Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1539
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры дошкольников и исследовательских качеств детей посредством проектной деятельности.

  • Задачи проекта
  • формировать элементарные экологические представления, в соответствии с уровнем восприятия дошкольников;
  • формировать целостную картину мира, воспитывать чувство единства с природой;
  • развивать познавательно-исследовательскую активность;
  • систематизировать знания о природе, уважительное и бережное отношение к ней;
  • формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
  • развивать связную речь, обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение межличностного общения, развивать коммуникативные навыки общения;
  • развивать способности к эстетическому восприятию окружающего мира.
  • приобщать к искусству, отражающему мир природы, многообразию художественных и музыкальных образов;
  • развивать самореализацию в творческой деятельности (рисунок; лепка, аппликация, поделки из природных материалов);
  • совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств.

.Эффективные методы по формированию экологических представлений дошкольников – в процессе организованной образовательной деятельности

1.наглядные: демонстрация, показ, рассматривание, наблюдения;

2.словесные: беседы(установочные, эвристические, обобщающие), проблемные ситуации и сюжеты, кейс-технология;

3.практические: опыты, эксперименты, трудовые задания, моделирование, продуктивная деятельность;

4.игровые: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, ситуационные действия с игрушками



Подробная инструкция

Описание реализации проекта.

Этапы проекта.

Проект «Удивительный мир растений» состоял из этапов:

  1. Подготовительный- срок действия:1-15 апреля 2013г.

Цель: Расширение и систематизация знаний о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно - исследовательской деятельности с ребёнком - дошкольником.

Была организована работа по направлениям: ознакомление с теоретическими основами методик и технологий проектной деятельности (педагогическое просвещение родителей; анализ экологических представлений детей); планирование деятельности)

Результаты: сформирована теоретическая база проекта; подготовлен план проектной деятельности; определены методы и формы работы с детьми; разработано аналитическое обеспечение уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире; организована предметно - развивающая среда по познавательному развитию детей.

2 этап - деятельностный ( практический) - срок действия: апрель - октябрь 2013г.

Цель: Создание условий для познавательной активности детей средствами проектно - исследовательской деятельности. Формирование образовательного пространства в социуме, через совместную деятельность с родителями.

Результаты: разработан и реализован цикл ОД по организации исследовательской деятельности; организована предметно - развивающая среда по познавательному развитию детей; реализованные экологические проекты, представлены в продуктах проектной деятельности.

3 этап - заключительный (аналитический) - октябрь.

Цель: Анализ организации деятельности по проекту, проведение мониторинга уровня познавательного развития детей и проектно - исследовательской деятельности. Демонстрация результатов.

Анализ результатов: оценка эффективности использования технологий и результативности; определение значимости проектной деятельности для ребёнка.

Демонстрация результатов: презентация проектной деятельности: праздник «Осенние сюрпризы»- 2 ноября;; проведена презентация педагогической деятельности коллективе, на областном семинаре Калужского областного эколого-биологического центра учащихся; на международном проекте.В фонда.Вернадского "Экологическая культура, мир и согласие" в номинации "Экологическое воспитание и просвещение";

Работа с детьми по проекту.

С 1 апреля 2013 по 2 ноября 2013г. учебного года совместно с родителями и воспитателями подготовительных групп «Забава», «Зайчик» я как координатор проекта вела целенаправленную проектную деятельность с детьми дошкольного возраста по проекту: «Удивительный мир растений» с целью формирования экологической культуры и исследовательской активности детей.. Работа предполагала формирование :

  • новых познавательных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности,
  • растениеводческих умений и навыков,
  • навыков совместной работы с родителями,
  • этического, делового и дружеского общения в коллективе.
  • нравственных и эстетических чувств по отношению к природе,
  • бережного, ответственного отношения к природе в целом.

Мой опыт показал: проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, а потому в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №6 «Синяя птица» г. Малоярославца обладает развитой предметно – пространственной средой и материально – технической базой для формирования основ экологической культуры и развития исследовательской активности воспитанников.

В детском саду имеется зимний сад, в котором произрастают более 50 видов растений, представителей флоры всего земного шара. Зонирован Зимний сад, в виде макетов здесь представлены экосистемы: пустыня, водоем, лес тропический, морское дно, минимакеты: «старый пень», «муравейник», «дом дождевого червя», осенний лес.

