Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2327
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Система Театрально-музыкально-игровой реабилитации (ТМИР)

Цель —формирование и развитие познавательной и речевой деятельности дошкольников с ОВЗ средствами театрально-музыкально-игровой реабилитации

Коррекционно-развивающие занятия по системе Театрально-Музыкально-Игровой реабилитации направлены на реализацию задач:

  • Формирование и развитие интереса к окружающему миру посредством участия в театрально- игровой, музыкальной и ритмической деятельности;
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • Формирование и развитие речевых и когнитивных предпосылок
  • Формирование и развитие устойчивого эмоционального контакта с учителем-логопедом и с окружающими,
  • Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка, потребности в общении.
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • Подготовка ребенка с ОВЗ к социализации

Подробная инструкция

Система ТМИР разработана для детей, имеющих задержку темпов речевого развития, общее недоразвитие речи, а также системные нарушения речевого развития, сочетанные с интеллектуальной, эмоционально-волевой недостаточностью.

Использование данного Модуля в коррекционно-развивающей работе направлено на абилитацию и реабилитацию детей с комплексными нарушениями развития в возрасте от 2 до 7 лет.

Широкий возрастной диапазон использования данного Модуля в коррекционно-развивающей работе объясняется возможностью трансформирования речевого материала (ролей персонажей в музыкальных постановках) под речевые и интеллектуальные возможности детей.

Содержание модуля, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает развитие их потенциала и охватывает такие направления развития и образования, как:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие

Высокая эффективность использования мюзиклов в качестве одного из средств в комплексной реабилитации детей с ОВЗ подтверждена большим опытом ( более 5 лет) применения данного материала в коррекционно- развивающей работе на базе ГППЦ ТО «Соколиная гора».


В Модуль системы ТМИР входят:

1.Программа театрально-музыкально-игровой реабилитации

2.Сценарии музыкальных постановок в 2-х вариантах.

Первый вариант предназначен для детей, владеющих развернутой фразовой речью.

Второй вариант - для детей, речь которых находится в диапазоне от жестовой коммуникации и отдельных звукоподражаний до простой фразы.

2. Музыкальное сопровождение: (аудио музыкальных сказок + «минусовки»).

3. Презентации с текстом мюзиклов


Ожидаемые результаты
  • Формирование и развитие мотивационной сферы
  • Формирование и развития когнитивных предпосылок речевой деятельности
  • Формирование и развития активности и самостоятельности ребенка, структуризации его деятельности поведение.
  • Формирование и развития речевой активности, коммуникации
  • Социализация ребенка
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта

Анализ результатов занятий по системе ТМИР показал, что данный модуль следует рассматривать как «пусковой механизм» для «растормаживания» речевой функции, что позволяет ребенку с системными нарушениями произнести первые в своей жизни звуки, звукосочетания, слова.

Для каждого вида нарушений занятия по системе театрально-музыкально-игровой реабилитации имеют свою главную «область воздействия»:

  • У детей с синдромом Дауна и детей с поражениями ЦНС происходит увеличение общей активности, вследствие чего «растормаживается» речь.
  • Для детей с ДЦП занятия носят расслабляющий характер, что также способствует вызову речи.
  • Для детей с РДА-сочетание музыки, речи и движения существенно стабилизирует эмоционально-регулятивную сферу, позволяя придать стереотипиям определенный смысл: хождение по кругу заменяется красочными хороводами, самостимуляции руками, ногами- игрой на музыкальных инструментах , танцевальо-игровыми движениями и т.д.и т.д.

Кроме того, для каждой категории детей занятия по системе ТМИР позволяют

  • сформировать представления об окружающем мире
  • сформировать представления о себе, своем теле, пространстве
  • повысить уровень развития психических процессов
  • вызвать и проявить игровую, коммуникативную активность ребенка
  • достигать эмоциональной устойчивости
  • усвоить навыки культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

ВЫВОДЫ:

1.Занятия по системе ТМИР могут быть начаты с детьми раннего возраста различной нозологии. (в случаи отсутствия противопоказаний в связи с эпилептическими проявлениями) (Следует отметить, что в нашем случае даже при появлении эпилептических очагов на ЭЭГ, неврологи не запрещали нашим воспитанникам посещать занятия)

2.Под воздействием музыки, ритма и движения происходит активизация подкорковых структур, что, в свою очередь, приводит к активизации мозговой деятельности в целом.

3. Занятия по системе ТМИР - это один из немногих форм коррекционного воздействия, позволяющее, с одной стороны,. проявлять активность и самостоятельность самого ребенка, а с другой – структурировать, «отстроить» поведение и деятельность ребенка.

4. Занятия по системе ТМИР могут стать основой самого раннего коррекционного вмешательства, тогда как другие формы коррекционной работы еще не будут доступны.

Видео-интервью