Наверх

Проекты победителей

Заявка № 375
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цели: формирование необходимых коммуникативных способностей дошкольников для межличностных коммуникаций; знаний через овладение системой навыков, направленных на обеспечение активности познавательной деятельности, снятие телесных зажимов.

Основные задачи:

  • Выявление уровня развития коммуникативных способностей;
  • Формирование и коррекция нарушения в общении, развитие нравственных и коммуникативных качеств, снятие тревоги, создание чувства безопасности, защищённости;
  • Обучение способам выражения своих чувств, распознавание эмоций и состояний других людей через мимику, жесты, интонацию;
  • Развитие чувства эмпатии в коммуникативных контактах.

Методы и технологии, используемые в работе:

  • Метод игрового моделирования поведения;
  • Метод визуализации;
  • Методы телесно-ориентированной терапии;
  • Релаксационные методы;
  • Метод сказкотерапии;
  • Психогимнастика (автор М.И. Чистякова);
  • Технология обучения в сотрудничестве.
Подробная инструкция

Условия реализации программы.

Срок реализации - 4 месяца (16 недель).

Группы детей формируются по результатам наблюдений, запросу педагогов и родителей. Определяется уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Состав группы - 6-8 детей.

Занятия проводятся один раз в неделю длительностью 25-30 минут.

На начальном и завершающем этапе проводится диагностика на выявление уровня развития коммуникативных способностей детей. В конце проведения курса определяется результативность проводимых занятий.

12 занятий включают в себя этюды, игры, упражнения, сюжетную линию непосредственно в сенсорной комнате. Они разнообразны, доступны детям по содержанию.

Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.

Алгоритм построения занятий.

Ритуал начала занятия. Вход в сказочную атмосферу. Создание положительного настроя на занятие. Используются психологические приёмы с включением световых, цветовых, музыкальных стимулов; игровые приёмы; разминка в кругу, ритуал «вхождения» в сюжет.

Основная часть направлена на решение задач программы. Она включает упражнения с использованием тренажёров (не более 3-4), этюды, психологические упражнения, активизирующие и концентрирующие внимание и сенсорные процессы, игры-драматизации, элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии. Ритуал возвращения из сказки или путешествия.

Ритуал окончания занятия Подведение итогов, обратная связь; закрепление положительного психологического настроя. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности; рефлексия.

Ожидаемые результаты

- Снижение агрессивных реакций у дошкольников.

- Отношение к себе и другим детям в результате общения становится позитивным.

- Появляется согласованность в действиях.

- Формируется положительное отношение к себе и избирательное отношение к сверстникам.

Анализ результатов проекта и выводы

Задачи повышения качества образования определяют необходимость расширения дополнительных направлений развития и образования детей, в том числе и в области психологического и коммуникативного развития. Представленный методический материал интересен, основывается на современных научно-психологических разработках, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста.

Особую значимость и инновационность программе «Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в сенсорной комнате» (Курс интерактивных психологических занятий) придаёт образовательная среда организуемых занятий – сенсорная комната. Усилия авторов программы были направлены на создание психолого-педагогической системы деятельности, в которой предусмотрен интегрированный, ориентированный на личностный и жизненный опыт ребенка, подход к организации процесса развития коммуникативных навыков, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и окружении. Преимущество программы заключается в тщательной практической разработке содержания программы, авторских конспектов занятий. Новизна заключается в образовательной среде организуемых занятий - сенсорной комнате, которая расширяет возможности и эффективность психолого-педагогического воздействия на детей за счёт включения дополнительных возможностей; в подборе систематизированного практического материала по данной проблеме. Содержание занятий основано на использовании интерактивных методов, ориентированных на широкое взаимодействие детей с педагогом, друг с другом, на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. В программе тщательно и последовательно представлены описательные характеристики и инструменты образовательного развития детей средств, описание их возможностей, относительно решаемых в программе задач.

В целом программа отличается последовательностью и добросовестностью в представлении тематического материала, способов организации коммуникативного развития детей. В основном разделе систематизирован материал занятий, выявлены основания для образовательной деятельности целевые, приведена подборка игровых упражнений, используемых в процессе занятий с детьми.

Диссимиляция опыта работы по реализации программы проходила на разных уровнях: муниципальном (справка Краснодарского научно-методического центра № 867 от 10.09.2015 г.); всероссийском (журнал "Вестник Практической психологии образования" № 1 (46), январь-март 2016г.), всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший проект 2015 года» по версии журнала «Детский сад будущего – галерея творческих проектов», дипломант конкурса.

Программа является продуктом, полученном в результате разработки инновационного проекта «Интеграция образовательных областей и обеспечение динамического баланса образовательного процесса дошкольного учреждения и развития детей» муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 123", http://knmc.kubannet.ru/node/1384

Таким образом, программа соответствует требованиям, предъявляемым к данному уровню работам, и может быть рекомендована к использованию в практике работы педагогов в системе дополнительного образования различных дошкольных образовательных учреждений. Конспекты занятий могут быть использованы полностью или фрагментарно в зависимости от психофизических возможностей детей и желания педагога.

Педагоги-психологи других дошкольных образовательных организаций города Краснодара уже реализуют программу «Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в сенсорной комнате» (Курс интерактивных психологических занятий) у себя в детском саду (Справки-подтверждение №№ 48, 207).