Наверх

Проекты победителей

Заявка № 389
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цели, задачи методы

В период с 2012 г. по 2016 г. осуществлялась работа по проблеме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна».

Понятие «детский дизайн» появилось в научно-методической литературе в конце 90-х годов 20-го века. Первым к изучению возможности организации дизайн-деятельности детей дошкольного возраста обратился Г.Н. Пантелеев. Ему принадлежит заслуга в разработке методики формирования дизайн-деятельности детей в процессе подготовки праздников и театрализованных представлений. Отдельные аспекты данной проблемы изучала А. Ярыгина. Она показала возможности обучения дошкольников различным видам дизайна, определила виды графического дизайна и их специфику. И.А. Лыковой принадлежит заслуга в разработке системы обучения детей различным видам дизайна.

В современной научно-методической литературе дизайн рассматривается как вид художественной деятельности детей, направленный на создание эстетических и функциональных качеств предметно-пространственной среды.

Вместе с тем, несмотря на наличие теоретических разработок, педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения в организации дизайн-деятельности детей. Возможности дизайн-деятельности в работе с детьми остаются нереализованными.

В связи с этим была определена цель инновационной деятельности: определить педагогические условия, обуславливающие эффективность развития творческих способностей детей в процессе обучения основам дизайна.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна.

Предмет инновационной деятельности: педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна.

В основу инновационной деятельности была положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна будет проходить успешнее при соблюдении следующих условий:

- поэтапной организации обучения детей основам дизайна на основе использования оформительских заданий предметно-декоративного и пространственно-декоративного характера;

- организации обучения детей основам дизайна в форме частично-поисковых и игровых ситуаций, а также ситуаций обучающего и творческого взаимодействия.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи инновационной деятельности:

1). Теоретическое обоснование сущности дизайн-деятельности, особенностей методики развития творческих способностей детей в процессе освоения основ дизайна.

2). Создание и апробирование системы мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дизайн-деятельности.

3).Разработка программно-методических материалов по развитию творческих способностей детей в процессе обучения основам дизайна в условиях ДОУ.

Работа над педагогическим исследованием проходит в три этапа:

Методы исследования:

- теоретические – метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме инновационной деятельности, обобщение, моделирование;

- эмпирические – планирование этапов экспериментальной работы, педагогический эксперимент, методы опроса, методы математической обработки данных, методы знаково-символического описания результатов эксперимента (графики, схемы, таблицы).

Этапы инновационной деятельности (сроки и содержание работы)

Этапы инновационной деятельности

Задачи инновационной деятельности

Содержание работы

Организационно-аналитический

2012-2013 учебный год

1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы;

2. Изучение научно-методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна.

3. Разработка научного аппарата инновационной деятельности по обучению детей основам дизайна.

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна.

2. Разработка научного аппарата инновационной деятельности;

3. Составление плана работы.

Опытно- экспериментальный 2013–2015годы

1. Определение уровня освоения умений и навыков дизайн-деятельности у детей.

2. Изучение состояния развивающей предметно–пространственной среды, необходимой для организации дизайн-деятельности детей.

3. Создание концептуальной модели обучения дизайн-деятельности детей дошкольного возраста.

4. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по вопросам обучения основам дизайна старших дошкольников.

5. Организация работы по повышению уровня знаний родителей по проблеме организации дизайн-деятельности детей.

6. Совершенствование методического обеспечения работы по организации дизайн-деятельности.

7. Апробирование системы мероприятий по обучению детей основам дизайна в дошкольном образовательном учреждении.

8. Выявление условий, определяющих эффективность организации работы по обучению детей дизайн - деятельности.

1. Разработка содержания программы «Азбука дизайна» по обучению детей основам дизайна;

2. Корректировка содержания, форм и методов ознакомления с различными видами дизайна детей старшего дошкольного возраста

3. Апробация системы мероприятий с участием детей, родителей и педагогов в контексте экспериментальной работы.

4. Разработка планов работы по проблеме эксперимента.

5. Выявление образовательных потребностей семей, а также их отношения к инновационной деятельности ДОУ.

