Наверх

Проекты победителей

Заявка № 551
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.

Исходя из данной цели, определились с задачами:

  • Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре.
  • Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
  • Формировать у детей общее представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  • Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение его назначения и особенности: яркость, народность.
  • Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

1. Словесные методы:

    • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
    • вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
    • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
    • интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

    • использование экспонатов, подлинных вещей;
    • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

3. Практические методы:

    • использование русских народных песен и танцев;
    • проведение русских народных игр;
    • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
    • применение игрушек и изделий народных промыслов;
    • представление кукольного театра;
    • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
    • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
Подробная инструкция

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на сис­теме образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, по­литической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое ста­рое». Действительно, исследователями отмечено, что часто че­ловек и человечество возвращается к, казалось бы, давно остав­ленным положениям, в истинность которых уже перестали ве­рить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

В последнее время обращение к народным истокам, деко­ративно-прикладному и фольклорному искусству русского на­рода стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для исполь­зования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно- патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств.

Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.

По словам А.В. Запорожца, патриотические чувства, характеризую­щие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.

Воспитанию нравственно – патриотических чувств в истории педагогики все­гда уделялось большое внимание. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражда­нина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, кото­рую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери».

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интереса­ми других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим че­ловеком и гражданином.

Ве­роятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно на­чинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» рас­копки, восстанавливающие подлинную картину развития куль­туры в определенный исторический период.

Ожидаемые результаты

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства народа.

Анализ результатов проекта и выводы

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Видео-интервью