Наверх

Проекты победителей

Заявка № 63
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Период дошкольного детства является уникальным временным отрезком жизни, в котором закладываются фундамент основных социальных представлений и умений ребенка. Жизненный опыт малыша еще невелик, и поэтому игра становится уникальным средством освоения мира, вмещающим великое в малом. Именно в игре, не рискуя ошибиться и «наломать дров», ребенок пробует себя в различных социальных ролях, осваивает правила, формирует необходимые социальные умения.

Знаки внешнего окружения переходят во внутренние значения, – так описывает этот процесс Л.С. Выготский, и игра становится основным инструментом этого перехода. Несмотря на естественность и очевидность игры в дошкольном детстве, современная реальность показывает, что определился «кризис игрового детства». Для игры нужно время и фантазия, воображение и умение придумывать. Именно этого так не хватает взрослым! Поэтому возникает искушение «натолкать» в ребенка знания и удовлетвориться его всесторонней энциклопедичностью. Но без переживания, совмещенного с игровым опытом, полученные знания становятся неживыми, а значит ненужными для ребенка – когнитивным «хламом». Как же тогда совместить увлекательность игры и полезность социального воспитания?

Необходимо совместить их в едином образовательном процессе, в котором социальные представления, полученные во время экскурсий, бесед, занятий воплощались и закреплялись в свободной игровой деятельности детей. При этом возникает задача построения целостности в системе социальных представлений у дошкольника, понимания их жизненной взаимосвязи. Поэтому в предлагаемой нами идее в основании лежит полисюжетная игровая деятельность дошкольников.

Почему дети всех возрастов увлеченно играют в коммерческом проекте «Мирополис»? Потому что там город представлен во всех его сторонах жизни: выбирай и играй! В детском саду в образовательном процессе не реализуется взаимосвязи между тем, что ребенок узнал на занятии и тем, во что он играет. Полисюжетная игра позволяет решить задачу обеспечения этой взаимосвязи. Что же она собственно представляет? По большому счету речь идет о технологии социального образования дошкольников, включающей систему практико-ориентированных занятий по различных социальным направлениям, в которой заключительной частью является полисюжетная игра, как несколько сюжетов игр, объединенных между собой одним социальным полем – темой. Проживая роль, как часть своего личного опыта ребенок самоопределяется относительно этого опыта, встраивает его в свою картину мира.

В нескольких словах об основных шагах нашей задумки. Все содержание поделено на несколько основных образовательных блоков - социальных областей, это «Труд» - социальный блок знаний, отражающий различные виды профессиональной деятельности человека; «Досуг» - социальный блок, связанный с жизнью человека в семье, общением с искусством, увлечениями и отдыхом; «Безопасность»- блок социальных знаний, определяющий представления о правилах и нормах поведения в социуме и «Здоровье», включающий знания и нормах здоровьесбережения. На основании этих блоков построена система включающая в себя практикоориентированные занятия – экскурсии, походы, встречи, микроигры, и, наконец, собственно полисюжетная игра, объединяющая разнообразные игровые сюжеты в единое социальное поле.

Практика проведения таких игр показала, что дошкольники с удовольствием играют в тематическую игру полисюжетную если первоначально полученные социальные представления были восприняты ими как яркие переживания, когда детям самим дали попробовать, прикоснуться, ощутить. При этом более значимыми становятся те переживания, которые в большей степени связаны с их обычной жизненной практикой. К примеру, ярким жизненным событием может стать экскурсия по детскому саду, посещение кухни, прачечной, кабинета заведующего. Прозаичность этих профессий вдохновляет на романтику игры «Детский сад».

Еще что хочется сказать, по поводу опыта проведения полисюжетной игры. Мы думали, что детям нужно помогать, направлять, создавать игровой импульс. Мы ошибались. Игра у ребенка явление врожденное, только ему нужно позволить это делать без поучения взрослого. Дети в игре открывались, обновляли и развивали новые сюжеты, включали новые социальные «картинки»-роли. Но при этом несмотря на то что, в большинстве случаев многообразие сюжетов подразумевали постоянное игровое взаимодействие, были случаи, когда ребенок в этом игровом многообразии, прекрасно себе всю игру грузил в грузовик кубики и отвозил их на «стройку», и ему никто не был нужен, он нашел себя.

Можно приводить много других фактов, описывать сделанное, но убеждаем услышанная от детей после игры фраза: «поиграли Классно!»

Цель проекта: разработка системы социального воспитания детей дошкольного возраста с использованием игровой деятельности полисюжетной.

