Дошкольники выступают в качестве инструмента воспитания у молодежи патриотических чувств. Студентам же, по своей сути людям очень активным, предоставляется возможность проявить себя в качестве модераторов мероприятий патриотического характера.


Технологическая карта работы над проектом

Название проекта «Растим патриотов»

Тема проекта: патриотическое воспитание дошкольников и молодежи

Проблемное поле проекта:

В городе недостаточно созданы условия для организации работы по преемственности между дошкольными учреждениями и профессиональными образовательными учреждениями по патриотическому воспитанию

Педагоги недостаточно компетентны в вопросах патриотического воспитания

У детей недостаточно развиты основы высоких нравственных качеств (патриотизм, гражданственность), не достаточно сформировано представление о героизме.

Цель

Развитие у дошкольников и молодежи эмоционально- положительного отношения к воинам, чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Задачи

Разработать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы работы патриотического воспитания по проекту

Обеспечить повышение педагогической компетентности педагогов по патриотическому воспитанию посредством организации курсовой подготовки и методического сопровождения в СП

Разработать и обеспечить материально-технические условия для реализации патриотического воспитания в рамках проекта

Разработать проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста и молодежи СПО основ высоких нравственных качеств (патриотизм, гражданственность)

В процессе реализации проекта сформировать у детей с образ героя-защитника Родины через образы реально существующих исторических личностей, героев былин, сказочных богатырей. Дать представления детям о том, как народ чтит память героев ВОВ

Привлечь родительскую общественность к патриотическому воспитанию в СП и СПО

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

1. разработка нормативно-правовой базы в учреждении

2. изучение методической литературы по патриотическому воспитанию

3.разработка программы по реализации проекта

4.создание условий (кадровые, материально-технические, финансовые)

5.погружение воспитанников в проектную деятельность (постановка перед детьми проблемы, отбор средств для решения проблемной задачи)

6.Осуществление деятельности по проекту (творческая деятельность, тематические уроки мужества, встречи с ветеранами, пополнение мини- музея, акции, беседы, экскурсии в музей и т.д.)

7. Анализ проведенной работы, презентация, городская акция «Солдатский платок»

8.Распространение данной работы в профессиональном сообществе

Описание продукта, полученного в результате проекта:

Программа «Растим патриотов», совместные мероприятия: «Мой город», «Жить –Родине служить», «Наши деды надевают ордена», моделирование исторических событий «Была война», акция «Солдатский платок»

Вид проекта: долгосрочный

Состав участников: руководитель структурного подразделения, старший воспитатель, музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели старшей группы, родители воспитанников, педагогический коллектив СПО ОГТ, студенты ОГТ, дети старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей в образовательном процессе дошкольного учреждения: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие

Название образовательной области

Содержание

Задачи

социально- коммуникативное развитие

-моделирование ситуаций,

-игры

-приглашение работников тыла, детей войны,

- приглашение родственников : деды и папы , служившие в армии

Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
Создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых дети впервые «прикасаются» к подвигу.
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.
Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности идти на помощь.

Воспитание у детей желание сделать что-то для других.

Развивать у детей трудовую деятельность с общественной мотивацией.
Формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях )

познавательное развитие

-экскурсии в музей,

- возложение цветов к памятной стеле «Солдатские письма»,

-посадка деревьев «Аллея ветеранов»,

-просмотр видео фильмов о войне, рассматривание картин,

-оформление экспозиции «Война в кинокадрах»

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
Познакомить с богатырями земли русской, князьями, героями освободителям, полководцами.
Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагом.
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в Великой Отечественной войне.
Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.
Доказать на конкретных примера, что покорить Россию невозможно, что не перевелись еще на нашей земле герои, имена которых навсегда остаются в благородной памяти потомков.
Закрепить знания о всех родах войск.
Формировать представления об особенностях воинской службы.
Дать знания о символике России.
Рассказать детям о героях своего родного города, принимавших участие в Великой Отечественной войне, о памятниках Славы и скорби.

речевое развитие

-беседы,

- составление рассказов о своих родственниках, участвующих в боевых действиях

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:
Русь, Россия, Отечество, Отчизна, государство, страна, граница, богатыри, шлем, щит, латы, кольчуга, булава, меч, дружина, несметная рать, засада, полон, герб, дань, воин, герой, защитник, священная война, окружение, блокада, тыл, разведка, разведчик, обелиск, парад, героизм, мир, награда, долг, устав, присяга, боевые традиции, солдат, служба, ветеран, форма, пехотинец, моряк, подводник, летчик, связист, артиллерист, крейсер, подводная лодка, парашют, истребитель, орудие, ракета, дзот, таран, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военноначальники, штаб;
защищать, оборонять, гордиться, сражаться, любить, праздновать, служить, маршировать, охранять, беречь, воевать, побеждать;
справедливая, священная, народная, героическая война.
Развитие грамматически правильной диалогической речи, знакомство с литературой по теме ВОВ, развитие умений составлять рассказы.

