Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1300
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

В условиях реализации ФГОС ДО значительное внимание уделяется «…созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми миром». Перед педагогами и специалистами ставится сложная задачи перехода к инновационным формам работы, которые обеспечат формирование обшей культуры воспитанников ДОУ и качественное психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психосоциального развития.

Создавая определённые условия для формирования качественного психолого-педагогического сопровождения, педагоги ДОУ нередко сталкиваются с рядом проблем:

- многообразие негативных эмоций во взаимоотношениях со сверстниками;

- формирование у детей замкнутости, страхов, неуверенности в себе;

- проявление агрессивного поведения;

- трансформация обидчивости в свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений.

Среди многообразных, негативных переживаний особое место занимает обида. С одной стороны, сигнализируя о нарушении социального контакта, она стимулирует человека на его восстановление, являясь позитивным регулятором при социальном взаимодействии. С другой стороны, частые обиды могут способствовать уходу в себя, в свои переживания, закрепляясь, перерастать в обидчивость как свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений. Повышенная обидчивость в дошкольном детстве может привести к проблемам во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми в школьный период.

Проблема обиды и обидчивости, в той или иной мере, рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития эмоционально - личностной сферы и ее коррекции. В частности, К. Хорни, рассматривает обиду как проявление базальной тревожности, которое возникает вследствие вытеснения базальной агрессивности. В гештальттерапии Ф. Перлза обида рассматривается как симптом нарушенного патологического слияния. С позиций транзактного анализа — это адаптивное чувство, инфантильная реакция «дитя». А. Басе, А. Дарки говорят об обиде как агрессивной реакции.

В отечественной психологии обида разрабатывается Ю.М. Орловым в русле проблем саногенного мышления. Д. Ольшанский рассматривает ее как демонстративную реакцию, а М.В. Зюзько, А.Г. Шмелев относят обиду к признакам эгоцентризма личности. Обидчивость В.В. Столин определяет как конфликтный смысл отношения к себе, как одну из внутренних преград личности. Различные типологии характера Э. Шострома, К. Юнга, К. Леонгарда, А.Е. Личко содержат в описании некоторых типов обидчивость, которая в сочетании с другими чертами образует характер человека.

К сожалению, эмоциональной сфере дошкольников, особенно в части ее негативных проявлений, посвящено небольшое число работ. В основном они освещают проблемы детской агрессивности, тревожности, негативизма, упрямства (М. В. Алхимова, Л. Берковиц, Г. Т. Румянцева, И. А. Фурманов, О. В. Хухлаева, О. И. Шляхтина, Л. С. Славина, Б. М. Теплова, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, И. В. Дубровина, СВ. Кондратьева, Т. В. Лаврентьева и др.). Все это позволяет констатировать наличие следующего противоречия: с одной стороны, дошкольный возраст является сензитивным для проявлений обид и закрепления обидчивости в черту характера, с другой стороны - практически отсутствуют исследования, раскрывающие своеобразие переживания обиды в дошкольном возрасте и пути ее преодоления.

Сама по себе обида - нормальная реакция, сигнализирующая о нарушении социального контакта. В тоже время имеется немало детей, которые нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания. Обидчивость, становясь чертой характера, способствует формированию соответствующего типа личности, нарушает его адаптационные возможности.

Первые обиды возникают в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3-4 лет) могут расстраиваться, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Во всей своей полноте феномен обиды начинает проявляться после 5 лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды, как правило, начинает выступать сверстник.

Однако, после пяти лет, все обстоит иначе. И это «иначе» связано с тем, что у ребенка усиливается не только чувство собственного достоинства, но и появляется потребность в уважении его «я», в признании его не только взрослыми, но и сверстниками. И вот это, начавшее взрослеть «я», у обидчивого ребенка очень гипертрофированно и ранимо.

Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям можно отнести:

  • игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли);
  • отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);
  • неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);
  • успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Различают адекватный и неадекватный повод для проявления обиды.

Адекватнымможно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Также обоснованной можно считать обиду, если ее нанес значимый для малыша человек, на признание и внимание которого он рассчитывает.

Неадекватным для проявления обиды является повод, когда партнеры на самом деле не испытывают неуважения или отвержения к обиженному. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение окружающих, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает другим.

Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Иными словами, обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много. Используя эти критерии в процессе наблюдения за детьми, можно выделить малышей, склонных к обидчивости.

