Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1887
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Актуальность.

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность. И в отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, С. Френе и др.). С точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т.п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».

Что же такое предметно-развивающая среда? Развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Идеи Я. А. Коменского, Т. Компонеллы, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского свидетельствуют об этом.

Функции РППС:

  • Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.
  • Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.
  • Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

В дошкольном учреждении модель РППС служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем,что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает педагог.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду я считаю опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Опыт показал, изменение РППС среды группового помещения и территории детского участка, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции.

Постановка проблемы.

Анализ РППС среды.

С целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению группы и участка, необходимо провести оценку РППС и составление списков, имеющихся материалов и оборудования. Пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы, потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой).

ДОУ №376. Среднюю группу посещают на данный момент 27 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Группа имеет игровую, спальню, прихожую, раздевалку и туалет. Внутренняя отделка стен и полов соответствует требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория детского участка имеет ограждение, зеленую зону, игровые модули. По периметру участка проложена асфальтовая дорожка.

В 2016 году нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус инновационной площадки. Тема: «Педагогическая поддержка и становление экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ». Поэтому, тема инновационного проекта «Создание инновационной модели развивающей предметно пространственной среды» была выбрана неспроста.

Стало очевидным, что выполнение ФГОС к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий и совершенствования РППС с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. Поэтому одним из направлений реализации проекта являлась разработка инновационной модели РППС, способствующей формированию исследовательской компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС. Так как среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

  • Внедрение в РППС технологию музейной педагогики и создание мини-музея специального организованного пространства требовало изменений к РППС.
  • Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группе и на участке детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
  • РППС группы и детского участка не в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО:
  • РППС создается исходя из личных пристрастий, без учета индивидуальных потребностей ребенка, зоны ближайшего развития.
  • Недостаточно реализуются требования полифункциональности, вариативности, доступности.
  • Отсутствует единая система сотворчества ребенка-педагогов-родителей по организации и преобразованию РППС группы и участка.

Вывод. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несет той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. В процессе изучения проблемы построения в ДОУ было выявлено противоречие между потребностью дошкольного учреждения в построении инновационной РППС для осуществления работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности и не разработанностью совокупности необходимых для этого условий.

Выявленное противоречие определило выбор темы: «Создание инновационной модели развивающей предметно пространственной среды группы и детского участка».

Инновационность проекта определяется.

  • Интеграцией не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и работой ДОУ в экспериментальной площадки по теме: «Педагогическая поддержка и становление экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».
  • Внедрение инновационного метода музейной педагогики. Создание в РППС мини музеев.
  • Индивидуализации среды – стерженя, на который можно "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии. Как процесса создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности. Такой субъект свободно определяет и реализует собственные цели, добровольно возлагает на себя ответственность за результаты своей деятельности образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно-пространственной среды.

Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой: любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения. Делая свой собственный выбор содержания, партнёрства, материалов, места и способа работы, каждый ребёнок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своём темпе, получая свои результаты.

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя

Критерии оценки инновационной РППС:

1.Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества; выставки-мастерские и пр.);

2. Современность среды:

  • наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

3. Ориентированность на физическое развитие:

  • наличие специально оборудованного физкультурного уголка; пространства для осуществления физической активности.

4.Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

6. Ориентированность на творческое развитие:

-наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

-наличие пространства для организации творческой активности детей.

8. Комфортность среды:

-наличие мягкой, комфортной мебели;

-наличие уголка психологической разгрузки;

9. Эстетика среды:

-наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

-наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

10. Безопасность среды:

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

Гипотеза:

Если в группе и детском участке создать РППС, по разным направлениям, соответствующим особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. А создание модели образовательного процесса, соответствующей требованиям ФГОС, будет способствовать объединение в единый комплекс РППС, технологии проектирования, на основе информационно-методического сопровождения. Созданию модели образовательного процесса, соответствующей требованиям ФГОС, будет способствовать объединение в единый комплекс РППС, технологии проектирования, на основе музейной технологии, информационно-методического сопровождения.

Вид проекта:

практико-ориентированный.

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: годовой.

