Наверх

Проекты победителей

Заявка № 572
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цели:

Сохранение и развитие традиций почтения в поколении детей, которые общаются с последними живыми ветеранами, через пробуждение интереса к истории родного города в период ВОВ.

Задачи:

  • Реализовать в партнерстве с семьей систему мини-проектов по теме «Дошкольникам о ВОВ в родном городе».
  • Организовать исследования детьми исторических объектов и фактов эпохи ВОВ в семье и городском пространстве по технологии Н. А. Коротковой (опыты, коллекционирование, путешествие по «Реке времени» и по карте).
  • Сформировать у старших дошкольников опыт отражения результатов детских исследований в интерактивной папке ЛЭПБУК, в индивидуальном портфолио и представление их в форме презентации для сверстников и взрослых.
  • Создать условия для применения продуктов проекта в игровой, коммуникативной, творческой и социальной партнерской деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

Методы:

Социокультурные и природные ресурсы городской среды реализуются воспитателями в сетевом взаимодействии детского сада с социумом в рамках комплексно-тематической организации образовательного процесса. В результате в тематическом комплексе выстраивается система мини-проектов, детских исследований, основных видов детской деятельности, ориентированных на городские ресурсы.

Основные механизмы реализации тематического комплекса можно рассмотреть на примере темы: «Дошкольникам о ВОВ в родном городе». Разработка ее содержания осуществлена в соответствии с комплексно-тематической моделью организации образовательного процесса в ДОО. Вся работа в тематическом комплексе, отражена в сетевой паутинке по мотивам книги Т. Б. Пегановой «По реке плывет завод» (Из истории событий периода Великой Отечественной войны в провинциальном тыловом городе Сарапуле на Каме).

План тематического комплекса включает в себя все основные виды деятельности детей и формы организации образовательного процесса:

  • Чтение и обсуждение художественной литературы по теме.
  • Просмотр тематических видео, презентаций, документальных и художественных фильмов о войне.
  • Путешествия по «Реке времени» в период ВОВ, по карте города «Госпитальный Сарапул» по технологии организации детских исследований Н. А. Коротковой.
  • Создание тематических коллекций «Зданий военных госпиталей
  • В каждом мини-проекте продуманы опыты. В них дети экспериментируют: «состаривание» бумаги для фронтового треугольника, опыты со мхом сфагнумом, гипсом и бинтами, бумажная пластика.
  • Походы, экскурсии в реальном городском пространстве (В музеи, к обелискам, памятникам, зданиям госпиталей, памятным местам города и др.).
  • Семейные детско-родительские исследовательские проекты «Прабабушка военврач», «Письма с фронта», «Дети войны».
  • Творческие проекты и акции «Открытка ветерану», «Фронтовой треугольник», «Голубь Мира».
  • Итоговые события мини-проектов превращаются в семейные клубные встречи, выставки детских работ, спортивные развлечения, участие в городском концерте для призывников, праздничные утренники к 23 февраля и 9 мая.
Подробная инструкция

Подробная инструкция:

Решить проблему формирования детского интереса к сложной и малопонятной, в силу исторической отдалённости, теме, помогают интерактивные формы познавательной деятельности в реальном городском пространстве. Воспитатели используют уникальные условия, которые создает Музейный квартал города Сарапула. В музее педагогического колледжа дети рассматривают фронтовые треугольники и боевые ордена. Здесь можно постоять у старинного здания, бывшего военного госпиталя, прочитать с детьми мемориальную доску. Потом под старыми сводами вспомнить, как читали вместе с воспитателем о военных госпиталях Сарапула в книге серии «Сарапульское детство» Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод». Чтобы усилить наглядность момента, возле здания бывшего госпиталя детей встречает персонаж военной поры. Вместе с госпитальной медсестрой дошкольники рассматривают высокие окна, старинные своды, фотографии из альбома «Медсестры Великой Отечественной войны». Они беседуют, и художественное описание из книги оживает для малышей. После экскурсии дети старят бумагу, конструируют фронтовые треугольники и превращают их в открытки для ветеранов. В игре появилась тема «Эвакогоспиталь».

В тематическом комплексе организованы четыре типа детских исследований, по Н.А. Коротковой, походы по музейному кварталу города Сарапула, работа с папкой ребенка-исследователя (лэпбуком) и художественно-продуктивная деятельность. Всё это происходит с непосредственным участием родителей в семейных проектах, походах, экскурсиях и праздничных акциях.

Ребенок дошкольного возраста деятель и исследователь. Любой мини-проект темы реализует личностно-ориентированый и деятельностный подход. Показателем успешности является проявление детьми самостоятельной инициативы и творчества в создании проектного продукта («Голубь мира» – в технике бумагопластика, «Фронтовой треугольник» - открытка в подарок ветерану). Проектный продукт применяется ребёнком в игре, акциях, праздниках и досуговой деятельности.