Анализ образовательной ситуации в дошкольном учреждении показал, обидчивость связана с личностными особенностями ребёнка и это проявляется в следующем:

  • яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается ребенком как отрицание его самого;
  • восприятие окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к нему;
  • фантастический характер рассказов;
  • собственные фантазии, в которых обидчивый ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью) закрывают от него реальность и замещают действительные отношения с другими детьми. Оценка своего «я» и отношения к себе замещает для них непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними.
  • самооценка обидчивых детей достаточно высока и мало отличается от показателей других детей. Однако у этой группы детей наблюдаются значительные расхождения между тем, как он сам оценивает себя, и как, с его точки зрения, его оценивают другие люди (родители и сверстники).

Таким образом, анализ образовательной ситуации позволил выделить общие проблемы детей, страдающих повышенной обидчивостью:

  • у обидчивых детей существует явное ощущение своей «недооцененности», непризнанности их достоинств и собственной отверженности, которое не соответствует действительности. Заниженная оценка обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно их собственных представлений.
  • попадая в конфликтную ситуацию, а порой - инициируя ее, обидчивые дети не пытаются разрешить трудное положение, а как бы «застревают» в ссоре и погружаются в оценивание ее участников;
  • иногда поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе;
  • испытывая острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении, ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости»;
  • часто дети чувствуют себя отвергнутыми и ущемленными.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненные отношение ребенка к себе и неадекватная самооценка. Поэтому именно это обусловливает необходимость изучения проявления обиды и обидчивости как свойства личности у детей – дошкольников и разработку системы профилактической работы по преодолению детской обидчивости.

Для совершенствования и развития работы по профилактике и коррекции объективных и субъективных факторов риска нарушения социального здоровья дошкольников в МБДОУ реализовывался инновационный проект «Психолого-педагогические стратегии формирования социального здоровья воспитанников ДОУ», в котором одним из приоритетных направлений стала - профилактика возникновения обидчивости у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Мирилка».

Реализация данной программы помогает решить ряд задач психолого-педагогического сопровождения:

Необходимость данной программы обусловлена следующими факторами:

- недостаточностью специальных исследований, которые касались бы изучения проявления и преодоления обидчивости у детей дошкольного возраста. Имеющиеся исследования и практические наработки касаются таких возрастных групп, как взрослые, дети школьного и подросткового возраста;

- своевременностью проведения профилактической работы во избежание коррекции нарушений в формировании личности ребёнка. Ранее внимание к проявлению негативных эмоций во взаимоотношения со сверстником обеспечит профилактическую работу с детьми и поможет им безболезненно выстраивать новые отношения с социальной средой.

Новизна предлагаемой программы «Мирилка» заключается в следующем:

1) выстроена система профилактической работы, которая включает в себя 4 блока:

- 1 блок - снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций у ребёнка – дошкольника;

- 2 блок - повышение самоуважения ребенка - дошкольника, развитие спонтанности;

- 3 блок - повышение уровня устойчивости к стрессовым ситуациям у детей дошкольного возраста;

- 4 блок - решение детьми дошкольного возраста ситуаций, которые провоцируют состояние обидчивости.

2) сделан акцент не на коррекционную работу, а на создание развивающих ситуаций.

3) апробированы качественно новые формы работы, в которых приоритетным направлением является игровая деятельность.

Основная цель программы "Мирилка": обеспечение профилактики негативных эмоциональных состояний детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Основными задачами выступили:

1. Разработка диагностической методики, направленной на выявление повышенной обидчивости у детей дошкольного возраста.

2. Разработка системы профилактической работы не только с детьми «группы внимания», но и со всем детским коллективом среднего и старшего дошкольного возраста ДОУ.

Подробная инструкция

Реализация данной программы помогает решить ряд задач психолого-педагогического сопровождения:

Необходимость данной программы обусловлена следующими факторами:

- недостаточностью специальных исследований, которые касались бы изучения проявления и преодоления обидчивости у детей дошкольного возраста. Имеющиеся исследования и практические наработки касаются таких возрастных групп, как взрослые, дети школьного и подросткового возраста;

- своевременностью проведения профилактической работы во избежание коррекции нарушений в формировании личности ребёнка. Ранее внимание к проявлению негативных эмоций во взаимоотношения со сверстником обеспечит профилактическую работу с детьми и поможет им безболезненно выстраивать новые отношения с социальной средой.

Структурно-содержательная модель программы отражает основные направления работы со всеми участниками образовательных отношений: детьми, педагогами, родителями (Рисунок 1).

