Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2153
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект «Мы вместе!»

Цель проекта: формирование готовности всех участников образовательных отношений к гуманистическому характеру взаимодействия с людьми разных категорий[1]

Задачи проекта:

1.Разработать модель реализации инклюзивного образования в МДОУ.

2.Повысить уровень психолого-педагогических знаний участников образовательных отношений о жизни людей разных категорий и особенностей взаимодействия с ними.

3.Расширить опыт взаимодействия участников образовательных отношений с людьми разных категорий.

Методы исследования:

1.С педагогами – анкетирование, тестирование по теме инклюзивного образования, готовности к работе с детьми с ОВЗ, осознания необходимости в формировании у воспитанников гуманных чувств по отношению к разным людям (прежде всего к социально незащищённым – старикам и детям с ОВЗ, с инвалидностью)

2.С родителями – мониторинг удовлетворённости качеством услуг МДОУ, анкетирование по проблеме включения детей с ОВЗ и инвалидностью в группу общеразвивающей направленности.

3.С детьми – социометрия, наблюдение, беседы, педагогическая диагностика на начало и конец года.

Методы реализации проекта:

1.С педагогами – психологическая помощь педагогам, работающим в условиях инклюзии; обучение по разработанной МДОУ дополнительной программе обучения педагогического коллектива «Индивидуализация образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования»; обучающие семинары г.Москва; введение ставки тьютора; обучение педагогов на курсах повышения квалификации; персональное сопровождение педагога, работающего в условиях инклюзии, организационно-методической службой МДОУ (заместитель, ст.воспитатель, тьютор, психолог); материальное стимулирование за работу с детьми разных категорий, за разработку и ведение индивидуальных маршрутов сопровождения.

2.С родителями – родительские собрания в интерактивной форме «Дискуссия» на соответствующую тематику; информирование родителей (сайт, стенды) об инклюзивном образовании, о работе с детьми; привлечение к мероприятиям социальной направленности; кроме перечисленного, с родителями детей с ОВЗ (дополнительно) - педагогическое и психологическое консультирование родителей детей с ОВЗ; систематические детско-родительские занятия с тьютором и психологом для родителей детей с ОВЗ, привлечение к участию в массовых праздниках.

3.С детьми – работа воспитателей, психолога, тьютора над созданием атмосферы эмоционального комфорта в группе – беседы, занятия, включение педагога в непосредственное взаимодействие и общение детей; формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого члена коллектива группы, мотивации к общению – применение социоигровой технологии, детские тренинги с психологом; адаптация образовательного материала для детей с ОВЗ - разработка адаптированной образовательной программы, система тьюторского сопровождения; занятия на развитие толерантности сотрудниками Всероссийского общества слепых (беседы «День белой трости», знакомство с ТСР для детей с нарушениями зрения, знакомство с собаками-поводырями); выходы за территорию детского сада: Карельская республиканская библиотека для слепых (ознакомительные занятия), Дом сестринского ухода, Дом ветеранов (выступления детей для пожилых и находящихся на лечении людей, изготовление подарков ко дню пожилого человека, к 9 мая и пр.), участие в социальных акциях – игрушки для детей находящихся на лечении, для детей – сирот и пр.


1 взрослые и дети с ограниченными возможностями здоровья, разной национальности, языка, религии, возраста, социального статуса.

Подробная инструкция

Проект был разработан на 1 учебный год (2013-2014 гг.) в связи с поступлением в группу общеразвивающей направленности ребёнка с синдромом Дауна. Это событие выявило целый ряд проблем, которые требовали иногда быстрого решения. Чтобы дать подробную инструкцию по проекту, обозначим 2 основных группы проблем:

1. Отношение всех участников образовательного процесса к сложившейся ситуации (психологическая неготовность);

2. Отсутствие специальных условий для обеспечения качественного образования с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

Данные проблемы решаются с помощью следующей деятельности в соответствии с поставленными в проекте задачами:

Реализация задачи № 1: Для разработки модели реализации инклюзивного образования в МДОУ необходимо:

1.Изучение и учёт в работе МДОУ нормативно-правовой базы:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. №273

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, от 17.10.2013 г. №1155

Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по …образовательным программам дошкольного образования»

Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 г. №1755-ЗРК

Пояснения: это минимум, который мы использовали в начале работы над проектом.