Практика показывает, что папка ребёнка-исследователя по теме, стала у наших детей «копилочкой» ценных предметов для любимых занятий. Лэпбук, как интерактивное пособие - помощник воспитателя в организации разнообразной самостоятельной деятельности по теме проекта; средство самоорганизации познавательного досуга, самообучения и взаимообучения дошкольников.

В результате реализации тематического комплекса происходят позитивные изменения. Дети ждут праздник День Победы. В досуговой деятельности они с удовольствием поют песни военных лет и о празднике. В день похода к обелиску-памятнику все из дома приходят с цветами.

Панорама тематического комплекса:

«Дошкольникам о ВОВ в родном городе».

Тема

Элементы РППС

Сроки

Четыре типа детских исследований по Н. А. Коротковой

Применение продукта проекта

в социальных акциях

Опыты и

эксперименты

Коллекционирование

Путешествие по «Реке времени»

Путешествие по карте

«Голубь Мира»

Трафареты и технологические карты изготовления.

Апрель –

Возвращение к теме в ходе акции

Бумагопластика Запуск голубей на воздушных шарах

Репродукции П. Пикассо

Рисунки детей по теме «Голубь мира»

Знакомство с историей символа «Голубь мира»

Поиск на карте мира родины символа «Голубь мира»

Детское

выступление:

на фестивале, утреннике и концерте-празднике для призывников

Фронтовые треугольники

Февраль-май.

Состаривание бумаги

Конверты и карточки

Полевая почта

Фронтовые треугольники

Названия улиц города периода ВОВ

Открытки-треугольники ветеранам

«Сарапул – фронту»

ЭОР - наглядное пособие для беседы по теме.

Февраль - май

Знакомство с военным обмундированием в музее

Фото военных предприятий города.

Рисунки по теме

Знакомство с военной продукцией в музеях предприятий

Военные предприятия Сарапула города эвакуации

Наполнение папки (лэпбук)

Госпитальный Сарапул.

Фотоальбом.

Май

Опыты

с бинтами

и гипсом.

Песни военных лет Стихи о войне и Победе

Поход по городу

«ГоспитальныйСарапул »

Разработка маршрута пешего похода

Возложение цветов у мемориальных табличек

Открытка ветерану.

ЭОР -для родителей

«Открытка ветерану»

Компьютерная обработка изображений

Музей одного экспоната: «Фронтовая реликвия »

«История ВОВ в нашей семье»

Места сражений и боевой путь

Семейный праздник

«День Победы»

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

Тема Победы в Великой Отечественной войне является одной из значимых, и пробуждающих патриотические чувства россиян. Знакомя детей с этой темой, нам удаётся налаживать партнерское взаимодействие всех участников образовательных отношений. Всё что происходит с участием родителя, вызывает у детей яркие эмоции и сильные впечатления. Семья теперь участник образовательного процесса в детском саду, который не прекращается дома.

Появляется гарантия - всё что сделано, не попадёт в полосу забвения. Наш маленький горожанин не забудет, что в лучших зданиях Сарапула в период войны работали госпиталя. Что наши заводы эвакуированы в город, чтобы в тылу ковать Победу. Ребёнок с гордостью выходит на парад Победы и акцию «Бессмертный полк». А в детских портфолио, семейных альбомах и архивах останутся странички, электронные презентации, детские лэпбуки, детские исследования об истории войны в истории семьи и нашего города Сарапула.

И в дальнейшем родители будут открыты к социальному партнерству в образовательном процессе начальной школы.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы:

Тематический комплекс по теме «Детям о Великой Отечественной войне» реализуется на основе знакомства с книгой из краеведческой серии «Сарапульское детство» Т. Б. Пегановой «По реке плывет завод». Образовательный процесс строится по принципу сетевого взаимодействия в социуме. Педагогические поиски показали, что в социокультурной реальности малого города скрыт развивающий потенциал, который позволяет расширять образовательное пространство ДОО в ближайшее городское окружение.

Во-первых, городская среда насыщена натуральными объектами, с которыми мы знакомим дошкольников. Это памятники, обелиски, здания госпиталей.

Во-вторых, учреждения дополнительного образования, культуры и «Сарапульский педагогический колледж» взаимодействуют с ДОУ через цикл тематических мероприятий для дошкольников по теме.

В-третьих, в жизни города разворачиваются реальные события. Парад Победы, акции «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Фронтовой треугольник», в который участвуют семья и детский сад.

В-четвертых, история города создавалась интересными людьми разных поколений, профессий, характеров и судеб. Они являются членами семей воспитанников. Их роль в военной истории отражают детско-родительские исследовательские проекты.

Благодаря применению перечисленных ресурсов, в реализации тематического комплекса воспитательный и развивающий компонент преобладает над знаниевым. У детей формируется широкий кругозор и уважение к военному прошлому Сарапула. Дети делают для себя открытия о метках войны в семейной истории. Гордятся своими прадедами. В результате в их представлениях временное понятие - «прошлое» наполняется личностным содержанием. Оно ложится в основу чувства патриотизма и любви к Родине.