Проекты победителей
Цель: знакомство детей и семей воспитанников с бытом и традициями разных народов, через организацию дополнительного образования.
Задачи:
- Использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по ознакомлению дошкольников с бытом и культурой русских, бурят, народов севера, киргизов, азербайджан, грузин
- Создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для обеспечения жизненно важных потребностей формирующейся личности;
- Развитие толерантности, гордости за свою нацию.
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- опрос
- фотографирование
- счет
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение
- абстрагирование
- анализ и синтез
Построение проекта основано на принципах:
- Гуманизм - создание в детском саду эмоционально - благоприятного поля отношений, обеспечивающих уважение к личности всех участников образовательных отношений);
- Демократизация - активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций;
- Социокультурный — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека;
- Научность, аналитическая деятельность;
- Системный подход - сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ;
- Перспективность - направленность на конечный результат;
- Ритмичность - равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации;
- Реальность поставленных целей;
- Динамичность- изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов;
Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
И одной из ключевых форм, по нашему мнению, является организация дополнительного образования на новом, качественном уровне. Работа выстраивается в 2 направлениях: организация бесплатного дополнительного образования (студий по интересам, объединенных тематикой месяца) и платного дополнительного образования.
Основной идеей проекта является то, что в основе работы лежит социокультурный подход, когда личность рассматривается как связанная с обществом системой отношений и культурой, как совокупность ценностей и норм.
Эта идея возникла не на пустом месте, а в виду того, что детский сад посещают дети разных национальностей. Согласно проведенного мониторинга статуса семей было выявлено, что детский сад посещают дети следующих национальностей: русские, буряты, азербайджанцы, грузины, киргизы. Поэтому дополнительное образование в течении 2016-2017 учебного года было организовано следующим образом. Каждый месяц посвящен традициям, особенностям определённого народа:
Октябрь и январь – традиции русского народа;
Ноябрь – обычаи киргизов;
Декабрь – народам севера;
Февраль – бурятам;
Март – азербайджанцам;
Апрель - Хоровод дружбы.
Каждый педагог в течение месяца знакомит детей с традициями определенного народа, один раз в месяц продуктивная деятельность организуется в виде клубного часа, а в конце каждого месяца – итоговое мероприятие: концерт, спортивный праздник, народные игры, посиделки.
В шаговой доступности от детского сада - театр национальных культур «Забайкальские узоры», на территории которого осенью этого года открылся детский этнопарк «Вместе мы сила», представляющий собой площадку с национальными комплексами: русское подворье, бурятскую юрту, чум народов севера, чайхана (чайная в Иране, Азербайджане), цыганская кибитка. С данным театром у коллектива детского сада сложились дружеские, партнерские отношения.
Сроки реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнители | Источн. Финанс-я. | Сроки / Финансовые затраты | ||||
Всего: | в том числе по месяцам | |||||||
| Апрель – май 2016г | Август – сентябрь 2016г | Октябрь 2016 –апрель 2017г | Май 2017 | ||||
Этапы | Подготовительный | Проектировочный | Экспериментальный | Итоговый | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Реализацияфедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | | ||||||
1 | Разработка на основе ФГОС ДО, программы развития ДОУ на 2014-2017ггинновационной модели | Заведующая, Заместительпо ВМР, творческая группа | муницип. бюджет | текущее финансирование | | | | |
2 | Заключение договоров сотрудничества | Заведующая, Заместительпо ВМР | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | | |
2 | Экспертиза проекта на заседании городского инновационного совета | Заведующая, Заместительпо ВМР | муницип. бюджет | текущее финансирование | | | Октябрь | |
3 | Реализация проекта, дополнительныхобразовательных программ, текущий мониторинг,внесение корректив | ЗаместительпоВМР, педагогичес-кие работ-ники | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | ||
4 | Обогащение РППС в ДОУ.Создание благоприятных условий для комфортного пребывания детей в ДОУ, формирования у детей творческих способностей (личностно- ориентированный подход, игровая деятельность,гибкий режим дня и др.) | Заведующая, Заместительпо ВМР, педагогичес-кие работ-ники | муницип. бюджет, внебюджетныесредства | текущее финансирование | | ü | ||
5 | Итоговый мониторинг. Анализ реализации проекта Внесение изменений в ООП ДОУ, программу развития,их экспертиза и утверждение. | Заместительпо ВМР, группамониторинга | муницип. бюджет | текущее финансирование | | | | |