Задачи проекта:

  • Провести анализ имеющегося образовательного опыта в области социального воспитания и организации сюжетно-игровой деятельности в процессе социализации дошкольников;
  • Разработать и внедрить модель организации социального воспитания дошкольников с использованием тематической полисюжетной игры.
  • Разработать и апробировать технологию социального воспитания дошкольников в игровой деятельности с учетом различных ступеней возрастного развития дошкольников;
  • Разработать различные варианты построения тематических полисюжетных игр, учитывающие различные образовательные и социальные аспекты жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
  • Разработать содержание программы социального воспитания дошкольников средствами игровой деятельности полисюжетной.

Методы инновационной деятельности: анализ научно-практических разработок в области социального воспитания дошкольников, педагогическое моделирование, методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов педагогической деятельности.


Подробная инструкция

В организации педагогического процесса развития социальных представлений дошкольников средствами полисюжетной игры лежат следующие организационные положения:

  • Полисюжетная игра имеет тематический характер. Выбор темы определяется социальными наблюдениями дошкольников и может быть посвящен жизни города, региона, различным социальным областям жизнедеятельности людей и т.д.
  • Важной особенностью полисюжетной игры является её интегрированная в социальный контекст тема. Сюжет игры «вбирает» в себя несколько игровых подтем. Например, полисюжетная игра: «Детский сад», может предполагать следующие тематические площадки: «Кухня», «Прачечная», «Столовая», «Кладовая» и др. Соответственно тематическим площадкам определяются роли «прачка», «воспитатель», «кладовчик», «повар» и другие.
  • Развитие игры подразумевает определенную драматургию, в которой у ребенка есть возможность выбора роли, есть интрига-задача деятельности, выбор способов действий.
  • Предполагаются полисюжетные тематические игры как для малых групп: одной - двух образовательных групп, так и полисюжетные игры для всех детей детского сада.
  • В организации полисюжетной игры необходимо обеспечить возможность как целенаправленной деятельности дошкольников под руководством педагогов, так и свободной игровой деятельности детей.
  • В организации игры необходимо обдуманно сочетать запланированные и импровизационные моменты игры, поэтому необходимо продумывать и представить к знакомству участникам правила игры, её роли, легенду игры и другие её компоненты.

Предполагаемая технология организации социального воспитания дошкольников включает следующие шаги:

  • Подготовительный этап. На этом этапе происходит разработка сюжета будущей полисюжетной игры, планирование её в системе деятельности дошкольной организации, определяется возрастная группа детей, состав участников, необходимые материалы и игровое оборудование;
  • Организационный этап включает в себя два основных элемента:
  • Заключительный этап.

– обучающие занятия, обеспечивающие формирование социальных представлений ребенка;

– собственно полисюжетная игра, практически определяющая формирование социальных умений ребенка;

На этом этапе проводится рефлексия по поводу прошедшей игры, связанный с анализом степени понимания ребенка социального контекста игры, полученных впечатлений, поведения и других социально-психологических результатов игры.

Предполагается, что в дальнейшем, эта игра может продолжаться в свободной игровой деятельности детей, обеспечивать основания для построения новой полисюжетной игры.

Модель построения игрового образовательного процесса.

1. Планирование.

2. Практико-ориентированное познавательное занятие: экскурсия, беседа с элементами исследования и др.

3. Сюжетно-ролевые микроигры по отдельным социальным темам;

4. Полисюжетная игра.

5. Свободная игровая деятельность.им образом, существенными особенностями образовательной деятельности является,

– предварительная работа с детьми по обсуждению социального содержания игровой деятельности;

– проведение занятий по знакомству с различным социальным содержанием;

– проведение сюжетно-ролевых микроигр по отдельным социальным темам;

–разработка игровой интриги как стартового элемента полисюжетной игры;

– включение дошкольников в игровые действия под руководством педагога;

– последующие анализ с детьми прошедшего игрового события.

Технология развития социальных представлений и опыта дошкольников в полисюжетной образовательной деятельности включает в себя четыре социальных блока : "Здоровье", "Досуг", "Труд", "Безопасность". Это основные четыре социальных темы, которые могут развиваться в различных играх. Ниже представлена система планирования образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Модуль

Занятие

Сюжетно-ролевые микро-игры

Полисюжетная игра

Труд

«Профессии в жизни детского сада»

Профессия повар

Игра «Повар»

«Обед в детском саду»

Экскурсия на кухню детского сада

Игра «Готовим обед детям»

Чистота – залог здоровья. (Экскурсия на прачечную)

Игра «На прачечной»

Обед в детском саду. Знакомство с профессией кладовщик

Игра «Кладовщик»

«Магазин»

Занятие «Поход за покупками»

Игра «Магазин»

«Поход за подарками в магазин»

Занятие «Подарок к дню рождения»

Игра «Подарки к празднику»

Здоровье

Внимание к здоровью!

