Наверх

Проекты победителей

Заявка № 82
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Данная программа, в основе которой лежит использование уникального строительного материала, призвана облегчить процесс развития у детей с глубокими нарушениями зрения навыков конструирования, позволяет получать и демонстрировать реальные успехи детей, что особенно важно для всех участников педагогического процесса на первых этапах обучения.


Цели программы:

  • формирование реальных представлений об окружающем мире (выявление свойств и признаков предметов, отношений между предметами, их функционал и т.д.) и повышение уровня осведомленности ребенка;
  • формирование непосредственно навыков конструктивной деятельности;
  • развитие высших психических функций ребенка с глубокими нарушениями зрения;
  • формирование игровых компетенций;
  • повышение мотивационного компонента деятельности.

Задачи программы:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие тактильного гнозиса;
  • развитие двуручного обследования предмета;
  • формирование сенсорных эталонов, обучение выделе­нию объемных предметов в макро пространстве, соотнесению формы объемных предметов с заданными эталонами формы;
  • обучение выделению составных частей из сложной формы, составлению целого из частей;
  • развитие ориентировки на микро плоскости и от предмета;
  • формирование аналитико-синтетических мыслительных операций, сравнения, обобщения, груп­пировки и классификации;
  • формирование образов элементарных построек;
  • формирование способности планировать действия и придерживаться замысла;
  • формирование понятий о функциональных назначениях предметов;
  • формирование умения использовать постройку в игровой деятельности;
  • развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Инструменты.

Необходимыми характеристиками деревянного конструктора для детей с нарушениями развития, по мнению автора, являются:

  • соответствие эталонному образцу;
  • возможность скрепления деталей;
  • относительная простота использования.

Проанализировав существующие на рынке образцы подобных товаров, мы пришли к выводу, что ни один из найденных нами образцов не удовлетворяет в полной мере всем условиям, а, значит, не решает всех поставленных задач. Существующие виды креплений конструкторов, представленных в виде геометрических тел, как правило, слишком сложны для начального этапа овладения навыками конструирования. А, как показывает практика, дети с нарушениями развития, попадая в детский сад, часто не знакомы с этим видом деятельности. В то же время ребенок, умеющий конструировать, может быть ограничен в возможности использовать свою постройку для игры (закатить машину в гараж, поместить кукол в домик и пр.), ввиду неустойчивости конструкции.

По способу крепления очень подходит конструктор LEGO, однако, детали этого конструктора не способствуют формированию правильных образов геометрических тел, понимаю их свойств.

Исходя из этого, мы предлагаем свой вариант решения проблемы обучения детей с ОВЗ конструированию с помощью деревянного конструктора на текстильной застежке.

Его преимущества следующие:

  • размер и форма деталей изменяются минимальным образом так, чтобы в деталях легко узнавались стандартные объемные геометрические тела;
  • способ крепления сконструирован таким образом, что детали могут быть присоединены друг к другу любой стороной, что дает возможность слепому ребенку (ребенку с сочетанными нарушениями, с ДЦП и др.) сконцентрироваться непосредственно на реализации идеи строительства;
  • прост в использовании;
  • обеспечивает устойчивость построек;
  • относительно недорогой;
  • интересен детям.

Одними из важнейших приемов, которыми педагог может пользоваться для обучения ребенка с нарушением развития конструированию, являются:

  • работа "рука в руку" (педагог располагается за воспитанником и производит манипуляции с предметами руками ребенка)
  • бимануальное осязательное восприятие (включение обеих рук в процесс исследования пространства).

Участники.

В апробации программы приняли участие 16 детей от 3 до 7 лет, имеющие глубокие нарушения зрения (анофтальм, РП недоношенных, атрофия зрительного нерва). Из них 5 детей имеют сочетанные нарушения развития (ДЦП, органическое поражение ЦНС). И 6 детей от 3 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.