художественно –эстетическое развитие

-продуктивная деятельность,

-прослушивание музыкальных

фрагментов, песен и танцев военных лет

-постановка литературно-музыкальной композиции «Этих лет не смолкнет слава»,

-благотворительная акция «Открытка ветерану»

Развивать в детях умение непосредственно проявлять нравственные чувства в реальных практических поступках. Воспитывать действенное отношение к окружающему миру.
Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.
Помочь детям эмоционально воспринимать окружающее по средствам яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.
Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.
Формирование умения передавать в творческих работах собственные впечатления, чувство гордости за воинскую доблесть проявленную воинами в годы войны

физическое развитие

-спортивные соревнования

-тематические Уроки Мужества,

-спортивный праздник «День Защитников Отечества»

Приобщение к ценностям физической культуры.

Формирование первичных представлений о собственных двигательных возможностях и особенностях своего организма, формирование полезных привычек.

Развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: провести мероприятия с педагогами обучающего характера, разработать мероприятия по привлечению родителей к патриотическому воспитанию

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: мультимедийный проектор, обучающий видео материал по темам: «защитники Отечества- летчики, пехотинцы, моряки, пограничники», «парад на Красной площади», «Награды победителям», «Богатыри России», «Памятники и исторические места» (Кремль, Могила неизвестного солдата, Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому и другие), иллюстрации доспехов русского воина, солдат Великой Отечественной войны 1812 года; портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» «День Победы» и др.), фотографии детей-героев Великой Отечественной войны, которые наравне с взрослыми боролись с врагом, фотографии памятных мест родного микрорайона; атрибуты для моделирования военных игр: «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава»; музыкальный материал: военные марши и др., разучиваем песни В.Витлина «Пограничники», В.Кравченко «Моряки», Ю.Чичкова «Мы пока что дошколята», З. Левиной «Наша армия родная», В.Волкова «Любим армию свою», танцы «Яблочко», «Синий платочек», «Российский флаг».

Подробная инструкция

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Погружение в проект

1. Разработка нормативно-правовой базы в учреждении

2. Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

3. Проведение анкетирования среди участников проекта

4. Создание развивающего игрового пространства, обеспечивающего разнообразие видов детской игровой, познавательной и творческой деятельности с позиции формирования патриотического воспитания дошкольника

5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках овладения развивающими технологиями и оценки на основе компетентностного подхода

6. Организовано сотрудничество с социальными партнерами: ГБОУ СПО «ОНТ», рекламное агентство «ЛирИнвест», администрация города, КДЦ «Юность»

Сентябрь- ноябрь

2

Планирование деятельности

1.Разработать плана мероприятий

2.Составить конспекты совместных мероприятий

3.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

4.Разработать перспективное планирование курсовой подготовки педагогов

Сентябрь-ноябрь

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

  • Внедрение перспективного планирования по работе с детьми и молодежью
  • Внедрение новых форм работы с детьми.
  • Проведение семинара-практикума, консультаций для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции по патриотическому воспитанию.

ноябрь- апрель

4

Презентация результатов

праздник с приглашением ветеранов ВОВ «Наши деды надевают ордена, выездное выступление перед ветеранами ВОВ в «Дом ветеранов», создан мини-музей «Помним! Уважаем! Гордимся!» оформление выставки детских рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», моделирование исторических событий «Была война», проведение городской акции «Солдатский платок»

Апрель-май

5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

  • Проведение повторного анкетирования
  • Обработка результатов реализации проекта.
  • Распространение данной работы в профессиональном сообществе

Май-июнь

№№ пп

Формы работы с детьми

Название

Сроки

1

Непосредственно образовательная деятельность

Проектная деятельность

«Что такое героизм?»

«Они сражались за Родину»

«Шел по улице солдат»

«День Победы»

«Нужен мир народом мира, а война им не нужна»

«Памятники героям — Защитникам Отечества»

«Известные люди нашего города»

Проекты «Семейный альбом», «Мой город», «Жить-Родине служить», «Наши деды надевают ордена»

Ноябрь-апрель

2

Наблюдение

Наблюдения в сочетании с целевыми прогулкам , с рассказами «Как люди отдают дань уважения воинам-победителям» с соблюдением ритуальных моментов, возложением цветов, минута молчания.

