Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1456
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цели

-Вызвать у детей интерес к лепке, желание заниматься

-дать детям представление о способах лепки

-выработать технические умения, навыки лепки

Задачи

-Познакомить детей с тестом. Учить детей аккуратно пользоваться материалами

-Учить детей отламывать комочки теста от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки , плотно прижимая их друг к другу.

-Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней (шарик, ягода, яблоко), сплющивать комочек между ладонями (лепешка, печенье, пряник); делать пальцами углубления в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Методы

Дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им в изображении предметов. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов , сплющивание между ладонями. Продольные движения ладоней для получения удлиненных форм. Отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков.

Далее идет более сложная работа пальцами — нажим пальцем на тесто с оставлением следа. Загибание столбиков с соединением концов, сплетением.

Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом. В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2—3-х частей.


Подробная инструкция

Представляя свой проект на широкую публику, очень хочется надеяться, что он будет полезен в психолого-педагогической деятельности моим коллегам.

Значимость и ценность моего проекта в том, что его можно использовать в работе с обычными детьми, а также в инклюзивном образовании дошкольников.

Занятия с тестом – метод коррекционной работы с детьми с ОПФР по степени эффективности не имеет равных. Определенная силовая нагрузка на руки и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелко-моторные движения значительно укрепляют мышечный тонус руки, улучшают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, координацию движения. Это в свою очередь, способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с тестом, совмещая полезное с приятным. При этом у детей исчезает нервозность, возбужденность, улучшается концентрация внимания.

Показаниями для занятий тестопластикой являются:

* трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций;

* эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения и чувства одиночества;

* наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

* повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

* негативная «Я-концепция», заниженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Программа обучения лепке

детей младшего дошкольного возраста

посредством тестопластики

Составила:

руководитель АРТ-студии

Марданова Н.Ф.

Пояснительная записка

Лепка, как и все виды изобразительной деятельности, имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, она относится к тому виду продуктивной деятельности, которая приучает ребят действовать целенаправленно, преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

На занятиях лепкой у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий. Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.

Лепка из теста благоприятно воздействует на нервную систему, поэтому гиперактивным детям часто рекомендуют занятия лепкой. Пластические материалы являются признанным психотерапевтическим средством. Союз человека и теста дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научиться управлять собой.

Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. С поделками из теста хорошо играть. Работа с тестом доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – «тестопластика».


Реализация рабочей программы по лепке, основывается на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Формы реализации

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Учебно-тренирующие занятия проходят 1 раз в неделю в специально организованных условиях. Возраст детей: от 2 до 3 лет.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение: кабинет с хорошим освещением, стол, стулья.

Материалы:

Мука, соль, вода, гуашевые краски, макаронные и крупяные изделия, бусины, пуговицы, бисер, формочки для выпечки печенья, колпачки от фломастеров и т.д.

Оборудование:

Тканевые и бумажные салфетки, фартуки, доски, стаканчики для воды, беличьи кисти №3, стеки.

Методическое обеспечение

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г.

Обучение детей 2-4лет рисованию, лепке аппликации в игре. Под редакцией Т. Н. Дороновой, С. Т. Якобсон.

Гильмутдинова О.А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Казань, Школа, 2001

Грибовская А.А. Лепка в детском саду Конспекты занятий для детей 2-7 лет М.: Сфера,2010

Лыкова И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. – М.: Карапуз,2005

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет М.: Сфера,2007

Мелешко А.А. Картины из соленого теста // Дошкольное воспитание. – 2010. -№2- С 127//

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду М., «Просвещение» 1987


Содержание программы по обучению лепке посредством тестопластики детей 2-3 лет.

Тема

Количество

занятий

1.

