Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2657
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель проекта: развитие научно-технического и творческого потенциала личности детей через работу над проектом «Чудо техники - колесо».

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления детей о сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе РФ;
  • обогащать знания детей об одном из старейших предприятий агропромышленного комплекса Пуровского района - Совхоз «Верхне-Пуровский.
  • познакомить с разновидовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования LEGO WeDo;
  • дать первоначальные знания по робототехнике и Лего-конструированию, программированию робототехнических средств, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных;
  • познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.
  • учить изготавливать поделки из природного и бросового материала; показать, что можно дать «вторую жизнь» бросовому материалу, способы работы с бросовым и природным материалом.

Развивающие:

  • развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Подробная инструкция

Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС ДО. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Актуальностью выбранный темы является то, что потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально - экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место может занять конструирование.

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктив­ная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника.

В наше время одним из самых удивительных изобретений является самое обычное, известное всем с раннего возраста колесо, признанное во всем мире одном из старых и самых важных изобретений человечества. Ежедневно появляется множество изобретений, которые спустя небольшое время тут же заменяются другими, но значение колеса и его роли в разных сферах деятельности человека остается по сегодняшней день очень велико. Творческий проект команды «LEGO - умельцы» связан с колесом и его применением в сельском хозяйстве, а именно с одним из старейших предприятий агропромышленного комплекса Пуровского района - Совхоз «Верхне-Пуровский.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие — либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации — почти никогда педагогами не используются. Мы воспользовались следующими формами обучения конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Как показали исследования А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаевой и др., посвященные анализу конструирования из строительного материала, использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные де­тали в этих частях и т.д.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н.Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети так­же легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами — на основе установления такой зависимости — определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, созда­вать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Н.Н. Под­дьяков).

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В.Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Вместе с тем, дети, как правило, испытывают трудности в вы­делении плоскостных проекций объемных геометрических тел (де­тали строительного материала). Для их преодоления были специально разработаны шаблоны (В.В.Брофман), которые дети ис­пользовали для построения наглядных моделей (чертежи), отражающих их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов. Наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим, мы использовали для этого LEGO Education 9580 Строительный набор WeDo.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты

- Создание положительного опыта по обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством LEGO-конструирования и образовательной робототехники.

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

-Обеспечение психоэмоционального и физического благополучия, способствующее современному личностному и интеллектуальному развитию детей, создание широких возможностей для развития их интересов и склонностей.

- Укрепление материально-технической базы, создание современной развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик» г. Тарко-Сале в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- Введение платных дополнительных образовательных услуг.

-Обеспечение активного взаимодействия семьями воспитанников, обеспечивающих целост­ное развитие личности дошкольника.

- Участие в муниципальном и региональном этапах Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций "ИКаРёнок – 2017»

-Повышение самокомпетентности в области применения ИКТ.

Анализ результатов проекта и выводы

При работе над проектом «Чудо техники - колесо» мы опирались на положение о проведении муниципального этапа Всероссийского робототехнического Форума "ИКаРёнок-2017" среди воспитанников старшего дошкольного возраста образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования.Тема сезона: "От детского сада до агропрома. Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста." Тема творческого проекта для детей дошкольного возраста 2017 года: "Чудо техники -колесо". Также необходимо было включить в проект региональный компонент, мы взяли за основу Звероферму Совхоза "Верхне-Пуровский".

На наш взгляд, ключевыми словами творческого проекта являются – команда, колесо, агропром, конструирование, региональный компонент. Для нас педагогов, негласной задачей являлось – собрать воедино эти слова, выстроить огромную работу над проектом вовлекая в него родителей и детей, не дав угаснуть их энтузиазму, желанию и умению узнавать и создавать что-то новое! Это и было самой ответственной и сложной задачей!

Колесо является одним из самых старых и самых важных изобретений человечества, которое не имеет аналогов в мире. Колесо облегчило труд народа. Ведь как без трактора, комбайна, камаза, грузовика и прочей машины производить, хранить, перерабатывать и доводить до потребителя сельскохозяйственную продукцию. Мы провели исследование и пришли к мнению, что в совхозе «Верхне- Пуровский» тоже никак нельзя обойтись без машин, а следовательно и без колес.

В проекте мы создали с детьми комфортное и благоприятное место для проживания пушных зверей, где работникам фермы не нужно было носить сено вилами, за них это сделает трактор, если случится недуг у соболя можно его отвезти к ветеринару на машине, корм перевозить на тележке, подправить свое здоровье и фигуру они могут на беговом колесе. Все конструкции проекта созданы участниками команды.

Кропотливее всего дались конструкции из бросового материала, чем из лего-конструктора. Ведь в лего-конструкторе даны разноцветные кирпичики из которых нужно построить модель, а при выполнении постройки из природного, бросового материала нужно подобрать необходимый материал, выполнить чертеж, далее все это аккуратно склеить и только тогда получить конечный продукт. Очень понравилось детям образовательная робототехника,шаг за шагом, они учились новому, изобретали новое, и чувствовали себя в роли инженера, изобретателя, да и просто гения. В проекте «Чудо техники - колесо» мы использовали в равных долях все виды конструирования: природный и бросовый материал, лего-конструирование и образовательную робототехнику.

Таким образом, хочется отметить, что работа над проектом велась дружно и слажено, при активном участии детей старшего дошкольного возраста, родителей и воспитателя. мы побывали на конкурсе и заняли 2 командное место. А я в роли участника съездила в Новый Уренгой на региональный этап Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций "ИКаРёнок – 2017". Теперь в дошкольном образовательном учреждении существует комната конструирования для дополнительных платных образовательных услуг, которые посещают более 20 детей дошкольного возраста.

Видео-интервью
видео-интервью не смогли отправить