6. Организация контрольных срезов с целью определения результативности проводимой инновационной деятельности.

7. Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ по проблеме обучения детей дошкольного возраста основам дизайна

Контрольно-обобщающий

2015-2016 учебный год

1. Обработка данных, полученных в ходе инновационной деятельности, анализ результатов.

2. Организация распространения опыта работы по развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна.

1. Подготовка программно-методических материалов «Азбука дизайна»

по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами дизайн-деятельности.

2. Публикация статей в региональной и центральной печати.

3. Презентация результатов инновационной деятельности в рамках научных конференций, выставок

Подробная инструкция

Программа «Азбука дизайна»

Содержание программы «Азбука дизайна» основывается на положениях отечественной психолого-педагогической науки о закономерностях развития ребёнка в дошкольном возрасте, строится с учетом принципов и подходов ФГОС ДО.

Задачи художественно-творческого развития детей 5-7 лет в процессе обучения основам дизайна

Общие задачи художественного-творческого развития детей

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их.
  • Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к окружающей предметно-пространственной среде.
  • Приобщать детей к восприятию произведений искусства; формировать у детей личностную позицию при восприятии художественных образов на основе выделения средств выразительности, специфичных для каждого вида искусств.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции, пропорции, ритма), стимулировать проявления творчества, самостоятельности, инициативы.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для изображения предметов и явлений окружающей действительности в рисовании, лепке и аппликации.
  • Учить использовать художественные возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели, четкость карандаша, фактурность восковых мелков и т.д.) и нетрадиционных техник для создания выразительных художественных образов.
  • Побуждать детей выражать собственное отношение к изображаемому, используя цвет, а также другие средства выразительности — линии, пятна, формы.
  • Учить детей создавать декоративно-орнаментальные образы в рисовании, лепке и аппликации, интегрировать различные виды изобразительной деятельности.
  • Побуждать детей согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении коллективных работ, договариваться о содержании будущей композиции, об участии каждого в её создании.

Специальные задачи обучения детей основам дизайна

  • Формировать начальные представления о дизайне, его назначении, особенностях и видах (промышленный, графический, сценография, дизайн одежды, интерьера и т.д.).
  • Познакомить детей с основными и составными цветами, эмоциональной характеристикой цветов (теплый-холодный, грустный-веселый), дать представление о спектральном круге.
  • Формировать умение создавать обобщенно-стилизованные образы предметов и объектов окружающей действительности.
  • Познакомить с особенностями композиционного построения узоров на различных формах (полосе, круге, квадрате, сложных формах).
  • Научить использовать ритмичное чередование элементов и цветов при составлении орнаментальных композиций.
  • Совершенствовать технические умения и навыки в работе с различными художественными материалами и нетрадиционными техниками изображения.
  • Познакомить со свойствами бумаги, картона, вспененного полиэтилена, пластических материалов и т.д.; показать возможности различных материалов в создании декоративных композиций.
  • Стимулировать экспериментирование с цветом, изобразительными материалами и художественными эффектами, формировать умение самостоятельно находить способы декорирования изделий.
  • Учить выполнять декоративное оформление одежды, предметов, поздравительных открыток, интерьера.
  • Побуждать детей к использованию результатов творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений детского сада и дома.

Содержание образовательного процесса

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Формировать начальные представления о дизайне как виде творческой деятельности людей, его назначении, особенностях и видах ( дизайн одежды, посуды, книги, интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн предметов, аранжировок, сценография и т.д.), познакомить с профессией дизайнера, сферами его деятельности. Подводить детей к пониманию того, что продукты дизайна сочетают в себе утилитарные (польза) и эстетические (красота) свойства: добиваясь максимального удобства использования создаваемого предмета, дизайнер стремиться сделать его одновременно привлекательным и красивым.