| Создание системы управления и оценки качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения. | |||||||
1 | Разработка и апробация методик оценки качества дополнительногообразования. | Заместительпо ВМР, творческая группа | муницип. бюджет | текущее финансирование | | | | |
2 | Определение уровня развития каждого ребёнка через комплексный мониторинг. | педагогическиеработники | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | | ü |
3 | Проведение систематического мониторинга потребительской оценки качествадополнительногообразования в ДОУ | Заместительпо ВМР, группамониторинга | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | ||
| Профессиональное развитие педагогических работников ДОУ на основе профессионального стандарта и эффективного контракта | |||||||
1 | Составление и утверждение плана– графика повышения квалификации и аттестации педагогических работников ДОУ на 2016-2017 год, его реализация | Заместительпо ВМР, творческая группа | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | | ||
2 | Внесение изменений в должностные инструкции, планы профессионального развития с учетом профессионального стандарта педагога (воспитателя). | Заведующая, педагогическиеработники | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | | |
5 | Внесение изменений в трудовые договоры, положение об оплате труда ДОУ на основе принципов «эффективного контракта» в образовании. | Заведующая, педагогические работники | муницип. бюджет | текущее финансирование | | ü | | |
| Повышение уровня педагогической компетентности родителей | |||||||
1 | Создание системы комплекснойподдержки семьям воспитанников,воспитывающих детей«нормы» и с ОВЗ. | Заведующая, Заместительпо ВМР, творческая группа | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
2 | Привлечение родителей к активному сотрудничеству, реализация проекта | Педагогическиеработники | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
3 | Создание страничек групп в социальных сетях, привлечение родителей к сотрудничеству в медиапространстве ДОУ. | педагогическиеработники | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
4 | Отчет авторской группы проекта, руководителей дополнительного образования. | Заместительпо ВМР, педагогическиеработники | муницип. бюджет | текущее финансирование | | | | ü |
| Совершенствование нормативных правовых основ деятельности учреждения. | | ||||||
1 | Анализдействующих локальных нормативных актов дошкольной образовательной организации. Внесение изменений в локальные нормативные акты. | Заместительпо ВМР, группамониторинга | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | | | |
2 | Мониторинг изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросам дошкольного образования, введение их в практику работы ДОУ. | Заместительпо ВМР, группамониторинга | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
| Укрепление материально-технической базы учреждения. | | ||||||
1 | Обеспечение образовательного процесса методической литературой, игровым, развивающим, дидактическим материалом | Заведующая, Заместительпо ВМР, педагогические работники | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
2 | Реализация плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения | Заведующая, Заместительпо АХЧ | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü | |||
3 | Текущий (косметический) ремонт помещений иигровых площадок. | Заведующая, Заместитель по АХЧ | муницип. бюджет | текущее финансирование | ü |
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед нами стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение постоянно доказывает свою привлекательность, неповторимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса.
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность. В современном детском саду игра используется лишь как "довесок" к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.
Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным "языком" игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Все это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе "коллективной проработки знаний" и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность так же, как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.
Организация развивающей предметно пространственной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной "эргономике детства". Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения "развивающей среды". Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получатьудовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных студиях по интересам, объединенных ежемесячной тематикой.
Образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. С одной стороны, это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему. быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем. соблюдать и защищать права человека, т.е. быть человеком, владеющим правовой культурой
С другой стороны, современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы, личностно – ориентированные методы, позволяют прийти к качественным изменениям.
