Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1646
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель проекта:

Стимулировать у детей различные формы приобретения опыта, помогающих ребенку получать знания, развивать поисково-познавательную активность об окружающем мире и о себе.

Учить детей анализировать, раздумывать, размышлять.

Задачи проекта:

1. Дать детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания.

2. Подводить детей к противоречию и предлагать детям самим найти способ его разрешения.

3. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную.

4. Ставить конкретные вопросы, побуждать делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.

5.Учить ставить проблемные задачи.

6. Продолжать экологическое образование детей, знакомить с детальными признаками живой и неживой природы.

Используются различные методы и приемы работы:

• трудовая деятельность;

• наблюдения за живыми объектами и явлениями природы,

• целевые прогулки,

• экскурсии;

• дидактические и развивающие игры экологического содержания,

• экологические занятия.

• рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;

• праздники и развлечения, конкурсы;

• проектная деятельность;

• опыты и эксперименты;

• самостоятельная деятельность детей;

• беседы познавательного характера

• спортивно – экологические праздники

• инсценировки, театрализованные представления

Подробная инструкция

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решать проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся самостоятельными в поиске решений.

На втором уровне педагог только ставит проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Переход от более низкого уровня исследования к более - высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и представления им все большей самостоятельности.

Исследовательская деятельность даст больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволит самореализоваться и самоутвердиться.

Работа способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в исследовательской деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием.

Работа строится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1.Живая природа (многообразие живых организмов, их характерные особенности).

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др. ).

3.Человек и природа (функционирование организма; материалы и свойства, преобразование предметов).

Ожидаемые результаты

Расширится кругозор знаний детей о живой и неживой природе. Дети приобретут навыки экологически грамотного поведения в природе. Удовлетворится присущая детям любознательность, упорядочатся представления об окружающем мире

Повысится самооценка ребенка («Я могу!», Я знаю!»), будут развиваться его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизируется творческая, поисковая активность в новых нестандартных ситуациях.

Анализ результатов проекта и выводы

В процессе работы над этим проектом я распланировала исследовательскую деятельность по возрастам, сделала картотеку опытов, создали вместе с родителями лабораторию юного эколога, которая постоянно пополняется.

Работа учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Большое значение уделяется работе с родителями:

-анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

- родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

- оформили фотостенд: «Маленькие исследователи».

Реализовали с детьми проекты экологического содержания, например: «Неизвестное рядом», «Маленькие исследователи» ,

Изготовили альбом «Запрещающие знаки в природе», провели неделю экспериментирования, организовали мастер-классы: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с бумагой», «Экологическая сказка». Исследовательская деятельность на прогулке «Тонет ли железо?»

Участвовали в республиканском экологическом конкурсе «Птичий дом», районных конкурсах поделок из природного материала: «В гостях у природы», «Малый уголок великой России», «Наши любимые животные», «Земли любимый уголок», в проекте: «Покормите птиц зимой»

Создали мини-музей: «Разнообразие упаковочного материала» с целью обратить внимание на использование самоутилизирующего упаковочного материала и сохранение экологии.

Анализ результативности:

Подводя итоги диагностики, я отметила, что дети имеют более высокие показатели, что говорит о том, что знания, полученные в процессе экспериментирования более устойчивые. (Слайд 28)

Выводы:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
  • формируются трудовые навыки;
  • укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
  • Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Видео-интервью