Наверх

Проекты победителей

Заявка № 535
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Цель реализации программы: Создание самоорганизующегося сообщества осознанных родителей и педагогов дошкольного образования на базе организаций/учреждений дошкольного образования (детских садов, детских центров и клубов) для большего вовлечения семьи в образовательный процесс.

Задачи:

  • создать пространство для родителей и педагогов для обсуждения проблем, решения организационных и других вопросов воспитания, общения;
  • саморазвитие, повышение осознанности родителей и педагогов, пространство для практики полезных инструментов;
  • получение дополнительного образования в сфере педагогики, психологии, здоровья и общения с детьми;
  • обмен опытом и взаимное обучение;
  • профилактика эмоционального выгорания;
  • максимальная адаптация и индивидуализация образовательного маршрута каждого ребенка в детском саду и дома, оперативное обсуждение вопросов;
  • лучшее управление группой, быстрое внедрение изменений;
  • использование большего количества возможностей для организации совместных мероприятий, экскурсий, походов и т.п.;
  • повышение мотивации и заинтересованности родителей и педагогов в саморазвитии и распространении этой культуры на других участников образовательного процесса.

Описание методов развития компетенций

  • Самообучение - анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы.
  • Обратная связь - обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем своей работы с точки зрения данной компетенции.nОбучение на опыте других - наблюдение за человеком, у которого данная компетенция развита высоко; совместное обсуждение с ним его опыта.
  • Развивающие проекты – участие в проектах, обсуждениях, мероприятиях и тд, требующих более высокого уровня владения навыком или компетенцией. Пример: педагог берет на себя ответственность за реализацию мероприятия в садике для улучшения организаторских способностей и умении координировать несколько процессов одновременно; родители ходят друг к другу в гости с детьми, для того чтобы научиться управлять домашней образовательной средой ребенка, развить навыки наблюдения за ребенком и тд.
  • Развитие в процессе воспитания и общения с детьми – конкретные задачи и практики из ежедневной деятельности и общения, которые способствуют развитию компетенций
Подробная инструкция

Целевая аудитория:

  • Родители детей, посещающих детский сад (дошкольное образовательное учреждение)
  • Педагоги и ассистенты педагогов дошкольного образования
  • Тренеры, психологи и семейные психотерапевты, ведущие вебинаров

Форма проведения занятий и встреч – очно-заочная

Срок реализации проекта (освоения программы) – 12 месяцев ( часов)

Актуальность программы:

Педагоги детского сада по системе Монтессори признают родителей (законных представителей) как главных воспитателей и учителей для детей, оставляя себе роль компетентных помощников семьи, обустраивающих жизнь детей в небольшой социальной группе. В связи с этим посещение детского сада может начинаться с младенческого возраста. Мамы с детьми приходят в предметно-пространственную развивающую среду с момента пробуждения у ребенка интереса к предметному миру (возраст 4–6 месяцев). Во многих организациях, работающих по системе Монтессори, созданы детско-родительские сообщества с группами «Вместе с мамой». Педагоги, работающие в этих группах, не только создают развивающую среду, но и оказывают компетентное сопровождение пары ребенок — взрослый, являясь ассистентами раннего детства.

Организация таких детско-родительских сообществ и предоставление возможностей родителям учиться наблюдать за ребенком и создавать условия для его саморазвития дома позволяют:

  • осуществить преемственность перехода ребенка из домашней среды в группу детского сада;
  • облегчить ребенку проживание адаптационного периода в детском саду;
  • подготовить родителей (законных представителей) к восприятию концептуальных идей и принципов, на которых будет строиться жизнь их детей в детском саду и, возможно, школе Монтессори.

В течение учебного года проводятся регулярные встречи с родителями (законными представителями) для обсуждения не только организационных вопросов функционирования организации/группы, но и вопросов содержания образовательного процесса и ухода за детьми. Для установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) необходимо совместно обсуждать особенности текущего процесса, анализировать и оценивать успехи и трудности, возникающие в работе группы, и, исходя из них, планировать изменения тактики поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.

Ключевой темой в период адаптации ребенка является согласование режима дня «дома — в детском саду — дома». Не менее важной темой является поддержка и укрепление здоровья детей дома и в детском саду. Необходима согласованность не только позиций каждой семьи и педагогов, но и согласование педагогами этих позиций с родителями детей всей группы. Так складывается родительское сообщество и формируется общность взглядов педагогов и родителей детей. Для поддержания такого сообщества хороши совместные праздники, где все участники получают заряд вдохновения. Праздники, мероприятия и другие творческие проекты оставляют добрый след в душе каждого. Не менее двух раз в год должны проводиться индивидуальные встречи-беседы педагогов группы с семьей. Хорошо, если на такую встречу приходят все члены семьи, которые живут в доме (или проводят значительную часть времени) с ребенком и естественным образом влияют на организацию его жизнедеятельности. В течение всего периода пребывания ребенка в детском саду педагоги группы и родители регулярно ведут диалог, целью которого является координация направленных действий со стороны взрослых по воспитанию и образованию ребенка.

