Наверх

Проекты победителей

Заявка № 439
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Тема: «Успешная социализация младшего дошкольника путем объединения в сообщество семьи и ДОО»

Актуальность:

Для общества: активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Для ребенка: первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Для семьи: если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Для педагогического сообщества: внедрение разработанной системы партнерского взаимодействия с родителями позволит педагогам добиться плодотворных результатов по социализации воспитанников.

Проанализировав работу в данном направлении, я пришла к выводу, что добиться больших успехов в воспитании детей можно только при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.

В связи, с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы.

Цель: успешная социализация дошкольника путем объединения в сообщество семьи и ДОО.

Задачи:

  • Способствовать формированию первичных личностных представлений о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях;
  • Создать условия для приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Содействовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • Создать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • Содействовать формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Для педагога:

1.Разработать и внедрить в практику систему сотрудничества семьи и ДОО, способствующую успешной социализации дошкольника.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

3.Способствовать активному включению родителей в образовательную деятельность детского сада.

Инновационные формы : "День за днем", Объемная модель "Чудо - деревце", "Рисуем пальчиками", "Звезда дня", "Я хочу научиться", "Учим дома", "СМС - почта", "Новости недели", "Семейный дневник"; "Копилка добрых дел", "Мини библиотека"; "Портфолио ребенка"; "Здравствуйте, я пришел", "Мониторинговая карта для родителей".

Подробная инструкция

Этапы работы:

Первый этап: Диагностирующий

Цель: определение уровня социально – личностного развития дошкольника и социологическое исследование семьи.

На первом этапе для выявления уровня социально- личностного развития детей я взяла за основу критерии, разработанные авторским коллективом педагогов Е.А. Петровой и Г.Г. Козловой.

Данные показали, что уровень сформированности социально – личностного развития находится на уровне ниже среднего. Дети с определенными трудностями идут на контакт со взрослыми. Данные наблюдения за детьми показали дефицита культуры общения. У детей наблюдались негативные проявления: грубостьпо отношению к сверстнику и взрослым. Некоторые с трудностью играли рядом, не находили общего контакта, не могли договориться.

Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка я диагностировала характер семейного воспитания. Я проводила наблюдения анкетирование, беседы среди родителей.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей: родителей – активистов, родителей- исполнителей, родителей – наблюдателей.

Анализ данных социологических исследований семей помог подобрать более эффективные формы сотрудничества.

Второй этап: Практический

Цель: реализация системы сотрудничества ДОО с семьей.

Представленное планирование предполагает реализацию в течении года, с использованием традиционных и инновационных форм и методов. Составлено не жестко и оставляет возможность корректировки, отталкиваясь от интересов и потребностей детей и родителей.

Система сотрудничества ДОО с семьей

Сроки проведения

Мероприятия

Наглядная информация

Сентябрь

Анкетирование:

«Давайте познакомимся», «Знаете ли вы своего ребенка»

Конкурс – выставка семейных работ:

«Веселые овощи»

«Мой любимый букет»

Фоторепортаж:

«Вот и лето прошло»

Праздничные развлечения:

«День знаний»

Родительское собрание:

«Задачи воспитания и обучения на учебный год»,

«Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Оформление семейного альбома.

Оформление «Здравствуйте, я пришел»

НОД

Режим дня

План образовательной работы с детьми

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Адаптация ребенка к детскому саду»,

«Возрастные особенности – физическое воспитание»,

Рекомендации:

«Обувь для детского сада»,

«Профилактика плоскостопия у детей»,

«Комплекс упражнений при плоскостопии»

Папка – передвижка:

«Режим дня основы жизни ребенка»

Памятка:

«Формируйте здоровый образ жизни»

Октябрь

Выставка - конкурс:

поделка «Любимому воспитателю»

Буклеты:

«Что должен знать и уметь ребенок в 3 – 4 года»

Индивидуальные беседы с родителями:

«Почему ребенок не хочет идти в детский сад»,

«Как реагировать на истерики», «Режим – это важно»

Осенний праздник:

«Осень, осень в гости просим»

Фоторепортаж

осеннего праздника

Оформление альбома «Наша группа»

Оформление рубрики «Я хочу научиться»

Папка – передвижка:

«Конвенция о правах детей, права детей»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Родителям о ФГОС ДО»,

«Влияние персонажей монстров на детскую психику»,

«Работа младенцев красками – начало творческой деятельности»,

«Какие игрушки покупать детям»,

Рекомендации:

«Как не надо вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет»

Ноябрь

Оформление альбома: «Воспитание ребенка стихами»

Совместная выставка рисунковродителей и детей:

«Рисуем вместе с мамой»

Индивидуальные беседы с родителями:

«Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Акция:

«Покормим птиц зимой», изготовление кормушек

Круглый стол «Общаться с ребенком – это как?»

