Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1941
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Цель: обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Задачи:

  • формировать творческую, познавательную, интеллектуальную инициативу дошкольников, вовлекать их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в области науки и техники;
  • формировать у детей понимание целостности мира, интерес к явлениям природы, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • расширять представления о различных природных объектах (воз­дух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе;
  • формировать у старших дошкольников интерес к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робототехники;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в команде, малой группе (в паре);
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать мелкую моторику рук; точность и координацию движений;
  • формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
  • практический (строительство объектов из песка, сборка моделей, составление программ и др.);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
  • исследовательский метод;
  • конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между командами;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Подробная инструкция
  • Название проекта: «Использование современной цифровой образовательной среды для развития познавательных способностей старших дошкольников».
  • Тематическое поле: цифровая образовательная среда ДОУ.
  • Проблема: влияние цифровой образовательной среды на развитие познавательных способностей старших дошкольников.
  • Вид проекта: долгосрочный.
  • Состав участников: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
  • Материально-технические ресурсы: компьютерный класс, комната с интерактивной песочницей, интерактивная доска, экраны и проекторы, программное обеспечение.
  • Планируемое время работы по проекту: 2 года в старшей и подготовительной к школе группах.
  • Организационные формы работы над проектом: специально организованная образовательная деятельность с подгруппами детей.
  • Интеграция образовательных областей: все образовательные области.
  • Работа с родителями и педагогами ДОУ:

- знакомство с темой проекта (ширма, День открытых дверей);

- сбор материала по теме (энциклопедии, фотографии, иллюстрации);

- рекомендации по правильной организации места ребёнка за компьютером и применения гаджетов дома;

- участие в конкурсах и соревнованиях по робототехнике;

- экскурсия в Музей занимательных наук «Фокус» на интерактивную выставку;

- просмотр и обсуждение видеороликов о новинках науки и техники;

- выставка-презентация моделей из конструктора «Робот всем поможет»,

- интернет-форум;

- викторина «Твой друг – компьютер»;

- «Занимательный час» для совместной деятельности.

  • Взаимодействие с социальными институтами:

- Мурманская областная детско-юношеская библиотека;

- библиотека-филиал № 12 «Книжный Гольфстрим» Центральной детской библиотеки;

- Первомайский дом детского творчества;

-МБОУ «Мурманский политехнический лицей»;

- Мурманский областной краеведческий музей;

- Городской информационно-методический центр работников образования (ГИМЦ РО);

- Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования»;

- ГАУДО МО «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия».

  • Ход проектной деятельности:

Этапы проекта


Подготовительный

Беседа о современной цифровой образовательной среде, достижениях науки и техники.

Проблемный вопрос: «Как помогают современные компьютерные средства познавательному развитию дошкольника?»

Творческая группа педагогов приняла участие в обсуждении вопроса, составили план исследования, сделали предположения, где можно найти информацию.


Аналитический

Был проведен совместный поиск информации в педагогической литературе, Интернете, экскурсия в библиотеку. Во время поиска ответа на главный вопрос педагоги отстаивали свои позиции в дискуссии, вносили предложения, как организовать образовательный процесс с использованием цифровой среды в ДОУ.


Основной

Педагоги и специалисты детского сада разработали тематический план использования цифровой образовательной среды для эффективного развития познавательных процессов старших дошкольников.


Презентационный

Педагоги ДОУ и специалисты используют на своих занятиях средства ИКТ.


Рефлексивный

Результат: целенаправленное комплексное использование цифровых технологий способствовало развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.


  • Формы проведения презентаций:

- в интерактивной песочнице: «Моя песочная страна»;

- с использованием интерактивной доски: «Домашние презентации» и совместное творчество с воспитателями по тематическим проектам (ЭОР - приложения);

- выступления в детской библиотеке и в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке;

- конкурсы «День маленьких изобретателей», «Транспорт будущего»;

- городской фестиваль научно-технического творчества "Волшебная страна конструирования".

Ожидаемые результаты

Создание и использование цифровой среды в ДОУ позволит высокоэффективно развивать познавательные процессы дошкольников, укреплять и сохранять здоровье, готовить детей к периоду школьного обучения.

Анализ результатов проекта и выводы

Целенаправленная работа по использованию современной цифровой образовательной среды дала возможность детям старшего дошкольного возраста:

  • легче усвоить понятия формы, цвета и величины; числа и множества; быстрее научиться ориентироваться на плоскости и в пространстве; активно пополнить словарный запас;
  • эффективно развить мелкую моторику рук, координация движений глаз; целеустремлённость и сосредоточенность, воображение и творческие способности; элементы наглядно-образного и теоретического мышления; способность к прогнозированию конечного результата действий;
  • развивать связную диалогическую и монологическую речь, позитивное эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, стать более уверенным в себе и общительными со взрослыми и сверстниками;
  • закладывает основы для ловкости рук, уверенности и силы в мелких движениях, помогает в дальнейшем в постановке почерка ребенка, развивает внимание, память, воображение, тренирует восприятие.

Дети научились ставить цель и достигать её, терпеливо и настойчиво искать решение трудной задачи, освоить необходимые в будущем навыки работы на компьютере. У дошкольников начали вырабатываться ценностные ориентации на здоровый образ жизни, произошло снижение заболеваемости.

В ходе проекта выяснилось, что современные дети лучше работают на интерактивной доске, чем пять лет назад, но зато возникают трудности с координацией движений при освоении «мышки».

В целом современная цифровая среда в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения. Всё это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, профессиональной ориентации детей, развитию устойчивого интереса к науке и технике, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности, и повышает уровень готовности ребёнка к школе. Таким образом, современная цифровая среда в ДОУ является универсальным инструментом для развития познавательных способностей детей и вписывается в дошкольное образование в четком соответствии с требованиями ФГОС.