Наверх

Проекты победителей

Заявка № 203
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Цель: знакомство детей и семей воспитанников с бытом и традициями разных народов, через организацию дополнительного образования.

Задачи:

  • Использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по ознакомлению дошкольников с бытом и культурой русских, бурят, народов севера, киргизов, азербайджан, грузин
  • Создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для обеспечения жизненно важных потребностей формирующейся личности;
  • Развитие толерантности, гордости за свою нацию.

Методы эмпирического уровня:

- наблюдение

- интервью

- опрос

- фотографирование

- счет

Методы экспериментально-теоретического уровня:

- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • анализ и синтез

Построение проекта основано на принципах:

  • Гуманизм - создание в детском саду эмоционально - благоприятного поля отношений, обеспечивающих уважение к личности всех участников образовательных отношений);
  • Демократизация - активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций;
  • Социокультурный — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека;
  • Научность, аналитическая деятельность;
  • Системный подход - сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ;
  • Перспективность - направленность на конечный результат;
  • Ритмичность - равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации;
  • Реальность поставленных целей;
  • Динамичность- изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов;
Подробная инструкция


Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

И одной из ключевых форм, по нашему мнению, является организация дополнительного образования на новом, качественном уровне. Работа выстраивается в 2 направлениях: организация бесплатного дополнительного образования (студий по интересам, объединенных тематикой месяца) и платного дополнительного образования.

Основной идеей проекта является то, что в основе работы лежит социокультурный подход, когда личность рассматривается как связанная с обществом системой отношений и культурой, как совокупность ценностей и норм.

Эта идея возникла не на пустом месте, а в виду того, что детский сад посещают дети разных национальностей. Согласно проведенного мониторинга статуса семей было выявлено, что детский сад посещают дети следующих национальностей: русские, буряты, азербайджанцы, грузины, киргизы. Поэтому дополнительное образование в течении 2016-2017 учебного года было организовано следующим образом. Каждый месяц посвящен традициям, особенностям определённого народа:

Октябрь и январь – традиции русского народа;

Ноябрь – обычаи киргизов;

Декабрь – народам севера;

Февраль – бурятам;

Март – азербайджанцам;

Апрель - Хоровод дружбы.

Каждый педагог в течение месяца знакомит детей с традициями определенного народа, один раз в месяц продуктивная деятельность организуется в виде клубного часа, а в конце каждого месяца – итоговое мероприятие: концерт, спортивный праздник, народные игры, посиделки.

В шаговой доступности от детского сада - театр национальных культур «Забайкальские узоры», на территории которого осенью этого года открылся детский этнопарк «Вместе мы сила», представляющий собой площадку с национальными комплексами: русское подворье, бурятскую юрту, чум народов севера, чайхана (чайная в Иране, Азербайджане), цыганская кибитка. С данным театром у коллектива детского сада сложились дружеские, партнерские отношения.

Сроки реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Источн. Финанс-я.

Сроки / Финансовые затраты

Всего:

в том числе по месяцам


Апрель – май 2016г

Август – сентябрь 2016г

Октябрь 2016 –апрель 2017г

Май 2017

Этапы

Подготовительный

Проектировочный

Экспериментальный

Итоговый

А

Б

1

2

3

4

5

6

7


Реализацияфедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования


1

Разработка на основе ФГОС ДО, программы развития ДОУ на 2014-2017ггинновационной модели

Заведующая,

Заместительпо ВМР,

творческая группа

муницип.

бюджет

текущее

финансирование




2

Заключение договоров сотрудничества

Заведующая,

Заместительпо ВМР

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü



2

Экспертиза проекта на заседании городского инновационного совета

Заведующая,

Заместительпо ВМР

муницип.

бюджет

текущее

финансирование



Октябрь


3

Реализация проекта, дополнительныхобразовательных программ, текущий мониторинг,внесение корректив

ЗаместительпоВМР, педагогичес-кие работ-ники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü

4

Обогащение РППС в ДОУ.Создание благоприятных условий для комфортного пребывания детей в ДОУ, формирования у детей творческих способностей (личностно- ориентированный подход, игровая деятельность,гибкий режим дня и др.)

Заведующая,

Заместительпо ВМР,

педагогичес-кие работ-ники

муницип.