Поскольку детский сад имеет 11 групповых ячеек, 3 кабинета учителей – логопедов, спортивный и музыкальный залы, ИЗО - студию, пополняемую ежегодно материально – техническую базу и полностью укомплектованный педагогический коллектив, то имеются все необходимые условия для организации дополнительного образования по следующим направлениям:
Бесплатное дополнительное образование представлено работой следующих студий:
№ | Место проведения | Руководитель | Квалификационная категория | Название программы |
1 | Спортивный зал | инструктор ФИЗО – Светлана Сергеевна Мальцева | Высшая | Путь к победам |
2 | ИЗО – студия | Любовь Петровна Рыжкова | Первая | Рукотворная фантазия |
3 | Сенсорная комната МБОУ СОШ №6 | Наталья Геннадьевна Блохина, педагог психолог МБДОУ №86 | Первая | Для детей ОВЗ «Радостное детство» |
4 | Библиотека №5, Кабинет учителя - логопеда | Екатерина Владимировна Шалбецкая | Молодой специалист | Сказочное детство |
5 | Кабинет учителя - логопеда | Татьяна Евгеньевна Капустина | Первая | Лингафонный кабинет «Национальные сказки» |
6 | Средняя группа №4 | Екатерина Александровна Юринская | Первая | Бумажное творчество |
7 | Средняя группа №5 | Елена Владимировна Аргунова | Высшая | Волшебный мир театра |
8 | Старшая группа №6 | Ольга Валерьевна Тимковская | Первая | Национальные мотивы |
9 | Музыкальный зал | Ольга Петровна Горковенко | Высшая | Смешанный хор «Песенка - чудесенка» |
10 | Подготовительная группа №8 | Ольга Ильинична Говоркова | Высшая | «Мукосолька» |
11 | Подготовительная группа №9 | Елена Александровна Ячменева | Первая | Чудеса аппликации |
12 | Средняя группа №10 | Нина Владимировна Колесникова | Первая | Нетрадиционное рисование |
13 | Старшая группа №11 | Наталья Ивановна Зуева | Высшая | Национальный оберег |
Платное дополнительное образование представлено работой следующих студий:
№ | Место проведения | | Руководитель | Название программы |
1 | Спортивный зал | И.П. Скубиев И.М. проект «Беби спорт» | Скубиев Игорь Михайлович, тренер | Мини футбол |
2 | Кабинет учителя - логопеда | Иля Висаловна Ибадова, тренер по шахматам, кандидат в мастера спорта | Шахматы | |
3 | Музыкальный зал | Векилова Виктория Николаевна Балетмейстер, артист театра «Забайкальские узоры» | Хореография | |
4 | Кабинет учителя - логопеда | И.П. Платонова Анастасия Сергеевна Лицензированный Образовательный Центр «Сила Знаний» | Платонова Анастасия Сергеевна | Английский язык для малышей |
В основе всех программ по дополнительному образованию заложен социокультурный принцип.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных и платных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.
Реализация проекта организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- Расширению кругозора всех участников образовательных отношений, связанных с традициями и бытом разных народов;
- Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
- Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- Повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем дошкольном учреждении строится следующим образом:
I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг. Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей.
II этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
III этап Составление рабочих программ дополнительного образования по выбранным направлениям.
VI этап Создание нормативной базы.
V этап Организация проведения рекламы.
VI этап Заключение договоров с родителями и специалистами.
VII этап Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг
Занятия в студиях основывается на творческом выборе каждого ребенка и предполагает одновременное участие детей всех возрастных групп, а это провоцирует ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, а также научит выбирать род занятий, участников совместной деятельности. Детский сад приобретет опыт по организации и проведению непрерывной образовательной деятельности для всех детей, посещающих учреждение, и основанную на желаниях и возможностях всех участников образовательных отношений
На данный момент проект находится на этапе реализации – экспериментальный период. В октябре 2016г данный проект прошел экспертизу и присвоен статус «Городская проектная площадка». Подготовлена вся необходимая нормативно – правовая база, созданы условия, заключены договора сотрудничества. В октябре на базе нашего учреждения в рамках работы Методического совета «Педагогический поиск» для слушателей центра организации дополнительного образования представлен опыт работы по данному проекту – клубный час «Интересно мы живем». Коллектив учреждения получил положительные отклики от присутствующих педагогов города, которые проявили заинтересованность в форме проведения.
Данный проект получил и положительные отклики от родителей, являющихся непосредственными участниками при подготовке и проведению. В первой декаде ноября при непосредственном участии семей киргизов будет проведен праздник киргизкой культуры «Традиции и обычаи».
Для реализации данного проекта учреждение имеет всю необходимую сформированную базу: наличие помещений, специалистов с первой высшей квалификационной категорией, необходимые атрибуты для организации РППС, а самое главное – детский сад посещают дети данных национальностей, чьи родители заинтересованы в сохранений традиций, обычаев своего народа