Наверх

Проекты победителей

Заявка № 997
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: выявить возможности использования «бизибордов» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Дети:

  • сформировать представление у детей о функциональном назначенииразличных предметов в быту;
  • развивать знания об объектах природы; безопасном поведении;
  • создать условия для самостоятельного практического экспериментирования детьми;
  • развивать тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление.
  • воспитывать усидчивость, умение сосредотачиваться.
Родители:
  • познакомитьс тактильно - развивающей панелью – «бизибордом»;
  • восполнить знания родителей о педагогических возможностях развивающих игр;
  • привлечь родителей к изготовлению «бизибордов»;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

МЕТОДЫ:

Наглядные:

  • показ развивающей панели - бизиборд;
  • рассматривание расположенных на панели элементов.

Словесные:

  • называние воспитателем расположенных на панели элементов;
  • проговаривание детьми правильных названий элементов бизиборда;
  • вопросы к детям о назначении представленных на бизиборде элементов в быту;
  • беседы, словесные инструкции по технике безопасносности в обращении с ними в домашних или каких - либо других условиях.

Практические:

  • показ воспитателем действий с элементами, расположенными на бизиборде;
  • самостоятельные игровые действия детей.
Подробная инструкция

Название проекта -«Бизиборд» – развивающая игрушка».

Огромное значение в развитии детей играет развивающая предметно – пространственная среда.

Такой выдающийся педагог, как М. Монтессори уделяла большое внимание ее созданию. Педагог считала, что необходимо создать такое пространственное окружение, в котором ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и развиваться в различных видах деятельности. Мария Монтессори предложила в рамках своей методики обучать детей через познание сути вещей. Ведь совсем не обязательно подводить кроху к реальной двери, чтобы он понял принцип работы щеколды. Можно просто дать этот предмет в руки малышу и он сам разберётся с его функциональностью. Разграничение действий ребёнка и грозящей ему опасности выдвинуло теорию обучения дошкольников на новый уровень. Так появилась развивающая Доска или как её называют «Бизиборд».

Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный: выявление степени освоения детьми манипулятивных действий (сенсомоторное развитие) через педагогическую диагностику (наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, индивидуальные игровые задания); анализ резерва педагогических профессиональных возможностей и затруднений; формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы (анкетирование); изучение информации (публикаций) по теме проекта (интернет – сайты: razvitie-krohi.ru, howbusyboard.ru, bizibordik.ru, mamamozhetvse.ru, posobie.info); оформление развивающей предметно-пространственной среды развивающими игрушками –«бизибордами».

Основной: составление перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса по теме проекта; реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка.

Заключительный: анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства, т.к. игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе.

Данный проект поможет в решении требований ФГОС ДО по созданию развивающей среды в ДОУ. Представленные элементы на панели «бизиборда» помогут воспитателям в организации игровой деятельности, развитии детей в таких образовательных областях как «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» и «Речевое развитие».

«Бизиборды» имеют разную тематику и распределены по разделам:

  • «Бизиборды для мальчиков» («Удивительный дом», «Пожарная станция», «Автобус», «Пожарная машина»).
  • «Бизиборды для девочек» («Ванная комната», «Кухня»).
  • «Мир природы» («Мир природы», «Ферма», «Морское путешествие»).
  • «Сказочные бизиборды» («Сказочный домик», « По дорожке с колобком», «Приключения колобка»).
  • «Музыкальные бизиборды» («Приключения Винни- Пуха» и «Новогоднее чудо»).
  • «Мир увлекательных вещей» (бизиборды:«Занимательный», «Уютный дом», «В гостях у Гены», «Машины забавы», «Незнайка – исследователь», «Ночное путешествие», «Волшебная страна», «Воображайка»).

Манипуляции с элементами развивающих игрушек помогут детям узнать о функциональном назначении различных предметов в быту; развить знания об объектах природы; безопасном поведении. Различная тематика созданных «бизибордов», их полифункциональность, вариативность, доступность способствуют в формировании исследовательской деятельности детьми (например, «бизиборд» - «Автобус» представлен не только в виде транспортного средства, но и дидактическим материалом, на двусторонней панели автобуса детей ждут занимательные игры; элементы «бизиборда» - «Сказочный домик» увлекают детей в сказку;предлагают экспериментирование с животными (при намокании изменяют цвет); развивают конструктивную деятельность детей в процессе с мягким конструктором, способствуют развитию монологической и диалогической речи (в процессе пересказа сказки); формируют представления о назначении предметов в быту).