Инструкции:

1 этап - Engage

  • разработка программы;
  • привлечение педагогов, тренеров, фасилитаторов, психологов для реализации образовательной программы;
  • выделение необходимых ресурсов для реализации программы: помещение, кадровые ресурсы
  • информирование родителей о появившемся сообществе, привлечение наиболее активных к разработке программы и организации встреч;

2 этап - Educate

  • энтузиазм со стороны родителей можно зародить через обсуждение их насущных проблем, которые встречаются в процессе воспитания и общения с ребенком.
  • проведение первой встречи; анализ потребностей и запросов родителей;
  • составление индивидуальных планов развития педагогами и родителями;

3 этап - Empower

  • постепенное смещение ответственности в сторону родителей, уменьшение роли педагогов и приглашенных экспертов в процессе фасилитации и организации встреч.
  • привлечение новых родителей для участия во встречах сообщества
  • распространение информации о сообществе для родителей и педагогов вне стен детского образовательного учреждения
Ожидаемые результаты

Планируемые результаты обучения для педагогов соответствуют выполняемым действиям в процессе работы в дошкольном образовании при условии реализации ФГОС и следованию Монтессори-методу.

Компетенции, которые развивает программа:

Название компетенции

Описание компетенции

Признаки наличия (индикаторы и планируемые результаты обучения)

Действия, направленные на развитие компетенции, осуществляемые родителями и педагогами

Компетенции, необходимые педагогам дошкольного образования для развития детей и успешного сотрудничества с родителями

уметь организовывать образовательную среду в классе, удобную для всех участников процесса;

- анализ индивидуальных потребностей детей;
- анализ возрастных особенностей детей;
- понимание метода и знание образовательных технологий рекомендуемых применяемой образовательной программой;
-
- класс оборудован соответствующими обучающими материалами;
- педагог поддерживает и развивает образовательную среду в классе, родитель - дома
- обновление образовательных материалов в соответствии с нуждами детей
- анализ и сравнение среды в садике с другими дошкольными учреждениями
- проведение занятия для родителей, где они сами смогут поработать с материалами, узнать их предназначение и

вдохновлять и побуждать детей к познавательной деятельности;

понимать потенциал детей в собственном их развитии и обучении;

поощрять самостоятельность и независимость детей и в то же время придавать им уверенность в том, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь;

создавать и поддерживать развивающую образовательную среду и/или среду для проведения творческих занятий;

понимать и принимать каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей;

проявлять терпение в отношениях с детьми и с каждым отдельным ребенком;

создавать и поддерживать атмосферу дружеских отношений между детьми;

проявлять уважение к родителям детей, выстраивать партнерские отношения с ними, по возможности включать их в воспитательный и образовательный процесс;

регулярно анализировать свою деятельность, постоянно учиться, повышая профессиональный и личностный уровень.

проводить и организовывать праздники и мероприятия, вовлекать других в организацию и участие в совместных проектах.

Компетенции, необходимые родителям для воспитания счастливых детей

наблюдать, фиксировать наблюдения, применять их для создания правильных условий для ребенка

создавать и поддерживать домашнюю образовательную среду, обустраивать пространство для удобного пользования всеми членами семьи

понимать цели и задачи воспитания своих детей; регулярно отслеживать прогресс в их достижении

уметь уважительно выстраивать отношения с ребенком, развивать навыки коммуникации

стрессоустойчивость, умение быстро восстанавливаться после стрессовых ситуаций, не срывая свои негативные эмоции на детях

находить время и энергию для осуществления своих личных планов и целей, гармоничное развитие

развивать эмпатию и эмоциональный интеллект

Анализ результатов проекта и выводы
    • Сбор обратной связи от родителей и педагогов после каждого занятия для получения выводов об эффективности и достижении краткосрочных целей.
    • Реализация индивидуального плана развития каждым педагогом и родителем, которую можно посчитать в процентном достижении целей, поставленными участниками.
    • Количество родителей, посещающих встречи сообщества
    • Количество проведенных встреч
    • Количество вовлеченных сторонних (внешних) родителей и др заинтересованных взрослых
    • Появление в СМИ и ведение социальных сетей для информирования о проводящихся мероприятиях, количество подписчиков и появлений в СМИ
    • Количество созданных сообществ на базе детских садиков и др дошкольных учреждений.