Цель:

Разработать инновационную модель образовательного процесса по созданию комфортных, благоприятных условий для обеспечения комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, развивать познавательно-речевую активность, художественно-эстетическое восприятие, социально-эмоциональное восприятие окружающего мира, то есть обеспечить полноценное формирование личности ребёнка. Таким образом, целью проекта стало создание единой инновационной модели предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику инновационных подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

2. Создать инновационную модель «Развивающая предметно пространственная среда», который обеспечит максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, группы, а также территории детского участка.

3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, продуктивной и познавательно-исследовательской).

5.Создать комфортные условия обучения и воспитания воспитанников в группе.

6.Вести тесное сотрудничество педагогов и родителей для создания комфортной предметно-развивающей среды.

7.Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Компоненты инновационной модели РППС:

  • предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
  • его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
  • развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
  • изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Основные авторские идеи:

  • Внедрение музейной педагогики, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Именно, музей - является партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. Создать условия для активного участия в проектировании и создании центров различной направленности (с учетом всех образовательных областей) детей и членов их семей, предоставив возможность активного, творческого взаимодействия их друг с другом;
  • совершенствование и индивидуализация предметно-пространственной среды группы и участка ДОУ,
  • организации активного взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе построения РППС «своими руками»;
  • создать условия для социализации дошкольников.
  • через реализацию педагогических проектов и акций, презентаций будущих проектов, участвуя в которых дети будут являться преобразователями окружающей;
  • среды, воспитательный процесс пойдет от ребенка ко взрослому;
  • продумать и включить в проект такие компоненты системы, которые соединят в единое целое среду участка и среду помещения. Что обеспечит системный подход в образовании воспитанников и возможность продолжения данного направления в холодный период года, когда центры на участке будут недоступны;
  • мини - музей, хранитель прошлого, уникальный проводник в мир природы, истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
  • Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при создании инновационной модели РППС важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.
  • Данный проект позволит ребенку овладеть навыкам проектной исследовательской компетенции в дошкольном учреждении, свидетельствующей о необходимости использования новых подходов в организации развивающей РППС. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям.
  • Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, создаются такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
  • Реализуя рассмотренную модель, создания развивающей предметно-пространственной среды формируется исследовательская компетентность дошкольников.
  • Проект позволяет равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность.
  • Упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
  • Облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности.
  • Способствовать эстетическому воспитанию детей в быту.
  • Обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения.
  • Воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.
  • Созданная система приемов и методов педагогического воздействия на развитие личности ребёнка позволит активизировать участие родителей в совместном процессе, что улучшит качество РППС.
  • Созданная модель РППС – это образовательная среда, которая позволит использовать инновационные технологии в развитии и обучении всех воспитанников группы.
  • Созданная модель РППС - это модель, направленная на сохранение самоценности детства, а именно, развития детской игры. Которая, поможет закрепить знания детей, влияющая на интеллектуальное развитие.
  • Данный проект по созданию инновационной модели РППС будет способствовать стремительному образовательному процессу, влиять на характер обучения детей. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания и других важных психических свойств личности ребенка. Познавательный процесс ребенка будет более наглядным, интересным, современным.
  • Оценка эффективности работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.
  • Оценкой качества работы с детьми будут являться результаты работы с детьми: уровень мотивации к познавательной деятельности, уровень развития интеллектуальных способностей, логического мышления, результаты готовности к школе.
  • Оценкой качества работы с родителями будет считаться степень участия и активности родителей в запланированных мероприятиях ДОУ, уровень повышения педагогической компетенции, отзывы родителей по окончанию реализации проекта.

Методы и приемы. Главная идея нашего музея это использование метода «Музейной игры», метода «Вхождения в экологию», метода «Эмпатии» (перевоплощения). Если мы заглянем в мини музей Солнца, то не только увидим его экспонаты, которые ребёнок может рассматривать, но перенестись на лоно природы, и сможем понаблюдать за белыми облаками, увидеть звёздное небо, уединиться, отдохнуть, ощутить себя каким либо героем, поразмышлять, а главное – поиграть и перевоплотиться!

Методы и приемы организации познавательно - исследовательской деятельности с детьми:

наблюдения;

беседы;

опыты;

дидактические игры;

моделирование ситуаций;

трудовые поручения, действия.

Личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Различные центры группы и участка, место для индивидуальных игр и занятий.

Игровые технологии.

Метод проектов,



Подробная инструкция

1 Этап. Подготовительный.