Занятие:

«Если нездоровится»

Игра «Ребенок заболел»

«Если ребенок заболел»

Занятия

«В аптеке»

Игра «Визит врача на дому»

Занятие

«Визит к врачу»

Игра «Поликлиника»

Здоровый образ жизни

Занятие

«Режим дня»

Игра «Семья»

Игра «Семейный выходной»

Занятие

«Выходной день на стадионе»

Игра с куклами

«Стадион»

Занятие

«Готовим семейный обед»

Игра «Семья»

Безопасность

Безопасность в общественных местах

Занятие

«Если потерялся в магазине»

Игра Полиция»

«Ребенок потерялся»

Занятие

Транспорт на дороге

Игра «Перекресток»

Досуг

Театр

Профессия актер

Игра: «Спектакль»

Галерея искусств

Экскурсия в музей


Игра «Вернисаж»

Ожидаемые результаты

В процессе реализации проекта предполагается получить следующие результаты:

1. Внедренная в образовательный процесс модель организации игровой полисюжетной деятельности, направленная на социальное воспитание дошкольников.

2 .Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы в области «Социально-коммуникативное развитие»;

3. Обогащение образовательной среды дошкольной организации игровым оборудованием, обеспечивающим реализацию задач социального воспитания дошкольников;

4. Повышение компетентности педагогов в области социального воспитания дошкольников, овладение воспитателями инновационными способами организации взаимодействия с детьми;

5. Активизация и расширение способов и форм взаимодействия с родителями, привлечение родителей к партнерскому участию к процессу воспитания дошкольников.

Анализ результатов проекта и выводы

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • Качество формирования социальных представлений дошкольников и соответственно, заинтересованность дошкольников игровым процессом во время полисюжетной игры зависит от проведенной подготовительной работы.
  • Практико-ориентированные формы подготовительной к игре работы имеют более высокую эффективность, нежели обычные занятия с детьми в группе. Например, проведенные экскурсии, беседы на производственных участках, выполнение элементарных трудовых действий во время таких «практических встреч» создавали условия для глубоких эмоциональных переживаний дошкольников, и необходимости дальнейшего обсуждения полученных впечатлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации социального воспитания средствами игровой деятельности дошкольников необходимо «эмоциональные пики» (А. Маслоу), обеспечивающие мотивацию ребенка на осмысление социального содержания и его дальнейшее проигрывание.

  • Образовательная деятельность должна вестись одновременно в различных социальных блоках и иметь интегрированный характер. Так, полисюжетная игра «Детский сад» включала в себя несколько сюжетов «Кухня», «Прачечная», «Столовая», «Кладовая», «Привоз продуктов» и реализовалась в основном социальном блоке «Труд», и при этом одновременно реализовались задачи социального воспитания, связанного с безопасностью движения, правилами поведения в столовой, пользования электрооборудованием и др.

Таким образом, в полисюжетной игре социальное знание закрепляется интегрировано через культуру жизнедеятельности ребенка, основываясь на «головной» социальной теме, приобретаемый социальный опыт взаимосвязано структурируется с другими областями социальной жизнедеятельности, и имеет взаимообоснованный с другими социальными областями характер.

3. В организации полисюжетной игры участие взрослых должно быть минимальным, желательна стратегия "невмешательства", так как полисюжетная игры развивается по тем же законам, что и обычная сюжетно-ролевая игра, в развитии игры необходимы этап предложения игры, включения в игру и её «стихийного» обновления, также нельзя произвольно извне прерывать игру, дети должны в неё наиграться, снижение эмоциональной увлеченности к игре становится сигналом к её завершению.

Таким образом, игровая практика детей дошкольного возраста является саморазвивающимся, самореализующимся личностным образованием, и будет успешно развиваться при условии грамотно проведенной предварительной работы и создания необходимых условий для осуществления игровой деятельности.

4. Проведенный опыт включения родителей в инновационный процесс показал, что затруднения вызывает организация взаимодействия взрослого и ребенка, так как родители стремятся оказывать доминирующее влияние на процесс развития игры.

Необходимо разработать специальный курс занятий по обучению родителей игровому взаимодействию со своим ребенком.

Видео-интервью