Наверх

Проекты победителей

Заявка № 497
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема: Формирование интонационной выразительности речи как одно из ведущих направлений работы по устранению проявлений стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Цель: формировать интонационную выразительность речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, стертая форма дизартрии

Задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей.

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Развитие речевого дыхания: длительности, интенсивности.
4. Формирование ритмико­-мелодической стороны речи.

5. Укрепление и подвижность артикуляционного аппарат.

Подробная инструкция

Работа по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, началась с подбора и изучения методической литературы. Были составлены диагностические карты обследования состояния интонационной стороны речи у детей, особенности развития интонационных компонентов речи у данной категории дошкольников (Приложение №1). Диагностический материал был разработан с учетом требований примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и "Вариативной примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" Н.В.Нищевой ..

Были использованы следующие методики Е.Ф. Архиповой : «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения», «Обследование модуляций голоса по высоте», «Обследование модуляций голоса по силе», «Выявление назального тембра голоса», «Методика восприятия тембра», «Методика воспроизведения тембра голоса».
На основе анализа современных достижений научно-методической и логопедической литературы по данной проблеме определена критериальная база и оценочные показатели, направленные на выявление уровня сформированности элементов интонации:
1. интонационных структур в импрессивной речи;
2. логического ударения;
3. высоты голоса;
4. силы голоса;
5. тембра голоса.
Затем был проведен первоначальный мониторинг, который показал, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии имеются определенные отклонения в развитии интонационных компонентов речи. Также данные мониторинга показывают на то, что у большинства дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается недостаточное по длительности, объему и интенсивности дыхание, а также нарушения ритмичности и плавности дыхания.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости организации целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания и интонационно-выразительной окраски речи у дошкольников данной категории.
Работа по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии началась в старшей группе и продолжилась в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование интонационной выразительности речи осуществлялось в направлениях:
- от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;

- от различения и усвоения повествовательной к вопросительной (общий и специальный вопрос) и восклицательной интонации в соответствии с выявленной определенной последовательностью появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей (Тонкова-Ямпольская Г.В.). В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводилась в несколько этапов.