Испечем пирог для мамы

Угостим оладушками друга

Падают - падают листья, в нашем саду листопад

Продолжение

Колобок

Рыбка

Продолжение

Уточка

Печатанье фигурных рельефов

Продолжение

Бублики

Гороховый стручок

А у нашего двора снеговик стоял с утра

Игрушка на елку

У Елочки на Дне рождении

Новогодний шар

Падают снежинки, золотые льдинки

Ежик

Крокодил

Сердечко

Танк

Продолжение

Цветочек для мамы

Продолжение

Яблоки на тарелке

Продолжение

Божья коровка

Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем

Продолжение

Ты смотри, смотри, смотри! Улетели все шары

Продолжение

Терем-теремок

Продолжение

Все, от мала до велика, любят спелую клубнику

Продолжение

1

2.

1

3.

2

4.

5.

1

6.

2

7.

8.

1

9.

2

10.

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

2

22.

23.

2

24.

25.

2

26.

27.

1

28.

2

29.

30.

2

31.

32.

2

33.

34.

2

35.

Всего

35

Занятие 1. «Испечем пирог для мамы»

На бабулин день рождения

Мы пекли пирог с вареньем.

Я, конечно, помогала

Вместе с мамой украшала

Получился пышный он

С корочкой со всех сторон.

Цели и задачи:

Познакомить детей с тестом, как материалом для лепки; показать его пластичность. Развивать мелкую моторику, знакомить детей с формой шара, учить скатыванию округлых форм, расплющиванию. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Солёное тесто, мак, доска, салфетка.

Ход занятия:

Знакомим детей с тестом, даём детям в руки, показываем, что его можно мять, раскатывать, щипать и т.д.

После того, как дети «наиграются», показываем каким образом скатывать шарик, то есть положить комочек теста на ладошку, другой ладошкой накрыть сверху и покатать. Таким образом скатать 4 шарика.

Следующий приём - расплющивание: накрыть ладошкой шарик и слегка надавить. (Проделать со всеми шариками)

Наложить полученное «коржи» друг на друга, посыпать маком.

Наш пирог готов!

Занятие 2 «Угостим оладушками друга».

Испекла мне бабушка

Вкусные оладушки.

Я оладушки люблю

И друзей я угощу.

Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с тестом; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Продолжать учить скатыванию шариков; научить расплющивать шарики в круги (блинчики), воспитывать доброе отношение к другу.

Материал:

Солёное тесто, доска, салфетка.

Ход занятия:

Для изготовления тарелочки под оладушки раскатываем шарик большого диаметра (5 см). Затем расплющиваем его, имитируя тарелочку. Далее скатать 3-4 шара меньшего диаметра и снова расплющить их на доске. Получились оладушки. Выкладываем их на тарелочку.

Угощение готово.

Занятие 3 «Падают – падают листья, в нашем саду листопад».

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногами зашуршат.

Скоро станет голым сад.

Цели и задачи:

Учить создавать элементарную композицию на плоскости путем накладывания осеннего листа на фон, учить детей отщипывать от целого куска кусочек для лепки, прикладывать его к картонке, расплющивать, закрывая таким образом всю картонную заготовку. Воспитывать интерес к изодеятельности, учить любоваться листьями.

Материал:

Картонная заготовка, солёное тесто, кленовый лист, салфетка.

Ход занятия:

Покрыть картонную заготовку тестом, постепенно отщипывая маленькие кусочки от большого куска и прикладывая, размазать по поверхности. (Обычно маленькие дети покрывают только середину картонной заготовки, поэтому педагогу надо быть готовым, что придётся помогать закрыть тестом всю поверхность картона.)

Раздать детям настоящие листья, помочь расположить их на поверхности картона так, чтобы листик уместился полностью. Пригладить листик ладошкой, чтобы все прожилки отпечатались, аккуратно убрать лист. Дать просохнуть.

Занятие 4(продолжение)

Падают, падают листья

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Цели и задачи:

Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить детей работать кончиком кисти, правильно держать кисть, учить работать с красками, расширять представление о красках как о художественном материале.

Материал:

Краски, кисть, палитра, салфетка.