Рекомендации:

«Начинаем утро с зарядки»,

«Воспитание навыков самостоятельности»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Развиваем мелкую моторику рук»,

«Как научить ребенка слову «нельзя?»,

«Зачем детям домашние животные»,

«Дидактическая игра, как важное средство умственного развития ребенка»

Папка -передвижка:

«Как избежать неприятностей»,

«Праздник наших мам»

Декабрь

Совместноеукрашение группы к Новому году

Выставка поделок:

«Волшебный новый год»

Рекомендации:

по составлению детского портфолио»

Индивидуальные беседы:

«Соблюдение режима дня в зимние каникулы»

Праздничные развлечения: «Новогодний утренник»

Фоторепортаж:

новогоднего утренника

Рекомендации:

«Живем по режиму»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»,

«Формирование интереса у детей 4 – го года жизни к людям разных профессий»

«Возрастные особенности – сенсорное воспитание»

Папка – передвижка:

«С Новым годом»

Январь

Анкетирование:

«Ребенок и телевидение»

Родительское собрание в форме конференции:

« Телевидение в жизни ребенка»

Конкурс:

«Зимний городок»

Фоторепортаж:

«Зимний городок»

Оформление модели:

«Чудо – деревце»

Буклеты:

«Как отучить ребенка от телевизора»

Рекомендации:

«Гимнастика для глаз »

«Правила, которые помогут сохранить здоровье»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Когда на улице снег»,

«Безопасность в вашем доме»,

«Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»,

«Какую художественную литературу читать детям»

Февраль

Фотовыставка:

«Мой папа - самый лучший»

Оформление стенда:

«Звезда дня»

Анкетирование:

«Семейный досуг»

Проектная деятельность

«Я и моя семья»

Привлечение родителей к мелкому ремонту в группе.

Рекомендации:

«Значение дневного сна для ребенка»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Роль отца в воспитании ребенка»,

«Формирование культуры трапезы»

«Возрастные особенности – изобразительная деятельность»

Папка – передвижка»:

«День Защитника Отечества»

Март

Фотовыставка:

«Мама, мамочка, мамуля»

«Мы – мамины помощники»

«Генеалогическое древо»

Акция:

«Подари цветок»

Оформление тетради:

«Кладовая отзывов и предложений»

Весенний праздник

Фотовыставка:

«Весенний утренник»

Выставка поделок

«Цветы для мамы»

Привлечение родителей к вязанию и шитью одежды для

кукол

Игровой тренинг «Познай себя и ребенка»

Мониторинговая карта для родителей

Рекомендации:

«Советы логопеда»

Консультации:

«Как научить ребенка правилам поведения на дороге»,

«Фантазия и ложь у детей 3 – 4 лет»

«Возрастные особенности – РЭМП»

«Если ребенок плохо ест»

Папка –передвижка:

«8 марта»

Апрель

Выставка – конкурс семейных работ:

«Семейной хобби»

Фоторепортаж:

«Жизнь нашей группы»

День добрых дел:

«Выносной материал»

Оформление:

«СМС почты»

Праздничное развлечение:

Праздник «Весны»

Театрализованный показ детьми сказки «Репка»

Памятки – буклеты:

«Что должен знать и уметь выпускник младшей группы»

Мониторинговая карта для родителей

Консультации:

«Основы пожарной безопасности для детей»

«Правила поведения детей при пожаре»

«Воспитание самостоятельности у детей»

Рекомендации:

«Профилактика кишечных заболеваний»

Папка – передвижка:

«День космонавтики -12 апреля»,

«Ай –да масленица»

Май

Фоторепортаж:

« Мы на прогулке»

Фотовыставка:

«Звезда памяти»

Всероссийский конкурс детского рисунка «Галерея Великой Победы»

Буклеты:

«Безопасность детей в летний период»

Родительское собрание:

«Вот и стали мы на год взрослее»

Привлечение родителей к ремонту веранды, покраске построек

Консультация:

«Путешествие с ребенком»

«Обеспечение безопасности детей»

Мониторинговая карта для родителей

«Прогулка – это важно!»