1. Информационно-аналитическое направление включает в себя диагностическое обследование детей посредством экспертной оценки педагогов групп, анкетирование педагогов, родителей, а также информирование данных субъектов о результатах исследований. Исходя из полученных результатов, осуществляется планирование дальнейшей работы со всеми субъектами профилактики. Совместно с педагогами составляется образовательный маршрут социальной ситуации развития каждой конкретной группы, планируются мероприятия с детьми и родителями. Разработанное годовое перспективное планирование совместной деятельности воспитателя группы и специалиста помогает достигать поставленных задач в полной мере.

2) Реализации практического направления осуществляется через игровую деятельность посредством создания различных ситуаций общения с детьми: игровых, развивающих, проблемно-ориентированных. Данная работа ведётся по блокам, в каждом из которых решаются свои задачи.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций у ребёнка - дошкольника.

Задачи:

- снизить эмоциональное напряжение;

- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

- развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё.

Блок 2. Повышение самоуважения ребенка - дошкольника, развитие спонтанности.

Задачи:

- способствовать развитию самоуважения детей;

- способствовать развитию спонтанности детей;

- развить рефлексию эмоциональных состояний;

- способствовать самовыражению детей.

Блок 3. Повышение уровня устойчивости к стрессовым ситуациям у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- выработать адекватные реакции на возможные затруднения, возникающие в процессе общения детей в группе сверстников;

- отработать варианты поведения в возможных стрессовых ситуациях (поведение моделируется в рассказах, обсуждается и отрабатывается в игровых упражнениях, этюдах).

Блок 4. Решение детьми дошкольного возраста ситуаций, которые провоцируют состояние обидчивости.

Задачи:

- учить детей видеть разные выходы из состояния обидчивости;

- учить детей выбирать позитивный вариант выхода из состояния обидчивости.

Структура занятия включает в себя:

- ритуал приветствия, который помогает настроиться на психоэмоциональную атмосферу всей группы;

- основная часть занятия в зависимости от тематики предполагает различные виды деятельности (этюды, подвижные игры, игры на сплочение, словотворчество, рисование, беседа, прослушивание и обсуждение сказок и т.д.);

- рефлексия даёт возможность каждому ребёнку рассказать о своих чувствах и эмоциях;

- ритуал прощания помогает плавно и безболезненно выйти предложенной игровой ситуации.

Формами организации занятий являются:

- игры на сплочение детского коллектива;

- моделирование ситуаций;

- игровые тренинги;

- игры – путешествия;

- игры - квесты;

- проекты.

Данные формы позволяют детям преодолевать свои негативные чувства и эмоции и дают возможность предлагать нестандартные варианты выхода из состояния обидчивости. Игры – квесты очень увлекательное занятие для детей, которое помогает сплотить детский коллектив при достижении общих целей. Такая форма работы объединяет детей всей группы, помогает детям развивать умение действовать сообща при принятии решений.

Наиболее интересной формой взаимодействия детей, родителей и педагогов стала реализация совместных проектов. Например, проект «Дружные ребята», организованный в старшей группе, помог сплотить не только детский коллектив, но и детско-родительский коллектив всей группы. Педагоги получили уникальную возможность ещё ближе познакомиться с семьями воспитанников при создании интерактивной книги «Книга дружбы нашей группы». На страницах книги удалось по-новому взглянуть на отношение детей и родителей к пониманию «дружбы» в их семьях.

Наиболее эффективными методами работы являются:

  • метод игротерапии, который помогает ребёнку естественно развиваться. Смена игровых ситуаций и видов деятельности даёт ребёнку возможность переключать внимание, снижает его утомляемость.
  • метод куклотерапии помогает ребенку общаться со взрослым опосредованно, через кукольный персонаж, что стимулирует ребенка к установлению контакта со взрослыми и сверстниками.

3) Творческое направление осуществляется через привлечение детей, родителей и педагогов к активному взаимодействию через различные виды продуктивной деятельности.

Наиболее интересными формами в этом направлении стали детские мастер-классы. Индивидуальный мастер – класс даёт каждому ребёнку почувствовать себя «звездой», быть в центре внимания среди своих сверстников, что особо значимо для обидчивых детей. Такая форма работы решает многие личностные проблемы детей:

- возникает возможность привлечь к себе внимание позитивным способом;

- появляется дополнительная возможность для положительной оценки своих действий не только педагогом, но и сверстниками группы.