Формировать умения и навыки, необходимые для дизайн-деятельности. Способствовать освоению композиционных умений при составлении узоров и орнаментов на различных формах (круге, квадрате, овале, прямоугольнике). Познакомить детей с основными и составными цветами, эмоциональной характеристикой цветов (теплый-холодный, грустный-веселый), дать представление о спектральном круге. Совершенствовать способы и приёмы создания изображений с использованием различных художественных материалов. Показать возможности нетрадиционных техник в декоративно-оформительской деятельности (оттиск печатками, поролоном, рисование клеем, свечой, тычок жёсткой сухой кистью, аппликация из ниток). Формировать опыт переноса освоенных способов, художественных материалов и элементов декора из одного вида деятельности в другой. Стимулировать экспериментирование с цветом, изобразительными материалами и художественными эффектами.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции, пропорции, ритма), стимулировать проявления творчества, самостоятельность и инициативу. Развивать коллективное творчество, умение договариваться о содержании будущей композиции, об участии каждого ребёнка в её создании.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Расширять представления детей о дизайне как виде искусства, его особенностях, используемых средствах выразительности. Дать представления о том, что дизайн используется в различных сферах деятельности человека (промышленный, графический, ландшафтный дизайн, сценография, дизайн интерьера и т.д.). Подвести детей к пониманию того, что человек, занимающийся художественно-творческой деятельностью в рамках какой-либо отрасли дизайна называется дизайнером. Познакомить с различными художественными профессиями: скульптор, стилист, флорист, конструктор, модельер, аранжировщик, художник, архитектор и т.д.

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для выполнения оформительских заданий предметно-декоративного (дизайн предметов, подарков, праздничной упаковки, книги, аранжировки и т.д.), и пространственно-декоративного характера (изготовление элементов декораций, театрального реквизита, оформление игрового и реального интерьеров). Совершенствовать знания об основных и составных цветах, о спектральном круге. Закреплять умения смешивать основные цвета для получения дополнительных цветов. Познакомить с проявлением тонового влияния на рисунок и соблюдением цветовых чередований в орнаменте. Закреплять правила композиционного построения узоров на различных формах (полосе, круге, квадрате, овале, прямоугольнике). Познакомить с особенностями построения узора на сложных силуэтах предметов и объёмных формах. Уточнить, что орнамент на сложных формах строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Совершенствовать технические умения и навыки в работе с различными художественными материалами и нетрадиционными техниками изображения. Показать возможности различных материалов при создании или декорировании поделок (вспененного полиэтилена, блёсток, перьев, фантиков, пенопласта и пр.). Побуждать детей к использованию нетрадиционных техник (оттиск печатками, поролоном, рисование клеем, свечой, тычок жёсткой сухой кистью, аппликация из ниток, монотипия) в процессе выполнения оформительских заданий. Познакомить детей с новыми техниками создания изображения (коллаж, декупаж, объёмная аппликация, печатание осенними листьями, набрызг, рисование по сырому, на скомканной бумаге и т.д.). Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности в процессе освоения художественных возможностей различных материалов, формировать умение самостоятельно находить способы создания и декорирования изделий.

Воспитывать самостоятельность, развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы в новых условиях. Продолжать развивать коллективное творчество, воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться об объединении отдельных элементов в общую композицию.

Программа рассчитана на 2 года обучения основам дизайна детей старшего дошкольного возраста. Не исключая необходимости организации обучения в форме занятий, программа предполагает использование альтернативных форм работы, основанных на свободной совместной деятельности педагогов и детей. Занятия как форма фронтальной работы с детьми проводятся в тех случаях, когда способ деятельности осваивается детьми впервые или решаются сложные учебные задачи. В остальных случаях программой предусмотрена организация свободной совместной деятельности педагога и детей в форме ситуаций педагогического взаимодействия (С.Ю.Бубнова). В зависимости от характера решаемых образовательных задач ситуации педагогического взаимодействия можно разделить на следующие виды:

- ситуации обучающего взаимодействия;

- ситуации творческого взаимодействия;

- ситуации игрового взаимодействия;

- ситуации проблемного взаимодействия и т.д.

Их основное отличие от занятий состоит, прежде всего, в облегчённой организационной структуре. В них, как правило, отсутствует вводная часть с присущей ей постановкой дидактических задач и объяснением способов деятельности, а также заключительная часть, предусматривающая анализ и оценку детских работ. Таким образом, начало и завершение любого вида ситуаций, основанных на взаимодействии взрослого и ребенка, носит открытый характер: ребенок по собственному желанию включается в деятельность, работает в индивидуальном темпе, а после достижения желаемого результата переходит к другой деятельности по собственному выбору. Следует подчеркнуть, что организация ситуаций педагогического взаимодействия требует от взрослого установления партнерских непринужденных взаимоотношений с детьми. Педагог включается в деятельность наравне с детьми, избегая жестких оценок и регламентации их деятельности. Очень важно, чтобы в ситуации педагогического взаимодействия каждому ребенку была предоставлена свобода выбора. В одних случаях ребенок может сделать собственный выбор темы, в других - материала, в третьих - способа деятельности.

Как правило, ситуация педагогического взаимодействия начинается с постановки перед детьми проблемного вопроса, формулировки задания творческого характера или рассматривания работ, выполненных в разных художественных техниках. Далее в непринужденной обстановке дети высказывают собственные предположения, предлагают варианты выполнения заданий, обсуждают ход работы. Педагог подсказывает, советует, напоминает, организовывает процесс сотворчества, при необходимости демонстрирует способы оформительской деятельности.

Реализация программы требует создания ряда условий для освоения детьми основ дизайна. Прежде всего, необходим разнообразный художественный материал. Наряду с традиционными средствами создания изображений (карандашами, красками, фломастерами и т.д.) детям можно предложить широкий спектр современных художественных материалов: темперные и витражные краски, восковые и масляные мелки, гель с блёстками, перламутровая акварель и т.д.

Для оформительских работ необходимы также специальные инструменты - кисти, губки, трафареты, валики, пульверизаторы, соломинки для коктейлей, ватные палочки и пр. Кроме того, для выполнения оформительских заданий потребуется разнообразный утилизированный материал (коробки, вспененный полиэтилен, пенопласт, компакт-диски, пластиковые бутылки, целлофан и т.д.).

В помещении, где работают дети важно предусмотреть различные варианты расстановки мебели, обеспечивающие выполнение крупногабаритных оформительских работ (ленточные столы, мольберты). Важно, чтобы рабочих мест хватило всем желающим, должна быть возможность для свободного перемещения по комнате, легкого доступа к различным материалам и оборудованию.

Важнейшим условием, определяющим эффективность художественно-творческого развития детей в процессе освоения основ дизайна, является поэтапная организация работы. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам дизайна включает три этапа: подготовительный, основной и творческий.

Организуя работу на подготовительном этапе, педагог знакомит детей с профессией дизайнера, с понятием «дизайн», некоторыми приемами декоративного оформления, формирует знания в области композиции и цветоведения. Необходимо познакомить детей с разнообразными художественными качествами предметов, обратить внимание на средства выразительности, которые использует дизайнер при создании образа.

Содержание работы на подготовительном этапе предусматривает:

- рассматривание вариантов оформления помещений к различным праздникам;

- организацию художественно-развивающих дидактических игр и упражнений («Теплые-холодные цвета», «Разложи по порядку», «Составь узор», «Закончи орнамент»);

- проведение занятий по ознакомлению со свойствами материалов: «Превращения в бумажном королевстве», «Удивительный пластилин», "Волшебный рисунок», «Блестящий гель»;

- создание педагогических ситуаций, позволяющих формировать навыки композиционного построения узоров на различных формах: «Декоративная тарелочка», «Оформляем открытку», «Осенняя ярмарка», «Витрина магазина модной одежды»; развивать чувство цвета: «О чем могут рассказать краски», «Волшебная радуга», «Платье для Золушки и Феи Ночи», «Темное и светлое в орнаменте», «Декоративная ваза».

Основной этап включает последовательное обучение детей основам дизайна на основе выполнения двух видов оформительских заданий: предметно-декоративного и пространственно-декоративного характера (в соответствии с классификацией Г.Н.Пантелеева).

Задания предметно-декоративного характера являются более простыми. Для их выполнения достаточно тех умений и навыков, которые сформированы у детей старшего дошкольного возраста в рамках занятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ. Оформительская работа включает элементы художественного конструирования, рисования, аппликации, скульптурного моделирования, дает возможность осваивать разнообразные материалы, которые могут быть использованы детьми как по отдельности, так и во всевозможных сочетаниях.

Выбор содержания заданий предметно-декоративного характера определяется с учетом реализуемых образовательных задач, направленности интересов и потребностей детей. Возможны следующие виды заданий предметно-декоративного характера:

- изготовление изделий быта, подарков-сувениров, аранжировок из природного материала;

- создание элементов костюмов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- разработка вариантов оформления пригласительных билетов, афиш, поздравительных открыток, праздничных плакатов.

Оформительские задания пространственно-декоративного характера являются более сложными. Их выполнение требует освоения специфических умений и способов деятельности (выполнение эскизов, макетов, использование схем, выкроек и т.д.). Кроме того, оформление пространства связано с планомерной организацией работы, ее целевой регуляцией, длительными волевыми усилиями, направленными на достижение результата. Сложность и подчас трудоемкость оформления пространства не вписываются в содержание традиционных обучающих занятий и обуславливают необходимость интеграции различных видов детской деятельности и учебных форм работы с детьми в виде тематических циклов (блоков). Их образовательное содержание позволит шаг за шагом продвигаться к воплощению задуманного оформления, объединить детей и взрослых интересной и разноплановой деятельностью.

Оформительские задания пространственно-декоративного характера могут включать следующее содержание:

- выполнение декоративных элементов для напольных и настольных кукольно-игровых пространств;

- декорирование сцен настольного театра и создание театрального реквизита;

- изготовление элементов декораций для развлечений и театрализованных представлений;-

- оформление декоративных элементов праздничного интерьера.

Содержание работы предполагает освоение детьми различных художественных материалов и техник, позволяющих добиваться ярких и выразительных художественных решений. В старшей группе детям вполне доступны такие техники, как оттиск печатками, поролоном, пенопластом; монотипия, тестопластика, торцевание и т.д. Освоение нетрадиционных техник предусмотрено на занятиях: «Сервиз для Федоры», «Пригласительные билеты на новогоднее представление», «Карнавальная маска» и т.д.

В подготовительной к школе группе дети осваивают новые, усложненные техники: набрызг, печатанье осенними листьями, декупаж, коллаж, объемная аппликация и т.д. Важно, чтобы дети не только овладели более сложными изобразительными средствами, но и научились соотносить выразительные возможности художественных материалов и техник с основной идеей оформления. Например, мягкий снежок на новогодней открытке удачно передает набрызг, светящиеся звезды – гель с блестками, иней – восковой мелок и т.д.

Программа предполагает знакомство детей с современными художественными материалами: перламутровой акварелью, темперными и витражными красками, масляными карандашами, восковыми мелками и т.д. Детям предлагаются специальные инструменты: ватные палочки, пульверизаторы, поролоновые, нитяные валики и пр.

В процессе освоения современных художественных материалов и нетрадиционных техник получения изображения создаются оптимальные условия для организации детского художественного экспериментирования, которое представляет собой деятельность поискового характера, направленную на познание ребёнком свойств и качеств изобразительных материалов, их преобразование для получения оригинальных художественных решений.

Программа предусматривает использование различных видов художественного экспериментирования (С.Ю.Бубнова):

1. Экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения -рисование восковыми мелками, масляным карандашом, клеем; методом набрызгивания краски, монотипия; получение изображения с помощью ладони, пальцев, кулачка, ребром ладони и т.д.; создание рисунка с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, бросового и природного материала).

2. Экспериментирование с цветом - получение составных цветов; оттенков одного и того же цвета; осветление и затемнение.

3. Экспериментирование с художественными эффектами - оттиски пробкой, пенопластом, поролоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, лука и ластика; рисование методом тычка, свечой, по сырому; рисование подкрашенной мыльной пеной, свечой, граттаж; кляксография; расчесывание краски; рисование на скомканной бумаге; рисование с помощью копировальной бумаги; рисование солью.

В процессе организации детского экспериментирования важно стимулировать использование детьми различных способов познания окружающей действительности, развивать самостоятельность и инициативу.

Возможен следующий алгоритм организации занятий (ситуаций проблемного взаимодействия взрослого и детей) на основе детского художественного экспериментирования.

Содержание вводной части включает, прежде всего, создание положительной эмоциональной атмосферы и интереса к предстоящей деятельности с помощью сюрпризных моментов, игровой мотивации, демонстрации нового оборудования, инструментов и художественных материалов. Следующим шагом является организация проблемно - поисковой ситуации на основе формулирования проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти, чем же мы будем теперь рисовать?Как нарисовать дождик в тихую и ветреную погоду?), показа вариативных образцов, выполненных в разных художественных техниках (Как получилось пушистое облако? Почему линия кажется колючей? Как сделан плавный переход от одного цвета к другому?) и т.д. Затем следует совместное обсуждение проблемной ситуации, поиск вариантов решения проблемы, высказывание детьми предположений. Возможен вариативный показ приемов использования новых материалов и инструментов, нестандартных способов изображения.

Основная часть предполагает организацию художественного экспериментирования, направленного на выявление свойств различных художественных материалов и возможностей получения оригинальных художественных решений. Важно стимулировать использование детьми различных способов познания свойств и качеств предметов, представленных в виде определенной программы действий (смять, смешать, добавить воды, нанести краску на бумагу разными способами: сухой кистью, тампоном, в виде кляксы и т.д.). На этом этапе педагог выполняет обязанности консультанта, вовремя оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. Необходимо стимулировать взаимообучение детей и помощь друг другу. По ходу работы дети могут тихо переговариваться, обращаться к педагогу за помощью.

При подведении итогов важно подчеркнуть значимость выполненных творческих работ, оценить пути достижения поставленной цели, которые были выбраны детьми, обозначить личные достижения и успехи каждого ребенка.

Завершает обучение основам дизайна творческий этап, предусматривающий закрепление полученных знаний и умений детей, самостоятельное выполнение ими разнообразных оформительских заданий.

На этом этапе, преимущественную роль приобретает метод проектов. В современной практике дошкольного образования метод проектов представляет собой способ поэтапной организации поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых. Его характеризует ряд признаков:

  • поэтапное движение к цели, т.е. дети получают знания и овладевают определёнными умениями в процессе выполнения системы последовательных заданий;
  • педагогически организованное освоение ребёнком окружающей среды;
  • актуальная, основанная на потребностях детей и взрослых тематика;
  • групповой характер деятельности.

Метод проектов обладает значительным педагогическим потенциалом:

  • позволяет детям овладеть способами коллективной мыслительной деятельности и коммуникативными умениями;
  • объединяет усилия педагогов, родителей и детей для реализации цели проектов;
  • обеспечивает реализацию принципа самостоятельности и активности в обучении, творческое развитие всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей;
  • способствует достижению позитивной открытости в отношениях педагогов, родителей, детей.

В процессе приобщения детей к дизайн-деятельности возможно выполнение различных видов проектов:

1. По способу организации:групповые, межгрупповые, индивидуальные.

2. По содержанию:творческие,исследовательские, комплексные.

3. По продолжительности:кратковременные,долгосрочные.

Технология организации семейных творческих и исследовательских проектов достаточно традиционна и предусматривает определённую последовательность действий:

Определение темы и цели проекта. Очень важно, чтобы тема проекта отвечала интересам детей и позволяла решать разноплановые дидактические задачи.

Поиск способов реализации проекта. Педагогический процесс предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности в группе, обогащение развивающей предметно-пространственной среды, консультирование родителей. Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО предусматривает интеграцию содержания различных образовательных областей, а также разных видов детской деятельности и организационных форм работы с детьми: чтение художественной литературы, занятия, ситуации творческого взаимодействия, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные), конкурсы, выставки, праздники, развлечения. На схеме № 1 представлен вариант планирования работы в рамках творческого проекта «Подарки для елки».

Схема №1

Модель творческого проекта «Подарки для елки»


Реализация проекта. Возможны различные способы реализации проекта: в совместной деятельности родителей и детей в условиях семьи, в совместной деятельности всех участников образовательного процесса в условиях ДОУ.

В соответствии с темой выполняемого проекта содержание совместной творческой деятельности может включать освоение различных техник создания изображений (тестопластика, торцевание, объемная аппликация, декупаж, квиллинг, моделирование и т.д.), вариантов композиционного построения узора на простых и сложных формах, основ цветоведения, некоторых приемов декоративного оформления предметов, интерьера и т.д. Например, к проекту «Осеннее дефиле» дети и родители рисовали эскизы костюмов и выполняли элементы декоративного оформления музыкального зала; в рамках проектов «Мамин праздник», «Этих дней не смолкнет слава» дети и педагоги оформляли пригласительные билеты и плакаты; для проекта «Моряками стать стремимся», дети мастерили сувениры для родителей.

С целью повышения уровня педагогической культуры родителей, привлечения их к активному участию в реализации проектов целесообразно проводить обучающие «мастер-классы»: «Из простой бумаги мастерим как маги», «В ожидании праздника», «Праздник Пасхи у ворот», «Умелые руки не знают скуки».

Презентация проекта. Презентация проекта — самый зрелищный и запоминающийся момент совместной работы. Главным здесь является искренняя заинтересованность участников проекта, неординарность решений поставленных задач, создание теплой, праздничной атмосферы. Презентация может проходить в различных формах: конкурс, выставка, праздник, чаепитие. Так, например, проект «Осеннее дефиле» завершился показом моделей детской одежды, выполненных в различной технике, а проект «Пасхальный сувенир» прошел в виде праздника, на котором были представлены различные поделки к празднику Пасха.

Таким образом, реализация программы развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения основам дизайна требует соблюдения следующих педагогических условий:

- поэтапной организации обучения детей дизайн-деятельности на основе последовательного выполнения оформительских заданий предметно-декоративного и простанственно-декоративного характера;

- решения образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей с использованием форм, адекватных специфике дошкольного возраста (ситуации педагогического взаимодействия, дидактические игры, творческие проекты и т.д.);

- стимулирования различных видов детского экспериментирования (с художественными материалами, их свойствами и способами применения, с цветом, художественными эффектами);

- наличия разнообразного художественного и утилизированного материала, специальных инструментов и оборудования, позволяющих получать нестандартные художественные решения, выполнять крупномасштабные оформительские работы.

Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Дети имеют представления об искусстве дизайна, его видах, о том что продукты дизайна сочетают в себе утилитарные (польза) и эстетические (красота) свойства. Дети знают о специфике работы дизайнера.

При составлении декоративной композиции учитывают особенности формы и назначение предметов, используют ритм и симметрию. Владеют 3-мя и более способами построения орнаментов на различных формах. Знают основные цвета, умеют получать составные цвета и их оттенки. Используют цвет как средство выразительности. Дети владеют различными техниками рисования, в том числе и нетрадиционными. Применяют различные способы лепки (ленточный, круговой налеп, лепка из целого куска, комбинированная, модульная лепка, рельеф, барельеф, горельеф и.д.). Используют доступные способы обработки и декорирования вылепленного изделия, работают с разнообразными пластическими материалами, умеют пользоваться стекой. В аппликации знают содержание и последовательность выполнения трудовых действий, легко и правильно владеют ножницами. Движения координированы, экономичны. Дети владеют различными приемами вырезывания, работают самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю. Дети экспериментируют с цветом, изобразительными материалами, художественными эффектами. Умеют работать в коллективе, договариваться о содержании общей композиции.

Дети самостоятельно находят способы создания и декорирования предметов, проявляют творчество и самостоятельность при выполнении заданий предметно-декоративного и пространственно-декоративного характера.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы предполагает использование комплекса диагностических методик, состоящего из 3 блоков. Изучение осуществлялась по методике диагностического обследования, разработанной С.Ю.Бубновой, Е.В. Потаповой

1. Первый блок диагностических методик направлен на определение уровня сформированности умений и навыков старших дошкольников в области рисования, лепки, аппликации, необходимых для выполнения дизайнерских работ. В него вошли диагностические методики «Народные мастера», «Посуда для Федоры», «Придумай узор».