I этап - подготовительный.
Задачи этапа: развитие у детей физиологических механизмов овладения интонацией (улучшение деятельности дыхательного и голосового аппарата), коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи, восприятия и воспроизведения слогового, словесного, логического ударения.
II этап - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
III этап - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи.
На первом этапе проводились упражнения по формированию диафрагмально-реберного типа дыхания.
С этой целью использовались различные виды деятельности (Приложение № 2):
-комплекс упражнений "Бегемотик",
фонационная дыхательная гимнастика (упражнение "Звукоподражания"),
речевая дыхательная гимнастика (упражнение "Кукольный театр одного пальчика"),
упражнения по коррекции нарушений голоса - тембра, высоты, силы (упражнения «Голубка и ее птенчики», «Веселый мышонок», «Мы едем, едем, едем….», «Медвежонок Винни и Эхо»),
проговаривание скороговорок, упражнения для развития медленного темпа речи («Мишка-торопыжка»).
Это способствовало нормализации речевого дыхания, темпо-ритмической стороны речи.
На втором этапе работы дети познакомились с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; узнали, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомились с различными видами интонации и средствами их обозначения; учились различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
Реализация этих задач осуществлялась по пяти направлениям (Приложение №3).
Первое направление – формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
При реализации основных мероприятий детям было показано, что речь разнообразна интонациями и это разнообразие достигается изменениями высоты, силы, тембра, интенсивности и модуляций голоса. Интонация эмоционально окрашивает речь, помогает в выражении чувств. Дети познакомились с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учились различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи и продуцировать их в экспрессивной. Реализация этого этапа проводилась последовательно. Велась работа:
- со звуковыми средствами выражения различных интонационных конструкций, с их графическим обозначением;
- над восприятием и воспроизведением повествовательной интонации;
- над восприятием и воспроизведением вопросительной интонации;
- над восприятием и воспроизведением восклицательной интонации.
Дети познакомились со звуковыми средствами выражения различных интонационных конструкций, с их графическими обозначениями в виде стрелочек. Применялись карточки с изображением гномиков — символов знаков препинания. Для успешного запоминания в упражнения были введены алгоритмы, которые повторялись из упражнения в упражнение. Также дети пользовались алгоритмами при самостоятельном воспроизведении предложений различных коммуникативных типов. У детей формировалось восприятие и воспроизведение эмоциональных оттенков интонации
Второе направление – знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения. Дети заучивали стихотворения о точке.
Третье направление – знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
Четвёртое направление – знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения, заучивают стихотворение:
Пятое направление – дифференциация различных видов интонации.
Дети повторяют, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, повторяют стихотворения о знаках, проводятся различные задания по дифференциации различных интонационных типов предложения («Сорока и мышь»), проводятся графические диктанты.
Третий этап работы включал в себе задачи по формированию интонационных структур в экспрессивной речи, дифференциации интонационных структур в экспрессивной речи.
Мною подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи использовались упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции (Приложение №4)
Во всех видах этой работы дети учились слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. У них активизировались не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводилась по четырем направлениям:
- формирование интонационной выразительности повествовательного предложения;
- формирование интонационной выразительности вопросительного предложения;
- формирование интонационной выразительности восклицательного предложения;
- дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Работу над интонационной выразительностью начинала проводить при выполнении этюдов: предложила один и тот же речевой материал, без интонационного оформления и с интонационным оформлением, и выяснялось, какое чтение больше нравится. Затем познакомила детей с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной, сочетая интонацию с графической моделью и движением руки. Сначала дошкольники учились определять интонацию в посторонней речи, затем в собственной.
При отработке интонационных конструкций:
- повествовательного предложения дошкольникам предлагались игры типа: «Подскажи словечко», «Скажи по цепочке», «Придумай предложение»;
-вопросительного предложения - резкое повышение тона в конце вопросительного предложения: «Мама дома?»; «У нас гости?» и т.д. Выделение интонацией вопросительного слова: «Какой сегодня день? Кто дома? и т.д.». Закрепляли вопросительную интонацию в стихах (вместе с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
-восклицательного предложения - проводилось на материале междометий с использованием картинок, стихов. Далее отрабатывались фразы, выражающие обращения, требования, восклицания (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно). Восклицательная интонация закреплялась в стихах.
Дифференциация интонационной структуры предложения проводилась на материале считалок, чистоговорок, поговорок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям.
Участие детей с дизартрией в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
В играх-драматизациях у воспитанников шлифуется навык правильной интонационно выразительной речи. Для исполнения роли ребёнок закрепляет навык владения разнообразными средствами языка: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.
Для формирования интонационной выразительности речи и непринужденного эмоционального общения создавались специальные условия, то есть организовывалась полноценная речевая среда.

Для развития четкой, ритмичной, выразительной речи детей в работе были использованы упражнения из методик Лопатиной Л.В. и Серебряковой Н.В. , в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов. Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста.