Ход занятия:

Раскрасить фон в голубой цвет, листья – жёлтым или оранжевым цветом.

Занятие 5 «Колобок»

Прямо с полки, за порог…

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?.. (колобок).

Цели и задачи:

Закрепить умение скатывать шарик между ладонями круговыми движениями. Учить украшать работу дополнительными деталями: рот, нос, глаза. Развивать моторику. Воспитывать желание лепить предмет.

Материал:

Цветное тесто –зелёное, желтое, старый фломастер, кисть, салфетка, доска.

Ход занятия:

Скатать шарики из зелёного теста, расплющить; получилась лужайка. Скатать шарик из желтого теста и поместить его на лужайку, предварительно смазав её кисточкой, смоченной в воде. Затем остриём карандаша или фломастера сделать глазки и ротик.

Колобок готов.

Занятие 6 «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Цели и задачи:

Учить детей скатывать шары различных размеров, учить создавать необходимый образ из шаров разного диаметра, продолжать учить сплющивать шары. Развивать моторику, сюжетно-игровой замысел. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Соленое тесто, стек, старый фломастер, доска, салфетка, кисть.

Ход занятия:

Скатать шарик побольше и расплющить его. Это тело рыбки. Для хвоста скатать шарик меньшего размера и расплющить. Для плавников скатать два маленьких шарика. Расплющить.

Намочить тело рыбки кистью, смоченной в воде. Прикрепить плавники сверху и снизу, хвостик-сзади, накладывая детали на туловище. На теле рыбки сделать рисунок чешуи с помощью колпачка от фломастера. Стеком сделать глаз, рот и полоски на плавниках и хвосте. Рыбка готова.

Занятие 7 (продолжение)

Цели и задачи:

Продолжать учить детей правильно держать кисть, учить работать с красками. Воспитывать интерес к изодеятельности.

Материал:

Гуашь, кисть, салфетка.

Ход занятия:

Раскрашиваем рыбку в цвета, выбранные ребенком с помощью кисти и красок.

Занятие 8 «Утенок»

Ути-ути, кря-кря-кря

Это уточка друзья.

Попрошу у мамы хлебную краюшку.

Побегу на озеро к уточке-подружке.

Цели и задачи:

Учить детей отламывать кусочки от большого куска теста и расплющивать их, прикладывая к картонной заготовке, закрывая всю поверхность шаблона. Учить украшать работу бисером. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Картонная заготовка, цветное соленое тесто (желтое), бисер, кисть, салфетка, доска.

Ход занятия:

Вырезанный шаблон утенка из картона слегка увлажнить, нанести мелкие кусочки теста, отщипывая их от большого куска. Распределить тесто по всей поверхности картонной заготовки.

После того, как весь шаблон будет закрыт тестом, сделать утенку глазик с помощью бисера.

Занятие 9 «Печатание фигурных рельефов»

Цели и задачи:

Вызвать интерес к созданию силуэтов на тесте. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать любознательность, инициативность.

Материал:

Прямоугольная (круглая) картонная заготовка, соленое тесто, формочки для печенья, салфетка.

Ход занятия:

Покрыть тестом картонную заготовку. Отщипывать мелкие кусочки теста от крупного куска и наносить на заготовку размазывая. Расположить форму на середине заготовки, покрытой тестом и надавить ладошкой. Получился отпечаток формы. Дать изделию просохнуть.

Занятие 10 (продолжение)

Цели и задачи:

Продолжать учить детей правильно держать кисть, пользоваться красками, работать аккуратно. Воспитывать интерес к изодеятельности

Материал:

Кисть, краски (гуашь), салфетка.

Ход занятия:

Раскрасить сначала отпечатанную на заготовке форму, затем фон контрастными цветами.

Занятие 11«Бублики»

Вот какая закавыка!

Взял я бублик, вижу: дырка!

Бублик с дыркой я вертел,

И глядел в нее глядел!