Оборудован уголок экспериментирования - «Лаборатория Любознайкина», в котором собрано все необходимое для опытов и экспериментов: микроскоп, лупы, набор емкостей: стаканчики, колбы, пробирки, материалы для исследования с помощью микроскопа и многое другое.

В зимнем саду есть учебная зона, предназначенная для проведения образовательной деятельности по экологии, создана развивающая среда, в которую входит огромная подборка наглядно-дидактических материалов, в том числе сделанных своими руками: плакатов, пособий, экологических и валеологических игр, библиотека с подборкой книг о природе, энциклопедий по растительному и животному миру России и Земли, географических и биологических атласов.

Собраны и оформлены коллекции природных материалов (семян растений, морских раковин, минералогическая коллекция и пр.). С помощью родителей созданы мини – музеи с методическим сопровождением: «Природные зоны Земли», «Космос. Солнечная система».

На территории детского сада имеется теплица площадью 18 кв. метров, в которой организованы разнообразные виды исследовательской деятельности детей – труд, наблюдения, опыты и эксперименты, экскурсии. Дети имеют возможность самостоятельно выращивать зелень и овощные культуры (огурцы, томаты, баклажаны, кабачки, перец), видеть весь цикл развития растений, получать навыки ухода за ними. В 2015 году в теплице вызрели дыни сорта «Золушка» (в рамках детско – родительского экологического проекта «Наша южная гостья», в 2016 году был необыкновенно большой урожай томатов и баклажанов).

По территории детского сада проходит экологическая тропа. Объектами наблюдений являются разнообразные природные объекты: растения: лиственные (липа, береза, дуб, клен, рябина, ясень); хвойные (ель голубая, ель обыкновенная, пихта, сосна, можжевельник, туя), плодовые деревья (яблони) и декоративные кустарники(айва японская, жасмин-чубушник, несколько видов сирени, шиповник, спирея Вангутта); насекомые, птицы. На территории разбиты цветники, клумбы и рабатки. В каждой возрастной группе есть уголок природы с соответствующим оснащением для исследовательской деятельности.

Тематическое планирование

Для успеха проектной деятельности с детьми было разработано тематическое планирование.

В нем были учтены требования методики Н. Рыжовой по программе «Наш дом - природа». Темы построены на основе дидактических принципов: систематичности, последовательности, целесообразности.

Исследовательские проекты способствуют вовлечению ближайшего взрослого окружения в сферу интересов ребёнка – дошкольника.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является образовательная деятельность (ОД). Образовательная деятельность организовывалась и проводилась мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и программой экологического образования дошкольников «Наш дом - природа».

Конструирование образовательной деятельности

На примере 1 недели апреля я даю принципы конструирования образовательной деятельности с детьми.

Образовательный процесс проходит в учебной зоне зимнего сада 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием, группа детей разбивается на 2 подгруппы (по 12 человек), дети в ОВЗ занимаются индивидуально. Структура образовательного процесса : Вводная часть (3 минуты)(Проблемный сюжет игры "Садовники" придуман для активизации познавательной и самостоятельной деятельности детей. Незнайка -персонаж проекта:«Незнайка не знает, как устроено растение. Расскажи и покажи части растения» на примере растения-хлорофитум живого . Основная часть(12 минут): новые знания о почве. "Почва - живая земля, кто создает почву?"(презентация, опыты с почвой, рассматривание состава почвы), значение для растений почвы.. Рассуждаем, комментируем опыты, делаем выводы. Динамическая пауза(2 минуты) - музыкальная "Шёл по лесу музыкант". Заключительная часть(13 минут). Дидактическая игра: "Разложи по порядку" (о частях растения ). Уход за рассадой цветов и растениями зимнего сада (полив, опрыскивание), выявление состояния растений.

Исследовательская деятельность занимает, 10-13 минут в зимнем саду во всех доступных для детей зонах. Самостоятельная исследовательская деятельность в уголке природы в группе проходит в течение недели, ежедневно, по желанию детей в любое свободное время. В тетради взаимодействия с воспитателями отражается тема исследовательской деятельности с рекомендациями для воспитателей: какую литературу и наглядный материал для изучения выложить в уголок природы на неделю, какие материалы и оборудование подготовить для практической исследовательской деятельности в группе и на улице. Какие проводить наблюдения в природе, тема для самостоятельного творчества (изодеятельности), перечень дидактических и подвижных игр, темы бесед в группе, перечень художественной литературы для чтения, работа с народным календарём, народные игры, загадки, заклички, музыкальные прослушивания, короткие образовательные видеоролики по теме.

