Наверх

Проекты победителей

Заявка № 235
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Основной целью программы является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Это позволяет наметить ориентиры взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе решения следующих задач программы:

1. Повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем направлениям развития детей: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое.

2. Выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей, и педагогов в области формирования личностных качеств дошкольников.

3. Совместно найти наиболее эффективные способы и новые пути взаимодействия, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

4. Гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

5. Создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников.

Подробная инструкция

Теоретическая значимость: состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и практику управления дошкольным образованием: понятие «включение родителей в планирование и организацию образовательного процесса» обосновано к современной ситуации в образовании и рассматривается как условие повышения качества образования и воспитания детей, выделение организационно-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Практическая значимость: заключается в апробировании поэтапной методики включения родителей в планирование образовательного процесса, в возможности внедрения данной методики в практику других дошкольных учреждений. Разработанная система определенных педагогических условий (открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников образовательного поля) могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей;

Практическую значимость представляют разработанные «Югорская семья - компетентные родители» по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в учебно-воспитательный процесс» сценарии совместных мероприятий, занятия по просвещению родителей.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и это самые актуальные на сегодняшний день понятия в дошкольной педагогике. Термин «взаимодействие», в контексте нашей темы, мы понимаем, как совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Сотрудничество – это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать.

Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых, отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений в семье.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Таким образом, мы понимаем, что современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка являясь активными участниками образовательного процесса

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1 этап (адаптационный)

«Предлагаем познакомиться»

Сформировать такие стереотипы поведения ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Т .е. условия детского сада

2 этап (взаимодействие)

«Югорская семья - компетентные родители»

Объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию. Обучению и коррекции уровня развития, раскрыть возможности совместной работы.

3 этап (заключительный)

«Детский сад и семья – единое пространство детства»

Определить. Сложилось ли родительское педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка.

V. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Форма работы

Цель проведения

Презентация дошкольного учреждения

Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка

Работа клубов по интересам

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в условиях детского сада, предоставление возможности родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

День открытых дверей

Познакомить родителей со структурой и спецификой образовательного процесса в ДОУ

Семейные проекты

Повышение педагогической компетенции родителей, обогащение детско-родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный

«Работающие» стенды

Возможность пользоваться подсказками со стендов позволяет родителям всегда быть в курсе текущих дел

Технология «Тимбилдинг» (командообразования)

Игры и тренинги для коллективов нацелены на сплочение и повышение организованности команды

Ожидаемые результаты

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно– образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.

Благодаря этой программе повысится уровень психолого- педагогических знаний родителей, родительская компетенция. Увеличится количества родителей, вовлеченных в педагогический процесс в ДОУ.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.

Количественные показатели:

-количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, семинаров, конференций и т.п.;

-количество семей, регулярно участвующих в деятельности дошкольных объединений, клубов, центров;

-освещение реализации программы на сайте ДОУ и в средствах массовой информации

Качественные показатели:

-повышение педагогической культуры родителей;

- системы социального взаимодействия с родителями и общественностью.

Анализ результатов проекта и выводы

Проанализировав анкеты было выявлено, что 86% родителей получают информацию: о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания, о режиме работы дошкольного учреждения – 100%, о питании - 100%.

Можно предположить, что у 14% родителей есть потребность получить информацию о целях и задачах ДОУ в области развития и воспитания своего ребенка. Возможно родителями недостаточно проанализирована информация, поступающая от сотрудников ДОУ.

По изучению вопроса об удовлетворённости качеством дошкольного образования мы получили следующие результаты: полностью удовлетворены – 86%, частично – 14%, (организация питания).

Родители отмечают, что черпают информацию об особенностях развития ребенка в детском саду из: информационного стенда - 64%. Из этого следует, что возможно не всю информацию об особенностях развития ребенка следует выставлять на информационные стенды (конфиденциальная информация). Наиболее приемлемая форма получения информации: индивидуальные беседы с воспитателями (76%). 24% опрошенных родителей возможно не получают этой информации. Можно предположить наличие потребности в получении информации из индивидуальных бесед, либо не считают эту информацию достоверной или важной для себя.

42% родителей отмечают, что получают информацию об особенностях развития своего ребенка из бесед с медицинской сестрой. Возможно, что у 58% родителей нет необходимости проводить индивидуальные беседы, хотя нельзя отрицать наличие такой потребности.