2.Создание и внесение изменений во внутреннюю документацию (локально-нормативные акты и пр.) МДОУ:

2.1. Изменения Устава, касающиеся направленности групп;

2.2. Заключение дополнительных соглашений с родителями группы по изменению направленности группы;

2.3.Внесение изменений в основную образовательную программу (раздел по инклюзивному образованию и коррекционной работе);

2.4. Введение в штатное расписание ставки тьютора

2.5. Внесение изменений в Положение о ПМП-консилиуме МДОУ (определение координатора по инклюзии - тьютора)

2.6. Внесение изменений в должностные обязанности некоторых специалистов (касающихся разработки или участия в разработке адаптированных образовательных программ);

2.7. Приказ на начало учебного года "Об утверждении перечня средств реабилитации детей-инвалидов и перечня сотрудников по работе с детьми-инвалидами".

2.8. Приказы ежемесячно "Об оплате" (о размерах выплат педагогам специалистам за работу с детьми-инвалидами в соответствии с региональными нормативно-правовыми документами).

2.9. Положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда (в котором оценивается по балловой системе качество разработки индивидуальных маршрутов сопровождения, работы с особыми категориями детей, интенсивность и напряжённость труда).

Пояснения: некоторые пункты из перечисленной документации были разработаны по окончании проекта или в следующем учебном году (т.к. некоторые законодательные акты только вступили в действие).

3. Организация системы взаимодействия с внешними социальными партнёрами:

- ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» - повышение квалификации
- МАУ ДПО «Центр развития образования» - вебинары, семинары
- УМЦ «Школа 2100» г.Москва - консультация методиста по инклюзивному образованию, анализ работы на базе МДОУ

- Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» - приобретение учебно-методических пособий
- Городской и республиканский ППМС – центр – бесплатные консультации и коррекционная работа логопеда

Пояснение: сайт Института проблем инклюзивного образования как источник информации.

4. Создание учебно-методической, материально-технической базы:

- Приобретение учебно-методического комплекта «Нумикон»;

- Приобретение учебно-методического материала: литературы, пособий;

- Пополнение материально-технической базы спортивного зала для занятий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью.

5. Создание организационно-педагогических условий:

- Наличие координатора по инклюзии – тьютор координирует работу педагогических работников, отслеживает результаты и вектор педагогических «воздействий»

- Работа междисциплинарной команды – преемственность в работе педагогов и специалистов: одинаковая форма индивидуального маршрута сопровождения, каждый разрабатывает свой раздел в адаптированной образовательной программе и согласует её с другими, работа планируется по возможностям ребёнка и перед всеми педагогами, специалистами ставится одна задача для реализации за определённый промежуток времени.

Эффективно скоординировать работу специалистов помогло:

- составление ИМС:

Взаимодействие специалистов

направления /содержание мероприятий

Сроки

Результаты

- составление дневника наблюдений за ребёнком с ООП:

Дата

действия педагога

действия тьютора

действия ребенка

- Работа психолого-медико-педагогического консилиума – отслеживаются результаты реализации АОП, производится анализ и коррекция работы всей команды, принимается решение о продлении или прекращении работы по АОП.

- Методическая и мотивационная поддержка педагогов – ведение индивидуальных маршрутов сопровождения педагога, его профессиональной деятельности; консультации заместителя по ВМР, психолог, ст.воспитателя, тьютора; показ тьютором приёмов и форм работы с ребёнком с ОВЗ в рамках групповой работы; психологические тренинги на профилактику эмоционального выгорания.

- Система тьюторского сопровождения:

Основные направления работы:

- диагностика

- создание и корректировка АОП и контроль ИМС;

- координация запланированного тьютором;

- осуществление индивидуального сопровождения ребенка во время режимных моментов на время адаптации;

- осуществление сопровождения ребенка во время НОД;

- еженедельно сопровождение семьи (детско-родительские занятия, информирование о достижениях, ознакомление с АОП и ИМС распределение ответственности);

- индивидуальное консультирование специалистов ДОУ

- отслеживает психологический климат в детском коллективе в период адаптации ребёнка с ОВЗ, включается во взаимодействие детей, отслеживает и корректирует, обучает навыку общения и взаимодействия и ребёнка с ОВЗ и детей с нормой (что позволяет педагогу научиться приемам и инклюзивным технологиям на практике)

- координирует получение качественной образовательной услуги не только детьми с ОВЗ, но и детьми группы в целом (отслеживает и комментирует работу педагога по учету интересов каждого ребёнка в «инклюзивной» группе).