бюджет,

внебюджетныесредства

текущее

финансирование


ü

5

Итоговый мониторинг. Анализ реализации проекта Внесение изменений в ООП ДОУ, программу развития,их экспертиза и утверждение.

Заместительпо ВМР, группамониторинга

муницип.

бюджет

текущее

финансирование






Создание системы управления и оценки качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения.

1

Разработка и апробация методик оценки качества дополнительногообразования.

Заместительпо ВМР, творческая группа

муницип.

бюджет

текущее

финансирование




2

Определение уровня развития каждого ребёнка через комплексный мониторинг.

педагогическиеработники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü


ü

3

Проведение систематического мониторинга потребительской оценки качествадополнительногообразования в ДОУ

Заместительпо ВМР, группамониторинга

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü


Профессиональное развитие педагогических работников ДОУ на основе профессионального стандарта и эффективного контракта

1

Составление и утверждение плана– графика повышения квалификации и аттестации педагогических работников ДОУ на 2016-2017 год, его реализация

Заместительпо ВМР, творческая группа

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü


2

Внесение изменений в должностные инструкции, планы профессионального развития с учетом профессионального стандарта педагога (воспитателя).

Заведующая,

педагогическиеработники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü



5

Внесение изменений в трудовые договоры,

положение об оплате труда ДОУ на основе принципов «эффективного контракта» в образовании.

Заведующая,

педагогические работники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование


ü




Повышение уровня педагогической компетентности родителей

1

Создание системы комплекснойподдержки семьям воспитанников,воспитывающих детей«нормы» и с ОВЗ.

Заведующая,

Заместительпо ВМР,

творческая группа

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

2

Привлечение родителей к активному сотрудничеству, реализация проекта

Педагогическиеработники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

3

Создание страничек групп в социальных сетях, привлечение родителей к сотрудничеству в медиапространстве ДОУ.

педагогическиеработники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

4

Отчет авторской группы проекта, руководителей дополнительного образования.

Заместительпо ВМР,

педагогическиеработники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование




ü


Совершенствование нормативных правовых основ деятельности учреждения.


1

Анализдействующих локальных нормативных актов дошкольной образовательной организации. Внесение изменений в локальные нормативные акты.

Заместительпо ВМР, группамониторинга

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü



2

Мониторинг изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросам дошкольного образования, введение их в практику работы ДОУ.

Заместительпо ВМР, группамониторинга

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü


Укрепление материально-технической базы учреждения.


1

Обеспечение образовательного процесса методической литературой, игровым, развивающим, дидактическим материалом

Заведующая,

Заместительпо ВМР,

педагогические работники

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

2

Реализация плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Заведующая,

Заместительпо АХЧ

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

3

Текущий (косметический) ремонт помещений иигровых площадок.

Заведующая,

Заместитель по АХЧ

муницип.

бюджет

текущее

финансирование

ü

Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед нами стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение постоянно доказывает свою привлекательность, неповторимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность. В современном детском саду игра используется лишь как "довесок" к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным "языком" игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Все это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе "коллективной проработки знаний" и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность так же, как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.

Организация развивающей предметно пространственной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной "эргономике детства". Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения "развивающей среды". Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получатьудовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных студиях по интересам, объединенных ежемесячной тематикой.

Образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. С одной стороны, это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему. быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем. соблюдать и защищать права человека, т.е. быть человеком, владеющим правовой культурой

С другой стороны, современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.

Целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы, личностно – ориентированные методы, позволяют прийти к качественным изменениям.

Поскольку детский сад имеет 11 групповых ячеек, 3 кабинета учителей – логопедов, спортивный и музыкальный залы, ИЗО - студию, пополняемую ежегодно материально – техническую базу и полностью укомплектованный педагогический коллектив, то имеются все необходимые условия для организации дополнительного образования по следующим направлениям:

Бесплатное дополнительное образование представлено работой следующих студий:

Место проведения

Руководитель

Квалификационная категория

Название программы

1

Спортивный зал

инструктор ФИЗО – Светлана Сергеевна Мальцева

Высшая

Путь к победам

2

ИЗО – студия

Любовь Петровна Рыжкова

Первая

Рукотворная фантазия

3

Сенсорная комната МБОУ СОШ №6

Наталья Геннадьевна Блохина, педагог психолог МБДОУ №86

Первая

Для детей ОВЗ «Радостное детство»