Цели и задачи:

Учить лепить по художественному замыслу, познакомить детей с техникой лепки «колбасок» - жгутиков из теста. Формировать умение раскатывать «колбаску» и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Соленое тесто, шерстяная нить, доска, салфетка.

Ход занятия:

Разделить кусок теста на несколько приблизительно одинаковых кусков (4-5). Раскатать кусочки в шарики, затем преобразовать в «колбаски». Каждую «колбаску» замкнуть в кольцо. Через «бублики» продеть нить и завязать.

Наша связка бубликов готова!

Занятие 12«Гороховый стручок»

Распустил усы горох,

Шел в стручке переполох:

Целый выводок горошин,

Друг на дружку все похожи.

Цели и задачи:

Учить делать жгутики из теста путем экспериментальной лепки сосисок, змеек, веревочек. Учить выкладывать горох (фасоль) на слепленную, расплющенную «колбаску». Развивать мелкую моторику. Закрепить знания детей о бобовых культурах.

Материал:

Соленое тесто (зеленого цвета), горох, доска, салфетка.

Ход занятия:

Скатать из теста шарик, затем преобразовать его в «колбаску», раскатывая ладошкой по доске. Получилась продолговатая форма, которую надо расплющить ладошкой, смочить водой и выложить горошек, чуть надавливая пальчиками. Наш стручок готов! По аналогии можно слепить еще и фасолевый стручок.

Занятие 13 «А у нашего двора снеговик стоял с утра»

Цели и задачи:

Продолжать учить скатывать шары различной величины, учить формировать морковку, учить украшать работу бисером. Развивать мелкую моторику, чувство формы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию.

Материал:

Соленое тесто (белого и оранжевого цвета), доска, салфетка, бисер для глаз, стек.

Ход занятия:

Поочередно скатать 3 шара разных размеров: большой, средний и маленький. Наложить шары друг на друга. Стеком сделать рот, глазки из бисера, нос слепить маленькую колбаску из оранжевого теста. Если ребёнок затрудняется - помочь сделать морковку-нос.

Занятие 14 «Новогодняя игрушка»

У новогодней елочки

Зеленые иголочки,

И снизу до макушки

Красивые игрушки.

Цели и задачи:

Закреплять умение лепить шар, расплющивать его в круг. Учить выдавливать формочкой для печенья силуэт. Развивать мелкую моторику. Развивать фантазию, творческую активность.

Материал:

Цветное соленое тесто, формочки для печенья, доска, салфетка.

Ход занятия:

Слепить из цветного теста шар, расплющить его, получится круг. Наложить на круг из теста форму (звездочку, сердце, месяц и т.д.) и сильно прижать ладошкой. Для уверенности, что форма вырезалась из теста, можно держать руку на форме и поводить ею в стороны. Убрать лишнее тесто и наша фигурка готова, осталось лишь сделать дырочку кончиком кисти или карандаша, чтобы в дальнейшем продеть веревочку и повесить ее на елку.

Занятие 15 «У елочки на дне рождении»

Я прихожу с подарками

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год - я главная.

Цели и задачи:

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска, прикладывать их к картонной заготовке и закрывать поверхность полностью. Продолжать учить лепить шары, разные по величине, расплющивать их. Развивать мелкую моторику. Учить создавать атмосферу праздника. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Соленое тесто (зеленого и красного цвета), кисть, картонная заготовка, доска, салфетка.

Ход занятия:

Шаблон елки, вырезанный из картона, покрыть тестом, предварительно смочив водой. От крупного куска теста зеленого цвета отщипывать мелкие кусочки и размазать их по картонной заготовке. После того, как заготовка елки будет полностью закрыта тестом, смочить ее водой. Слепить из красного теста шары разной величины. Затем приложить их на елку и расплющить. Наша ёлочка, украшенная к празднику, готова.

Занятие 16 «Шар для новогодней елки»

Я уже большая очень,

Тоже всем помочь могу.