Просмотр фильмов о войне

апрель

3

Экспериментирование,

моделирование

Моделирование военных событий «Была война», «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава»

апрель

4

Игра

Сюжетно — ролевые игры: «Военный госпиталь», «Мы юные защитники», «Мы пограничники», «Защитники крепости», «Будем в армии служить»

Февраль-апрель

5

Самостоятельная работа детей

Составление рассказов о родственниках, участвующих в боевых действиях

Составление семейного древа

Февраль

6

Взаимодействие с родителями

Семинар-практикум «Что и как рассказывать детям о войне»

Памятка «Как воспитать у дошкольника нравственные идеалы»

Советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии»

«Что и как рассказывать детям о войне, о Дне Победы».
Предлагаем родителям побывать у стеллы «Солдатские письма», аллеи «Воины –интернационалисты», даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия организованные с детьми; для родителей выставляем

Февраль-апрель

7

Групповое обсуждение

После прочтения М.Б. Защепина «Дни воинской славы»,

Т.А. Шорыгина «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны»,

А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина «Детям о Великой Победе», «Наследники Великой Победы» - практическое пособие,

М.Ю. Картушина «День Победы»,

Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.),

Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества».


Февраль-апрель

Ожидаемые результаты

У воспитанников детского сада и студентов ОГТ:

-сформированы чувства патриотизма и сопричастности к истории Отечества;

-развиты представления о гражданско-нравственных идеалах и традициях;

-обеспечены условия для формирования в молодёжной среде осознанного отношения к труду, к выполнению долга перед Родиной, а также восстановление доверия между поколениями;

-активизировано молодёжное движение в информационно-просветительской и проектно- образовательной деятельности по укреплению в сознании детей дошкольного возраста и у сверстников духовно- нравственных ценностей па основе традиционных российских устоев.

Анализ результатов проекта и выводы

По окончанию реализации социального проекта был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования всех участников проекта, который позволил нам выявить изменения в восприятии военных событий участниками проекта, а так же сравнить уровень сформированности представлений о патриотизме. В ходе исследования мы выдвинули следующую экспериментальную гипотезу: повышение патриотического потенциала молодежи будет более эффективно, если привлечь студентов профессиональных образовательных организаций к участию в проведение совместных акций с дошкольниками.

Выборка исследования составила 24 студента СПО ГБОУ ОГТ, 100 воспитанников детского сада, 8 педагогов детского сада, 1 педагог СПО ГБОУ ОГТ.

По результатам анкетирования определялась относительная частота ответов на вопросы, которая затем сравнивалась многофункциональным критерием Фишера, показывающим достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Результаты исследования

Результаты у воспитанников детского сада. Все вопросы опросника были объеденены в 4 группы, выявляющие наличие когнитивного компонента патриотизма (1 группа – вопросы 1, 5, 6, 9, 10, 12, 13; 2 группа – вопросы 2, 7, 14, 15; 3 группа – вопросы 3, 4, 18, 19; 4 группа - вопросы 8, 16, 17, 18, 20, 21, 22).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 3 «Ты помогаешь ребятам из группы в трудную минуту?» показатель изменился с 84% до реализации проекта до 97% после реализации, что говорит о статистически значимых изменениях мнений ребят (критерий Фишера 3,352 при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 4 «Ты переживаешь за своих соотечественников, которые отстаивают честь страны на олимпиадах, соревнованиях?» показатель изменился с 85% до реализации проекта до 95% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,44 при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 6 «Принимаешь ли ты участие в праздниках, демонстрациях, посвященных твоей Родине?» показатель изменился с 70% до реализации проекта до 85% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,574 при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 14 «Готовы ли Вы принимать участия в мероприятиях, посвященных Великой отечественной войне? В каких?» показатель изменился с 70% до реализации проекта до 85% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,574 при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 18 «Поддерживаешь ли ты своих сверстников на соревнованиях, важных мероприятиях?» показатель изменился с 83% до реализации проекта до 97% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,543 при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 19 «Ты переживаешь за будущее своей страны?» показатель изменился с 84% до реализации проекта до 95% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,63при p< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 20 «Ты придешь на помощь своей стране и соотечественникам, если это понадобится?» показатель изменился с 74% до реализации проекта до 90% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,091 при p< 0,01).

При оценке положительных ответов на вопрос 21 «Ты можешь назвать себя патриотом своей Родины?» показатель изменился с 70% до реализации проекта до 87% по окончанию реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,984 при p< 0,01).

И в итоге данные экспертной оценки показали более высокие значения сформированности патриотизма по окончанию реализации проекта: по сравнению с началом реализации проекта, среднее значение положительных ответов до начало проекта 77 % и на момент окончания реализации проекта 91% соответственно, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,889 при p< 0,01).

Особо хотелось бы отметить ответы детей, которые показывают насколько у ребенка сформировано представление о том, кто такой патриот.