Достаточно успешно можно и нужно переключать внимание детей с состояния обидчивости на творческую деятельность. Это даёт детям возможность созидать и полноценно общаться со сверстниками и радоваться их успехам.

Ожидаемые результаты

Реализация профилактической работы по программе "Мирилка" предполагает, что у детей будут наблюдаться следующие изменения:

- снижение чувствительности к оценке взрослого;

- проявление самокритичности;

- развитие самоуважения;

- уменьшение количества демонстративных реакций;

- качественные изменения в общении и межличностных отношениях детей;

-положительные тенденции в изменении «психологического микроклимата» во многих группах;

-самостоятельное урегулирование конфликтов без помощи педагогов группы;

- повышение уровня стрессоустойчивости.

Анализ результатов проекта и выводы

Для оценки эффективности проведенной профилактической работы с детьми группы риска была разработана диагностическая программа, в соответствии с возрастными особенностями проявления обидчивости и устойчивости к стрессовым ситуациям. Поэтому программа предназначена для трех возрастных категорий: детей средней, старшей и подготовительной групп.

Форма работы: экспертная оценка детей педагогами групп, анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

Цель: выявление критериев, которые способствуют возникновению и развитию у детей такого феномена, как «обидчивость» и отслеживание динамики в процессе проявлений обидчивости у детей среднего дошкольного возраста (снизился ли уровень проявления обидчивости у детей).

Сроки проведения: первая неделя сентября, четвёртая неделя мая.

Чтобы выявить возможные причины возникновения обидчивости у ребенка – дошкольника используется следующий инструментарий:

1) Диагностика, направленная на раннюю профилактику возникновения обидчивости, в частности, на возможные проявления у детей признаков обидчивости, а также на уровень устойчивости к стрессовым ситуациям посредством экспертной оценки (авторская разработка Иохим Л.С. в Приложении 7).

В основу данной диагностики положен метод наблюдения, целью которого стало выявление у детей дошкольного возраста обидчивости и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Основными показателями, по которым оценивалась обидчивость у ребенка были:

- демонстрация ребенком своей обиженности;

- неумение устанавливать дружеские отношения;

- прекращение контактов с окружающими на неопределенный срок;

- негативное отношение к успехам других;

- восприятие окружающих, как источник отрицательного отношения;

- осуждение одних и оправдывание других чаще всего - себя;

- постоянная потребность в положительной оценке своих действий, поступков.

Основными показателями, по которым фиксировалась устойчивость к стрессовым ситуациям были:

- повышенная чувствительность к оценке взрослого;

- трудности контакта с детьми и взрослыми в ситуации стресса;

- отсутствие какой-либо самокритичности.

Каждый показатель оценивался в баллах:

0 – признак не выражен, никогда;

1 – признак выражен средне, иногда;

2 – признак выражен, часто.

2) Определение типа темперамента у ребенка группы риска. Обидчивость свойственна детям со слабой нервной системой, с ранимой и чувствительной и хрупкой невротической конструкцией. Именно такие дети, как правило, обладают меланхолическим темпераментом: они легко ранимы и застенчивы, неуверенны в себе, мнительны, замкнуты. Анкеты: «Выявление темперамента ребёнка» (О. Анисимович) – для воспитателей (Приложение 8); «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребёнка» - для родителей Приложение 9). Развёрнутая характеристика темперамента ребёнка в Приложении 10.

3) Определение стиля воспитания ребенка в семье осуществляется с помощью опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.М. Марковской (Приложение 11 а, б). Для ребенка из сверхопекающих семей нередко становится шоком то, что их недостаточно хвалят (до сих пор дома малыш был центром вселенной и постоянно слышал слова поддержки и поощрения), сравнивают с другими детьми не в его пользу. Описание стилей воспитания представлено в Приложении 11 а.

Количественные показатели результатов обследования детей представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

Количественные показатели детей «группы внимания» представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

Анализ полученных совокупных данных проведенной работы по формированию механизмов поведения в стрессовых ситуациях показал, что у детей:

- наблюдается снижение чувствительности к оценке взрослого;

- в ситуации стресса отмечается наличие контакта со сверстниками и взрослыми;

- у многих появляется самокритичность;

- уменьшается количество демонстративных реакций у детей;

- наблюдаются качественные изменения в общении и межличностных отношениях детей;

- наметились положительные тенденции в изменении «психологического микроклимата» во многих группах;

- у дошкольников развивается самоуважение;

- дети чаще разрешают конфликты без помощи педагогов группы.


Видео-интервью