Предварительный анализ экологических представлений детей.

На начальном этапе проекта провела анализ экологических представлений детей, в форме опроса.

Для этого был подобран ряд вопросов, позволяющих определить уровень знаний дошкольников на начальном этапе проектной деятельности. Аналитическое обеспечение разработано на основе образовательной программы Н. Рыжовой: «Наш дом природа»

Опрос каждого ребенка проходил индивидуально , в спокойной дружеской обстановке.

Анализ показал средний уровень экологического развития детей 5-6 лет, и необходимость расширять знания детей о природе, а именно – о растительном мире, условиях развития, природных взаимосвязях, важном месте растений для окружающего мира людей и животных, их насущная необходимость для экологии Земли, и что самое главное, нужно сформировать это понимание, и мною были намечены пути решения.

Методы и формы работы с детьми в процессе образовательной деятельности.

Образовательная деятельность – это процесс творческий, многогранный, требующий частой смены деятельности. В своей работе я использую следующие методы :

1. наглядные: демонстрация, показ, рассматривание, наблюдения;

2. словесные: беседы, проблемные ситуации и сюжеты(сюжетно-ролевая игра «Садовники»), кейс-технология, метод комментирования профессора О. Гаврилушкиной - в продуктивной деятельности ;

3. практические: опыты эксперименты (с растениями в зимнем саду, теплице, цветниках), трудовые поручения и задания, моделирование;

4. игровые: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, ситуационные действия с игрушками.

Формы работы с детьми:

  • Постановка вопросов проблемного характера, создание проблемных ситуаций
  • Наблюдения (за развитием растений в зимнем саду, теплице, на прогулке за природой, в цветниках)
  • Беседы (установочные, эвристические, итоговые)
  • Опыты (с почвой, водой в различных агрегатных состояниях, воздухом),
  • Эксперименты (с растениями: хлорофитумом, бегонией, рассадой овощных культур и цветов в зимнем саду и дома)
  • Моделирование (создание моделей: как устроено растение, уход за растениями и пр.)
  • Просмотр и обсуждение тематических презентаций, видеороликов
  • Дидактические игры
  • По экологической тропе Экскурсии:
  • Трудовые поручения на участке в группе, труд в зимнем саду и теплице
  • Художественное слово (чтение рассказов, сказок, стихов, пословиц, поговорок, загадок)
  • Музыкальные и звуковые прослушивания (звуки природы, и классическая музыка «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди)
  • В Закрепление результатов продуктивной деятельности (минивыставки: «Вот так насекомые», коллективные панно: «Дивный сад», «Витаминная грядка», продукты проектной деятельности, макетов («Мой огород», «Осень в саду»). В ДОУ ежегодно проводятся выставки семейных поделок: «Дары осени» или «Осенние сюрпризы».

Проблемное обучение.

В работе я применяла 3 линии стратегии поведения при постановке проблемы.:

  1. Проблемная ситуация создается для всех детей, в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
  2. Особая ситуация, помогающая конкретному ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.
  3. Ситуация, в которой родители совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое. В исследовательской проектной деятельности на начальном этапе лучше всего задать проблемную ситуацию, которая замотивирует детей изучить этот вопрос, чтобы найти на него ответ. При проблемном обучении моя задача не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. В проекте я применила сюжетно - ролевую игру, последовательные сюжеты которой представляли собой минипроблему, которую должны были решить дети в процессе образовательно-воспитательной деятельности. Незнайка - персонаж, который проходил через теоретическую и практическую проектную деятельность. Этот персонаж был нужен для стабильной мотивации детей, последовательной сюжетно-мини опытной и экспериментальной деятельности, дающей практические знания детям.

Я решила создать проблемные ситуации в процессе сюжетно-ролевой игры «Садовники». Для этого придумала серию сюжетов, см. тематическое планирование –

Незнайка ничего не знает о растениях, например:

  • Как устроено растение? Почему строение некоторых растений различно?
  • Не умеет ухаживать за растениями, поэтому требуется объяснить ему, как это происходит, и что нужно делать, чтобы растение хорошо росло и развивалось?
  • Учим Незнайку поливать растения. Отвечаем на вопросы: когда, как и зачем?
  • Учим Незнайку и рыхлить подкармливать растения(когда, как и зачем?)
  • Какие бывают растения? (Классификация растений)
  • Какие растения лучше посадить Незнайке в огороде? Какую пользу приносят растения человеку, животным?
  • Огурцы – растения теплолюбивые, от холода они погибают? Как можно защитить и сохранить эти растения?
  • Каково их строение?
  • В какое время года цветут различные растения?
  • Где они произрастают?