Цель первого этапа: является создание системы информационно-методического сопровождения, способствующего повышению эффективности использования развивающей предметно-пространственной образовательной среды в целом.

  • Начали с разработки информационных проектов, для чего был переработан большой объем информации с использованием интернет-ресурсов, библиотечных фондов, содержания различных энциклопедий.
  • Содержимое проектов - это научная информация, адаптированная для восприятия дошкольников, художественное слово, иллюстративный материал, игры, опыты и эксперименты.
  • Детальное обследование помещения группы и территории, выделение наиболее интересных объектов;
  • Привлечение родителей, общественности к оснащению группы и благоустройству территории детского сада

2 Этап.
Реализация проекта.

Цель. Оформление группы и территории детского участка.

Оформление среды было начато с разработки долгосрочного проекта, предусматривающего оформление на территории детского участка ряда тематических комплексов.

На этом этапе разрабатывались и вносились индивидуальные маршруты для группы и детского участка.

Параллельно происходил обмен опытом проекта; изготовлены и систематизированы дидактический и раздаточный материалы, авторские пособия, игровые модули для будущих игровых центров.

Развивающая предметно пространственная среда детского участка:

Дизайн – проект «Мир детства» представляет единое пространство, которое включает отдельные полифункциональные центры, имеющие приоритетную направленность, в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО. Они объединены в единое целое.

Центры участка:

  • Специализированная площадка по ПДД.
  • Спортивно-оздоровительная площадка.
  • Зона отдыха.
  • Исследовательская зона. «Волшебный огород».
  • Эстетическая и экологическая зона.
  • Игровая зона.
  • Зона творчества.
  • Дизайн – проект «Солнышко» представляет единое пространство, которое включает отдельные полифункциональные центры, имеющие приоритетную направленность, в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО. Они объединены в единое целое.
  • Центры группы:
  • Игровой дом сенсорики.
  • Игровой дом конструирования.
  • Игровой дом «Отдыха и уединения.
  • Игровой дом общения.
  • Игровой дом «Музыки и Театра».
  • Игровой дом «Экспериментирования».
  • Игровой дом «Здоровья и Спорта».
  • Игровой дом «Сюжетно-ролевой игры».
  • Игровой дом «Патриота».
  • Мини-музей Солнца.
  • Игровой дом «Творчества».

Развивающая предметно пространственная среда группы:

Модель группы «Солнышко» создана на идее – «Детский сад – это дом игры». Дом - развития и счастливого детства! В котором, уютно и комфортно, где тебя всегда ждут и любят.

  • этап. Итоговый.
  • Во ФГОС отсутствует привычное нам понятие «занятие», ему на с мену пришли «занимательная деятельность», «событие». Руководствуясь данным принципом, используя РППС, информационно-методическое обеспечение, можно выстроить образовательный процесс как череду интересных для детей событий. Цепочки событий складываются в проекты, далее – в цепочки проектов, которые реализуются в течение года или нескольких лет. В итоге - у воспитанников формируется целостная картина мира.
  • Анализ состояния развивающей среды и эффективности взаимодействия педагогов с детьми и родителями в ДОУ
  • Районный и городской смотр-конкурс« Предметно-развивающая среда групп и участка «своими руками». Районный 1 место, городской 2 место.
  • Обобщение передового педагогического опыта по построению развивающей среды
  • Проектирование собственного педагогического опыта

по совершенствованию РППС «своими руками»

  • Трансляция результатов работы по созданию инновационной модели РППС перед слушателями ВГАПО, публикации. Консультации для родителей, педагогов в книге «Секрет успешного воспитания» автор А.О.Сорокина. И.А.Ешмекова.

Результативность по ФГОС:

• Плановый подход к проектированию развивающей предметно-пространственной среды.

• Равный учет всех образовательных областей и направлений образовательной деятельности с дошкольниками.

• Наличие условий для целостности образовательного процесса.

• Образовательный процесс продолжается в течение всех режимных моментов.