Я умею, между прочим,

Елку наряжать свою,

Я повешу здесь фонарик

А туда – огромный шар

И еще повешу шарик,

Чтоб на елочке сиял.

Цели и задачи:

Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы. Учить работать с дополнительным материалом в виде бисера, пуговиц, бусин различных по цвету и размеру, блесток. Развивать мелкую моторику. Воспитывать инициативу.

Материал:

Цветное соленое тесто (красное, желтое, зеленое, синее),блестки, бусины, доска, бисер, салфетки.

Ход занятия:

Слепить большой шар из цветного теста. Расплющить в круг, смочить слегка водой и дать волю детской фантазии – украсить шар всевозможными бусинами, блестками, бисером и т.д. По окончании работы проделать отверстие в шарике, чтобы подвесить его на елку.

Занятие 17 «Падают снежинки»

На полянку на лужок

Тихо падает снежок.

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Цели и задачи:

Продолжать учить детей раскатывать из теста «колбаски», прикреплять их и расплющивать на картонной заготовке. Развивать мелкую моторику. Учить украшать снежинку отпечатками колпачка фломастера. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Соленое тесто, картонная заготовка, фломастер, кисть, салфетка, доска.

Ход занятия:

Скатать из теста 6 шариков одинакового размера. Затем преобразовать их в колбаски с помощью движений ладони вперед-назад по доске. Наложить тонкие колбаски на заготовку снежинки. Расплющить тесто по заготовке. Затем нанести узоры колпачком фломастера. Снежинка готова!

Занятие 18 «Ежик – ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок»

Хитрый ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади

Цели и задачи:

Продолжать учить лепить шар. Учить вытягивать тесто с помощью щипка для создания нужной вытянутой формы. Учить насаживать вермишель, имитируя иголки. Учить развивать композиционные умения, располагая ежика на полянке. Развивать сюжетно-игровой замысел, воспитывать любовь к природе.

Материал:

Соленое тесто (серо-коричневого и зеленого цвета), макаронные изделия (вермишель), доска, салфетка, бисер, кисть.

Ход занятия:

Из зеленого теста слепить шар, расплющить его в круг. Полянка для ежика готова. Из серо-коричневого теста слепить шар и вытянуть из него тесто с одной стороны с помощью щипка, формируя мордочку. Слегка смочить мордочку и тело ежика водой. Нос и глазки сделать из бисера, иголки на спинке – из вермишели.

Ежик готов!

Занятие 19 «В африканской речке Нил жил зеленый крокодил»

В африканской речке Нил

Жил зеленый крокодил

У него такая пасть –

Не желай туда попасть.

В пасти той зубов не счесть –

Сотен пять, а может шесть.

Цели и задачи:

Учить лепить образы на основе жгутика, продолжать учить лепить «колбаску», учить щипками вытягивать лапы. Развивать координацию движений рук во время раскатывания «колбаски».Вызвать интерес к лепке живых существ.

Материал:

Соленое тесто (зеленого цвета), стек, доска, салфетка, бисер.

Ход занятия:

Слепить из теста шар, затем преобразовать его в колбаску, слегка заостренную с 2-х сторон. Вытянуть щипком 4 лапки, пальчиками расплющить их. Стеком нанести 3 полоски – разделить лапы на ногти. Один заостренный конец колбаски выгнуть, имитируя хвост, из другого сформировать морду-стеком с зубчиками наносим с двух сторон полосы. Получилась пасть крокодила. Бисером сделать глазки, крокодил готов.

Занятие 20 «Сердечко»

Мамочку свою люблю

Ей сердечко подарю.

Цели и задачи:

Продолжать учить отщипывать тесто, покрывать им всю картонную заготовку. Учить украшать изделие отпечатками колпачка фломастера. Развивать моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал: Картонная заготовка, соленое тесто (красного цвета), фломастер, доска, салфетка.

Ход занятия:

На картонную заготовку в форме сердца наносим мелкие кусочки теста, отщипывая их от большого куска. Размазываем. Закрываем всю поверхность. Наносим узоры колпачком фломастера.

Занятие 21 «Танк»

Он на гусеницах мчится,

Только он не трактор.

В бой пойдет – и пригодится

Фронтовой характер.

И не плавится в огне

Крепкая броня.

Только бой не на войне-

В детской у меня (танк).

Цели и задачи:

Учить лепить танк, продолжать учить отламывать маленькие кусочки теста, прикладывать их и расплющивать, закрывая всю поверхность картонной заготовки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Прямоугольная картонная заготовка, соленое тесто (голубого цвета), доска, салфетка.

Ход занятия:

На первом занятии сделать фон для танка. От большого куска отщипывать мелкие кусочки теста и размазывая, покрыть всю поверхность картонки.

Занятие 22 (продолжение)

Цели и задачи:

Учить лепить танк на основе 3 разных по размеру колбасок, учить использовать в работе дополнительный материал – макаронные изделия. Развивать моторику, воспитывать патриотизм.

Материал:

Соленое тесто защитного цвета, кисть, макаронные изделия - колесики, салфетка.

Ход занятия:

На втором занятии из зеленого теста лепим 3 шара: 2 одинаковых, 1-побольше. Затем формируем из них колбаски, но не слишком длинные. Лучше на высохшем фоне нарисовать танк карандашом. Смачиваем вылепленный фон, формируем танк из трех колбасок расплющивая тесто по рисунку. Сверху-поменьше, в середине самая большая колбаска, а третья-самая вытянутая. Это гусеничный трак. Нижнюю часть смачиваем и выкладываем ее макаронами в форме колесиков. Чтобы слепить дуло, лепим из небольшого куска теста тоненькую колбаску. Намочить и приделать ее в нужном по рисунку месте. Подарок для папы готов.

Занятие 23 «Цветок для мамы»

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что же я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

Нет!

Вот тебе родная, в твой денек

Аленький цветочек-огонек!

Цели и задачи:

Продолжать учить лепить шар, расплющивать его в круг. Учить вырезать на круге из теста цветок с помощью формочки для печенья. Учить украшать готовое изделие. Развивать моторику. Воспитывать желание лепить и проявлять творческую инициативу.

Материал:

Соленое тесто, пуговицы, бусины, деревянная палочка, форма для печенья, доска, салфетка.

Ход занятия:

Слепить из теста шар, преобразовать его в круг, надавливая ладошкой. Формой для печенья выдавить цветок. Лишнее тесто убрать. В середину цветка вставить пуговицу или бусину, предварительно смочив это место. Аккуратно вставить сбоку (лучше педагогу) деревянную палочку – это стебелек. Даем высохнуть.

Занятие 24 (продолжение)

Цели и задачи:

Продолжать учить детей работать красками, правильно пользоваться кистью. Развивать чувство цвета. Воспитывать доброе отношение к маме.

Материал:

Краски (гуашь), кисть, лента, доска, салфетка.

Ход занятия:

Раскрасить цветок гуашевой краской, завязать ленту в форме листика на деревянной палочке. Подарок маме готов.

Занятие 25 «Яблоки на тарелке»

Любят, любят яблочки

Взрослые и дети.

Эти фрукты спелые

Лучшие на свете

Цели и задачи:

Учить передавать в лепке различие по величине, самостоятельно применять знакомые способы работы.

Учить лепить обеими кистями рук, развивать моторику.

Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Соленое тесто, пряность – гвоздика, салфетка, доска.

Ход занятия:

Скатать шар, расплющить его и загнуть кверху края – это тарелка для яблок.

Скатать 2 шарика разных по величине. Это большое и маленькое яблоки. В яблоки воткнуть по 1 палочке гвоздики. Положить яблоки на тарелку. Дать работе просушиться до следующего занятия.

Занятие 26 (продолжение)

Цели и задачи:

Учить создавать образ яблок с помощью красок, учить правильно пользоваться кистью, работать аккуратно. Воспитывать интерес к изодеятельности.