Основываясь на лингвистических представлениях об интонации, в процессе обучения осуществлялась работа не над изолированными компонентами, а над комплексом просодических средств, выступающих в качестве плана выражения интонации: мелодикой, основным тоном высказывания, интенсивностью, длительностью, тембром голоса, что обеспечивало формирование интонации как целостного образования.
Работа по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников проходила через всю деятельность детей на занятиях. Коррекционная работа по развитию интонационных компонентов речи включала в себя: логоритмические минутки, медленные стихи, подбор рифмы, работу над ритмом. На материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, дети учились подражать голосам, интонациям героев.
В формировании интонационного компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Поэтому большое внимание уделялось развитию словаря и связной речи детей
Система логопедической работы дополнялась занятиями логоритмикой, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывали значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с дизартрией, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. на основные средства интонирования речи.
Таким образом, формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи эффективно осуществлять в направлении от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности речи затрагивала всю деятельность дошкольников в детском саду, велась на всех занятиях: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Интегрированный подход к данной теме способствовал сочетанию традиционных и нетрадиционных методов, стимулирующих речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, появлялась возможность достижения высокой эффективности в работе с детьми и стабильность результатов.
Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года родители знакомятся с основными направлениями по коррекции речевых нарушений у детей. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на информационных стендах для родителей помещается информация о достижениях детей в этом направлении. В помощь родителям были разработаны методички, проводились семинары-практикумы, деловые игры (Приложение №5). В конце учебного года был проведен КВН между родителями и детьми, на котором помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию были проведены конкурсы «лучшая роль» и «конкурс чтецов». Для педагогов группы и ДОУ представлены консультации, семинары-практикумы, картотека дидактических игр, проведены игры-занятия, игры-драматизации, деловая игра (Приложение №6).
В результате проделанной работы интонационная выразительность речи детей со стертой формой дизартрии стала более выразительной, интонационно окрашенной, у них сформировано умение пользоваться основными компонентами просодики, такими как темп, ритм, мелодика, пауза, интонация. Наблюдается улучшение со стороны лексико-грамматической и фонетико-фонематической системы речи.
Таким образом, данные показали, что необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.
Все данные, полученные в ходе проведенных экспериментов, анализ этих данных показали, что занятия по формированию просодики у детей со стертой формой дизартрии нормализуют основные компоненты просодической стороны речи и делают речь выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач, что доказано экспериментальным путем.
По результатам работы были разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у детей со стертой формой дизартрии. Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в дошкольных учреждениях и в семьях, имеющих детей со стертой формой дизартрии.

Подбор и использование разнообразных коррекционно-педагогических технологий позволит добиться положительных результатов в работе, о чем говорят результаты итогового мониторинга.

Библиографический список

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.

2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. - М.: Просвещение, 1987.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1973
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968
5. Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и ормальном развитии детской речи. - М.: Просвещение, 1990.
6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика М., Высшая школа, 1979. - 312 с.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Учпедгиз, 1978.

8. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика, 1944, № 2, с. 65-75.

9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. - СПб.: НОУ «Союз», 2006. - 151 с.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) - Учебное пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

11. Лопухина И.С. Логопедия (550 упражнений для развития речи). - М.: Аквариум, 1998

12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2002

13. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет -Изд. 3-е, СПб., 2014.
14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., ВасильеваМ. А. и др. – М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 305 с

15.Психология. Выготский Л.С. М.: 2000 - 1008 с. (Серия "Мир психологии")

16. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001
17. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей. - М.: Учпедгиз, 1972

18.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. - М.: Владос, 2003.

Ожидаемые результаты

Разработанная методика логопедического воздействия по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать овладению детьми комплексом просодических средств, обеспечивающих становление интонации как целостного образования, формированию коммуникативной компетентности, речевому развитию в целом, совершенствованию практики дошкольного воспитания и образования детей данной категории

Анализ результатов проекта и выводы

Результативность опыта отслеживалась посредством мониторинга. Итоговый мониторинг проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный мониторинг. Он проводился с целью выявления уровня сформированности интонационной выразительности речи как одного из ведущих направлений работы по устранению проявлений стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Итоговый мониторинг показал, что на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 35% до 60% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 65% до 15 %. Качество освоения материала составило – 85%

Итоговый мониторинг позволяет сделать выводы о том, что проведенная работа помогла детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Изменение содержания коррекционно-логопедической работы по проблеме с использованием заявленных коррекционных технологий, таких как детское экспериментирование, использование проектных и игровых технологий, а также созданные условия помогли добиться поставленной цели.
Это позволило достичь определенных результатов: произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне сформированности интонационной выразительности речи детей.
Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии.
Воспитанники группы принимали участие в различных творческих конкурсах, конкурсах стихов. И, как результат работы по формированию интонационной выразительности речи, занимали призовые места:
Декабрь, 2014 г. - 3 место в областном фестивале детского художественного творчества дошкольников «Надежда», номинация «Лира».
2014 г. - 3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» в номинации «Актерское мастерство».
2015 г. – грамота за «Актерское мастерство» в муниципальном конкурсе юных чтецов «Краски поэзии».
2016 г. – участие в муниципальном конкурсе юных чтецов «Краски поэзии».