• Содержание образовательных мероприятий легко варьируется с

учетом индивидуальных предпочтений воспитанников и педагогов

  • Педагоги любой квалификации, в том числе и начинающие, с легкостью используют созданные условия для организации качественного образовательного процесса, так как в имеется наличии информационно-методическое сопровождение для каждого центра на участке или в помещении.
  • В результате создана развивающая образовательная среда, в которой все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители -получают импульс для собственного развития, каждый на своем уровне.
  • Срок реализации проекта 2015- 2016 год.
  • В результате работы организованная РППС в группе и детском участке имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ.
  • Дети имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности.
  • Разработанная модель РППС отражает специфику детского сада, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает высокий качественный уровень, содержательной работы с детьми, способствует успешному развитию детей во всех сферах деятельности.

Вывод:

  • Целенаправленно организованная РППС в группе и участке, играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
  • Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
  • Изменения в РППС вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Таким образом, представленная нами модель РППС позволяет: изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности, что позволит:

  • равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
  • упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;
  • облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
  • способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
  • обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
  • воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.

Общие положения.

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Новая развивающая предметно-пространственная среда предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести. Созданная развивающая предметно-пространственная среда даёт возможность выявлять и актуализировать «дремлющие», трудно или редко проявляющиеся способности детей и развивать их.

Моделируемая развивающая предметно-пространственная среда, организуемая для детей, структурно может быть представлена в единстве трёх своих основных компонентов:

Психологического (личностного). Этот компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, самими детьми.

Дидактического (методического). Этот компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.

Предметного (средств организации). Этот компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды.

При создании предметно-развивающей среды, учитывала следующие принципы:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

-принцип активности, самостоятельности, творчества;

-принцип трансформируемости;

-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности;

-принцип эстетической организации среды;

-принцип учета половозрастных различий детей;

-принцип интеграции;

-принцип информативности.

Результаты исследования, проведенного до создания инновационной модели РППС демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями.

В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были. В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.

Организационные условия:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организоватьсовместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов должно быть функциональным;

- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

- среда должна иметь подвижные границы.

Я считаю, что данная тема актуальна, так как создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования.

Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты:

  • Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, позволит включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний.
  • Способствует свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
  • Создаст творческую атмосферу в работе педагогов для поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, организации воспитательно-образовательного процесса, при которых главными критериями являются творчество, талант и фантазия.
  • Создание современной образовательной инновационной модели РППС с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГОС

5. Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%

6. Увеличение число родителей, принимающих участие в деятельности по созданию инновационной модели РППС.

7 . Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы.


1. Проект разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования к созданию инновационной модели современной РППС ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования Вераксы "От рождения до школы".

2. Инновационная модель современной РППС позволила включить следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, методические пособия, игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства и детского участка на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение РППС в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.).

3. Новая модель РППС представляет особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести. Созданная модель РППС даёт возможность выявлять и актуализировать «дремлющие», трудно или редко проявляющиеся способности детей и развивать их.

4. Моделируемая модель РППС, организуемая для детей, структурно представлена в единстве трёх своих основных компонентов:

- психологического (личностного). Этот компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, самими детьми.

- дидактического (методического). Этот компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.

- предметного (средств организации). Этот компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды.

При создании модель РППС, учитывала следующие принципы:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

-принцип активности, самостоятельности, творчества;

-принцип трансформируемости;

-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности;

-принцип эстетической организации среды;

-принцип учета половозрастных различий детей;

-принцип интеграции;

-принцип информативности.

5. Педагоги любой квалификации, в том числе и начинающие, с легкостью могут использовать модель РППС для организации качественного образовательного процесса, так как в имеется информационно-методическое сопровождение для каждого центра на участке или в помещении.

6.. В результате создана модель РППС , в которой все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители -получают импульс для собственного развития, каждый на своем уровне.

7. Организованная модель РППС в группе и детском участке имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.


Вывод:

Целенаправленно организованная модель РППС группы и детского участка, обеспечила полноценное развитие и воспитание личности ребёнка.

1. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

2.Изменения в РППС вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении новых центров, мини - музея, некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), дополнение их маркерами игрового пространства), авторскими пособиями произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

3 Разработанная модель РППС отразила специфику детского сада, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечила высокий качественный уровень, содержательной работы с детьми, способствовала успешному развитию детей во всех сферах деятельности. Дети имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности.

Таким образом, представленная мною инновационная модель РППС позволила:

  • равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
  • упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;
  • облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
  • способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
  • обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
  • воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.