Развивающие игрушки создавались с учетом того, что развитие каждого ребенка индивидуально. Поэтому задания имеют разную степень сложности. При усвоении ребенком материала по определенной теме, предлагаются игры, предназначенные для детей более старшего возраста. Возможен и обратный процесс, когда игры более раннего возраста не наскучили ребенку, и он хочет в них поиграть.Формирование навыка у каждого ребенка индивидуально и требует многократных повторений, и дети сами чувствуют, какие игры им необходимы. Использование развивающих игрушек «бизибордов» открывает большие возможности для творческого мышления детей и детской фантазии. Игровая деятельность с элементами «бизибордов» способствует развитию творческих способностей, активизирует познавательную деятельность и укрепляет коммуникативные навыки. Разнообразные элементы способствуют полету фантазии малыша, а яркие детали превращают обучение в увлекательную и веселую игру. Расположение дидактических пособий является открытым, свободным и предлагает ребенку целый веер возможностей для разворачивания своей активности, инициативы.

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития. Данные пособия помогают воспитателю в построении и коррекционно – образовательного процесса. Одно из главных условий эффективности которого является характер взаимодействия взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. При этом учитываются специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Взрослый обеспечивает развитие ориентировочно – обследовательских действий и сенсорно – двигательных координаций в процессе манипулирования и на пробуждение познавательной установки «Что это?». Побуждает к речевой активности при рассматривании элементов «бизибордов». Педагог создает условия для развития у ребенка познавательной направленности на функциональные свойства объектов («Что с ним можно делать?В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия. Увлекательные игры помогают вырабатывать усидчивость у гиперактивных детей. Л.С. Выготский считал, что «специальное воспитание должно быть подчинено социальному». А одно из направлений «бизизибордов» - сформировать у детей представления об окружающей действительности.

Одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Организация взаимодействия педагога и семьи в рамках проекта представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В начале проекта с родителями наших воспитанников я провела анкетирование на тему «Развивающие игрушки вашего ребенка», которое показало необходимость повышения родительской компетентности по данному вопросу. Дискуссия «Что знает Ваш ребенок о правилах поведения в быту» позволила мне выявить знания детей по востребованной проблеме. Информационный буклет «Бизиборд». Что это такое», слайд - презентация «Как изготовить «бизиборд» своими руками», просмотр видео ролика «Играем и развиваемся» помогли родителям увидеть и понять предназначение развивающих игрушек.

Соответствуя последней задаче проекта, необходимо сказать о том, что все «бизиборды» изготовлены родителями, участниками образовательных отношений. Родители приняли активное участие в создании развивающих игр для детей и благодаря им мы имеем такое разнообразное количество «бизибордов».

Родители моих воспитанников – единомышленники, которые не только поддерживают деятельность ДОУ, но и сами идут к нам с предложениями и идеями. Все «бизиборды» авторские, придуманные мной, родителями и детьми. Совместная деятельность по созданию «бизибордов» послужила раскрытию творческих способностей взрослых и детей.

Результатом проекта стало создание музея «Бизиборд – развивающая игрушка», в рамках которого в ДОУ мной проводился практический семинар с участием педагогов района.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • расширение представлений детейо функциональных возможностях окружающих предметов и процессеих использования.
  • повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности в окружающей среде.
  • сформированы навыки спокойного, уверенногои безопасного поведения дома и на улице.
  • сформированы умения у детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • дети способны самостоятельноориентироватьсяв окружающей обстановке.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов:

По окончании проекта с детьми проводилось обсуждение того, что нового они узнали, чему научились, что сделали совместно со взрослыми. По итогам беседы выявлено, что дети:

1. Понимают:

  • Какую опасность представляют электрические приборы.
  • Значение сигналов светофора.
  • Обобщающее слово «бытовая техника».

2. Знают:

  • Как называется улица, на которой он живет.
  • Называет специальные виды транспорта: скорая помощь, пожарная машина, полиция, и объясняет их значение.
  • Свою фамилию, имя и отчество.
  • И соблюдает элементарные правила поведения в природе.

3. Различают:

  • Проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».

4. Имеют представления:

  • О функциональном назначении щеколды, навесного замка, навесного крючка, задвижки, дверной ручки, звонка.
  • О предназначении бытовой техники.
  • О правилах дорожного движения.
  • О профессии пожарного.

5. Умеют:

  • Сопоставлять животное и его местообитание.
  • Определять чем питаются животные.
  • Застегивать пуговицы, молнии-застежки на одежде.
  • Завязывать шнурки.
  • Определять музыкальные предметы по звучанию.
  • Каждый ребенок может рассказать о «бизиборде», изготовленном им совместно с родителями.

Выводы: Применение развивающих игрушек «бизибордов» в воспитательно – образовательном процессе ДОУ способствовало достижению поставленных цели и задач проекта, повысило эффективность образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.