В начале реализации проекта звучали чаще ответы, которые неполно передавали понятие патриот, звучали общие фразы: «защищает Родину, хорошо относится к людям»; «не «делает плохие дела» (не воюет, не мусорит, не балуется)»; «патриот: умный, заботливый». По поводу участия в мероприятиях, посвященным памяти героев ВОВ ответы детей были однотипными: «нарисовал бы что-нибудь», «спел бы песню», «сделал бы поделку».

По окончанию же реализации социального проекта ответы стали более содержательными. В эту группу мы отнесли следующие содержательные определения, например: «любит свою Родину, заботится о ней и не причиняет вреда (семье, земле, народу)»; «готов помочь семье, стране, окружающим людям в трудную минуту»; «вносит вклад в развитие страны, делает новые открытия»; «не покидает свою страну»; «во всем помогает Родине»; «активно участвует в жизни страны»; «переживает за свою страну, терпит неудачи и радуется победам»; «защищает свою Родину и готов отдать жизнь за нее». По поводу участия в мероприятиях, посвященных почитанию героев ВОВ можно сделать вывод, что ребята стали более осмысленно подходить к продумыванию ответов, прозвучали следующие варианты: «посетить ветеранов», «создать альбом родственников, воевавших на войне», «создать музей героев войны (детей-войны)», «участие в акциях», «выступать с концертами», «пойти в армию», «защищать Родину как ветераны войны».

Среди студентов мы так же отметили изменения в морально нравственно-понимании чувства патриотизма, в желании действовать на благо своей страны.

Показатели значения сформированности патриотизма у студентов по окончанию реализации проекта значительно выросли: на начало реализации проекта среднее значение – 57 % и по окончании реализации проекта – 94%, что что говорит о статистически значимых изменения мнений испытуемых (критерий Фишера 6,619 при p< 0,01).

Более того, выбирая окончания для высказывания на вопрос «Как Вы понимаете, кто такой патриот», студенты отдали предпочтение «презентационному» компоненту «настоящего патриотизма», отмечая чаще всего такие представления, как: «чтит историю и традиции своего народа» (72%), «выполняет свой воинский долг в рядах вооруженных сил» (31%), «стремится наиболее позитивно представлять свою родину в любых высказываниях», «нетерпим к любым проявлениям неуважения к своей стране и ее гражданам» (36%);а так же были представлены характеристики «настоящего патриота», которые формируют политически индифферентные и личностные черты – «хороший семьянин, родитель и друг» (21%), «старательный и успешный в работе или учебе» (17%), «активно участвует в мероприятиях и акциях патриотической тематики» (19%), или «в неоплачиваемых общественных работах (волонтерство, субботники, донорство и т.д.)» (16%). Прозвучали так же и такие варианты (12%), что один из ключевых критериев патриотизма – «членство в политических или общественных организациях».

Таким образом, результаты опроса показывают, что у респондентов обеих групп сформированы представления о патриотизме, что говорит о высоком личностном развитии всех участников социального опроса.

Мы считаем, что в процессе реализации проекта мы достигли поставленных целей, так как конечные результаты согласуются с первоначальными ожиданиями.

Данный результат является следствием реализации проекта «Растим патриота», так как в процессе формирования у студентов и дошкольников патриотических взглядов и убеждений проводились мероприятия, способствующие приобретению личностного смысла и эмоциональных переживаний. Эти мероприятия носили не только красочный и романтически приподнятый характер, но и отличались глубиной и убедительностью фактического материала, были насыщены яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести, а также включали в себя решение созданных педагогических ситуаций, элементы дискуссий, определенной борьбы мнений, отстаивание участниками своих суждений. При разработке мероприятий учитывалось, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.

Положительным итогом мы так же считаем следующие организационные результаты нашего труда: нами была профессионально организована работа педагогического коллектива по повышению патриотического потенциала подрастающего поколения, был выполнен намеченный план мероприятий, была оказана колоссальная поддержка социальных партнеров проекта, мы так же получили поддержку и понимание со стороны родителей воспитанников, было активизировано участие студентов в общественных делах, получили положительный отклик населения города Отрадный.

Выводы

Эксперты сделали выводы, что независимо от самооценки в терминах патриотизма, студенты гордятся историческим прошлым страны, культурным наследием и спортивными достижениями, а так же выражают готовность жить и работать на благо в родной стране, способствовать развитию своей страны.

Таким образом, участие молодежи и дошкольников в проведение совместных акций повысило патриотический потенциал у студентов профессиональных образовательных и воспитанников детского сада. Ребята выразили большое желание и дальше совместно с детским садом реализовывать различные акции и мероприятия, выразили инициативу провести совместные мероприятия по благоуствройству родного города.

Можно утверждать, что патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена, однако, нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование.