Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2653
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Опыт работы по теме "Технология - квест, как средство формирования активной, деятельностной позиции ребенка". Цель: организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослых и детей, в котором будут гармонично сплетены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Задачи:

•образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

•развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

•воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и взаимовыручки).

Подробная инструкция

"Технология - квест,
как средство формирования активной, деятельностной позиции ребенка"

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн.др.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации. Т.е., образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Квест - это увлекательная приключенческая игра как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п.

Образовательный квест – это совершенно новая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками., т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в РФ «Закон об образовании» и ФГОС ДО.

В нашем детском саду такие квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

¾ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

¾ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

¾ Карта (схематическое изображение маршрута);

¾ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

¾ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Вот некоторые наиболее интересные линейные квесты:

¾ Квест-поход «Вместе весело шагать», который проходил совместно с родителями на территории детского сада. Целью этого квеста было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей с родителями ждал Незнайка у детского сада, который и попросил помощи. Так как в игре участвовали две группы, то получилось две команды. Маршрут дети с родителями искали по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом каждая команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Паук, Баба-Яга, Лесная фея, Лесовичок) и выполняя различные задания.

¾ Квест-игра «Путешествие в царство царя Берендея». В игре принимали участие все специалисты и педагоги детского сада. Целью было воспитание экологической культуры детей и родителей. Здесь была одна команда и все двигались по определенному маршруту, который указывали персонажи (Баба-Яга, Кикимора, Леший, Богиня Дивия, Царица осень, тетушка Сова, Царь Берендей) после выполнения заданий (нарисовать правила поведения в лесу, сделать скворечники из бросового материала, вспомнить стихи и песни о природе, разгадать осенние загадки, составить рассказ с использованием мнемотаблицы, собрать гербарий и т.п.).

Что касается штурмовых квестов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т.п. По такому принципу летом был организован квест «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада искали признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляли из этого коллаж. В рамках экологического и трудового воспитания был проведен «Экологический квест», в котором соревновательный эффект сыграл положительную роль. Каждой группе был дан большой мешок для уборки территории.

Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

К таким квестам в нашем детском саду можно отнести:

¾ Квест «Форт Боярт», ставший уже традиционным для нашего ДОУ, который с каждым годом становится еще увлекательнее. В нем с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и педагоги, которые играют роль метров теней. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка там, где находится клад – золотые монеты. Если же задание не выполнено, то метр теней не отдает конверт. Эта игра командная и играется на время.

¾ Квест-по городу «День знаний». Это еще один увлекательный квест, в котором дети путешествуют по городу с воспитателем с помощью «Волшебного экрана» (планшета), на котором сфотографированы различные места нашего города и дети передвигаются от места к месту, находя там удивительные артефакты, которые имеют историческое значение или символизируют определенное место. Начинается оно с детского сада и в него же дети возвращаются. Этот квест не требует большого количество организаторов, т.к. весь маршрут не предполагает встреч с персонажами.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.

Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В ДОУ квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями дошкольников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование в образовательном процессе квест-проектов.

Преимуществом квест-занятий является использование активных методов обучения. Квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Ребенок в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, дошкольник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Можно перечислить еще множество квестов, которые проводятся , от самых простых и до ставших уже традиционными, но самое главное, это то, что все они помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Ведь любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Просто иногда, чтобы подвигнуть человека к творческой деятельности, нужен некий импульс, всплеск, возможность дать человеку почувствовать себя успешным и раскрыть свои скрытые способности и таланты, а квест в этом очень помогает, т.к. подразумевает активность каждого участника.

Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

Один из основных принципов ФГОС - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Участники мероприятий отметили, что в ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включались в игру, исчезала скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявлял инициативу, воображение, применял логическое мышление, начинал мыслить нестандартно. Такая игра помогала детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствовала проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решали самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников. Опрос родителей свидетельствует об эффективности квест- занятий.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

Вывод: Эта технология способна не только расширить кругозор ребенка, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию в целом. За ней - будущее.

Ожидаемые результаты

Внедрение квест-технологии в образовательный процесс объединит педагогов, детей и родителей, поможет организовать пед процесс в соответствии с ФГОС ДО.

Анализ результатов проекта и выводы

Выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга,

выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито

речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему

миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою

позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства

страха за ошибку.

Самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов.

Видео-интервью