4

Библиотека №5, Кабинет учителя - логопеда

Екатерина Владимировна Шалбецкая

Молодой специалист

Сказочное детство

5

Кабинет учителя - логопеда

Татьяна Евгеньевна Капустина

Первая

Лингафонный кабинет «Национальные сказки»

6

Средняя группа №4

Екатерина Александровна Юринская

Первая

Бумажное творчество

7

Средняя группа №5

Елена Владимировна Аргунова

Высшая

Волшебный мир театра

8

Старшая группа №6

Ольга Валерьевна Тимковская

Первая

Национальные мотивы

9

Музыкальный зал

Ольга Петровна Горковенко

Высшая

Смешанный хор

«Песенка - чудесенка»

10

Подготовительная группа №8

Ольга Ильинична Говоркова

Высшая

«Мукосолька»

11

Подготовительная группа №9

Елена Александровна Ячменева

Первая

Чудеса аппликации

12

Средняя группа №10

Нина Владимировна Колесникова

Первая

Нетрадиционное рисование

13

Старшая группа №11

Наталья Ивановна Зуева

Высшая

Национальный оберег

Платное дополнительное образование представлено работой следующих студий:

Место проведения


Руководитель

Название программы

1

Спортивный зал

И.П. Скубиев И.М. проект «Беби спорт»

Скубиев Игорь Михайлович, тренер

Мини футбол

2

Кабинет учителя - логопеда

Иля Висаловна Ибадова, тренер по шахматам, кандидат в мастера спорта

Шахматы

3

Музыкальный зал

Векилова

Виктория Николаевна

Балетмейстер, артист театра «Забайкальские узоры»

Хореография

4

Кабинет учителя - логопеда

И.П. Платонова Анастасия Сергеевна Лицензированный Образовательный Центр «Сила Знаний»

Платонова Анастасия Сергеевна

Английский язык для малышей

В основе всех программ по дополнительному образованию заложен социокультурный принцип.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных и платных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.

Реализация проекта организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

  • Расширению кругозора всех участников образовательных отношений, связанных с традициями и бытом разных народов;
  • Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
  • Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
  • Повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
  • Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
  • Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.

Организация дополнительных образовательных услуг в нашем дошкольном учреждении строится следующим образом:

I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг. Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей.

II этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

III этап Составление рабочих программ дополнительного образования по выбранным направлениям.

VI этап Создание нормативной базы.

V этап Организация проведения рекламы.

VI этап Заключение договоров с родителями и специалистами.

VII этап Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг

Ожидаемые результаты

Занятия в студиях основывается на творческом выборе каждого ребенка и предполагает одновременное участие детей всех возрастных групп, а это провоцирует ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, а также научит выбирать род занятий, участников совместной деятельности. Детский сад приобретет опыт по организации и проведению непрерывной образовательной деятельности для всех детей, посещающих учреждение, и основанную на желаниях и возможностях всех участников образовательных отношений

Анализ результатов проекта и выводы

На данный момент проект находится на этапе реализации – экспериментальный период. В октябре 2016г данный проект прошел экспертизу и присвоен статус «Городская проектная площадка». Подготовлена вся необходимая нормативно – правовая база, созданы условия, заключены договора сотрудничества. В октябре на базе нашего учреждения в рамках работы Методического совета «Педагогический поиск» для слушателей центра организации дополнительного образования представлен опыт работы по данному проекту – клубный час «Интересно мы живем». Коллектив учреждения получил положительные отклики от присутствующих педагогов города, которые проявили заинтересованность в форме проведения.

Данный проект получил и положительные отклики от родителей, являющихся непосредственными участниками при подготовке и проведению. В первой декаде ноября при непосредственном участии семей киргизов будет проведен праздник киргизкой культуры «Традиции и обычаи».

Для реализации данного проекта учреждение имеет всю необходимую сформированную базу: наличие помещений, специалистов с первой высшей квалификационной категорией, необходимые атрибуты для организации РППС, а самое главное – детский сад посещают дети данных национальностей, чьи родители заинтересованы в сохранений традиций, обычаев своего народа
Видео-интервью