Материал:

Краски (гуашь), кисть, клеенка, салфетка.

Ход занятия:

Раскрасить яблоки в натуральные цвета: красный, желтый или зеленый, тарелку – контрастным цветом, например, синим.

Занятие 27«Божья коровка – черная головка»

Мчится божия коровка

В красном платьице коротком,

Платье модное, в горошки,

В лапках модные сапожки.

Цели и задачи:

Продолжать учить детей скатывать шарики разной величины, работать с дополнительным материалам, развивать мелкую моторику, развивать тактильную чувствительность. Воспитывать любовь к природе.

Материал:

Соленое тесто (красное и черное), перец горошком, гвоздика, стек, кисть, доска, салфетка.

Ход занятия:

Скатать шарик из красного теста, положить на доску (картонку), слегка прижать ладошкой придавая нужную форму. Это тело божьей коровки. Скатать маленький шарик из черного теста, сделать из него головку, соединить детали предварительно смочив водой.

Стеком провести продольную полоску – разделить тело на крылышки. С помощью перца горошком украсить крылышки. Сделать ножки из гвоздики – по три с каждой стороны. Божья коровка готова.

Занятие 28 «Мы в лесок пойдем. мы грибок найдем»

На пригорке у дорожки

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Цели и задачи:

Продолжать учить детей отламывать кусочки от большого куска теста и расплющивать их, прикладывать к картонной заготовке. Учить закрывать всю поверхность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

Цветное тесто зеленого или голубого цвета, картонная заготовка, салфетка, доска.

Ход занятия:

Покрыть тестом картонную заготовку. Отщипывать мелкие кусочки теста от большого куска, наносить на заготовку размазывая. Покрыть тестом всю поверхность, разровнять, надавливая ладошкой. Дать просохнуть до следующего занятия.

Занятие 29(продолжение)

Цели и задачи:

Учить детей создавать элементарную сюжетную композицию. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, эмоциональное отношение к природе.

Материал:

Цветное тесто (коричневого, белого и зеленого цвета), кисть, салфетка, доска.

Ход занятия:

Слепить из коричневого теста шар, затем преобразовать его в толстую колбаску, раскатывая ладонью по доске «туда-сюда». Приложить колбаску к нанесенному карандашом рисунку шляпки гриба и распределить по контуру рисунка, предварительно смочив водой.

Затем раскатать колбаску по-тоньше из белого теста и приложить к смоченному водой рисунку на место ножки слегка надавливая.

Слепить из зеленого теста несколько тоненьких колбасок, смочив фон у основания гриба, наложить тоненькие колбаски - травку. Наш гриб готов.

Занятие 30«Ты, смотри, смотри, смотри, улетели все шары»

Легкий шарик мой воздушный

Дернул нитку непослушно,

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

Цели и задачи:

Учить создавать композицию на плоскости, продолжать учить скатывать шары и колбаски, развивать мелкую моторику, творческую фантазию.

Материал:

Цветное тесто (голубое), картонная заготовка, салфетка, доска.

Ход занятия

Покрыть тестом картонную заготовку. Отщипывать мелкие кусочки теста от большого куска, наносить на заготовку размазывая. Покрыть тестом всю поверхность, разровнять, надавливая ладошкой. Дать просохнуть до следующего занятия.

Занятие 31(Продолжение)

Цели и задачи:

Учить создавать праздничное настроение с помощью яркой цветовой гаммы. Учить работать с дополнительными материалами – нитками. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синее) нитки, кисть, салфетка, доска

Ход занятия:

Слепить из цветного теста 2 шарика и 2 колбаски. На смоченном водой фоне, расположить шарики и колбаски в верхней части картона, расплющить до получения форм воздушных шариков. Наложить нитки к воздушным шарикам. Скатать 4 маленьких шарика соответствующих цветов и прикрепить нитки к шарам путем накладывания на них маленьких шариков. Слегка надавить пальчиком.