2. Второй блок диагностических методик направлен на определение «эстетической компетентности» детей, то есть объема знаний в области цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства и дизайна.Он включает 3 диагностические методики: «Волшебные цвета», «Найди ошибку», «Где чей узор?».

3. Третий диагностический блок предусматривает определение уровня развития творческого воображения детей с помощью модифицированной методики «Незаконченные фигуры».

Анализ результатов. Изучая состояние работы образовательного учреждения в рамках инновационной деятельности мы установили, что в 2012 году высокий уровень художественно-творческого развития зафиксирован в экспериментальной группе у 23 % детей и в контрольной группе у 24% дошкольников.

Большинство детей находились на среднем уровне: в экспериментальной группе 51 %, в контрольной группе 48 %.

Низкий уровень выявлен в экспериментальной группе у 26 % детей, в контрольной группе у 28 % дошкольников.

С целью определения результативности проводимой работы, отслеживалась динамика уровней художественно-творческого развития детей. Результаты контрольных срезов и итогового мониторинга показали положительную динамику в уровне сформированности знаний и умений, необходимых для дизайн-деятельности.

Так, в 2016 году в экспериментальной группе высокий уровень был зафиксирован у 42%, тогда как в контрольной группе — у 36%. При составлении декоративной композиции эти дети учитывают особенности формы и назначения предметов, удачно сочетают цвета и оттенки, используют в качестве выразительных средств ритм и симметрию. Дети владеют различными техниками рисования, в том числе и нетрадиционными. Используют различные способы лепки — ленточный, конструктивный, скульптурный, круговой налеп и т.д. Используют доступные способы обработки и украшения вылепленного изделия, работают с разнообразными пластическими материалами, умеют пользоваться стекой. В аппликации знают содержание и последовательность выполнения трудовых действий, легко и правильно владеют ножницами, движения координированны, экономичны, владеют различными приемами вырезывания. Дети работают самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю, изображение оригинально. Дети знают основные цвета, умеют получать составные цвета. Владеют 3-мя и более способами построения орнаментов. Знают цвета и элементы, характерные для разных видов народных росписей;

Средний уровень показали 54,5 % детей экспериментальной группы и 48% детей контрольной группы. Эти дети используют ритм и симметрию в декоративной композиции, однако не всегда соблюдают принципы построения узора, использование цвета как средства выразительности ограничено. В лепке предметов наблюдается искажение формы, пропорций, строения, дети в основном владеют конструктивным способом лепки, затрудняются в применении стеки, приемов обработки и украшения изделий. В аппликации ограниченно используют различные приемы вырезывания, нарушают правила работы с ножницами, движения замедленные, неуверенные. При выполнении творческой работы дети иногда обращаются за помощью к воспитателю. Изображения мало-оригинальны. Дети знают основные цвета, но затрудняются в получении составных цветов, владеют двумя способами построения орнамента. Знают колорит народных росписей, но допускают отдельные ошибки при подборе соответствующих декоративных элементов;

Низкий уровень выявлен у 3,5 % экспериментальной группы и 16 % дошкольников контрольной группы. При составлении композиции узора дети не учитывают особенности формы, часто отсутствует ритм и симметрия. Дети слабо владеют техническими приемами рисования. При лепке декоративных элементов дети неверно передают особенности строения предметов. Эти дети не владеют разнообразными приемами и способами лепки, плохо соединяют части, лепят небрежно. В аппликации не используют различные приемы вырезывания, слабо владеют ножницами, движения не координированные. Дети выполняют задания, если действуют по образцу или подражанию, не проявляют самостоятельность и творчество. Дети знают основные цвета, но не владеют способами получения составных цветов. Владеют одним способом построения орнамента, путаются в выборе характерных элементов и колорита народной росписи.