Сюжеты проходили через всю проектную деятельность, очередной сюжет встраивался в ОД на каждой неделе. В процессе трудовой деятельности дети набираются опыта, проводят исследование по теме, и это глубокий процесс познания.

Кейс – технологии в решении экологических проблем.

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направлены не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

  • самостоятельно анализируют ситуацию,
  • изучают проблему;
  • представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Для проекта был создан волшебный конверт. Различные экологические ситуации были представлены в нём. Разные природные объекты: берёза, муравейник, бабочка, лягушка, улитка присылали нам свои письма, описывая ситуации, происходящие с ними, детям предлагалось с помощью ролевого проектирования данной ситуации решить проблему(это было письмо-ситуация или карточка-сюжет).

Кейс-ситуации рассматривались часто на прогулке или в ходе экологической экскурсии.

Реально возможные ситуации. Ролевое представление ситуации. К какому решению придут дети и удастся ли им договориться?

  1. Бытовой мусор под берёзой мешает ей жить. Паша, увидев это хо тел собрать мусор и отнести в контейнер, но Саша сказал, что надо спешить во двор, а то ребята уйдут, и не с кем будет играть.
  2. Бабочка порхает над цветами в нашем цветнике. Новый Аня принесла сачок. Наконец-то она сможет поймать бабочку и рассмотреть её. Но Лена убеждает Аню этого не делать.

Мой опыт показывает: технология кейс учит:

  • развивает мышление (поиску, умению анализировать, синтезировать);
  • разыгрывать различные проблемы и находить решения;
  • гибко мыслить, быстро реагировать, реализуя ситуацию;
  • связной монологической и диалогической речи;
  • формируя коммуникативные качества детей умению договариваться, этично общаться;
  • мыслить коллективно, приходя к общему мнению;
  • использовать в жизни приобретённые знания и навыки
  • К концу проекта Дети свободно владели речью, уверенно работали в парах, моментально вживаясь в роли, осмысленно осуществляли коллективный "мозговой штурм" ситуации, предлагая свои варианты решения.

Важнейший метод в экологическом воспитании – наблюдение, но чтобы увиденное в природе осталось в памяти ребенка, необходимо закрепить полученное знание в различных видах деятельности: опытно – экспериментальной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественном слове. Все это затрагивает чувства и эмоции, а значит, впечатляет ребенка надолго.

Беседу я использовала с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, опытной деятельностью);
для выявления, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. Установочная беседа помогала сосредоточить внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д. «А кто у нас самый ранний...» (первые растения весной), «А у нас цветёт берёза...», и т.д.

Эвристическая беседа помогала установлению причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строилась на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она была направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Примеры эвристической беседы : «Одуванчик на солнцепёке и за верандой, в тени», «Трава жарким летом на солнце и в тени здания» и т.д. Итоговая беседа – обобщает полученные знания и опыт: «Кто как устроен?»(особенности растений), «Растения калужской области и т.д.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Лаборатория Всезнайки разработала серию опытов по темам: «Почва», «Воздух», «Вода», которые мы связывали с жизнью растений.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель использования мною моделирования в экологическом воспитании в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Модели Созданы: «Уход за растениями», «Как устроено растение», «Насекомое», «Травоядное животное».

Образовательные задачи удачнее всего реализовать через игровую деятельность . В Мною проектной деятельности применялись:

  • дидактические игры: «Путаница», «Собери и назови», «Когда это бывает», «Разложи по порядку», «Поиграем в прятки», «Живое-неживое», «Цепочка», «Что где растёт», «Назови растение», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек» и другие;
  • сюжетно-ролевые игры: «Садовники», «фрукты-овощи Магазин», «Хозяйка однажды с базара пришла» и др.;
  • игровые ситуации: «Незнайка выращивает зелёный лук», «Учим Незнайку сажать цветы», «Айболит осматривает растения», «Незнайка отправляется в весенний лес»;
  • игры ТРИЗ: «Деревня», «Пчелиная семейка»;
  • подвижные игры: «Головоломка», «Цветы, «Что где зреет?» и др.;
  • игры с мячом: «Я знаю», «Творения природы и человека», «Вспомни и назови»...

