Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2162
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель и назначение проекта:

- содействие целостному духовно – нравственному и социальному развитию личности ребёнка – дошкольника(5-8лет)

Задачи реализации проекта:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края, семейных традиций;

- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;


- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Основные принципы реализации проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом дети получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия предполагает воспитание дошкольников на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный:

- показ сказок (воспитателем, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), продуктивная деятельность (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир и т.д.)

Подробная инструкция

План реализации проекта (этапы)

№ п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

I этап

Информационно – аналитический (подготовительный)

1. Привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей:

- анкетирование родителей;

- анализ уровня сформированности знаний дошкольников по данной теме

2.Выбор темы и разработка проекта:

- постановка целей и задач;

- составление перспективного плана;

-подбор методического инструментария, в том числе изучение новых методик и технологий по вопросам духовно-нравственного воспитания

(сентябрь

2014года)

II этап

Практический этап. Реализация перспективного плана работы по проекту.

Второй этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию нравственных чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учётом особенностей развития ребёнка и социально-педагогических условий организации предметно-пространственной и образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

Поэтапная работа по духовно-нравственному воспитанию реализуется по трём направлениям:

1.Работа с детьми

2.Работа с родителями и социумом.

3. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе

1. Работа с детьми:

занятия познавательного цикла;

сбор фотоматериалов и оформление альбомов;

занятия по художественной литературе;

экскурсии, беседы;

дидактические игры;

продуктивная деятельность;

накопление и оформление практического материала.

Досуговая деятельность: праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов);

2.Активное взаимодействие с семьями воспитанников и социумом (библиотека, школа)

Совместные праздники;

открытые просмотры;

консультации;

СМИ для родителей;

конкурсы, выставки, походы и экскурсии

3.Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствовало формированию познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

Центр игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов Росси и разных стран.

Центр краеведения: демонстрационный материал, отображающий географию, труд, быт, искусство русского народа, народов России и других стран: альбомы, буклеты, фото, карты, куклы в национальных костюмах, предметы быта, макеты, мини-музей «Бабушкин чуланчик»

Центр «Книжкин дом»: подборка произведений русских детских писателей и поэтов, русский фольклор, знакомство с фольклором народов России, детская библия в картинках, подбор книг на этические и духовно-нравственные темы.

Центр творчества: разные виды театров, уголок ряженья, маски, шапочки, детская литература, сюжетные картинки и произведения, отражающие

жизнь русского народа и поведение людей в разных жизненных ситуациях.

Информационный центр: уголок для родителей в раздевалке группы (рекомендательные статьи, буклеты, листовки, экран добрых дел, консультации по темам, папки-передвижки и др.);

Методический центр воспитателя: программно-методическое обеспечение, конспекты ООД, праздников, тематических досугов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста.

(октябрь

2014г.- май 2016г).

3этап.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Анализ эффективности мероприятий и полученных результатов (диагностика).

(июнь 2016г)

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

- воспитание всесторонне и гармонично- развитой личности;

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

-ребёнок должен знать и уважать, с учётом его возрастных особенностей,основные социоформирующие народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;

- дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;

- знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;

- проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой и неживой природе, культуре;

- рассматривать своё и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения;

- хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких;

- ребёнок должен воспринимать красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении ребёнка к добру и неприятию зла.

Анализ результатов проекта и выводы

На заключительном этапе (апрель - май 2016г.)

был проведён анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей: диагностическое обследование сформированности у детей основ ценностных сфер личности, устойчивости навыков поведения, целостности восприятия мира.

В сравнении с началом реализации проекта (сентябрь 2014года) проявляется положительная динамика по следующим критериям:

- эмоционально-чувственный критерий (выражение сопереживания в разных жизненных ситуациях, отношение к ближнему) повысился на 23%;

- когнитивный критерий (наличие представления о добре и зле, проявление любознательности) повысился на 22%;

- мотивационный критерий (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности) повысился на 20%;

- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) повысился на 28%

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива группы, оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны, друг к другу и к окружающим людям; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района, села; наблюдается позитивное отношение к традициям русского народа, к семейным традициям.

Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе при поддержке родителей,, помогла осуществить основные направления духовно-нравственного воспитания. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Видео-интервью