«Игры на природе»

Папки – передвижки:

«Закаляемся водой»,

«Солнце хорошо, но в меру»,

«Травмы летом»,

«9 мая – Победа», «Атрибуты праздника»,

«Безопасность на дороге»

Рекомендации:

«Что делать при укусах комаров, ожоге солнечном ударе»,

«Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»,

«Остерегайтесь клещей»

Инновационные формы сотрудничества:

  • Мониторинговая карта, которая используется для привлечения внимания родителей к возможным достижениям ребенка в рамках темы. Такие карты помогают родителям про диагностировать своего ребенка, на предмет знаний в рамках темы.
  • Рубрика в ней размещена информация, которая рассказывает родителям о занятиях детей в течение дня и побуждает родителей к беседам с детьми о прошедшем дне. Также позволяет родителям участвовать в образовательной деятельности.

Доказательство тому, пример: когда тема недели была «Пожарная безопасность», родители приносили пожарные машины, если мы изучали овощи и фрукты приносили книжки по данной теме.

  • С помощью рубрики «Новость недели» родители получают информацию о значимых событиях, происшедших с нами на этой недели.
  • Рубрика «Учим дома» содержит подборку стихотворений, по изучаемой теме: пальчиковые игры, стихи, загадки, песенки.
  • «Звезда дня». На самом видном месте вывешиваю плакат с фотографией ребенка, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди занимает это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я - концепции», развитие самосознания и самооценки. Если ребенок чем то отличился, помог кому то, я ловлю момент- фотографирую и затем вывешиваю в приемную.
  • Фоторепортаж с места событий. Любое событие в жизни нашей группы, будь то приезд артистов,зимние развлечения, игры, праздники, прогулки – все выходит на всеобщее обозрение и отражается на стенде в приемной группы.
  • «Я хочу научиться» - В этой рубрике я подсказываю родителям чему хочет научиться ребенок. Н – р: научиться правильно держать ложку, научиться самостоятельно одеваться, научиться делиться игрушками и т.п.Подсказываю, на что обратить внимание.

Сначала надпись появляется в этой рубрике, и когда я вижу достижения ребенка, что он научился, демонстрирую его в рубрике «Звезда дня» и такая форма является более эффективной.

  • «Здравствуйте, я пришел», размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. У него поднимается настроение.
  • Альбом «Воспитание ребенка стихами» оформляется родителями вместе с детьми, здесь они пишут стихи, которые помогают им в воспитании ребенка.Альбом просматриваем с детьми в группе, читаем стишки.Если родители используют эти стихи дома, то и мне они являются помощниками для воздействия на ребенка.
  • Портфолио ребенка. Можно сказать, что это уникальный в своем роде сборник, где под одной обложкой собраны доказательства индивидуальных достижений ребенка. Ведение портфолио помогает родителям установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе. Портфолио позволяет мне более подробно узнать об особенностях ребенка, его интересах, увлечениях.Эта книжка о ребенке хранится в группе и ребенок может ее периодически просматривать. Например, если ребенок пришел в плохом настроении с детский сад, то я предлагаю посмотреть книжку о себе, и плохое настроение пропадает.
  • Для вовлечения семьи в работу по формированию у детей интереса к художественному слову, создана объемная модель «Чудо – деревце». На этом деревце картинки появляются после того, как ребенок, выучив дома стихотворение или загадку, приходит в детский сад и выразительно рассказывает его перед всеми детьми. Все картинки на «Чудо – деревце» разноцветные, у каждого ребенка свой цвет. Так складывается представление о количестве рассказанных ребенком стихотворений. Присутствие личной картинки на деревце формирует у ребенка чувство радости, гордости и сопричастности к общему делу! Это деревце стоит в приемной. В результате, например, у Сони Ш. произошел мощный толчок в речевом развитии.
  • Свои впечатления от совместного отдыха с детьми родители отражают в альбоме «Семейный дневник». Дети рассматривают альбом, показывают друг другу фотографии, рассказывают о своих событиях.
  • Советы «Школы семи гномов»: «Рисуем пальчиками» помогают родителям приобщить ребенка к художественному творчеству. В коробочке родители могут взять шаблоны картинок и порисовать с ребенком дома.
  • Мини библиотека. Родители вместе с ребенком имеют возможность выбрать и взять понравившуюся книгу и игру домой. В библиотеке находятся не только художественная литература, но и книги для педагогического просвещения родителей.
  • Творческая выставка «Рисуем вместе с мамой» - это добрая традиция, которая появилась у нас в группе в преддверии празднования дня матери. Инициатором данной традиции стала семья Лизы С., которая однажды принесла рисунок, выполненный вместе с мамой. Я эту идею поддержала и теперь эта выставка стала ежегодной.

Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставкам в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

В рамках проекта «Моя семья» родители составляют генеалогическое древо, оформляют выставки «Мама, мамочка, мамуля», «Мамины помощники», «Мой папа самый лучший». Дети в течение дня имеют возможность подойти, посмотреть на родные лица, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии и создает ситуацию психологического комфорта. А мне, как педагогу, это помогает решать множество задач по социально – коммуникативному и речевому развитию ребенка.

Выставки были мобильными: сначала проходили в приемной, а потом ее перемещали в групповую комнату.

Данные формы работы создавали условия для формирования у детей уважительного отношения и принадлежности к своей семье.

Я убедилась на практике, что совместная деятельность родителей и детей не только обогащает семейный досуг, но и объединяет их общими делами, способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, способствует эмоциональному удовлетворению.

В педагогическом просвещении родителей тоже стараюсь использовать инновационные формы организации с использованием интерактивных методов: дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю практические задания, игры, музыкальное оформление.

В условиях социализации дошкольника большую роль играет развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации. Родители являются большими помощниками в обогащении среды.

Представленная система, которая включает в себя инновационные формы сотрудничества, позволила выстроить партнерские отношения с семьей, что является важным условием социализации личности дошкольника.

Третий этап: Итоговый

Цель: определение эффективности.

Ожидаемые результаты

Для ребенка:

  • у детей сформировались уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье,к сообществу сверстников и взрослых;
  • сформировались чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
  • сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • дети получают эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности с взрослыми;

Для родителей:

  • у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • у родителей сформирована потребность в частом индивидуальном общении с детьми;
  • родители готовы решать проблемы своих детей вместе с педагогами и совместно создавать условия для полноценного пребывания ребёнка в детском саду;
  • родители стали всё более активными и профессионально грамотными участниками процесса развития своего ребёнка;
  • родители удовлетворены работой педагогов;
  • выбрана общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОО.

Для педагога:

  • педагог получает опыт сотрудничества с семьями воспитанников;
  • все участники, преодолевая психологические барьеры, чувствуют наибольший эмоциональный комфорт в общении, актуальном взаимодействии, становясь партнерами.
Анализ результатов проекта и выводы

Результат исследования на конечном этапе позволил определить степень возрастания социально – личностных характеристик. Динамика наблюдается по всем направлениям, а именно:

  • соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения на 40%;
  • готовность к общению на 17%;
  • умение общаться с взрослыми на 33%; со сверстниками на 34%
  • отзывчивость на эмоциональное состояние окружающих; тенденция к ответственности; мотив в различным видам деятельности на 30%
  • тенденция к самостоятельности на 27%
  • импульсивность – рефлексивность на 23%
  • характер игровой деятельности на 13%

На 40 % увеличилось число родителей – активистов; на 66 % уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей ребенка стала более гибкой.Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

По результатам наблюдения за детьми, отмечена положительная динамика социально-личностного развития, что свидетельствует об эффективности разработанной системы.

Реализация этой системы работы позволила добиться определенных результатов: дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, относиться к доброжелательностью к своим сверстникам, стали эмоционально стабильными.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Педагог получает опыт сотрудничества с семьями воспитанников.