Наверх

Проекты победителей

Заявка № 438
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Инновационный педагогический проект (опыт)

«Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Разработала воспитатель первой квалификационной категории Большакова Марьям Мухамет-Галиевна

Цель проекта - повышение уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.

Задачи проекта:

  • анализ нормативной, методической литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  • разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  • обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей; коэффициента оригинальности; высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
  • обоснование педагогических условий повышения уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  • определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.
  • Методы:-проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), -поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес к самостоятельной поисковой деятельности), -игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), -практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Методы и технологии ТРИЗ используемые в работе с детьми: -психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие; -«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; -метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь. - проблемный метод и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.
Подробная инструкция

Введение

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений - развитие творческого потенциала и речи детей. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Поиск и творчество во всём!».

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего, в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С. Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Актуальность педагогического опыта

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Я считаю проблему развития речи и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ и РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни. Анализируя эти качества, я вижу портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования портрету дошкольника – выпускника.

Инновационная направленность педагогического опыта.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.

Форма представления педагогического опыта. Педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Практическая значимость педагогического опыта.

1. Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Новизна педагогического опыта.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей: Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на развитии речи и ознакомлении детей с окружающим миром с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Мною были разработаны творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста. Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и речи детей. Разработаны картотека игр и тренингов на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; развития речи и творческого воображения.

Элементы ТРИЗ я применяю практически во всех образовательных областях, в таких, как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и речевое развитие, в игровой деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально), а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке) Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.

Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.

11. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Приемы:

1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Да-нетка»).

3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью; -от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Теоретическая значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления.

ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.

Спроектированная мною технология по формированию творческого потенциала и речи у детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;

- предметное содержание процесса реализуется в системе;

- необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители). Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, я решила для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе Программы воспитания и обучения в детском саду, программе «Истоки» по которой работает наш детский сад .

Адресность опыта.

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Работа по ТРИЗ-РТВ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Трудоемкость опыта.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.

Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр. Единственное, на что следует приложить усилие – это изготовление игры «Круги Луллия», но эти трудности оправдывают себя, так как эта игра используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности.

Методологическая база педагогического опыта.

Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»), А.В. Корзун «Весёлая дидактика»

Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого.

В основу опыта легли разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ, которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее. Разработчики ТРИЗ-педагогики: Гин А.А., Гин С.И., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И.

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. Сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

4.Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ

Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о ….., а на следующем занятии узнаем, почему …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:

этап (подготовительный) – вторая младшая группа;

этап (ознакомительный) – средняя группа;

этап (изобретательный) – старшая группа;

этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок:

- «Салат из сказок»;

- «Выкладывание карт»;

- «Маленькие человечки»;

- Сказка «наизнанку»;

- «Сказка в заданном ключе»;

- Мозговой штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

-Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

-Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.

-Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

-Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

-Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с детьми я придерживаюсь следующей последовательности:

а) Выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности.

б) Определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия.

в) Формулировка программного содержания.

г) Выбор разнообразных инструментов обучения.

д) Составление конспекта.

Для решения поставленных задач использую следующие приёмы ТРИЗа:

Метод «Мозговой штурм» (автор - морской офицер Алекс Осборн).

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления провожу тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).

Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.

Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач, которые использовала в своей работе.

Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Я разработала несколько игр с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.

Методы развития речи на основе дифференцированного подхода. Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

Пособие «Гусеничка».

Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составили загадки и оформили в виде альбома «Наши загадки».

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры использу схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения. Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Лето красное-пора прекрасная!», «День космонавтики», «День доброты», «Салют Победы!», «Мама-лучшая на свете», «Мы встречаем Новый год» и др.. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.

Для успешного использования ТРИЗ-технологии я создала соответствующую развивающую среду: приобрела дидактические развивающие игры и пособия ( «Логические блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Счётные палочки Кюизенера», «Математический планшет», «Умные шнуровки», «Цветовой код», «Круги Луллия», «Гусеничка» ), картинки, разные виды театров (перчаточный, ростовые куклы, теневой, настольный, плоскостной, пальчиковый, магнитный, куклы-оригами ) , конструкторов («Зиг-заг», «Весёлая стройка», «Лесовичёк»), различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в свободной самостоятельной деятельности.

