Проекты победителей
Методический проект - "Формирование навыков звуковой культуры речи у детей 3-4 лет в едином семантическом пространстве" (Инструментарий - авторский дидактический материал, методические рекомендации).
Цели для участников проекта:
дети: создание оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих условий для формирования звуковой культуры речи, способствующей успешной социализации личности ребенка 3-4 лет;
родители: обеспечение практической помощи в воспитании звуковой культуры речи у детей 3-4 лет;
участники образовательного процесса: профилактика речевых нарушений у детей в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей 3-4 лет;
воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников (умения свободно владеть механизмами речи ( с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) - дыханием, голосом, артикуляцией звуков, интонацией речевых реакций);
формирование общей культуры личности детей.
Коррекционно-педагогические и общедидактические принципы проекта:
системность( календарно-тематическое планирование);
комплексность (включение всех компонентов звуковой культуры речи в процесс развития);
принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование звуковой культуры речи);
онтогенетический принцип (возрастные физиологические особенности звукопроизношения);
принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая мотивация, игровые приемы и способы);
принцип учета зоны ближайшего развития (опережающий характер развития через взаимодействие ребенка и взрослого);
наглядность (подбор дидактического материала);
доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка);
дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка ( учет особенностей развития каждого ребенка).
Методы:
организационные (подготовка к организации проекта, редакция дидактического и наглядного материла, создание условий для реализации проекта);
эмпирические (наблюдение за особенностями речевого развития детей 3-4 лет в группах, психолого-педагогический эксперимент - реализация проекта);
психодиагностические (тесты для участников образовательных отношений по методике формирования звуковой культуры речи (ЗКР) у младших дошкольников, анкеты для родителей, беседы с родителями по вопросам воспитания ЗКР;
количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный анализ состояния речевого развития детей, компетентности участников образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе воспитания ЗКР у своих детей).
Теоретическая основа проекта:
учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже и др.);
концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методический проект с авторским дидактическим материалом (пособие) является средством профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. На основе практического опыта работы учителя-логопеда на логопункте при дошкольном образовательном учреждении разработан дидактический материал по формированию звуковой культуры у детей 3-4 лет в комплексе (лексико-фонетического планирования). В пособии предлагаются речевые игры и упражнения, которые формируют звуковую культуру речи (ЗКР) с целями, кратким описанием и методическими указаниями по перспективному планированию (ежемесячно и еженедельно в соответствии с заданной темой). Предлагаемая игровая форма материала позволяет педагогам творчески запланировать и реализовать процесс формирования ЗКР у младших дошкольников. Кроме того, игротека упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно использовать как в комплексе, так и отдельных его частей в зависимости от состояния речи детей. Материал адресован специалистам по речевому развитию, логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в успешном развитии речи своих детей.
Планирование работы по воспитанию ЗКР осуществляется по календарно-тематическому плану, с учетом последовательного усвоения артикуляции звуков по онтогенетическому принципу (от гласных к губно-губным и губно-зубным согласным). Например, месяц - октябрь, тема недели "Игры и игрушки". Все разделы ЗКР на каждую неделю даны в таблице. Ежедневно можно использовать рекомендации по одному разделу или нескольким разделам с повторением. Приведем пример использования методики на одну неделю.
Понедельник. 1. Моторика артикуляционного аппарата. Упражнения для щек: "Веселый мяч", "Робот". Для нижней челюсти: "Покажи Айболиту горлышко", "Лодочку качает на волнах". Для языка: "Лопаточка", "Качели", "Лошадка". (Повторение в течение недели).
6. Интонационная выразительность. Координация речи с движением, мелкая моторика. Игра "Посмотри на картинку и спой песенку". (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии). Повторение в течение недели.
Вторник. 2. Речевой слух. Слуховое восприятие. Фонематический слух. Игра "Чудесный мешочек" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).
Среда. 3. Речевое дыхание. Упражнение "Веселый клоун" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).
Четверг. 4. Закрепление артикуляции звука. Игра "Кормление куклы" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).
Пятница. 5. Правильный темп речи, сила голоса, высота. Игра "Успокой куклу" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).
Игры и упражнения организуются в одном семантическом поле, таким образом формируется не только звуковая культура речи, но и закрепляется, увеличивается количественно и качественно активный словарный запас, грамматические конструкции. Речь ребенка развивается в системе взаимодействия всех компонентов - лексика, грамматика, связная речь, образная речь. Такое сочетание дает большой эффект, заинтересовывает детей, воспитывает у малышей первоначальные навыки "языкового чутья". Родители так же могут использовать игровой материал как настольную книгу по воспитанию звуковой культуры речи, а результат систематической работы можно наблюдать уже через несколько месяцев.
Гипотеза проекта: целенаправленное, систематическое и пропорционально распределяемое речевое воздействие с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка ведет к значительному сокращению количества детей как с тяжелыми нарушениями речи, так и нивелированию нерезко выраженных процессов торможения речевого развития.
Эффективность методического проекта.
Результаты диагностики детей.
Количество детей с тяжелыми нарушениями речи (низкий уровень) за период с 2013 по 2016 гг.
сократилось в среднем на 20%,
количество детей со средним показателем уровня речевого развития ( средний уровень) увеличилось на 25 %,
а количество детей с высоким показателем речевого развития (высокий уровень) увеличилось на 30%.
Показатель эффективности – 25%.
Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в процессе воспитания звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. (с 30% в 2013-2014 гг. до 70% в 2015-2016 гг.). Показатель эффективности - 40%.
Психолого-педагогическая компетентность по результатам тестирования педагогов повысилась на 30%.
Таким образом, гипотеза проекта была доказана эмпирическим путем.
Участники проекта показали положительную динамику, средний показатель эффективности методического проекта составляет 32%.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию звуковой культуры речи формирует общую культуру личности ребенка, развивает коммуникативные навыки. Активный словарный запас детей увеличился количественно и качественно, многие дети стали с удовольствием декламировать стихи и короткие рассказы.
Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей значительно возросла компетентность родителей в вопросах развития речи детей. В итоговых анкетах родителей отмечается динамика речевой активности детей, у "неговорящих" малышей появилась фразовая речь.
Совместная работа логопеда и воспитателей повышает уровень психолого-педагогической службы в МДОУ. Результатом работы стало желание детей посещать детский сад, чтобы снова поиграть со сверстниками и воспитателями.