Особенности тьюторского сопровождения во время НОД:

- педагоги МДОУ знакомят тьютора с планированием группы и индивидуальным планированием на ребенка с ООП

- тьютор во время НОД оказывает помощь ребенку в получении образовательной услуги, адаптирует методику курса к возможностям ребенка, применяет адаптированный методический материал, приготовленный специалистами.

- тьютор включается в процесс индивидуальной работы специалистов с ребенком.

- тьютор включается в образовательный процесс детей группы, чтобы дать возможность педагогу в рамках групповой работы осуществить индивидуальный подход к ребёнку с ООП.

- тьютор, по мере освоения педагогом личностно-ориентированной технологии в рамках НОД (в отношении каждого обучающегося), старается не включаться в образовательный процесс, а только наблюдать за происходящими изменениями.

Работа нашей команды по созданию организационно-педагогических условий строилась следующим образом:

- создание атмосферы эмоционального комфорта в группе (работа с ребёнком с ООП, родителями, детьми, материально-техническим оснащением группы);

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого члена коллектива группы (ребёнок с ООП, дети, родители), мотивации к общению.

- адаптация образовательного материала: разработка адаптированной образовательной программы, индивидуального маршрута сопровождения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка на базе основной образовательной программы ОУ.

Работа по реализации второй и третьей задачи проекта была направлена на профилактику будущих и решение текущих проблем, связанных с включением детей с ОВЗ в группы общеразвивающей направленности и проводилась по следующим направлениям:

- Родительские собрания соответствующей тематики;

- Информация на стендах групп и на сайте ДОУ;

- Тематические занятия и беседы с детьми;

- Организация посещений соц.партнёров: Петрозаводский дом-интернат для ветеранов, Дом сестринского ухода, Карельская региональная библиотека для слепых;

- Изготовление подарков для соц.партнёров детьми ОУ;

- Подготовка детских танцевальных и театральных выступлений для соц.партнёров;

- Организация встреч с соц.партнёрами на базе ДОУ: Всероссийское Общество Слепых РК (занятия, знакомство с собаками-поводырями);

- Повышение квалификации педагогических кадров: курсы и семинары в ИПКРО, МО и семинары на базе специализированных д/садов, разработка ОУ дополнительной программы повышения квалификации педагогических работников по специфике работы с детьми разных категорий;

- Проведение индивидуальных консультаций для педагогов;

- Система тьюторского сопровождения педагога в процессе тьюторского сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Работа над проектом была продолжена в 2014-2015 учебном году, по настоящее время совершенствуется работа по реализации принципов инклюзивного образования в ОУ. В нашей организации на сегодняшний момент 5 детей имеют инвалидность, 2 ребёнка – ЗПР, 12 детей – статус ОВЗ (2 – зрение, 10 – нарушения речи).

Ожидаемые результаты
  • Успешное внедрение практики инклюзивного образования в МДОУ сформирует новый тип профессионализма педагога – «педагога для всех» и модель формирования современного образовательного учреждения - «Детского сада для всех»
  • Повышение уровня знаний о различных категориях людей и взаимодействия с ними и расширение опыта взаимодействия с людьми разных категорий сформируют понимание, внимательное отношение, сопереживание, а также принятие и участие к людям разных категорий у детей, родителей и педагогов
  • Повышение уровня знаний о различных категориях людей и взаимодействия с ними, расширение опыта взаимодействия существенно снизит конфликтность ситуации совместного обучения детей с ОВЗ и нормой развития.
  • Расширение опыта взаимодействия с социальными партнёрами позволит расширить образовательное пространство ДОУ, повысить социальную активность родителей и детей.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ работы позволяет утверждать, что самым важным в реализации проекта является скоординированная работа всех специалистов ОУ, преемственность в работе каждого участника педагогической команды. Важным стало понимание двух важных моментов:

- Ограниченные возможности здоровья ребенка ограничивают не самого ребенка, а нас, нашу деятельность;

- Если мы будем воспринимать данного ребенка не как ребенка с ограниченными возможностями, а как ребенка с особыми образовательными потребностями, то это будет не ограничивать, а совершенствовать нас и нашу деятельность.

