Наверх

Проекты победителей

Заявка № 361
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: создание ранней диагностики и организация своевременного психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ и их семей для коммуникативного, социального и личностного развития дошкольников.

Задачи:

-разработать и организовать реализацию проекта для внедрения современных технологии, которые, с одной стороны, направлены на обновление условий, содержания, форм и методов дошкольного образования, а с другой на реализацию целей и задач коррекционно-развивающего процесса.

- провести комплексную диагностику речевого и сенсомоторного развития детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных методов, приемов и технологий.

- изучить полученные данные и составить индивидуальный профиль в виде графика с ключевыми блоками, успешностью выполнения и определить варианты прохождения программы.

- подготовить условия для реализации и реализовать программу коррекции речевого недоразвития.

- составить отчет/презентацию проекта с предоставлением результатов его внедрения и реализации.

Методы организации и осуществления деятельности: словесные , наглядные ,практические, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя-логопеда;

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса (реализуется через игровые приемы)

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности

Теоретический метод позволил обосновать и разработать методику диагностики.

Метод изучения медицинской и педагогической документации дал воз­можность сформировать диагностическую группу, состоящую из 10 дошкольников с заключением ОНР I ур., моторная алалия, уточнить сведения о детях, участвовавших в экс­перименте, об уровне их речевого развития.

Метод наблюдения позволил получить сведения о возможности детей взаимодействовать с окружающими без общеупотребительной речи, наличии или отсутствии речевого негативизма

Метод беседы стал источником для: формирования общей картины этиопатогенеза при моторной алалии, объективных данных об индивидуальных особенностях ребенка, об особенностях его поведения и развития, сведений о наличии ранней коррекционной работы, если таковая проводилась до поступления ребенка в МБДОУ, анализа состояния микросоциума.

Метод педагогического эксперимента, проводимого в специально смо­делированных условиях, явился основным средством получения количественных и качественных данных по проблеме исследования, выявления специфики речевого и сенсомоторного развития у дошкольников 4-5 лет с моторной алалией без общеупотребительной речи.

Статистический метод дал возможность оценить достоверность данных.

Практическая значимость

Проект состоит из двух направлений, мероприятия которых, реализуются последовательно, и систематизированного практического материала. В каждом из направлений отображена практическая значимость и доступность для профессионального сообщества:

I направление: содержит фактический и методический материал для диагностики нарушений речевого развития с примерами нетрадиционных методов, приемов и технологий, способствующих поддержанию у детей с различной патологией активности при взаимодействии с учителем-логопедом, что предотвращает утомление детей и повышает эффективность и информативность диагностики. Адаптированная нами диагностическая методика способствует уточнению структуры дефекта, что важно для своевременной и целенаправленной коррекции имеющихся нарушений, профилактики вторичных отклонений в речевом развитии ребенка.

II направление: в данном разделе представлена программа формирования речи на основе развития сенсомоторного базиса у детей 4-5 лет. В рамках программы разработаны коррекционные приемы воздействия, направленные на преодоление проявлений несформированности речи на основе развития сенсомоторного базиса у детей 4-5 лет.

Приложение (систематизированный практический материал): содержит примерные конспекты педагогических мероприятий с играми и упражнениями по каждому направлению, консультации и т.д., отражены направления работы с семьей воспитанника для установления партнерских отношений

Подробная инструкция

Мы предлагаем комплексную диагностику обследования речевого и сенсомоторного развития детей, в которой синтезировали наиболее, на наш взгляд, информативные, адаптированные методики и пробы. Диагностика состоит из нескольких блоков и включает в себя не только пробы на выявление тех или иных трудностей у каждого ребёнка, способы оценивания действий детей при выполнении заданий, но и рекомендации по интерпретации полученных данных, выявлению индивидуальных проблем в развитии каждого ребёнка.

Также мы разработали и предлагаем использовать нетрадиционные методы, приемы и технологии, способствующие поддержанию у детей с различной патологией активности при взаимодействии с учителем-логопедом, что предотвращает утомление детей и повышает эффективность и информативность диагностики.

Мы хотим представить один из адаптированных комплексов диагностического исследования детей 4-5 лет с моторной алалией и отсутствие общеупотребительной речи. Данный комплекс можно использовать при работе с другими категориями детей с ОВЗ без общеупотребительной речи, т.к. его легко модифицироваться в зависимости от возраста ребёнка, структуры и тяжести нарушения и программу. А также Программу формирования речи на основе развития сенсомоторного базиса у детей 4-5 лет

Ожидаемые результаты

Реализация проекта, заключающегося в поэтапном прохождении двух направлений: ранней диагностики и программы коррекции речи на основе развития сенсомоторного базиса, при реализации которой используется систематизированный нами практический материал, будет способствовать созданию оптимальных условий для коррекционной, образовательной работы и всестороннего позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Анализ результатов проекта и выводы

Данный проект и мероприятия, входящие в его состав доказали, что для успешного, гармоничного и синхронного выравнивания речевого и психического развития необходим комплекс оптимальных условий для коррекционной, образовательной работы и всестороннего позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития. Своевременная и комплексная диагностика является важным условием успешной коррекции речевых и сенсомоторных функций, а поэтапное формирование речи, на основе развития сенсомоторного базиса с учетом дифференцированного подхода, реализованного в представленной программе, и подобранный, систематизированный нами материал- помогут любому специалисту использовать данный опыт в своей деятельности, что значительно повысит эффективность коррекционной работы.

Видео-интервью