Занятие 32 «Терем-теремок».

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог?

Кто живёт в нём? Любопытно…

Никого вокруг не видно…

Цели и задачи:

Учить лепить домик на основе жгутиков (колбасок). Развивать координацию движения рук. Вызывать интерес к лепке, учить лепить по сюжетному замыслу.

Материал:

Цветное солёное тесто голубого цвета, картонная заготовка, салфетка, доска.

Ход занятия:

Покрыть тестом картонную заготовку. Отщипывать мелкие кусочки теста от большого куска, наносить на заготовку размазывая. Покрыть тестом всю поверхность, разровнять, надавливая ладошкой. Дать просохнуть до следующего занятия.

Занятие 33 (Продолжение)

Цели и задачи:

Учить располагать композицию в середине картонной заготовки. Учить раскатывать жгутики одинакового размера и составлять из них домик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать творческую фантазию.

Материал:

Цветное тесто (коричневое, белое, желтое, зелёное), стек, кисть, колпачок от фломастера, салфетка, доска.

Ход занятия:

Скатать пять жгутиков одинакового размера из коричневого теста – это брёвна и крыша. Прикрепить к заготовке, предварительно смочить её всю водой. Три жгутика положить друг на друга, а два сложить в форме крыши. Слепить два шарика разных по размеру из жёлтого теста и расплющить их. Тот, что поменьше – поместить под крышу, а тот, что побольше – наложить на смоченные водой жгутики – брёвна. Нанести стеком две линии в виде крестика на расплющенные круги – окошки домика готовы. Раскатать из белого теста два тоненьких жгутика и обернуть ими окошко – получатся наличники.

Вылепить из зеленого теста большую колбаску и расплющить её – это лужайка, закрепить на фоне под домиком. Теремок готов.

Занятие 34 «Все от мала до велика любят спелую клубнику»

Цели и задачи:

Учить детей покрывать тестом круглую заготовку из картона. Учить размазывать тесто равномерно. Учить убирать излишки теста стеком. Развивать моторику. Воспитывать интерес к лепке.

Материал:

Цветное тесто голубого цвета, стек, кисть, салфетка, доска.

Ход занятия:

Картонную заготовку слегка смочить. Отщипывать маленькие кусочки теста и наносить их на заготовку, прижимая. Закрыть тестом всю поверхность картонки, стеком срезать излишки. Сделать дырочку, чтобы можно было подвесить за шнурок. Дать просохнуть.

Занятие 35 (продолжение)

Цели и задачи:

Учить детей скатывать шар и заострять его с одной стороны. Учить наносить стеком рисунок. Учить работать с мелкими деталями – бисером. Развивать моторику. Воспитывать любовь к природе.

Материал:

Соленое тесто (красного и зеленого цвета), бисер желтый, кисть, стек, салфетка.

Ход занятия:

Из красного теста скатать шар. Заострить его раскатывая на доске, нажимая пальцем с одной стороны. Получилась форма, напоминающая клубничку.

Смочить фон, сделанный на предыдущем занятии водой, приложить клубнику и расплющить. (Хорошо, если предварительно воспитатель схематично нарисует клубнику с двумя листочками карандашом на высохшем фоне)

Скатать 2 толстые колбаски из зеленого теста – это листочки, и одну тоненькую маленькую «колбаску» - стебелек. Приложить на заранее смоченный фон в нужное место и расплющить. На листочках стеком нанести узор. Ягоду смочить, украсить крупным желтым бисером. Спелая клубничка готова.

Ожидаемые результаты

К концу года дети должны уметь раскатывать комок теста. Прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться тестом. У детей формируются технические умения и навыки, улучшается концентрация внимания.

Анализ результатов проекта и выводы

Очевидны положительные результаты в количественном и качественном отношениях в формировании технических умений и навыков у детей 2-3 лет в лепке посредством тестопластики. Цели и задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в работе педагогов дошкольных учреждений.