Более чем половина опрошенных родителей (64%) получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с педагогом-психологом. Вероятно, это объясняется значительным вниманием специалиста к особенностям развития детей старшего дошкольного возраста: готовность детей к обучению в школе, развитие когнитивной, эмоциональной сфер, нарушение коммуникативных навыков. Однако 36% родителей эту информацию не получают. Возможно, это связано с тем, что дети не требуют внимания педагога-психолога, так как развитие психических процессов находятся в пределах возрастной нормы.

Около половины опрошенных родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе индивидуальных бесед с учителем-логопедом (46%). Однако 54% родителей не получают данную информацию из бесед с учителем-логопедом. Можно предположить соответствие речевого развития данных детей норме, отсутствие речевого дефекта, что приводит к отсутствию необходимости в индивидуальных беседах с родителями воспитанников.

Менее всего опрошенных родителей (38%) получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе индивидуальных бесед с музыкальным руководителем. 62% родителей не получают информацию на основе бесед с данным специалистом. Возможно, необходимую информацию музыкальный руководитель предлагает, использую групповые формы работы.

46% родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с заведующей ДОУ. 54% не получают информацию из данного источника. Возможно, это объяснятся отсутствием необходимости в организации индивидуальной работы с данными родителями.

84% родителей полностью удовлетворены воспитанием ребенка в детском саду.

Большинство опрошенных родителей удовлетворены отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду (92%), частично - 8%. Вероятно, данные родители не уделяют проблеме отношения ребенка со сверстниками должного внимания.

Большинство родителей (88%) воспитанников знакомы с образовательной программой детского сада; частично не знакомы – 12% родителей. Можно предположить, что педагоги ДОУ организовали работу по ознакомлению родителей с образовательной программой.

Данное предположение подтверждает и то, что многие родители (84%) отмечают, что образовательная программа ДОУ в полной мере соответствует их запросам, 16% - отвечают «да, частично». В связи с этим важным является анализ запросов данных родителей.

Анализ вопроса о готовности родителей к образованию, специальным занятиям показал, что в полной мере только 20% родителей готовы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров, 52% готовы частично, 28% затрудняются ответить на этот вопрос. Это говорит, возможно, о нежелании родителей принимать активное участие в воспитания детей, а так же в отсутствии свободного времени, завышенной самооценки.

По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:

- совместные праздники- 64%;

- родительские собрания с открытым показом мероприятий - 80%;

-индивидуальные беседы и консультации- 88%.

Такие ответы можно объяснить степенью заинтересованности родителей к данным формам взаимодействия.

88% родителей считают, что сотрудники детского сада регулярно интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование). У 12% опрошенных родителей на этот счёт иное мнение. Это объясняется, возможно, нежеланием родителей участвовать в опросе, идти на контакт с сотрудником, в неуверенности правильности своего ответа.

Анкетирование родителей показало, что большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности – 57%.

Индивидуальное собеседование с родителями показывает, что чаще всего родители задают конкретные вопросы: «Как научить ребенка читать?», «Как организовать ребенка дома?». Далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и развитии детей. Выявить проблемы помогает психолог в процессе индивидуальных собеседований: вопросы воспитания и развития ребёнка, готовность к обучению в школе, проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ, проблемы поведенческого характера, общения. Никто не обозначил проблемы создания дома среды для развития интеллектуальных, творческих способностей детей, самостоятельности, игровой деятельности, игры с детьми дома, общения родителей с детьми.

Характер проблем родителей в воспитании и обучении де­тей определяет направление, содержание, методы и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями макси­мально дифференцированным, ориентированным на их лично­стное развитие.

Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи, и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия прямо пропорционально степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами с точки зрения родителей являются индивидуальное консультирование и помощь семьям, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями праздники и развлечения.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости но­вовведений в сотрудничестве с родителями. Необходимы разработка и внедрение системы работы для ак­тивного включения родителей во взаимодействии с ДОУ. Родительское сообщество недостаточно готово к активным формам взаимодействия в ДОУ. Уровень психолого-педагогической грамотности достаточно низкий, лишь ограниченная часть родителей хотела бы развиваться в данном направлении (57%). Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели в большинстве своем, а не заказчики и активные участники. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами ДОУ. При этом не ищут причины в своей семье, а всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение.

Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников показал преобладание полной семьи (64%), среднего специального образования (66%), служащие (60%). В целом для родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, большое желание дать ребёнку хорошее образование.

Видео-интервью