Большое внимание в проекте уделялось экскурсиям по экологической тропе. Разработаны маршруты экологической тропы: «Весеннее пробуждение», «Здравствуйте, первоцветы», «Разведка осенних примет», «Следопыты», и др., они помогали ребятам узнать много нового и интересного о природе родного края, применить на практике полученные знания.

В процессе проектной деятельности решались познавательные задачи:

  • Как выглядят растения?

И основополагающие вопросы:

  • Что представляет собой мир растений?
  • Взаимодействие растений между собой.
  • Роль растений в жизни природы.
  • Может ли Земля существовать без растений?
  • Зависит ли человек от растений? Как?
  • Почему всё живое на Земле зависит друг от друга?
  • Считаете ли вы, что растения нужно охранять и беречь? Почему?

На все эти вопросы мы с детьми и находили ответы в процессе ОД Для практической деятельности я задействовала образовательную среду: зимнего сада, групповой комнаты, теплицы, территории детского сада и, конечно же, с помощью родителей их домашние возможности.

Интеграция образовательных областей

В процессе проектной деятельности по реализации проекта «Удивительный мир растений» цели и задачи достигаются посредством интеграции образовательных областей(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие). Воспитательно-образовательный процесс был организован на принципе интеграции и комплексно- тематическом принципе взаимодействия воспитателей, родителей и детей. Преимущества этого подхода в том, что он способствует:

  • достижению высокой эффективности в интеллектуальном развитии дошкольников;
  • является условием освоения основ системы экологических знаний;
  • способствует формированию научной картины мира;
  • позволяет достигать большего воспитательно-образовательного эффекта;
  • формирует гармоничные социальные и коммуникативные качества личности;
  • даёт высокий уровень сотворчества детей и взрослых.

Работа с родителями

Важным направлением нашей деятельности была работа с родителями. Она включала: просвещение родителей на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»; исследовательскую деятельность в домашних условиях – как эффективную форму образовательной работы по экологическому воспитанию детей- дошкольников.

Повышению уровня развития экологической культуры способствует и внедрение методик взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями по организации экологического образовательно –воспитательного процесса. В работе с родителями по данной проблеме решались следующие задачи: (раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интереса и положительного отношения дошкольника к природе; установить преемственность в работе с семьей; искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой).

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на практике взаимоуважения и личной заинтересованности..

Формы работы с родителями

В процессе реализации проекта «Удивительный мир растений», мною применялись следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  2. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения экологической направленности.
  3. Календарь интересных дат–совместные досуги: КВН и экологический праздник: «День рождения Земли», акция: «Украсим сад цветами!», экологические викторины: «Родная природа», «Земля- наш дом!».
  4. Домашнее задание: совместные с детьми продукты проектной деятельности..
  5. Электронная почта, консультации на сайте http://nsportal.ru/danilova-tatyana-yurevna.
  6. Привлечение родителей к совместной с детьми к экспериментальной трудовой деятельности
  7. Выпуск папок- передвижек- с консультациями, памятками по проекту.

Приобщение семьи к экологическому воспитанию детей, позволяет формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Формы влияния на семью для решения указанных задач были коллективными и индивидуальными. Но независимо от выбора той или иной формы приходилось учитывать индивидуальные особенности семьи, ее отношение к обсуждаемой проблеме, а для этого нужно иметь представление о каждой семье. Получить такое представление ему помогало посещение семьи.

Знакомство родителей с различными формами работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении, организовано через открытую информационную среду на сайте http://nsportal.ru/danilova-tatyana-yurevna.

Анкетный опрос родителей показал, что у детей удалось сформировать устойчивый интерес к изучению природы в рамках ОД, во всех формах её проявления: беседах, наблюдениях, экскурсиях, опытах, игровой деятельности, а так же экспериментальной деятельности. По результатам опроса можно сделать вывод, что родители, заинтересованные в экологическом воспитании детей, с энтузиазмом участвовали в реализации проекта «Удивительный мир растений», активно посещали родительские собрания. Родители принимали самое активное участие в выставках, практической работе с детьми в домашних условиях : опытах по выращиванию овощных культур, наблюдению за ними, формированию растениеводческих навыков у детей и т.д.. Всей своей работой и личным примером показывали бережное и уважительное отношение к живой и неживой природе, формируя основы экологическое мировоззрения ребёнка в гармоничном сочетании с детским садом.