Подробная инструкция

В структуру программы входит четыре основных блока: знакомство с игровым материалом, повышение уровня осведомленности ребенка, обучение конструированию, обучение использованию построек в игре. В структуру каждого занятия входят следующие смысловые блоки: приветствие, пальчиковые игры, работа по теме, свободная игра по выбору ребенка, прощание. Для работы с неговорящими детьми используется коммуникатор (специально разработанный тактильный коммуникатор - для слепых детей).

Таблица 1. Структура программы

Название раздела (блока)

Цель

Знакомство с игровым материалом

  • Расширение чувственного опыта ребенка;
  • выявление свойств и признаков деревянного строительного материала на текстильной застежке;
  • формирование понятий о величине и форме.

Повышение уровня осведомленности

  • Формирование понятий о величине и форме, плотности, материале, звучании элементов конструктора;
  • Формирование понятий о постройках, составных частях построек, функциональном назначении построек.
  • Формирование пространственных представлений (в, вне, низ, верх).

Обучение конструированию

  • Обучение совмещению деталей конструктора в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • конструирование элементарных построек, типа «башня», «дорога», «забор», «гараж» и т.п.

Обучение использованию построек в игре

  • изучение функционального назначения построек (гараж для машины, домик для куклы и т.д.);
  • конструирование построек с учетом размера игрушки, для которой сооружается постройка;
  • разыгрывание простейших сюжетов (привоз продуктов в магазин, «автопарк», домик для куклы и т.д.).

Таблица 2. Тематический план игровых сеансов с детьми (проводятся 1 раз в неделю)

Блоки

Количество игровых сеансов

Знакомство с игровым материалом

Повышение уровня осведомленности

1-5

Обучение конструированию

5-10

Обучение использованию построек в игре

5-10

Таблица 3. Структура индивидуального игрового сеанса

Виды деятельности специалиста в составе индивидуального игрового сеанса

Решаемые задачи

Продолжительность в минутах

1

Приветствие

Установление контакта с ребенком, определение уровня работоспособности, настроения, активности и т.д.,

своеобразный маркер для ребенка, способствующий усвоению ребенком периодичности и смены занятий.

3-5

2

Пальчиковые игры

Разминка кистей рук, вхождение в работу по заданию, повышение уровня работоспособности ребенка.

3-5

3

Работа по теме

Манипуляции с различными наборами строительных материалов.

5-10

4

Свободная игра по выбору ребенка

Повышение мотивации ребенка на занятии, установление более тесного контакта, обучение ребенка делать осознанный выбор.

3-7

5

Прощание

Завершение игрового сеанса, своеобразный маркер для ребенка, способствующий усвоению ребенком периодичности и смены занятий.

1-3

Сроки и этапы реализации программы

Сроки программы:

Программа не имеет жестких сроков реализации, поскольку результат освоения программы зависит от выраженности нарушения зрения, от наличия или отсутствия сопутствующих нарушений развития, от активности ребенка и семьи, а также от возраста начала обучения.

Занятия проводятся индивидуально в виде игровых сеансов 1 раз в неделю по 15-30 минут (в зависимости от работоспособности ребенка), каждое тематическое занятие подстраивается под темпы усвоения материала ребенком и может быть проведено повторно столько раз, сколько необходимо с каждым отдельно взятым ребенком.

Этапы реализации программы:

1 этапдиагностический. Примерный срок – от 1-2 игровых сеанса.

Согласно принципу программы о единстве диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествует диагностическое исследование. Основной метод, используемый на данном этапе работы, - наблюдение. Специалист выявляет следующие параметры:

  • анамнестические данные (необходимо присутствие родителя/законного представителя);
  • уровень общей активности ребенка;
  • уровень владения двигательными навыками крупной и мелкой моторики;
  • уровень коммуникативных навыков ребенка;
  • уровень общей и специальной осведомленности ребенка;
  • возможные способы поощрения ребенка.

2 этапосновной этап. Срок реализации этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка и семьи. На этом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми. С помощью структурированного наблюдения, осуществляется контроль динамики коррекционно-развивающей работы.

3 этапзаключительный. Срок не определен. На заключительном этапе предполагается проведение контрольной диагностики с целью выявления конструктивных навыков, которыми овладел ребенок. Основным на заключительном этапе является сопровождение ребенка в режимных и образовательных моментах в группе, закрепление полученных знаний, умений и навыков. Примерная периодичность сопровождения – 1-2 раза в неделю.








Ожидаемые результаты

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Промежуточные:

  • повышение уровня мотивации ребенка на игровых сеансах;
  • повышение уровня активности ребенка;
  • развитие двуручного способа обследования предметов;
  • знание форм, величины, расположения предметов относительно друг друга на плоскости;
  • понимание свойств строительного материала на текстильной застежке (возможность и прочность соединения, устойчивость);
  • умение соединять элементы в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
  • умение сооружать элементарные постройки, типа «башня», «дорога» (четкость соединения деталей значения не имеет).
  • повышение уровня осведомленности ребенка (знание составляющих построек, назначение и способы использования).
  • стабильный средний/высокий уровень мотивации ребенка на игровых сеансах;
  • средний/высокий уровень активности ребенка (ребенок спокойно/с удовольствием посещает занятия, проявляет активность);
  • умение обследовать предметы двуручным способом;
  • знание форм, величины, расположения предметов относительно друг друга на плоскости;
  • понимание свойств строительного материала на текстильной застежке (возможность и прочность соединения, устойчивость);

Итоговые:

· стабильный средний/высокий уровень мотивации ребенка на игровых сеансах;

· средний/высокий уровень активности ребенка (ребенок спокойно/с удовольствием посещает занятия, проявляет активность);

· умение обследовать предметы двуручным способом;

· знание форм, величины, расположения предметов относительно друг друга на плоскости;

· понимание свойств строительного материала на текстильной застежке (возможность и прочность соединения, устойчивость);

· умение сооружать элементарные постройки, типа «башня», «дорога» (важна четкость соединения элементов конструктора);

· умение сооружать более функциональные постройки типа «гараж», «мост», «дом», определять у них составные части (пол, потолок, стены, этажность и т.д.).

Анализ результатов проекта и выводы
  • Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные:

  • повышение уровня активности ребенка в целом.
  • повышение уровня коммуникативных компетенций ребенка;
  • повышение общего уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного отделения.

Количественные:

Проведение всех блоков коррекционно-развивающей работы по овладению ребенком навыками конструирования в комфортные для него сроки.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.

Данная психолого-педагогическая программа была апробирована на базе дошкольного отделения 2 ГБПОУ "Колледж малого бизнеса № 4" (ранее ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 224).

Сроки апробации: 2012 - 2014

Продолжительность: индивидуально в течение учебного года.

Количество участников: 9 детей, 1 психолог (Всего 10 человек)

Ведущий (психолог) - 1 человек.

Сроки апробации: 2014- 2016

Продолжительность: индивидуально в течение учебного года.

Количество участников: 7 детей, 1 психолог (Всего 8 человек)

Ведущий (психолог) - 1 человек.

Сроки апробации: 2015- н.в.

Продолжительность: индивидуально в течение учебного года.

Количество участников: 6 детей, 1 психолог (Всего 7 человек)

Ведущий (психолог) - 1 человек.

В результате обучения конструированию по представляемой технологии абсолютно все дети показали качественные изменения в структуре из деятельности в целом. Дети обучились создавать элементарные постройки (самостоятельно или с помощью - в зависимости от степени и структуры нарушения развития). 12 детей научились переносить свои навыки конструирования на работу с обычным деревянным конструктором. Все показали повышение мотивационного компонента деятельности, что было отмечено не только на занятиях по конструированию. Таким образом, использование технологии показало положительные результаты в освоении детьми с ограниченными возможностями навыков конструирования.

Видео-интервью