Основными важными для нас итогами проекта стали:

- Дети узнали о людях, не похожих на них, приобрели опыт взаимодействия, стали проявлять больше внимания и заботы:

Результаты наблюдений, социометрии, бесед с детьми показали изменение отношения детей к "особому" ребёнку в сторону формирования гуманистического характера взаимоотношений. Отмечается зависимость отношения детей от отношения воспитателя: если педагог начинает общаться и взаимодействовать с "особенным" ребёнком, то дети быстрее начинают включаться во взаимодействие, пускают ребёнка в совместную деятельность, спокойно реагируют на "особенности" его поведения. Кроме этого, многие дети группы, где есть ребёнок с особыми образовательными потребностями, становятся более внимательными, заботливыми: они следят за безопасностью "особого" сверстника, водят его за руку, сообщают воспитателю о возможной опасности, о поведении или эмоциональном состоянии такого ребёнка. Дети в комбинированной группе начинают замечать и заботиться об эмоциональном самочувствие сверстников и воспитателя, замечая усталость педагога, предлагают ему свою помощь. Есть дети, которые не проявляют положительного отношения к "особому" ребёнку, но при этом и не относятся к нему негативно. Познавательное развитие детей в "инклюзивной" группе от детей других групп сильно не отличается. Ребенок с ОВЗ показывает положительную динамику в развитии самостоятельности и взаимодействия со сверстниками.

- Педагоги увидели в работе с особыми детьми возможности для нравственного развития детей группы, повысили уровень профессионализма:

В процессе реализации проекта замечено, что включение "особого" ребёнка в группу ставит педагога в ситуацию необходимости развития профессиональных навыков. Большой эффект оказывает тьюторское сопровождение, т.к педагог на практике учится навыкам взаимодействия с детьми с учетом особенностей у специалиста со "специальным" образованием. При опросе на конец года некоторые педагоги согласны работать с такими детьми, у всех педагогов отмечено отсутствие страха перед такой возможностью.

- Родители не только приняли ситуацию, но и оценили вклад нашего проекта в развитие своих детей:

Отмечено увеличение уровня принятия ситуации совместного обучения. От родителей, участвующих в социальных акциях и мероприятиях, получены положительные отзывы о приоритетных направлениях в работе МДОУ. Стало меньше жалоб, связанных с совместным обучением детей. Часто родители объясняют "простые истины" другим родителям. Эффективным способом развития принятия у родителей является индивидуальное консультирование.

В процессе реализации проекта оказалось, что больше всего проблем у родителей детей с ОВЗ, с инвалидностью и др.ООП. У них большие страхи взаимодействия с другими родителями, страх за безопасность своего ребёнка (не обидят ли дети, др.родители), страх взаимодействия с воспитателями (боятся услышать негативную информацию, безвыходность ситуации и пр.). В результате нашей работы эти родители стали эмоционально спокойнее относиться к другим родителям, перестали избегать взаимодействия со специалистами детского сада, стали больше включаться в процесс обучения и развития своего ребенка. Родители такого ребёнка увидели перспективы развития ребёнка, поверили в его способности.

- Учреждение приобрело позитивный опыт инклюзивной практики, обогатило методический и педагогический опыт и увидело перспективы работы с разными категориями детей, в учреждении формируется инклюзивная культура.

Анализ работы по результатам проекта позволяет сделать вывод о важности принятия идей инклюзивного образования прежде всего педагогом, непосредственно работающим с детьми разных категорий (в комбинированной группе) и с родителями. Педагогу, работающему с особыми детьми необходимо овладеть особым уровнем профессионализма, нравственным уровнем профессионализма. В результате реализации проекта в ОУ организована система работы, которая помогает раскрыть индивидуальные возможности не только ребенка с ОВЗ, но и всех участников образовательных отношений. Практика инклюзивного образования дает возможность вне зависимости от обстоятельств снять барьеры общения и действительно быть вместе!

Видео-интервью