Работа с воспитателями

Чтобы эффективно организовать исследовательскую деятельность в группе и на групповой площадке необходимо тесное взаимодействие с воспитателями. Для этого создан журнал взаимодействия с воспитателями. Он отражает тему исследований, наблюдения, темы бесед в группе и литературу для чтения, рекомендации по самостоятельной изодеятельности детей; оснащение уголка природы материалами и оборудованием для опытов и экспериментов, познавательной литературой для рассматривания. Вопросы взаимодействия и экологического просвещения воспитателей решаются на консультациях.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта предполагается реализовать задачи экологического воспитания:
1.Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
2.Воспитать эмоционально-положительное заботливое отношение к миру природы.
3.Дать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения для природы и самого ребенка.
4.Развить чувство эмпатии к объектам природы;
5.Воспитать желание охранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

6.Сформировать умение предвидеть и анализировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

В результате реализации проекта планировалось решать

задачи общего развития детей:

Личностные, когда дети :
1.Получат понимание и пример бережного отношения к природе, органичного восприятия мира в его разнообразии и единстве.
2.Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
3.Умение взаимодействовать в больших и малых подгруппах и распределять роли в разрешении проблемных ситуаций.
Познавательные, когда дети:
1.Получат первичные навыки исследовательской деятельности, опыт изучения растений посредством наблюдений, сравнений, экспериментов.
2.Получат первоначальные навыки приобретения тематической информации из различных источников.
3.Получат первоначальные навыки выявлять и устанавливать причинно- следственные связи в природе.
4.Научатся рассуждать, анализировать и делать выводы.
Творческие, когда в результате работы, дети:

Смогут проявить своё интеллектуальное своеобразие: придумать сказку,

рассказ, придумать тематический сюжет для игры, сделать рисунок.

Анализ результатов проекта и выводы
Øглавным достоинством практико-ориентированной исследовательской деятельности детей считаю то, что дети получают реальные представления о различных сторонах природного объекта, о среде и условиях произрастания и сосуществования с другими природными мирами;
  • Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности. Это подтверждается следующими фактами:
  • Работа над проектом повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям воспитанников:
  • Повышается познавательная активность дошкольников:
  • занятия стали проходить более оживлённо, детки с нетерпением ожидали практической работы над проектом и с видимым увлечением приобретали знания по растениеводству;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проект становится лично значимым для всех участников проекта;
  • у ребят проявляется стимул не только получить новые знания и умения через опытно-экспериментальную деятельность, но и добиться успехов в выполняемой работе.
  • дети, заинтересовавшись проблемой, выполняя проект, приобретают уверенность в своих силах, так создаётся реальная ситуация успеха в обучении;
  • участие в проекте для детей - это ещё одна возможность проявления творчества, развития творческого потенциала в совместной деятельности с воспитателями и родителями.
  • она проявлялась в виде экспериментирования с объектами природы: хлорофитумом, бегонией, рассадой цветов и овощных культур;
  • в их виде интерес проявлялся вопросов, связанных с исследованиями: почему, зачем, как, что будет, если... и т.д., в высказывании суждений и предположений.

Анкетирование родителей с целью с целью выявления результатов этого вида деятельности показало, что на вопрос: «Какие виды деятельности вам особенно нравятся?», в выборе многих участников было указано на предпочтение проектной деятельности;

Неравнодушным родителям такой вид исследовательской и творческой деятельности детей пришёлся по душе. Они отмечали значительное обогащение кругозора детей в области природы, широкий набор навыков: выращивание и уход за растениями, определения качественного состояния растений, отмечали, что происходит осознание, что растения-живые, что без растительного мира нет жизни животным и человеку;

Можно сказать, что проектная деятельность увенчалась успехом, удалось заложить основы экологической культуры и, ценностного отношения к любой форме жизни, т.е. удалось сформировать начала экологического мировоззрения дошкольников, даже тех, кто по разным причинам в исследовательской деятельности дома не принимал участие.

Эти результаты были достигнуты благодаря системному подходу и интеграции образовательных областей в процессе проектной деятельности.

Помимо этого был получен колоссальный опыт работы с детьми, который сформирован в виде «Педагогической копилки»?