5. Ресурсное обеспечение.

Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.

6. Финансовое обеспечение. Педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками.

7. Материально – техническое оснащение.

Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач данной технологии в детском саду создана необходимая материально – техническая база. В дошкольном учреждении функционируют: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, методический кабинет. Имеется оборудование: компьютеры, принтер, сканер, магнитофоны, видеопроектор, цифровой фотоаппарат. Результативные параметры. Два раза в год проводилась диагностика уровня развития познавательной активности детей и развития речи. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли положительные существенные изменения.

Анализ результатов позволяет сделать выводы и внести необходимые коррективы в работу. За период работы по технологии были использованы лишь некоторые методы развития творческого мышления, воображения и речи.

Разработка и внедрение моего опыта работы также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники являются участниками и призерами различных творческих конкурсов декоративно-прикладного искусства на уровне ДОУ и районном, интернет-конкурсов, музыкального фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», творческо-музыкального конкурса «Нам поёт Пасхальный звон песнь о жизни вечной!» и многих других.

9.Формы распространения опыта:

- организация и проведение творческих отчетов, педагогических мастерских в детском саду, мои разработки конспектов занятий, открытых мероприятий, совместных праздников, проекты с участием детей и родителей, рекомендации (памятки) для родителей и педагогов, -мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада», консультации, круглые столы, анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты :

будут обеспечены:

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения детей;

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;

- преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития творческого воображения у старших дошкольников;

-повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;

-увеличится доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе.

Дети старшего дошкольного возраста научатся:

-планировать свои действия: анализировать задания, определять последовательность его выполнения, вслух проговаривать последовательность действий;

-создавать идеи в условиях ограничений, заданных инструкцией к выполнению упражнения;

-изменять характеристики знакомых объектов, создавать необычный образ через комбинирование разных деталей;

-детально разрабатывать выбранную тему, придумывать названия для своих работ;

-сочинять сказки и истории, применять различные приемы для сочинения, решения творческой задачи;

-осуществлять контроль: сравнивать результат с заданием, находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;

-самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.

Педагоги и родители:

-повысят свою компетентность в вопросах развития творческого мышления и воображения старших дошкольников;

-будут более ориентированы на личностную модель взаимодействия с детьми;

-заинтересованы в развитии собственного творческого потенциала;

-овладеют способами развития творческого потенциала;

-научатся находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ сравнительных результатов за период с сентября 2014 года по январь 2017 года позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании.

После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень (72%) сформированности творческого воображения; коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68% (увеличилось количество неповторяющихся рисунков у детей, рисунки стали детализированными, фигура-эталон уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали, отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству); у дошкольников наблюдается повышение высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия – увеличилось количество содержательных устранений несоответствия (количество конструктивных ответов, соответствующих высокому уровню, составляет 67%).

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ выросло на 48 %; вовлеченность в образовательный процесс увеличилось на 25%; 93% родителей удовлетворены качеством предоставляемых услуг в дошкольном образовательном учреждении.

Педагоги: повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ; в систематизации знаний и умений по вопросу координации усилий детского сада и семьи по данному направлению работу.

Методы ТРИЗ способствовали также повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе. Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса, повысила эффективность проделанной работы и помогает получить положительные результаты.

Социально значимые результаты реализации проекта:

- выработана стратегия организации партнерской деятельности воспитателя и воспитанника в процессе педагогического воздействия;

- повысилась компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей/законных представителей);

- обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

- увеличилась доля воспитанников, получающих образование с использованием технологии ТРИЗ на 50%;

- увеличилась доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе на 20%.

- информация о проекте представлена на интернет-сайте ДОУ; в социальной сети работников образования .

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе, предполагаю продолжить работу по оптимизации образовательной работы с детьми средствами технологии ТРИЗ через расширение их арсенала, как за счет готовых информационных продуктов, так и разработкой собственных.

Планирую создать персональный блог, где будет представлен обобщенный и систематизированный опыт работы по проблеме развития творческого воображения в образовательной работе с детьми.

Видео-интервью